Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Церковь в царствование императора Александра I (1801 - 1825). Библейское общество. Перевод Священного Писания на русский язык




В 1801 году, после убийства императора Павла, на российский престол взошел его сын Александр I. В начале царствования император мало интересовался церковными делами. Ближайшее его окружение составляли католик князь Чарторыжский и малорелигиозные люди — Новосильцев, граф Кочубей, граф Строганов. Из его сотрудников один М.М. Сперанский, происходивший из духовного сословия, выпускник Петербургской семинарии, хорошо знал церковные дела. Александр I поручил ему составить план преобразования всех правительственных и судебных учреждений империи. Сперанский первым в окружении царя поднял вопрос о состоянии Церкви, о духовном образовании и положении духовенства. Для проведения реформ по Ведомству православного исповедания решено было назначить в Синод нового, способного и энергичного обер-прокурора. В 1803 году обер-прокурором стал друг юности царя князь А.Н. Голицын. С именем этого деятеля связано усиление обер-прокурорской власти. А.Н. Голицын не получил никакого религиозного образования и в молодости к Церкви относился более чем равнодушно. Поставленный для надзора над Синодом, он основательно разобрался в ходе церковных дел. С годами А.Н. Голицын проникся религиозными настроениями. В поисках истины обратился к западным богословским и мистическим книгам и сначала увлекся католицизмом, потом — мистицизмом. Мечтательная религиозность, мистическое любопытство сочетались в нем с властным, деспотическим характером и незаурядным административным талантом.

В 1807 году по утвержденному царем докладу А.Н. Голицына был образован особый комитет из духовных и светских лиц. Комитету поручено было составить план реформы духовного образования и изыскать способы лучшего обеспечения духовенства. В ту пору во главе церковного управления стоял петербургский митрополит Амвросий (Подобедов), который умел наладить хорошие отношения с собратьями-иерархами и светской властью, во многих случаях ему удавалось дипломатично, но твердо защищать Церковь от властного произвола обер-прокурора. Главным помощником митрополита стал иеромонах Филарет (Василий Михайлович Дроздов — 1782-1867 гг.). Он родился в Коломне в семье бедного священника. В годы обучения в Троицкой семинарии выделился блестящими способностями и обратил на себя внимание митрополита Московского Платона. В 1808 году Василий Дроздов принял монашество с именем Филарета, вскоре его перевели в Петербург. Занимая посты ректора семинарии, духовной академии, профессора философии, святитель Филарет получил широкую известность и заслужил уважение как отличный администратор, глубокий богослов и блестящий проповедник. В 1817 г. он был возведен в сан епископа, в 1821 г. назначен на московскую кафедру (с 1826 г.— в сане митрополита), на которой оставался до последнего дня жизни. На всем протяжении своего церковного служения святитель Филарет неизменно оставался верным служителем Церкви.

В 1812 г. на Россию обрушились бедствия наполеоновского нашествия. Вражеские полки опустошили и разорили все уезды, по которым шли к Москве. Разорению и сожжению подверглась первопрестольная столица: 12 церквей сгорели дотла в московском пожаре, 115 были сильно повреждены, все остальные разграблены. В храмах завоеватели устраивали казармы, конюшни и бойни. Оставшиеся в Москве священники напутствовали Святыми Тайнами больных и умирающих. От неприятельских солдат они выносили поругания и оскорбления, многие из них мученически пострадали за веру от захватчиков.

В самом начале войны Святейший Синод в особом послании благословил православный народ России на отпор врагу и защиту Отечества. В храмах служились молебны о победе русского оружия. Полковые священники на полях битв проявляли бесстрашие. Духовные лица находились и в партизанских отрядах. Синод пожертвовал на военные нужды 1,5 миллиона рублей. На спасение родины жертвовали свои сбережения архиереи и монастыри, священнослужители и миряне. После войны всюду, где побывали французы, надо было восстанавливать монастыри и храмы, оказывать помощь разоренному духовенству. На эти цели Синод выделил еще 3,5 миллиона рублей.

Страшные бедствия, перенесенные Россией в Отечественную войну, вызвали глубокие перемены в настроениях общества. Прежние галломанские увлечения обнаружили свой антинациональный характер. Душевный перелом пережил и Александр I. Он говорил: «Пожар Москвы осветил мою душу, и суд Божий на ледяных полях наполнил мое сердце теплотою веры, какой я до сих пор не ощущал. Тогда я познал Бога, как Его описывает Священное Писание». Это признание характеризует настроения не только самого государя, но и значительной части высшего общества, переживавшего тогда реакцию на прежние вольнодумные увлечения екатерининского века. Но в этом состоянии люди, отставшие от основных начал русской жизни, забывшие о родной вере, нередко обращались не к святым отцам, а к книгам западных богословов, мистиков, религиозных философов. Сам император, находясь с армией за границей, встречался со всякого рода мистиками сектантского толка. В Силезии он беседовал с моравскими братьями, в Лондоне встречался с квакерами, молился вместе с ними и приглашал их в Россию для устройства ланкастерских школ, тюрем и филантропических учреждений.

Мистические настроения захватили и А.Н. Голицына. Будучи сторонником идеи некоего универсального «нового христианства» надконфессионального типа, он способствовал прозелитизму в русском обществе различных течений сектантского толка. В этой обстановке возрождались и усиливались масонские ложи. Видный масон А. Лабзин возобновил масонское книгоиздательство, запрещенное при Екатерине. Переводились и печатались книги западных «мистиков» К. фон Эккартсхаузена, Л.К. Сен-Мартена, Юнга-Штиллинга. Мощной силой стало основанное в 1813 г. Петербургское Библейское общество, переименованное через год в Российское. Оно действовало как секция Английского Библейского общества, руководителями которого были пасторы Паттерсон и Пинкертон. Своей целью общество объявляло распространение Библии среди иностранцев и инославных, но уже в 1814 г. оно получило от государя право издавать Священное Писание и на славянском языке. Его отделения появились в самых глухих уголках страны. Имущество этого учреждения во много раз превышало казну Синода. Его покровителем состоял сам император. В общество входили министры, сенаторы, губернаторы. Из общества частного, каким оно представлено было в уставе, по своему реальному статусу превратилось в официальное правительственное учреждение. В его состав ввели нескольких архиереев и других духовных лиц. Тем не менее рост влияния общества не вызывал радости у ревнителей православия. Дело в том, что Библейское общество придерживалось правила печатать священные книги без примечаний и пояснений, чтобы устранить из своих изданий всякие вероисповедные особенности. Библейским обществом был взят курс на размывание конфессиональных границ а, значит, на принижение православия. Так Пастору Пинкертону дана была власть объезжать епархиальные города России и требовать отчета у архиереев в распространении слова Божия, делать им внушения и замечания, давать указания и советы.

Вместе с тем в 1816 г. под руководством архимандрита Филарета (Дроздова) началась работа над русским переводом Священного Писания. В 1820 г. вышел Новый Завет на русском языке. Но это благое дело встретило ожесточенное сопротивление со стороны ревнителей старины, полагавших церковно-славянский язык богодухновенным, считавших, что если всякий сможет купить и прочитать Писание на «простонародном наречии», то возрастет вольнодумство и упадет уважение к Церкви. В лагере охранителей оказались влиятельные светские и духовные лица: М.М. Сперанский, генерал А.А. Аракчеев, митрополит Серафим (Глаголевский), митрополит Евгений (Болховитинов) и архимандрит Фотий (Спасский). Эта мощная партия добилась запрета работы над переводом Писания и даже изъятия в 1822 г. из продажи Катехизиса владыки Филарета (Дроздова), в котором молитвы «Верую» и «Отче наш» были даны на русском языке. Запрет был снят только в 1827 году.

В 1817 г. произошла важная административная реформа. В состав Министерства народного просвещения была включена канцелярия синодального обер-прокурора и Департамент по делам иностранных исповеданий. Новое ведомство получило наименование Министерства духовных дел и народного просвещения. Во главе этого «двойного министерства» был поставлен князь А.Н. Голицын. Новым обер-прокурором, теперь уже представлявшимся не непосредственно государю, а министру, стал князь П.С. Мещерский. Реформа означала крайнее унижение Синода, поставленного теперь под надзор второстепенного чиновника. Главная опасность заключалась в том, что «двойное министерство» откровенно действовало как орган Библейского общества и как орудие масонских лож.

Первоприсутствующий в Синоде митрополит Амвросий долгое время снисходительно относился к заблуждениям князя Голицына. Благодаря свойственной ему осторожности и дипломатическому такту он умел поддерживать с ним хорошие отношения, но и его терпение истощилось. Умножение сект, засилье враждебного Церкви синкретического мистицизма заставили решительно высказаться против Библейского общества. За этим последовало удаление митрополита в Новгород, где он через два месяца скончался. На его место был переведен из Чернигова архиепископ Михаил (Десницкий), в прошлом многие годы служивший священником при московском храме святого мученика Иоанна Воина и славившийся сердечными проповедями. Это был добрый, кроткий, мягкосердечный архипастырь. Его богословские воззрения были проникнуты мистицизмом учителей духовной жизни святых преподобных Макария Великого, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова. Князь Голицын надеялся на сочувствие нового митрополита своим религиозным идеям и рассчитывал на его мягкость и уступчивость. Но ошибся. Митрополит Михаил оказался твердым защитником православия. Под его покровительством составилась «дружина» ревнителей, которые стали открыто выражать свою тревогу и несогласие с опасным характером деятельности министра. За две недели до кончины митрополит писал императору, умоляя его спасти Церковь «от слепотствующего министра». Письмо произвело сильное впечатление на государя.

Преемником митрополита Михаила, по совету графа А.А. Аракчеева, соперничавшего с Голицыным за влияние на царя, был назначен митрополит Серафим (Глаголевский), переведенный из Москвы. Он сразу после перевода в Петербург высказался против Библейского общества и вступил с ним в борьбу. Главным союзником митрополита Серафима был настоятель новгородского Юрьевского монастыря архимандрит Фотий (Спасский). Будучи законоучителем в Кадетском корпусе он стал на уроках открыто обличать Библейское общество. Но в своих обличениях он сам впадал в тон, который царил в мистических кружках. Обрушиваясь на «мистиков», он аргументировал не от святых отцов, а от собственных видений, прозрений, вещих снов. Его шумное поведение привело к удалению его из Петербурга и назначению игуменом новгородского Деревяницкого монастыря. Там он обрел нового покровителя — графа А.А. Аракчеева. Вскоре, в 1821 г., его снова вызвали в Петербург, где он решил продолжать борьбу с Голицыным. Вскоре после этого, по совету А.А. Аракчеева и еще одного противника Голицына адмирала А.С. Шишкова, к императору отправился митрополит Серафим и на аудиенции, сняв с себя белый клобук и положив его к ногам царя, с твердостью заявил, что не примет его, пока не услышит царского слова о смене министра и истреблении вредных книг.

15 мая 1824 г. князь Голицын подал в отставку. Двойное министерство было распущено, министром просвещения назначили А.С. Шишкова, Ведомство православного исповедания было изъято из подчинения этого министерства. Президентом Библейского общества стал митрополит Серафим, который сразу же начал добиваться его упразднения.

В последние годы жизни император Александр I духовно прозрел. Он все чаще стал навещать старцев в Александро-Невской лавре, посещал Валаамский монастырь. 19 ноября 1825 году император Александр I скончался в Таганроге, вскоре после его кончины Библейское общество было закрыто.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.