КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Церковь в царствование императора Николая I (1825-1855). Славнофилы и западники
Царствование Николая I началось подавлением восстания декабристов на Сенатской площади в 1825 г.. В 1848 г. русские войска помогли разгромить революцию в Европе. Во внутренней политике в этот период по всем линиям усиливался охранительный курс. Всякая оппозиция правительству искоренялась в зародыше. Политика эта распространялась и на Церковь. Николай I был человеком верующим и церковным, лишенным сомнений, но религиозное образование его было поверхностным. По его словам, в детстве его и брата Михаила «учили только креститься в известное время обедни да говорить наизусть разные молитвы, не заботясь о том, что делалось в нашей душе». Он смотрел на Церковь, прежде всего как на полезную опору государства. Реакция на недавнее засилье масонских кругов носила казенно-охранительный характер. Митрополит Филарет (Дроздов) назвал этот поворот «обратным ходом к временам схоластическим». Новый курс правительства поддерживали митрополиты Петербургский Серафим (Глаголевский) и Киевский Евгений (Болховитинов), а у святителя Филарета «обратный ход» вызывал горестные чувства, тревожил его. После закрытия Библейского общества ревнители «обратного хода» добились прекращения работы над переводом Библии на русский язык. Усилия митрополита Филарета отстоять это дело не увенчались успехом. Для борьбы с инославными влияниями, с ересями и сектами ужесточалась духовная цензура, и эти строгости были направлены против всякого проявления живой богословской мысли. Напуганные разгулом «оккультного» мистицизма, ревнители «обратного хода» с опасливым недоверием стали относиться даже к творениям святых отцов Макария Великого и Исаака Сирина. Цензура не пропускала в печать богословских сочинений А.С. Хомякова. Под подозрением оказалось даже православие митрополита Филарета. При Николае I усилился надзор за ходом церковных дел. Обер-прокурор получил министерские полномочия. Несмотря на подозрительное отношение николаевского двора к предшественникам, которые были связаны с масонскими кругами, в 1833 г. обер-прокурором был назначен тайный масон С.Д. Нечаев. К духовенству он относился недружелюбно и сразу повел настоящую войну против синодальных иерархов. Он инспирировал ложные доносы на архиереев, в которых те обвинялись в политической неблагонадежности. С.Д. Нечаев добился того, что под негласный надзор поставлен был митрополит Московский Филарет. Недовольство обер-прокурором в Синоде стало столь велико, что иерархи решились просить государя о замене его другим лицом. И ходатайство это имело успех. Преемником С.Д. Нечаева стал граф Н.А. Протасов. Это был один из самых энергичных и умных сановников николаевской эпохи. Он получил воспитание у гувернера-иезуита, и вероятно поэтому, несмотря на его искреннюю преданность Православной Церкви, в его богословских воззрениях всегда был заметен сильный налет католицизма, хотя к Ватикану он относился настороженно. Н.А. Протасов хотел сделать государство моноконфессиональным и не одобрял политику широкой веротерпимости, проводившуюся при Екатерине II и Александре I. Однако на Церковь он смотрел, как и сам император, с точки зрения государственного интереса, видел в ней одну из опор правительства и в этом был верным продолжателем линии Петра I и архиепископа Феофана (Прокоповича). С членами Синода граф Н.А. Протасов обращался заносчиво, грубо, позволяя себе кричать на них, и даже пытался по-военному командовать ими. При этом он, однако, заботился о престиже Святейшего Синода и не позволял главам смежных министерств вмешиваться в церковные дела. Считая Русскую Православную Церковь своим ведомством, Протасов брал на себя инициативу в решении чисто церковных дел и даже вопросов богословского характера. В соответствии с пожеланием императора граф Н.А. Протасов создал в 1839 г. новый устав духовных учебных заведений и новые программы. В них были сокращены общеобразовательные предметы, но введены такие «полезные дисциплины», как основы медицины и крестьянского хозяйства. Тем не менее, в семинариях изучали латинский и греческий языки, факультативно — древнееврейский, французский и немецкий, литургику, догматику, патристику, библейскую и церковную историю, церковное право, историю Русской Церкви. При Н.А. Протасове возросли расходы государства на духовное образование, были созданы школы для дочерей духовных лиц. Обнаружилось тогда же, что число выпускников семинарий значительно превышает число священнических вакансий. Синод в 1850 г. разрешил выход из духовного сословия и освободил духовных лиц от обязанности посылать своих сыновей в семинарии. По-прежнему духовенство было освобождено от подушного налога, от воинской службы и телесных наказаний, оно имело право приобретения земель в городах и деревнях, освобождалось от военного постоя. Ему запрещалось брать на себя судебные обязательства и поручительства, выступать ходатаями других лиц по гражданским делам, заниматься винокурением на своих землях, заниматься торговой деятельностью. В материальном плане священство во многом зависело от платы за требы, потому что заниматься земледелием было непросто, но при Николае I начинается постепенный его перевод на государственное жалованье. Обер-прокурор решительно возражал против перевода Библии на русский язык и предлагал Синоду объявить славянский перевод каноническим, подобно тому, как Вульгата является канонической книгой для Католической церкви. Этому намерению воспротивился митрополит Филарет. Предложение Н.А. Протасова было отвергнуто Синодом, но вскоре после этой неудачи, в 1842 г., обер-прокурор добился удаления из Синода в свои епархии митрополитов Московского Филарета (Дроздова) и Киевского Филарета (Амфитеатрова). Московский святитель и после удаления из Петербурга, никуда не выезжая из своей епархии, продолжал оставаться средоточием церковной жизни. Русские иерархи смотрели на него как на своего вождя и, приезжая в Москву, шли к нему за советом и руководством. В целом, власть в николаевское царствование скорее сковывала, чем освобождала Церковь. Тем не менее, при всей строгости и даже суровости николаевского правления шло внутреннее развитие русского общества. Пережитые испытания – война 1812 г. и мятеж 1825 г. - побудили многих передовых людей к осмыслению положения России и поиску путей выхода из назревшего кризиса. Такими поисками занялись представители дворянства, которые сформировали два направления мыслителей и богословов, так называемые западники и славянофилы. Они горячо любили свой народ и были отважными борцами за высокие христианские идеалы справедливости, свободы и просвещения, помогавшими словом и делом русскому крестьянству, находившемуся в крепостной зависимости, но хотели вести Россию по двум различным дорогам. Западники строили свои надежды на светлое будущее России, глядя на более культурные страны, как на идеал, достойный подражания, веря в живительную силу просвещения, они были воодушевлены возвышенным гуманизмом, который видит в самом человеке источник истины, добра и красоты. Славянофилы тоже были воспитаны на немецкой философии, на английской социологии и французской литературе. Им были близки и понятны политические и религиозные идеи Европы, но, несмотря на свое западное воспитание, славянофилы были первые образованные русские люди XIX века, которые своими духовными корнями крепко вросли в свою родную землю. Алексей Хомяков (1804-1860), братья Иван (1806-1856) и Петр (1808-1856) Киреевские, Константин (1818-1860) и Иван (1823-1883) Аксаковы, Александр Кошелев (1806-1883) и другие были воспитаны в преданиях православия. Славянофилы были первыми русскими мыслителями, которые сумели на философском языке современной им Западной Европы изложить православное учение о Церкви и тем самым открыть новую страницу в истории взаимоотношений между Россией и Западом. До появления славянофилов Россия только могла или отгораживаться от Запада, или подражать ему. Казалось, что Восточная Церковь не имеет своего собственного лица. Славянофилы с новой точки зрения взглянули на спор между Востоком и Западом. Для них Православие обладало полнотою истины. Они верили, что эта полнота может быть достигнута лишь в соборности, в том союзе любви и свободы, который восстанавливает единство человеческого рода, бережно охраняя вместе с тем ценность и неповторимость каждой личности. Идеал соборности и был той силой, которой, по мысли славянофилов, обладала Россия и которая одна могла спасти европейский мир от дальнейшего разложения и глубоких потрясений. Славянофилы поэтому видели осуществление миссии России на путях углубления и очищения ее церковной жизни. Споры между славянофилами и западниками будили молодую и горячую русскую мысль, открывали широкие горизонты перед ее новым поколением. В особенности, они призывали его на беспощадную борьбу против крепостного права. 40-е гг. XIX в. показали готовность творческой и самостоятельной работы русских образованных людей, но их надежды на обновления в России не осуществились. Тяжелая рука Николая I стеснила деятельность как славянофилов, так и западников. Тот прусский бюрократизм, который был объявлен императором национальным политическим строем, не мог допустить роста подлинной русской культуры. Призывы к духовной свободе и православной соборности казались для Петербургской империи еще более революционными и опасными, чем даже проповедь политических реформ по образцу западноевропейских стран. Поэтому как западники, так и славянофилы не получили права печатать свои книги в пределах России. Западники, как, например, Александр Герцен (1812-1870) и Николай Огарев (1813-1877), предпочли изгнание. Славянофилы остались в России. Большинство из них так и не дожило до тех дней, когда их голос мог зазвучать на родной земле. Конец царствования Николая I совпал с неудачной для России Крымской войной, когда на стороне мусульманской Турции против России, выступившей в защиту порабощенных Портой христиан, воевали христианские государства Европы — Великобритания, Франция, Сардинское королевство. Православное духовенство во время войны самоотверженно служило родине. Военное духовенство воодушевляло воинов в местах боевых действий, заботилось о раненых, утешало их, напутствовало умиравших. Корсунский женский монастырь под Севастополем был обращен в лазарет, и инокини служили в нем сестрами милосердия. Соловецкий монастырь мужественно выдержал двухдневную бомбардировку английской эскадры. Многие из воспитанников духовных школ записались в ополчение и отправились в действующую армию. Епархиальные архиереи, монастыри, духовные школы, церковные причты собирали средства на военные нужды, на помощь раненым, инвалидам, вдовам и сиротам убитых воинов. В разгар Крымской кампании, 18 февраля 1855 г., скончался император Николай I. Обер-прокурор Святейшего Синода граф Н.А. Протасов умер на месяц раньше монарха, которого он глубоко почитал.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1041; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |