Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Царствование императрицы Екатерины II. Церковно-земельные имущества и их секуляризация

Император Петр III, вступив на престол в декабре 1761 г., оставался тем же немцем по духу, каким приехал в Россию. Ко всему русскому относился он отрицательно, включая и духовенство. Сразу по воцарении Петр III заявил о своем намерении сократить число икон в православных церквях, также выразил желание, чтобы русские священники брили бороды и одевались в короткое платье, как одеваются немецкие пасторы. Архиепископ Димитрий (Сеченов) заявил ему, что «русское духовенство скорее даст себя вовсе истребить, чем станет равнодушно и в молчании смотреть на такие нововведения».

В 1762 г. Петр III издал указ о полной секуляризации церковной недвижимости, с передачей ведавшей им Коллегии экономии Сенату. Через три месяца после издания указа о секуляризации церковных земель Петр III был свергнут с престола сторонниками его супруги и вскоре «скоропостижно скончался». Российской самодержицей провозгласили Екатерину II. В манифесте Екатерины II от 28 июля 1762 г., который был составлен архиепископом Димитрием (Сеченовым), устранение Петра III объяснялось, прежде всего, тем, что в его правление нависла угроза над Православной Церковью.

Екатерина, усвоив догматическую истину Церкви, любила выставлять себя ее верной дочерью, защитницей Православия. На деле, однако, императрица была человеком нерелигиозным. Как правительница, она придерживалась того «просвещенного абсолютизма», проводниками которого были ее современники: прусский король Фридрих II Великий, австрийский император Иосиф II, шведский король Густав III и видные государственные деятели других стран. Все они, признавая, по прежнему, значение и силу твердой государственной власти, считали, что последняя должна идти навстречу разумным требованиям времени, по собственному почину проводя полезные народу преобразования. Екатерина состояла в переписке с Вольтером, Дидро, Даламбером, но крайних взглядов, которые высказывали эти философы, она не разделяла. В основе воззрений Екатерины на отношения между Церковью и государством лежала острая неприязнь к католической доктрине. Екатерина придерживалась принципов широкой веротерпимости.

В строе высшего церковного управления крупных перемен при Екатерине не было, кроме закрытия при Синоде коллегии экономии. Но произошли большие перемены в составе епископата. При Екатерине II выдвинулась целая плеяда новых людей из ученых великороссов, выпускников московской Славяно-греко-латинской академии. При воцарении императрицы первенствующим иерархом в Синоде был владыка Димитрий (Сеченов) (1709-1767), архиепископ новгородский, позднее митрополит. Он окончил Славяно-греко-латинскую академию, был в ней преподавателем красноречия, впоследствии выделяясь своим проповедничеством. Занимая Нижегородскую кафедру, развивал миссионерскую деятельность. Видным членом Синода недолго был тоже ученик Московской академии, Гедеон (Криновский), епископ Псковский, при императрице Елизавете, придворный проповедник и архимандрит Троице-Серпевой Лавры.

Историк Церкви П. Знаменский пишет: «При их поддержке возвысились потом воспитанники московской академии: Гавриил (Петров), в 1763году посвященный в епископа Тверского, а в 1770 г. сделанный архиепископом Петербургским, — архиерей-аскет, мудрый, скромный и исполнительный в делах; Платон (Левшин), в начале правления Екатерины бывший ректором академии, человек живой, впечатлительный, возбуждавший общие к себе симпатии, великий оратор и первая знаменитость своего века; Екатерина сделала его придворным проповедником и законноучителем наследника Павла Петровича. С 1768 г. Платон стал членом Синода, а с 1770 г. епископом Тверским после Гавриила».

Искусный и тонкий политик, Екатерина не сразу обнаружила своих намерений по отношению к Церкви. Через две недели по ее воцарении Сенат издал постановление о возвращении епархиальным домам, монастырям и церковным причтам принадлежавших им ранее земельных владений. Но прошло немного времени, и вышел манифест, в котором объявлялось намерение правительства заново рассмотреть вопрос о церковных вотчинах.

Манифестом от 26 февраля 1764 г. все населенные церковные имения передавались Коллегии экономии, и церковные учреждения совершенно устранялись от управления ими. Коллегия экономии, подведомственная Сенату, восстанавливалась через полтора года после ее упразднения самой же Екатериной. Монастыри и архиерейские дома в результате реформы утратили 8,5 миллионов десятин земли и около миллиона душ, следовательно, примерно 2 миллиона крестьян обоего пола. Монастыри лишились почти 1,5 миллионов рублей годового дохода. Передача земельных владений Церкви в государственную казну лишила монастыри главного материального источника существования. Государство, правда, брало на себя обязательство содержать монастыри из части доходов, которые поступали от секуляризованной земли. После ряда сокращений всего лишь 1/7 часть средств, поступавших от секуляризованных имений, коллегия экономии должна была выдавать на содержание епархиальных кафедр, монастырей и немногих приходских причтов, а остальные средства шли на государственные нужды.

Епархии и монастыри разделялись на три класса, и содержание их назначалось в зависимости от класса. При этом епархии первого и второго класса должны были управляться архиепископами, а третьего — епископами, первоклассные и второклассные монастыри — архимандритами, а третьеклассные — игуменами. В связи с этим для монастырей вводились так называемые «штаты». В штаты вошло 226 монастырей (159 мужских и 67 женских) — менее четверти всех обителей, находившихся в великорусских епархиях, где проводилась секуляризация. Из монастырей, оставшихся за рамками штатов, более 500 было упразднено, приблизительно 150 обителей не закрывались, но должны были существовать на приношения верующего народа и за счет маленьких участков ненаселенной земли, которая обрабатывалась руками самих иноков или нанятых работников.

Указ о секуляризации церковных владений явился сильным ударом по монастырям и монашеству. Ревностные архиереи, монахи и клирики, благочестивые миряне с сердечной болью переживали страшное разорение монастырей. Но мало кто решился на открытое возражение. Резкий протест выразил лишь митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич). Единомышленник митрополита Стефана (Яворского) и архиепископа Феофилакта (Лопатинского), он защищал православную веру от опасности протестантских влияний. В 1734 г. иеромонах Арсений отправился духовником с морской экспедицией на Камчатку. В 1741 г. совершенно неожиданно его хиротонисали в митрополита Тобольского. Присягая возведенному на престол младенцу Иоанну VI, святитель отказался давать присягу его матери-регентше. Новый переворот спас бесстрашного архиерея от расправы. Митрополит Арсений был переведен на древнюю Ростовскую кафедру. Когда в начале царствования Екатерины II поднят был вопрос о церковных землях, святитель встревожился о судьбе Церкви. Один за другим стал он подавать протесты в Синод. Святитель опасался полного исчезновения в России монастырей. Протесты встревоженного архипастыря доведены были до сведения императрицы. Екатерина вознегодовала и велела его судить Синоду. Суд над митрополитом Арсением состоялся 14 апреля 1763 г. в Москве. Синод приговорил его к лишению архиерейского сана. Главным судьей был давний недоброжелатель подсудимого Новгородский митрополит Димитрий (Сеченов). После вынесения приговора в кремлевских Патриарших крестовых палатах при стечении большой толпы народа, заполонившей синодальный двор, состоялось снятие сана с осужденного. Исповедник в одеянии простого монаха был под караулом отвезен на север, в Николо-Корельский монастырь.

Ненависть императрицы к исповеднику не угасла даже после расправы над ним. В 1767 г., когда стало известно, что митрополит Арсений не переменил своих взглядов и считал себя беззаконно осужденным, Екатерина II потребовала предать его новому суду. На этот раз страдальца лишили монашества и под именем «преступника Андрея Враля» заточили в Ревельскую крепость в крохотную камеру. Офицерам и солдатам запрещено было вступать в разговор с заключенным. По некоторым сведениям, узнику затыкали рот. 28 февраля 1772 г. муки узника закончились.

Страшная участь этого ревнителя православия произвела жуткое впечатление на иерархию и позволила правительству без всякого риска провести секуляризацию церковных земель в великорусских епархиях. В 1786 г. такая же реформа была проведена в малороссийских епархиях, а затем, два года спустя, также на Слободской Украине. В результате закрылось еще более 40 монастырей.

После секуляризации церковных земель и расправы над митрополитом Арсением правительство стало относиться к Церкви с бесцеремонностью, которая заставляла вспомнить о временах «бироновщины». В 1765 г. последовало назначение И.И. Мелиссино, окончившего сухопутный кадетский корпус, обер-прокурором Синода. В 1767 г. Мелиссино представил на рассмотрение Синода проект, в котором, помимо введения неограниченной веротерпимости, предлагал ослабить и сократить посты, отменить вечерни и всенощные, а вместо них ввести краткие молитвы с поучениями народу, прекратить содержание монахов, епископов и белого духовенства из казны, епископам дозволить «с законными женами сожитие иметь», отменить «поминовение усопших» и даже воспретить причастие младенцев в возрасте до 10 лет. Нелепость этого проекта потрясла членов Синода, и они попросту отказались принимать этот враждебный Православию документ на рассмотрение. В 1768 г. Мелиссино был уволен с поста обер-прокурора. Его заменил

П. П. Чебышев, невежественный «солдафон» в чине бригадира, который, понаслышке узнав о «современных идеях», открыто щеголял атеизмом и в присутствии членов Синода не удерживался от употребления «гнилых слов». Чебышев всячески препятствовал изданию апологетических сочинений, направленных против деизма и неверия. По подозрению духовенства в «фанатизме» из подсудности Синоду при нем изъяты были все дела о нарушении благочиния, о богохульстве, о колдовстве и суевериях. Мнения членов Синода часто не принимались во внимание при решении важных для Церкви вопросов. Чебышев всячески старался давить на Синод, но встречал сопротивление. Чебышев был уволен по подозрению о растрате казенных сумм. Следующие обер-прокуроры - С.В. Акчурин и А.И. Наумов - установили добрые отношения с членами Синода. Последним обер-прокурором при Екатерине был граф А.И. Мусин-Пушкин, известный археолог, член Академии Наук. Он взял в свои руки всю синодскую канцелярию. Будучи человеком церковным, Мусин-Пушкин не препятствовал членам Синода делать личные доклады императрице и получать от нее непосредственные указы.

Французская революция, начавшаяся в 1789 г. и приведшая к казни королевской четы, заставила императрицу заново продумать вопрос о влиянии просветительских, деистских и вольтерианских идей, которыми она охотно кокетничала до тех пор, на общественную и политическую жизнь. Напуганная грозными европейскими событиями, Екатерина приняла своевременное решение: «Закроем высокоумные наши книги и примемся за букварь». Последовал ряд действенных мер против бесконтрольного ввоза книг из Франции, против масонства, против всех вообще тайных обществ. Но одними запретами и ограничилась реакция правительства на антихристианский дух французской философии, который до революции почти насаждался в высшем обществе, а теперь был признан опасным и подрывным. Более глубоких перемен не последовало. В душе Екатерина по-прежнему оставалась далекой от православия.

В 1796 г. Екатерина Великая скончалась. Престол перешел к ее сыну Павлу, которого до тех пор тщательно устраняли от всякого участия в государственных делах.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Положение Русской Церкви при Елизавете Петровне | Синод в царствование императора Павла I (1796-1801)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.