Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Предмет, метод и функции экономики

Конспект лекций

УПРАВЛЕНИЕ СУДНОМ

Основные понятия, термины и определения Предмет, цель, задачи и содержание курса. Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики.

Едва выделившись из животного мира, люди уже имели определенные знания. Очень долго эти знания оставались скудными и отрывочными, что не позволяло говорить о появлении науки, поскольку любая наука есть система знаний о какой-то сфере жизнедеятельности людей. Но построение системы (систематизация) возможно только тогда, когда знания уже достаточно широки и охватывают все основные аспекты рассматриваемой сферы, а также – все эти аспекты изучены на достаточном уровне глубины.

Экономика как сфера жизнедеятельности людей появилась на заре существования человечества. Но наука об экономике стала формироваться значительно позже, примерно в 13 веке, поскольку до того экономические знания людей были очень поверхностными и отрывочными. В течение длительного периода времени экономические знания людей вплетались в систему их религиозных представлений. Последние нередко предопределяли тенденции развития национальных экономик.

Та сфера жизнедеятельности человека, которую изучает данная наука, называется ее объектом. Тот конкретный аспект объекта, на котором специализируется данная наука, называется ее предметом. Объектом изучения экономической науки является экономика, как сфера жизнедеятельности людей, призванная обеспечивать их благами. Под благами понимаются материальные или нематериальные ценности, способные удовлетворять конкретные потребности людей. Предмет экономической теории достаточно специфичен. Он есть результат долгосрочной эволюции всей системы экономических наук и их предметов.

Специфика предмета современной экономической теории определяется тем, что она должна изучать как глубинные, сущностные аспекты экономической деятельности людей, т.е. анализировать экономику с фундаментальной точки зрения, так и проявления этой глубинной сущности в повседневной экономической деятельности людей, т.е. исследовать экономику с прикладной точки зрения. Фундаментальный анализ, нацеленный на выявление скрытой от внешнего взгляда сущности процессов, позволяет вскрывать причины событий и их взаимосвязи, а на этой основе строить прогнозы дальнейшего развития ситуации и действовать более обоснованно. Прикладной анализ, нацеленный на изучение экономической действительности, как она есть, на исследование экономической деятельности людей на уровне явления, позволяет детально анализировать конкретные ситуации в данный момент времени, но не более того.

Не сложно заметить, что фундаментальный и прикладной подходы к экономическому анализу являются взаимодополняющими. Чтобы полностью познать любой экономический процесс, надо и тщательно изучить его сущность, и детально проанализировать те формы, в которых он проявляет себя в экономической деятельности. Следовательно, в экономическом анализе фундаментальный и прикладной подходы должны быть равноправными. Слишком резкий приоритет фундаментального анализа порождает ситуацию, когда общество имеет масштабные глубинные знания и может их систематизировать, но не может на практике использовать на благо нации, т.к. механизмов применения фундаментального знания в экономической деятельности нет. Перекос же в сторону прикладного анализа оставляет сущность проблем не изученной. Тем самым создается ситуация, когда люди решают не экономические проблемы как таковые, а устраняют их следствия. Проблемы же остаются не затронутыми, т.к. без выявления причин событий вскрыть сущность проблемы весьма затруднительно. Не зная сути проблемы, решать ее эффективно невозможно. В несколько изменившихся условиях та же негативная суть проявится по-другому, и опять будут потрачены силы и средства на борьбу с явлением, а не с порождающей его сутью.

В современной экономической науке фундаментальным анализом занимается политическая экономия, а прикладным – экономикс. Политическая экономия была первой системой взглядов людей на экономику. Можно считать, что она появилась в 13 веке, хотя сам этот термин возник только в 17 веке. Экономикс же сформировался во второй половине 19-го и развился в 20 веке. В нашей стране экономикс стали изучать только в 90-е годы 20 века, что не самым хорошим образом отразилось как на экономической науке, так и на развитии национальной экономики.

Исторически первой системой взглядов людей на экономику был меркантилизм, сложившийся в 13 веке в Италии (ранний), но наиболее развитые формы принявший в Англии в 17 веке (поздний). Он стремился изучать экономику с фундаментальной точки зрения, и именно поэтому обычно говорят, что это первое политэкономическое учение. Наиболее важной сферой экономической деятельности он считал торговлю, основной формой богатства – золотые деньги, а во главу угла ставил вопрос о роли государства в экономике. Производство как вид экономической деятельности меркантилисты оценивали невысоко, вещи их не интересовали, а государство должно, по их мнению, играть в экономике очень активную административную роль, вплоть до запрета на вывоз золотых денег из страны, чтобы не допускать снижения национального благосостояния. Среди меркантилистов наиболее продвинутые экономические взгляды ближе к середине 17 века демонстрировал англичанин Томас Манн.

В середине 17 века в Англии начинает развиваться Классическая буржуазная политэкономия, достигшая наивысшего развития в 18 веке и угасшая в середине 19 века. Ее представители четко придерживались фундаментального подхода к экономическому анализу, наиболее важной сферой экономической деятельности считали производство, а основной формой богатства – материальные блага. Государству предписывалось вести либеральную экономическую политику, т.е. вмешиваться в экономику минимально и в основном рекомендательно. Переоценить вклад классиков в развитие экономической науки невозможно. Именно они первыми и, по-видимому, последними построили полную, стройную систему взглядов на экономику, стержнем которой является теория стоимости товаров. Одним из основоположников этого течения экономической мысли стал Уильям Петти. Наиболее существенный вклад в развитие Классической политэкономии внесли англичане Адам Смит, которого А. Пушкин вспоминал в поэме «Евгений Онегин», и Дэвид Рикардо.

В первой половине 18 века во Франции складывается своеобразное течение экономической мысли, получившее название «физиократизм». Физиократы также придерживались фундаментального подхода к экономическому анализу, но ведущей сферой экономической деятельности считали сельское хозяйство, а основной формой богатства – землю. Такая специфика легко объясняется историческими условиями развития Франции тех времен.

В середине 19 века в передовых странах происходит так называемый «промышленный переворот», т.е. переход от ручного труда к машинному, очень многое изменивший в экономических реалиях того времени. Благодаря ему резко возросла производительность труда, высокими темпами стала развиваться технология, а вместе с тем усилилась конкуренция и нестабильность экономического развития. Многие предприниматели в этих условиях стали банкротиться, и им потребовались практические знания о том, как следует действовать в тех или иных конкретных ситуациях. В ответ на эти потребности стал складываться «Экономикс» - новая, прикладная экономическая наука. Не следует считать, что экономикс изучает свой предмет поверхностно. Он изучает глубоко, но то, что лежит на поверхности, что видно «не вооруженным» глазом. В наше время Экономикс распадается на несколько частей: микроэкономика, которая изучает замкнутые, локальные экономические системы, макроэкономика, изучающая открытые, широкомасштабные системы, мезоэкономика, имеющая дело с прикладными аспектами корпоративной экономики, мегаэкономика, концентрирующаяся на анализе явленияний в мировой экономике.

Несмотря на практическую нацеленность, экономикс, по большому счету, все-таки стал теоретической наукой, нацеленной в основном на методологию и анализ предмета. Практические экономические науки стали складываться несколько позже, уже в 20 веке. К ним относятся менеджмент, маркетинг, экономический анализ, бухгалтерский учет, демография, экономика фирмы и т.п. Многие из них до того существовали, но развиты были слабо. В 20 веке они получают очень существенное развитие на основе сформировавшегося прикладного экономического анализа. Сделанные ранее теоретические достижения позволили этим практическим (прагматическим) экономическим наукам реально давать предпринимателям рекомендации о том, как лучше действовать в той или иной ситуации, относительно того или иного направления деятельности. Как уже говорилось, современная экономическая теория должна совместить и фундаментальный, и прикладной подход к анализу экономических ситуаций и процессов. Именно в этом заключается специфика данной науки или учебного курса. А также в том, что это – теория. Она накапливает экономические знания, систематизирует их, обобщает опыт экономической деятельности и, на этой основе, вскрывает сущность и закономерности экономического развития, а также - формы проявления этих сущностей и закономерностей в повседневной экономической деятельности.

Таким образом, экономическую теорию можно определить как современную экономическую науку, изучающую свой объект (экономику) как с фундаментальной, так и с прикладной точки зрения, нацеленную на выявление экономических сущностей и закономерностей, а также - форм их проявления в повседневной экономической деятельности. Следовательно, предмет экономической теории – сущность и закономерности экономической деятельности и развития, с формами проявления этих сущностей в различных специфических условиях внешней среды. По-видимому, можно сказать, что предмет экономической теории – взаимосвязь глубинных сущностей экономических процессов и объектов с возможными формами их проявления в повседневной экономической деятельности человека, причем формы эти определяются спецификой условий экономической среды. Понятно, что такая взаимосвязь может быть выявлена только на основе четкого понимания основных объективных закономерностей.

Специфика предмета делает экономическую теорию способной к прогнозированию тенденций развития экономической системы. Опираясь на достаточно достоверные прогнозы, люди могут разрабатывать обоснованные планы своей экономической деятельности, повышая эффективность и деятельности, и всей экономической системы в целом.

С другой стороны, такая специфика предмета превращает экономическую теорию в основу целой системы экономических наук. Эта система включает в себя значительный теоретический блок, представленный и фундаментальной теорией (политическая экономия), и прикладной (экономикс), а также – практические или прагматические экономические науки, включая менеджмент, маркетинг, бухгалтерский учет, аудит, статистику и т.п. Экономическая теория строит фундамент, говоря иными словами, идеологию экономической системы. На этой основе, используя достижения практических экономических наук, люди организовывают свою деятельность с большим или меньшим успехом, удовлетворяют потребности более или менее полно.

 

Вопрос 2.

Под функциями любой науки понимаются те виды и направления познавательной деятельности, которые она выполняет. Анализируя виды и направления познавательной деятельности экономической теории, можно выделить 5 основных ее функций:

1. Информационная, заключающаяся в том, что экономическая теория дает человеку необходимую экономическую информацию;

2. Методологическая, заключающаяся в том, что наука вырабатывает метод анализа этой информации, а человек его воспринимает;

3. Аналитическая, т.е. используя полученные методы анализа, человек анализирует полученную информацию и делает выводы;

4. Прогностическая, состоящая в построении прогнозов дальнейшего развития ситуации на базе сделанных ранее аналитических выводов;

5. Практическая, т.е. на базе сделанных ранее выводов и прогнозов человек принимает решения и действует.

Несложно понять, что из всех 5 функций решающей является последняя, практическая, поскольку все предыдущие функции выполнялись как раз ради ее целенаправленного и эффективного выполнения. Важен и следующий момент: качественно выполнить все функции, можно только оптимально сочетая фундаментальный и прикладной подход к делу.

Говоря о задачах экономической теории, надо помнить: она есть не только наука, но и учебный курс, а они предполагают несколько различные задачи. Задачи науки должны быть понятны из предыдущего материала. Здесь лишь уточним их: с одной стороны, задача науки – вскрыть сущность экономики и основных элементов экономической системы, а также – важнейшие закономерности экономического развития; с другой – показать формы проявления сущности и закономерностей в повседневной экономической деятельности, на уровне явления, изменчивость явлений в зависимости от конкретных условий существования.

Задачи учебного курса скромнее, но по сути те же. Главное – показать и понять необходимость единства фундаментального и прикладного подхода к экономическому анализу. Формулируя детальнее, определим задачи учебного курса «Экономическая теория» так: обучить студентов как основным навыкам фундаментального экономического мышления, так и правилам функционирования в рыночной экономике. Это может быть сделано за счет показа всех основных элементов экономической системы как на фундаментальном, так и на прикладном уровне, за счет вскрытия сущности и механизмов действия основных экономических законов, как фундаментальных, так и прикладных.

 

Вопрос 3.

Метод исследования – прием, способ или правило, которые используются в процессе изучения наукой ее предмета. Система методов определенной науки составляет ее методологию. Важно: методология любой науки имеет характерную структуру, она всегда включает как общенаучные методы, используемые многими отраслями науки, если не всеми, так и специальные, используемые только или преимущественно теми науками, методология которых рассматривается.

Основным, ведущим общенаучным методом анализа, используемым практически всеми науками, является материалистическая диалектика. Она представляет собой сложный агрегированный метод, состоящий из трех основных принципов и трех законов.

К основным принципам материалистической диалектики относятся: принцип объективности анализа, всеобщей взаимосвязи и всеобщего развития. Принцип анализа это – правило, которое обязательно должно выполняться в процессе анализа. Рассмотрим каждый из них подробнее.

К основным законам материалистической диалектики относят: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей вскрывает основную причину развития любой системы. Его суть заключается в следующем: любой объект сложен и состоит из элементов. Среди этих элементов есть противоположности, т.е. элементы, имеющие разнонаправленную ориентацию, например, положительный и отрицательный полюс в батарейках, или для человека – необходимость делать одно, а желание – совсем другое. Эти противоположности противоречат друг другу, между ними существует противоречие. Они постоянно борются между собой, но существовать друг без друга не могут. Сосуществуя в борьбе, противоположности заставляют друг друга и систему в целом самосовершенствоваться и развиваться. Таким образом, в соответствии с данным законом, основной причиной развития является противоречие. Экономическая теория дает тому массу примеров. Самый яркий – основное противоречие экономической системы, которое будет рассмотрено в следующей теме отдельным вопросом.

Закон перехода количественных изменений в качественные показывает механизм развития. Он гласит: любое развитие начинается с накопления новых элементов в давно существующем объекте. Количество новых элементов постепенно накапливается и, когда это количество достигает определенного уровня, необходимого для обновления качественного состояния объекта, т.е. «критической массы» или «меры», происходит изменение качества. Объект обновляется, приобретая качественно новую суть. Важен следующий факт: изменение качества происходит моментально, скачком, хотя накопление необходимых для этого количественных перемен может происходить очень долго. Можно привести актуальный пример: студент поступил учиться, в течение длительного периода времени он изучает определенные дисциплины, и постепенно в его голове накапливаются количественные изменения т.к. он получает новую информацию. Качество же изменится, и студент станет специалистом только после того, как будет получена, должным образом переработана и воспринята вся необходимая информация, ее «критическая масса».

Закон отрицания отрицания демонстрирует преемственность в развитии. В соответствии с ним, все новое накапливается в объекте, отрицая старое, но на его основе. Это новое, в свою очередь, со временем также устаревает и отрицается другими элементами, более новыми. Получается отрицание отрицания. Самое важное заключается в следующем: новое не может возникнуть на пустом месте, а только на базе предыдущих достижений и в значительной степени благодаря им. Объект просто должен быть готов к восприятию этого самого нового. Поэтому, возникая, новое отрицает старое не полностью, а вбирая в себя из него все позитивное. «Критическая масса» элементов нового качества будет накапливаться тем быстрее, чем полнее позитивные элементы старого качества будут переходить в новое. Актуальный пример: если вчерашние школьники и новоиспеченные студенты плохо усвоили школьную программу, или забыли значительную часть полезной информации, усвоение вузовской программы оказывается весьма затруднительным. При хорошей же довузовской подготовке с усвоением учебных дисциплин обычно проблем не возникает.

Другим важным общенаучным методом является научная абстракция. Она представляет собой сосредоточение внимания исследователя на принципиально важных, основных элементах объекта, определяющих его сущность, и отвлечение этого внимания от всего в данный момент неважного, второстепенного. Научная абстракция необходима при исследовании любого сложного объекта, т.к. в огромном потоке противоречивой информации в противном случае можно утонуть, так и не найдя главного. Важно: абстракция обязательно должна быть объективной.

Теперь рассмотрим другой важный метод: анализ и синтез. При этом анализ есть расчленение сложного анализируемого объекта на ряд простых элементов и изучение этих простых элементов. А синтез – воссоздание из детально изученных простых элементов целостной картины объекта на более высоком уровне понимания его сущности. Анализ и синтез – метод парный, поэтому целесообразно совместное использование данных приемов анализа. В качестве примера возьмем наш случай: мы приступаем к изучению курса «экономическая теория», но изучать все в раз не будем, так понять суть проблемы невозможно. Курс будет разделен на весьма большое количество тем, которые будут разобраны последовательно. Усвоив все темы, можно будет понять: что такое современная экономическая теория, каковы ее основные понятия, проблемы и законы.

Далее рассмотрим еще один парный метод – количественный и качественный анализ. Под количественным анализом понимается исследование внешних характеристик объекта: внешний вид, основные параметры и т.п. Он позволяет оценить данные внешние характеристики и предыдущую динамику их развития, если она имеется. Результаты количественного анализа обычно оформляются в виде таблиц, графиков и схем. Под качественным анализом понимается исследование внутренних качественных характеристик объекта. Он позволяет понять причины данного состояния объекта и, следовательно, прогнозировать дальнейшую динамику. Результаты количественного анализа, не дополненного качественным, могут привести к неверным выводам. Поэтому, анализируя любой объект, следует по поводу любого зафиксированного изменения задавать себе вопрос: почему? и стараться искать на него ответ.

Следующий парный метод будет последним. Речь идет о логическом и историческом анализе. Под логическим анализом понимают исследование некоторого объекта исходя из логики человеческого мышления, по принципу: логично, чтобы это было так. Результатом обычно является определенная логическая схема событий или процессов, сформировавшаяся в голове аналитика (умозрительная). Здесь кроется значительная проблема: логика каждого отдельного человека своеобразна. Поэтому результаты логического анализа всегда содержат элемент субъективности. Именно для того, чтобы снять или хотя бы сократить эту субъективность, построенные логические схемы надо корректировать на реальную историческую практику, сравнивая их с конкретными реальными событиями.

Важным общенаучным методом анализа является выделение в большом ряду сравниваемых объектов общего, т.е. того, что их объединяет, особенного, т.е. того, что отличает определенную группу объектов, и единичного, т.е. того, что некий определенный объект отличает от всех остальных.

Также можно выделить метод, являющийся общим для большинства социальных и гуманитарных дисциплин. Речь идет об описании, т.е. последовательном изложении основных свойств и характеристик объекта. Описание в анализе гуманитариев имеет весьма серьезное значение. Если объект описан неправильно или неточно, остальные методы будут применяться для анализа информации, содержащей дефект, следовательно получить верные выводы будет весьма проблематично.

Поскольку экономическая теория есть наука общетеоретическая, она в основном опирается на общенаучные методы. Специальных методов у нее немного. Выделим здесь только экономико-математическое моделирование. Под ним понимается моделирование экономических ситуаций и процессов при помощи математических символов, формул, знаков и цифр. Моделирование вообще это – построение уменьшенных и упрощенных копий анализируемых объектов. Моделирование может быть и логическим, когда модель строится при помощи логических фраз, графическим, когда строится схема, или визуальным, когда строится макет.

Само по себе моделирование используется многими науками. Оно очень полезно и в аналитической, и в учебной работе, поскольку позволяет внимание не просто концентрировать, а фиксировать. Математическое моделирование также используется нередко. Формула строителя, технолога или портного уже вполне может восприниматься как математическая модель делаемого расчета.

Экономико-математическое моделирование выделяют в качестве самостоятельного метода исследования не случайно. Проблема в том, что экономика – наука точная, но свои знания она выражает словами, которые неоднозначны, а логические словесные фразы не лишены субъективности. С другой стороны, все экономические науки вплотную касаются социального фактора. Это любой анализируемый объект делает не вполне определенным, противоречивым. Высокая сложность анализа экономической действительности делает использование математического моделирования очень желательным и актуальным, но весьма трудным и специфичным. При помощи математического аппарата смоделировать столь сложные и противоречивые объекты трудно, но именно это позволяет объективизировать анализ и снизить противоречивость.

К сожалению, и этот метод не снимает всех проблем. В процессе построения любой модели внимание фиксируется на основных, важнейших моментах, а от второстепенных осуществляется абстрагирование. Чем от большего числа объектов пришлось абстрагироваться, тем условнее модель и результаты ее анализа. Таким образом, результаты анализа сложного объекта при помощи моделирования всегда весьма условны, и абсолютизировать их нельзя, иначе общий вывод может быть неверным.

Таким образом, методология современной экономической теории весьма сложна. Она включает в себя значительное количество методов, дающих разные возможности. Выбрать адекватные объекту методы анализа и правильно их применить – одна из сложнейших и важнейших задач исследователя.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вертлюг | Тема 2. Экономическая система: сущность и структура
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.