Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Рынок производственных ресурсов

Таким образом, переоценить роль конкуренции в рыночной экономической системе крайне сложно. Она не только вынуждает продавца и покупателя в каждом конкретном случае сближать позиции и заключать сделку, но и стимулирует предпринимателя к снижению затрат и цен, эффективно усиливая действенность основного закона товарного хозяйства – закона стоимости.

Таким образом, рынок есть система отношений между продавцом и покупателем, нацеленная, прежде всего, на уравновешивание спроса и предложения и имеющая сложную структуру, требующую специального анализа.

Основной функцией рынка является уравновешивание спроса и предложения. Рыночный механизм нужен, прежде всего, как раз для того, чтобы, манипулируя ценой, стимулировать производителя к увеличению или к сокращению производства, а покупателя – к покупке или отказу от нее. Важно: эта функция выполняется на основе другой – информационной. Мы уже говорили о законе стоимости, и сказали, что он есть основной закон товарного хозяйства. Рынок – современная форма организации товарного хозяйства. Следовательно, закон стоимости есть один из основных законов рынка, и его функции параллельно являются функциями рынка. Таким образом, можно выделить четыре основные функции рынка: уравновешивание спроса и предложения на основе информационной функции, стимулирование эффективного производителя, выталкивание с рынка неэффективного производителя, регулирование распределения ресурсов и средств по отраслям экономики.

Переходя к вопросу о структуре рынка, определим понятие «структуры» как таковой. Структура это – перечень элементов сложного целого с системой взаимосвязей и соподчинения. Как любой другой сложный объект или явление, рынок имеет свою структуру. Главная особенность структуры рынка заключается в ее сложности. А сложность эта обусловлена сложностью структурируемого объекта. Сложность рынка как объекта структурирования ведет к тому, что структуру его можно строить по нескольким критериям. По одному критерию выделятся одни элементы и взаимозависимости, по другому – другие. Например, приняв в качестве критерия структурирования экономическое назначение товаров, мы выделим следующие основные его элементы: рынок потребительских товаров и услуг, ранок факторов производства, сырья, оборудования, инструментов, технологий и т.п. Если в качестве критерия избрать географический масштаб рынка, выделятся следующие элементы: мировой рынок, национальный, региональный, местный. Структурируя рынок по характеру заключаемых сделок, получим три основных элемента: оптовый рынок, мелкооптовый, розничный. По уровню регулируемости рынка можно выделить два элемента: рынок регулируемый и не регулируемый (свободный). Интересна структура рынка по состоянию конъюнктуры. Под конъюнктурой рынка понимается существующее соотношение спроса и предложения. Она считается высокой, когда спрос превышает предложение, и низкой, когда предложение превышает спрос. Поэтому, по состоянию конъюнктуры выделяют два элемента рынка: рынок продавца, существующий в условиях высокой конъюнктуры, и рынок покупателя, существующий в условиях низкой конъюнктуры. В первом случае свои условия диктует продавец, т.к. товара мало, а все хотят его купить. Во втором случае условия диктует покупатель, т.к. товара много, а покупателей мало.

Очень важен следующий момент: все элементы рынка взаимозависимы и взаимосвязаны. Перемены в одном из элементов немедленно порождают перемены в других элементах рынка, и во всей рыночной системе в целом.

Говоря о структуре современного рынка, нельзя забыть фондовый и валютный рынки. Без должного развития первого проблематичен переход основного имущества в руки по-настоящему эффективного собственника, от чего сейчас весьма серьезно страдает экономика России. Неразвитость второго препятствует эффективному внедрению страны в мировое хозяйство, затрудняя заключение международных экономических сделок (и неэкономических тоже), препятствуя движению из страны в страну товаров, капиталов, рабочей силы, технологий и т.п.

Под параметрами понимаются определенные внешние характеристики объекта, позволяющие оценивать его состояние. К основным параметрам рынка относятся: спрос, предложение, равновесная цена и равновесный объем предложения (точка равновесия), эластичность спроса и предложения.

Спрос это – количества товаров, которые покупатели хотят и могут купить при определенном уровне цен, в течение определенного промежутка времени. Спрос также можно определить как платежеспособную общественную потребность в товарах, но нельзя забыть о платежеспособности, ибо потребность предполагает спрос только тогда, когда она подкреплена средствами. Спрос не надо путать с количеством спроса. В первом случае речь идет обо всей картине соотношения возможных цен и соответствующих им количеств товара. Во втором – лишь об отдельно взятой цене и количестве товара, которое может быть куплено по этой цене. Спрос регулируется законом спроса, т.е. объективным (прикладным) рыночным законом, выражающим обратную связь между уровнем цены единицы товара и количеством спроса на него при данной цене. Исходя из закона спроса, чем выше цена товара, тем ниже спрос на него, и наоборот, чем ниже цена, тем выше спрос. Закон спроса удачно иллюстрируется кривой спроса, изображение которой можно найти в любом учебнике по курсам экономической теории, экономики или экономикса.

Предложение это – количества товаров, которые производители хотят и могут продать по определенным ценам, в течение определенного промежутка времени. Предложение также не надо путать с количеством предложения. Предложение регулируется законом предложения, который выражает прямую связь между ценой единицы товара и количеством спроса на него при данной цене, т.е. чем выше цена, тем выше предложение, и наоборот: чем ниже цена, тем ниже предложение. Закон предложения иллюстрируется кривой предложения.

Следующий важный момент заключается в том, что спрос и предложение на товар могут изменяться под влиянием различных факторов. Такая способность спроса и предложения получила название их эластичности. Основным фактором, динамика которого порождает изменения спроса и предложения, является цена. Способность спроса и предложения на товары изменяться под влиянием изменения цены получила название – эластичность по цене. Если при небольшом изменении цены спрос и предложение изменяются значительно, принято говорить о высокой эластичности. Например, 1% и 10%, 3% и 25%. Обычно это свойственно дорогостоящим товарам длительного пользования, от которых можно относительно легко отказаться, если денег не хватает, но 1 % изменения цены которых составляет весьма внушительную сумму.

Возможна единичная эластичность, когда цена и спрос или предложение изменяются пропорционально: 3% и 3%, 10% и 10%. Может встречаться низкая эластичность, когда спрос или предложение реагируют на изменение цены вяло, т.е. цена изменяется значительнее, чем спрос или предложение, например: цена изменяется на 10%, а спрос или предложение только на 5%. Это обычно относится к товарам, удовлетворяющим первичные потребности, отказ от которых влечет за собой большие трудности, но резкое увеличение их потребления не целесообразно.

Наконец, эластичность может быть нулевой, когда, несмотря на очень значительные колебания цен, спрос и предложение практически не меняются. Это относится к тем товарам, не потребляя которые человек не может выжить, но увеличение ух потребления также не нужно. Связанные с ними потребности обычно жизненно важны, но стабильны, поэтому увеличение потребления не только не принесет пользы, но может даже принести вред. Классическим примером здесь является соль, без нужного количества которой не выжить, но излишнее количество ее потребления наносит вред.

Другими важными факторами, вызывающими изменения спроса, являются: динамика уровня доходов населения, изменение количества покупателей, изменение моды и вкусов населения, инфляционные или доходные ожидания и т.п.

Оценка зависимости спроса от уровня доходов (эластичность спроса по доходу) населения очень важна для фирм в процессе разработки новых товаров и стратегий их продвижения на рынок. Эта зависимость иллюстрируется кривой Энгеля, выражающей связь между величиной дохода и количеством спроса на данный товар при данном уровне дохода. Эта связь может иметь прямой, обратный или неизменный характер. Для качественных товаров эта кривая выражает прямую связь, то есть, чем выше доход, тем выше спрос на качественные товары, поскольку при большом доходе есть чем за них платить. Для товаров низкого качества связь будет обратной, поскольку при низком доходе приходится покупать их, удовлетворяя потребности на низком уровне, но при высоком доходе покупатель стремится к удовлетворению потребностей на более высоком уровне, что возможно за счет потребления высококачественных товаров. Следовательно, при повышении дохода, спрос на низкокачественные товары снижается, а на высококачественные – растет. Эта связь может быть и неизменной, когда величина спроса не зависит от уровня дохода.

Предложение может меняться под влиянием изменения спроса, совокупного налогового пресса, уровня цен на ресурсы, количества продавцов, инфляционных или других ожиданий и т.п.

Следующим параметром рынка является точка равновесия. Она есть такое состояние рынка, когда все продавцы могут продать все, что хотят, а все покупатели могут купить все, что хотят, истратив все свои свободные средства. То есть и покупатели, и продавцы полностью удовлетворены, спрос и предложение совпадают как по количеству, так и по структуре. Точка равновесия – идеал рынка. Он всегда стремится к этой точке, но достигает ее на практике очень редко.

Точка равновесия как параметр рынка сама характеризуется двумя параметрами: равновесной ценой и равновесным объемом производства. Равновесная цена это – цена, которая уравновешивает данные спрос и предложение. Равновесный объемпроизводства это – тот объем производства, который при равновесной цене полностью удовлетворяет спрос.

За счет эластичности спрос и предложение всегда стремятся к точке равновесия. Механизм движения– свободное рыночное ценообразование. Суть последнего заключается в следующем: в каждый данный момент времени цена на рынке определяется свободно, исходя из соотношения спроса и предложения; при повышении конъюнктуры рынка повышается и цена, при снижении - снижается. Динамика цен – рыночный сигнал для производителя и покупателя. При повышении цен на определенные товары активизируется их производство, при снижении – приостанавливается. Покупатель ведет себя обратно. Главное – достичь равновесия.

Чтобы максимизировать прибыль, производитель должен снижать индивидуальные издержки относительно общественно-необходимых. Решение о выходе на тот или иной рынок принимается на основе сопоставления всех затрат, связанных с этим, и валовой выручки, как дохода производителя от данного вида деятельности.

Чтобы максимизировать прибыль в долгосрочной перспективе, необходимо регулярно обновлять ассортимент выпускаемой продукции в соответствии с динамикой спроса, что требует дополнительных затрат, и увеличивать долю рынка. Пока доля рынка незначительна, производитель не может влиять на рыночную цену, поэтому его предложение эластично по всем основным факторам, особенно по цене и спросу. При формировании значительной доли рынка, производитель получает возможность контролировать рыночную ситуацию и цены. Теперь он имеет возможность не столько подстраиваться под условия рынка, сколько навязывать ему свои. Поэтому его предложение оказывается менее эластичным. Теперь он стремится сам, договариваясь с конкурентами, обладающими значительными долями рынка, создавать для себя условия, в которых долгосрочная максимизация прибыли будет достигаться с наименьшими затратами.

Решение о целесообразности или нецелесообразности расширения доли рынка принимается на основе сопоставления тех издержек и доходов, которые будут иметь место при увеличении объема производства и продаж на одну единицу. Такие издержки и доходы называют предельными. Если предельный доход нарастает быстрее, чем предельные издержки, расширение доли рынка целесообразно.

Таким образом, рыночное поведение производителя (продавца) обусловлено наличием или отсутствием хороших возможностей для долгосрочной максимизации прибыли. Свои решения этот субъект рынка принимает на основе сопоставления издержек и доходов (выручки), как общих, так и предельных.

Покупатель, как мы уже отметили, стремится максимизировать полезность приобретаемых товаров. То есть, в идеале, покупатель должен принимать свое решение о покупке товара или отказе от него, исходя из максимизации уровня удовлетворения его потребностей в данных условиях в данный промежуток времени. Как мы уже знаем, полезность весьма условна и субъективна, тем не менее, она регулируется законом убывающей предельной полезности. Здесь предельная полезность – полезность, получаемая субъектом от потребления каждой последующей единицы данного товара. Закон убывающей предельной полезности есть обратная связь между объемом потребления и величиной предельной полезности, то есть – чем больше товара потреблено, тем меньше полезность.

Влияние этого закона на выбор потребителя становится понятным, если вспомнить, что ресурсы в экономической системе любого уровня всегда ограничены. Поэтому, конечно, покупатель стремится к максимизации полезности, но в рамках имеющихся у него финансовых возможностей (ресурсов). Это заставляет покупателя выбирать определенный набор товаров, вписывающийся по совокупной цене в его финансовые возможности и удовлетворяющий его потребности на максимально возможном уровне, то есть соответствующий его предпочтениям и приоритетам.

Предпочтения или, иначе говоря, желания покупателя иллюстрируются кривыми безразличия. Кривая безразличия - набор точек, которые отражают варианты сочетания основных товаров, удовлетворяющие потребности покупателя на одинаковом уровне, то есть имеющие одинаковую для него полезность. Обычно кривая безразличия строится для двух товаров и одного потребителя, в результате микроэкономического анализа. По вертикальной и горизонтальной осям откладываются количества товаров, а начало координат равно 0.

Для каждого потребителя можно построить несколько кривых безразличия, отличающихся количеством товаров в каждом из наборов. Кривая, расположенная ближе к началу координат, является более низкой и соответствующее ей количество товаров мало. Кривая, расположенная дальше от начала координат, является более высокой и количество товаров в соответствующих наборах больше. В общем, можно построить кривую безразличия относительно любой точки такой системы координат. Вся совокупность возможных для данного покупателя кривых безразличия называется картой безразличия.

Возможности покупателя иллюстрируются линией бюджетных ограничений. Она соединяет два крайних варианта выбора покупателя, когда он направляет все свои средства на покупку только одного из товаров, совсем отказываясь от другого. Все остальные точки этой линии отражают варианты сочетания двух товаров, покупку которых данный покупатель может оплатить.

Главная задача – определить ту точку, в которой желания и возможности совпадут. Очевидно, это та точка, в которой бюджетная линия касается самой высокой кривой безразличия. Именно здесь находится тот вариант сочетания товаров, который удовлетворит потребности покупателя на максимально возможном уровне и окажется нашему покупателю по средствам.

Таким образом, рыночное поведение покупателя определяется стремлением максимизировать полезность покупаемых товаров. Потребитель принимает свои решения на основе сопоставления своих желаний и возможностей.

Таким образом, мы видим, что на рынке всегда есть два контрагента: продавец и покупатель. Причем, первый из них стремится свой товар продать как можно дороже, а второй – купить как можно дешевле. То есть они приходят на рынок с противоположно направленными интересами, но что-то заставляет их отказываться от абсолютизации своих интересов и идти на компромисс. Продавец постепенно понижает свою цену, а покупатель – повышает свою. Когда цена приближается к равновесной, совершается сделка купли-продажи. Естественен вопрос: что же действует в рыночной системе таким образом?

Ответ на этот вопрос достаточно прост - конкуренция со стороны себе подобных. Под конкуренцией понимается соперничество рыночных субъектов за наиболее благоприятные условия функционирования. Принято выделять три основных направления конкуренции: конкуренция между производителями за покупателя, конкуренция между покупателями за продавца, конкуренция между продавцом и покупателем за наиболее выгодные условия заключения сделки. Обычно эти направления развиваются параллельно.

В зависимости от основных средств обеспечения конкурентных преимуществ, выделяют конкуренцию ценовую и неценовую. В условиях ценовой конкуренции предприниматели ищут конкурентные преимущества в сокращении цен относительно цен конкурентов. При неценовой конкуренции основное конкурентное преимущество ищется в более высоком качестве и надежности товара, в более современном дизайне и широкой программе послепродажного обслуживания. В современной мировой экономике особо выделяется конкуренция новых товаров, в условиях которой конкурентное преимущество ищется в новизне товара, его способности удовлетворять новые, еще не удовлетворенные потребности людей.

Также выделяют два основных вида конкуренции: совершенная и несовершенная. Совершенная конкуренция это – конкуренция ни чем не ограниченная и ни кем не контролируемая. Она имеет место, когда государственная власть еще не стала достаточно сильной и не может реально воздействовать на экономику, а крупных рыночных субъектов, способных по-своему регулировать среду своего функционирования, еще просто нет. Совершенная конкуренция отличается тем, что на одном целевом рынке одновременно функционирует большое количество производителей, каждый из которых имеет небольшую долю рынка и, следовательно, не может другим субъектам рынка диктовать свои условия. При этом вход на целевой рынок остается свободным, информация о продукте и технологии – общедоступной. В этих условиях крупный производитель, обладающий большой долей рынка, позволяющей диктовать другим свою волю, сформироваться просто не может. В рынке совершенной конкуренции противостоят монополия и монопсония. Первая предполагает единственного продавца некого товара, вторая – единственного покупателя.

Несовершенная конкуренция это – конкуренция, регулируемая и контролируемая, обычно как государственной властью, так и крупнейшими субъектами рынка: и продавцами, и покупателями.

В зависимости от уровня регулирования и контроля за конкуренцией принято выделять следующие виды несовершенной конкуренции: монополистическая конкуренция, олигополия, дуополия.

В условиях монополистической конкуренции, конкуренция как таковая еще присутствует, но уже весьма ограниченно. Основными чертами монополистической конкуренции принято считать: наличие на некотором целевом рынке ограниченного (не очень большого) числа производителей, каждый из которых имеет определенную долю рынка (около 10 %), что позволяет в некоторой степени уже влиять на рыночную ситуацию. Поэтому по некоторым направлениям деятельности в такой ситуации продавцы договариваются между собой о разделении сфер влияния, ограничивая конкуренцию. Вход на рынок, в общем, пока остается открытым, как и информация.

Ситуация олигополии складывается, когда число участников несколько сокращается, а их доли рынка увеличиваются, порождая для олигархов возможность в большей степени влиять на рынок, контролируя конкуренцию. В этой ситуации уже большее количество направлений деятельности осуществляется на основе договора между производителями, доступ на рынок затрудняется, а информацию начинают закрывать.

Дуополия это – рыночная ситуация, когда на рынке функционируют только два производителя, имеющие примерно равные доли рынка. Они практически все направления деятельности осуществляют на основе договора о разделе сфер влияния. Следовательно, ни о какой реальной конкуренции в этих условиях речи быть не может. Однажды, по-видимому, кто-то кого-то «съест», но это будет результат договора. Для новых производителей доступ на этот целевой рынок уже весьма затруднен, а информация закрыта почти полностью.

Когда на основе договора кто-то из дуополистов кого-то «съест», сложится ситуация монополии, т.е. на рынке останется единственный производитель некоторого товара. Естественно, единственный производитель получает над рынком полный контроль. Вход на рынок для новых субъектов оказывается практически невозможным, а информация о продукте и технологии становится важнейшей коммерческой тайной.

Возможна и ситуация, когда, при достаточном количестве производителей, на рынке присутствует только один покупатель. Такое положение дел обычно называют монопсонией. Примером может служить рынок вооружений, где единственным законным покупателем является государство.

Итак, монополия это – рыночная ситуация, когда на рынке присутствует единственный продавец. Это теоретический подход к проблеме. Практическим рыночным монополистом является тот производитель, который, обладая большой долей рынка, может реально мелким производителям диктовать свои условия и волю. Важно: монополист продает свой товар по монопольной цене, установленной единолично, исходя из собственных интересов. Причем, такая цена может быть как монопольно высокой, так и монопольно низкой. Монопольно высокая цена назначается для максимизации прибыли, а монопольно низкая – для выталкивания с рынка потенциального конкурента. Последнее объясняется просто: монополист обычно имеет значительные резервы и может позволить себе в течение достаточно длительного промежутка времени продавать свой товар по заниженной цене, даже ниже себестоимости. Дерзкий конкурент, как правило, таких резервов не имеет, работать по ценам ниже себестоимости сможет очень не долго, а по цене, превышающей цену монополиста, его товар просто никто не купит. Поэтому он очень скоро разорится и освободит рыночное пространство мощному монополисту, который после этого установит монопольно высокую цену и вернет все свои материальные потери. Важно подчеркнуть следующее: монопольно высокая цена не обязательно является максимальной, это та цена, которая максимизирует спрос и, следовательно, выручку от продажи товара, позволяющую максимизировать прибыль в долгосрочной перспективе.

Монополия как рыночная ситуация может иметь различные причины своего формирования. По этому критерию выделим следующие виды монополии: естественная, масштабная, инновационная, искусственная (лоббистская). Естественной является та монополия, которая складывается ввиду специфики рассматриваемого целевого рынка, выражающейся в том, что издержки и, следовательно, цены оказываются минимальными, если на рынке в условиях отсутствия конкуренции функционирует только один производитель. Такими свойствами обычно отличаются инфраструктурные отрасли, которым, чтобы быть рентабельными, нужна очень большая емкость рынка. При дроблении этого рынка объем реализации у каждого из производителей снижается, следовательно снижается рентабельность и для доведения ее до приемлемого уровня нужно повышать цены, что не желательно. Поэтому сохранение естественной монополии при достаточно эффективном регулировании со стороны государства часто вполне оправдано и даже целесообразно.

Своеобразную природу имеет масштабная монополия. Она достигается за счет обладания монополистом очень большими активами, что позволяет не только иметь очень большие объемы производства, соответствующие подавляющей доле емкости рынка, но и, при необходимости, резко сбрасывать цены и выталкивать с рынка потенциального конкурента. Именно такая монополия склонна к застою, препятствующему прогрессу. Структура такого монополиста обычно очень громоздка, что лишает его способности адаптироваться к переменам во внешней среде. Монополист пытается сохранять конкурентоспособность, устраняя предлагающих прогресс конкурентов. Жизнеспособность таких монополистов весьма условна, т.к. они, злоупотребив своими масштабами, теряют соответствие требованиям рынка, товар их перестает удовлетворять насущные потребности людей и, следовательно, покупаться. Если ни сам монополист, ни государство не проведут реструктуризацию, призванную породить внутреннюю конкуренцию, такая фирма просто в конце концов обанкротится. Государству следует регулировать масштабную монополию, стремясь не только придать стимул к развитию рассматриваемому целевому рынку, но и обеспечить выживание гиганта национальной и нередко мировой экономики, какими чаще всего является масштабные монополисты.

Очень специфична инновационная монополия. Здесь специфика связана со стимулированием развития инновационного процесса, что весьма позитивно. Инновационная монополия достигается за счет обладания уникальным технологическим знанием, которым больше не обладает ни кто, и производства на его основе продукта с такими характеристиками, которых ни кто не может даже повторить, не говоря уж об улучшении. Монополист-инноватор вынужден регулярно генерировать новое передовое знание, т.к. он не может закрыть вход на рынок для потенциальных конкурентов, а полностью защитить информацию практически невозможно. Когда кто-то из инноваторов-преследователей приближается по своим возможностям к такому монополисту, последний, не желая тратиться на совершенствование товара и конкуренцию, уходит из рассматриваемой рыночной ниши и открывает другую. Если на момент вынужденного ухода альтернативной технологии нет, монополист перестает быть таковым. Возможно, государству следует даже поддерживать инновационную монополию, не стремясь к ее ликвидации, а просто доходы от деятельности в условиях монополии облагая налогом по более высокой ставке.

Самым неприятным с точки зрения торможения прогресса видом монополии является монополия искусственная или иначе ее можно назвать лоббистской. Здесь монопольное положение на рынке достигается за счет проведения через органы государственной власти законов и законодательных актов, ставящих монополиста в исключительные условия, более выгодные, чем у других субъектов данного рынка (т.е. лоббирования). Достаточно часто вход на рассматриваемый рынок для любых других производителей просто закрывается. Рыночное преимущество такого монополиста не выгодно ни кому кроме него, и обусловлено только поддержкой определенных государственных органов. Обнаружив, государство должно устранять такие монопольные ситуации, т.к. они искажают работу объективных экономических законов, прежде всего закона стоимости, делая проблематичным их использование на благо нации и вероятным разрушительное действие на экономическую систему.

Нельзя забывать, что монополия это – рыночная ситуация. Относительно каждого специфического продукта и его целевого рынка складывается своя рыночная ситуация. Поэтому фирму монополиста, имеющую диверсифицированное (не только многопродуктовое, но и многоотраслевое) производство, однозначно отнести к какой-то конкретной монопольной ситуации достаточно сложно. Чаще всего монополист по одному из своих продуктов добивается монопольного положения одного типа, по другому – другого.

В любом случае, монополию не следует воспринимать как правило. Она – исключение из правил. Поэтому все монопольные ситуации государство должно контролировать и регулировать. Инструментом антимонопольной деятельности государства является антимонопольное законодательство. В каждой стране оно свое, соответствующее особенностям национальной экономики. В любом случае оно не должно быть однозначно нацелено на ликвидацию монополии, но на регулирование и контроль, прежде всего за доходами.

Мы уже отмечали, что в рынке монополии противостоит конкуренция, что именно конкуренция заставляет продавца и покупателя идти на компромисс и сближать свои позиции, обеспечивая заключение сделки и работу рыночного механизма. Продавец, стремясь привлечь покупателя, снижает цену. Но возможности продавца в области снижения цены ограничиваются стоимостью его товара, в конечном итоге затратами живого и прошлого труда на производство. По закону стоимости, предприниматель всегда стремится к снижению индивидуальных издержек, что увеличивает его способность к снижению цен. Ради снижения цен и издержек предприниматель совершенствует технологию и повышает качество рабочей силы. Это стоит определенных затрат. Вопрос: что конкретно заставляет предпринимателя тратиться на самосовершенствование? Ответ очевиден – конкуренция. Если предприниматель, имея высокие индивидуальные издержки, не сможет одновременно с другими снизить цены, он не продаст свой товар, и будет вынужден уйти с рынка. Поэтому конкуренция в рынке есть главный стимул к самосовершенствованию и развитию. И монополия неприятна, а порой просто опасна не сама по себе, а именно потому, что этот-то стимул к совершенствованию способна подавить.

Развитие конкуренции в рыночной экономике регулируется законом конкуренции. Это объективный экономический закон, выражающий связь между уровнем развития конкуренции на некотором целевом рынке и уровнем эффективности его функционирования. Когда уровень конкуренции оптимален, эффективность максимальна. Проблема: определить уровень оптимальности конкуренции крайне сложно. В общем, это можно сделать методом экспертных оценок, что имеет очень высокий элемент субъективности. Механизм работы закона конкуренции очень своеобразен: сам этот закон может только зафиксировать необходимость развития конкуренции как стимула к развитию, но тем самым он значительно усиливает действие закона стоимости, способствуя повышению эффективности экономической системы с экономическим законодательством, не противоречащим этим законам.

Мы уже говорили о точке равновесия как параметре рынка. Она отражает суть рыночного равновесия. Рыночное равновесие – такое состояние рынка, когда спрос и предложение полностью уравновешиваются как по количеству, так и по структуре. Такое состояние крайне трудно достижимо, поэтому реально рыночное равновесие, в общем, остается только идеалом рыночной экономической системы. Рынок всегда стремится к этому идеалу, но достигает редко, да и то на непродолжительный промежуток времени. Тем не менее, на микроуровне, о котором идет речь, значительные отклонения реальной ситуации от равновесного состояния складываются редко, поскольку здесь все достаточно четко определено, внутренних противоречий немного. На этом уровне значительные отклонения обычно возникают из-за неразумного вмешательства внешних по отношению к экономической системе сил (политики, государственных органов), или из-за природных катаклизмов. Небольшие же отклонения, вызываемые внутренними причинами экономической системы, обычно присутствуют, но не допускаются к разрастанию или достаточно легко устраняются рыночным механизмом саморегулирования. Отклонения реальной рыночной ситуации от равновесного состояния принято называть диспропорциями.

Эти диспропорции, высокая вероятность и плохая предсказуемость их возникновения, составляют основную причину рыночной неопределенности. Проблема: в каждый данный момент времени тенденции развития даже микроэкономической рыночной системы не вполне определенны. Причем, чем дальше мы пытаемся заглянуть вперед, тем выше неопределенность. Неопределенность порождает риск, как возможность наступления какого-то события, способного причинить ущерб некой фирме или предпринимателю. Любой предприниматель, основывая дело, планирует его развитие и свою деятельность в данном направлении. Но его планы основываются на прогнозах развития целевого рынка и окружающей среды, которые, из-за неопределенности, носят вероятностный характер и далеко не всегда оправдываются. Если предприниматель составил план в соответствии с неверным прогнозом, действовал по своему плану, вкладывая деньги, а потом выяснилось, что они вложены в бесперспективную нишу, или среда изменилась очень неблагоприятно, негативные последствия могут быть очень значительными, вплоть до разорения. Если субъект рынка имеет необходимые знания и опыт, он будет предусмотрителен и расчетлив, но полностью снять элемент риска он не сможет. Рыночное саморегулирование призвано и может не допускать слишком сильных отклонений, грозящих саморазрушением системы, но и оно не может устранить неопределенность и риск совсем.

Рыночный механизм саморегулирования – та сила, которая регулирует развитие рыночных ситуаций, не позволяя им отклоняться от допустимых состояний. Он состоит из объективных экономических законов, трех фундаментальных: закон стоимости, закон денежного обращения (закон массы денег в обращении), закон конкуренции, четырех прикладных: закон спроса, закон предложения, закон рыночной эластичности и закон свободного рыночного ценообразования, а также – кризиса. Причем, кризис начинает «работать» только в том случае, если объективные законы, действующие более мягко, с возникшей почему-либо диспропорцией не справляются.

Для рыночной экономики, как системы взаимоотношений между продавцом и покупателем, очень большое значение имеет ее инфраструктура. Под рыночной инфраструктурой понимается система обслуживающих элементов рынка, обеспечивающих его бесперебойное функционирование. Если конкуренция вынуждает и продавца, и покупателя отказаться от абсолютизации своих интересов, выражающихся либо в максимизации, либо в минимизации цены, а механизм рыночного саморегулирования призван обеспечить пропорциональность функционирования и развития экономической системы, то инфраструктура создает условия, в которых и конкуренция, и механизм саморегулирования работают более эффективно и без срывов.

При анализе инфраструктуры рынка часто встает вопрос об экономическом законодательстве и правовой системе рынка, а также - их отношении к этой инфраструктуре. Однозначно ответить на вопрос: является ли законодательная и правовая система рынка элементом его инфраструктуры, достаточно сложно. Определим этот момент таким образом: с одной стороны, не является, поскольку законы и правовая система не обслуживают, а задают правила игры, обязательные для всех субъектов, и следят за выполнением этих правил «игроками». С другой стороны, является, поскольку именно четкое, экономически целесообразное законодательство и эффективная правовая система снижают присущие рыночной экономике неопределенность и риск. А это – одно из важнейших условий эффективного и бесперебойного функционирования рыночного механизма.

В рыночной экономике принципиально важно, чтобы покупатель и продавец определенного товара вошли в контакт, чтобы продавец был способен удовлетворить запросы покупателя относительно количества, качества и других характеристик товара, а покупатель обладал нужными деньгами. Производителю (продавцу) нужны деньги для организации производства, покупателю - для покупки. Главное, чтобы каждый из них в нужный момент обладал нужной суммой. Но рынок весьма непредсказуем, как мы уже сказали, и абсолютно точно рассчитать движение всех денежных потоков на долгосрочную перспективу практически невозможно. Все это крайне важным элементом рыночной инфраструктуры делает финансовую систему.

По большому счету, финансовая система состоит из кредитной системы и системы государственных финансов. В свою очередь, кредитная система состоит из банковской системы и системы парабанков.

Система государственных финансов основывается на государственном бюджете, который консолидирует в руках властных органов соответствующего уровня (федерального, регионального, местного) определенные денежные средства (доходы бюджета), позволяя финансировать государственные расходы этого уровня. Средства государственного бюджета обычно расходуются на решение проблем социума и инфраструктуры. Относительно социума речь идет прежде всего о выплате социальных пособий, обеспечении необходимого бесплатного образования и медицинского обслуживания, производстве и реализации социально значимых товаров и услуг. Такие расходы в рамках рыночной системы необходимы, т.к. рыночный механизм саморегулирования распределяет средства между гражданами весьма неравномерно, что хорошо иллюстрирует кривая Лоренца. В связи с государственными финансами часто используется понятие «государственный кредит». Это означает, что государство тоже может функционировать в кредитной сфере. Только обычно оно выступает заемщиком, стремясь по кредитным каналам найти деньги на финансирование основных расходов, если традиционного дохода бюджета оказывается не достаточно. Дает же средства экономике государство чаще через дотации, формальные или реальные.

 

Любая экономическая система позитивно развивается только тогда, когда в ней присутствует фактор производства, способный объединить и заставить эффективно функционировать для достижения общей цели два фактора, рассмотренных ранее: капитал и труд. Этот фактор – предпринимательство. Определить предпринимательство можно следующим образом: это есть деятельность экономического субъекта по выявлению новых перспективных рыночных ниш и их выгодному освоению, заключающаяся в организации нового дела, вкладывании в него средств и принятии на себя риска, связанного с этим новым делом. Чем значительнее развита предпринимательская деятельность, чем большую долю экономически активного населения составляют предприниматели, т.е. чем выше уровень предпринимательской активности, тем больше доля удовлетворенных потребностей в обществе, и тем выше уровень удовлетворения основных потребностей.

Предпринимательство – явление сложное, многоуровневое, противоречивое. Поэтому оно, как и рыночная система или любой из ее секторов, имеет сложную структуру. Структуру предпринимательской деятельности можно определить как перечень основных ее видов с системой взаимопереплетений и взаимозависимостей.

По масштабам деятельности принято выделять малое, среднее и крупное предпринимательство. Обычно масштаб деятельности определяется в зависимости от размеров годового оборота, совокупных активов, количества занятых.

К рупный и мелкий бизнес имеют свои преимущества и недостатки: к плюсам первого можно отнести стабильность и обеспеченность средствами, к минусам – отсутствие гибкости, неспособность быстро меняться в соответствии с переменами в окружающей среде. В качестве плюсов второго можно назвать как раз гибкость, адаптивность и мобильность, минусов – нестабильность, вызванную отсутствием резервов и не всегда имеющимся свободным доступом к заемным средствам. Как видим, плюсы и минусы мелкого и крупного бизнеса «обнуляют» друг друга. Поэтому сочетание в национальных экономических системах и крупного, и малого бизнеса обеспечивает им большую стабильность. За необходимость развивать в национальных экономиках и мелкие, и крупные фирмы говорит и выполнение ими разных функций.

По сферам деятельности можно выделить следующие виды предпринимательства: производственное, финансовое, торговое, страховое, консалтинговое, научно-техническое, предпринимательство в сфере услуг. Для нормального развития экономической системы необходимо присутствие всех этих видов предпринимательскойдеятельности. Преобладание какого-то из них в значительной степени предопределяет структуру национальной экономики.

Организационной формой предпринимательства является фирма. Фирма - способ организационного оформления предпринимательской деятельности, или организационная единица экономики, которая во внешней среде закупает ресурсы и продает произведенный товар с целью получения прибыли. Фирму нельзя путать с предприятием, которое есть производственная единица фирмы, непосредственно трансформирующая ресурсы в целевой продукт. В рамках одной фирмы может функционировать как одно единственное предприятие, так и множество, до нескольких тысяч.

Главная задача любой фирмы – обеспечить себе долгосрочную выживаемость и конкурентоспособность, то есть способность успешно конкурировать на рынке с производителями однородной продукции по цене, качеству и другим важным параметрам продукта. Универсальным механизмом обеспечения долгосрочной конкурентоспособности являются: соблюдение условий модели «вход-выход», снижение издержек, повышение качества продуктов, диверсификация производства, удовлетворение новых потребностей за счет создания и производства новых товаров, создание и развитие систем менеджмента и маркетинга.

Функционируя, фирма производит определенное количество продуктов разного вида. Совокупные потенциальные продажные цены всех произведенных продуктов составят объем производства фирмы. Объем производства нельзя путать с объемом продаж, который определяется суммой цен тех товаров, которые были проданы. Реальный результат деятельности фирмы выражается в объеме продаж, поскольку в рыночной экономике произвести товар мало, надо произвести такой товар, который с определенным уровнем гарантии будет продан.

Объем продаж иначе называют валовой выручкой или валовым доходом. Подчеркнем: валовая выручка есть сумма цен всех проданных фирмой товаров. Получение этой выручки обусловлено наличием определенных издержек. Все совокупные издержки фирмы принято называть ее валовыми издержками. Если из валовой выручки вычесть валовые издержки, при положительном результате получается валовая прибыль, при отрицательном – валовый убыток. Издержки, выручка и прибыль сильно взаимосвязаны. Цель предпринимателя – максимизация прибыли. Этого можно добиться, увеличивая выручку при сохранении прежних затрат, или сокращая затраты при данной выручке; наиболее вероятным с точки зрения практики будет вариант с опережающим ростом выручки относительно роста издержек.

По источнику формирования издержки фирмы распадаются на издержки производства, издержки обращения и управленческие издержки. Первые имеют место в сфере производственной деятельности фирмы, связаны с производством товаров, вторые – в сфере обращения, они связаны с организацией и осуществлением продаж, третьи – в процессе управления, они связаны с организацией и обеспечением функционирования систем менеджмента и маркетинга.

По характеру проявления, издержки распадаются на внешние и внутренние. Внешние издержки являются явными, они очевидны, поскольку представляют собой издержки на оплату используемых факторов производства, приобретаемых во внешней среде. Внутренние издержки являются не явными, они не очевидны, поскольку это – издержки, связанные с использованием в процессе деятельности факторов производства, принадлежащих данной фирме. По способу включения в себестоимость, выделяют издержки прямые и косвенные (накладные). Прямые можно полностью отнести к себестоимости товара (стоимость сырья и материалов, используемых при производстве и реализации товаров, зарплата рабочих – сдельщиков, производящих эти товары и т.п.). Косвенные издержки напрямую с тем или иным товаром не связаны, они относятся к фирме в целом (управленческие издержки, амортизация оборудования, проценты по кредитам и т.п.). В целях повышения конкурентоспособности и прямые, и косвенные издержки нуждаются в оптимизации.

По уровню зависимости от объема производства выделяют издержки постоянные и переменные. Постоянные издержки не зависят от объема производства, то есть независимо от того, растет объем производства, или падает, уровень этих издержек не изменяется. К ним относятся: зарплата рабочих-повременщиков и инженерно-технических работников, имеющих оклад, арендная плата за помещения, амортизация и т.п. Переменные издержки – те, которые напрямую зависят от объема производства. К ним относятся издержки на сырье и материалы, комплектующие, рабочую силу и энергию, требующиеся непосредственно в процессе производства. Переменные издержки могут быть пропорциональными, дегрессивными и прогрессивными.

Себестоимость и, следовательно, цена единицы продукции в большой степени зависят от средних издержек, то есть от издержек фирмы на производство и реализацию единицы товара. Выделяют средние постоянные, средние переменные и средние валовые издержки. Средние валовые издержки представляют собой себестоимость единицы продукции, они определяются как сумма средних переменных и средних постоянных издержек или посредством деления валовых издержек на объем производства.

Динамика издержек в каждом конкретном случае определяется специфическим влиянием закона убывающей отдачи факторов производства. Суть этого закона заключается в следующем: любое производство осуществляется с использованием большого количества различных факторов производства; если зафиксировать количество всех факторов производства кроме одного, и количество этого последнего постепенно увеличивать, то, на определенном этапе, дальнейший прирост его потребления приведет к остановке роста, а затем и к снижению эффективности использования этого фактора производства.

Современным российским фирмам целесообразно прибыль, дополнительно получаемую в результате оптимизации издержек, направлять на финансирование программ повышения качества товаров, а также – разработку и внедрение новых продуктов, обладающих современным высоким технологическим уровнем. Такие действия позволят повысить конкурентоспособность отечественного товаропроизводителя на отечественном и, возможно, даже на мировом рынке.

Фирмы несут издержки ради получения прибыли, которая и составляет предпринимательский доход. В общем, прибыль есть положительная разница между валовой выручкой и валовыми издержками. Но целесообразно учитывать и специальные виды прибыли, рассчитываемые как вычет из выручки разных видов затрат. На этой основе выделяют прибыль бухгалтерскую, экономическую, налогооблагаемую, чистую, распределяемую, нераспределяемую. На практике руководитель чаще сталкивается с прибылью бухгалтерской (иногда называемой финансовой), которая есть разность между валовой выручкой и явными (внешними) издержками фирмы. Не сложно понять, что этот показатель прибыльности отражает действительность слишком оптимистично, поскольку не учитывает внутренних (не явных) издержек фирмы, которые могут быть очень значительными. Более точно прибыльность функционирования фирмы отражается экономической прибылью, которая представляет собой разность между валовой выручкой фирмы и ее издержками, как внешними (явными), так и внутренними (не явными). Экономическая прибыль является базой для налогообложения, поэтому ее часто называют налогооблагаемой прибылью. После вычета всех причитающихся налогов и прочих обязательных платежей остается так называемая чистая прибыль, которая поступает в распоряжение собственника и реально воспринимается как предпринимательский доход. В свою очередь, чистая прибыль подразделяется на распределяемую и нераспределяемую. Распределяемая прибыль направляется на выплату дивидендов акционерам или распределяется между учредителями организации пропорционально их вкладам в уставный капитал. Нераспределяемая прибыль направляется на финансирование программ развития организации. Прежде всего это различные программы создания и разработки новых товаров, связанные с ними программы повышения качества и обучения персонала, социальные программы, направленные на создание благоприятных условий функционирования для работников и повышение их лояльности к фирме.

Рабочая сила – способность работника выполнять требуемые трудовые операции и действия, она определяется набором присущих данному конкретному человеку интеллектуальных, нравственных, физических, культурных, образовательных и т.п. характеристик. Труд – целенаправленная деятельность человека по выполнению операций и действий, связанных с трансформацией природных ресурсов в желаемые блага (целевой продукт).

Стоимость товара рабочая сила определяется затратами абстрактного труда на его производство, то есть затратами труда на пищу, питье, одежду, жилище, культурное воспитание, образование, лечение и т.п., необходимые для воспроизводства работника и членов его семьи. Стоимость товара рабочая сила в большой степени зависит от климатических условий и национальных традиций.

Потребительная стоимость товара рабочая сила определяется его способностью приносить покупателю прибавочную стоимость, относительно легко оборачивающуюся в прибыль.

Стоимость же товара рабочая сила в повседневной экономической жизни проявляется через заработную плату. Как известно, наемный работник продает свою рабочую силу за определенную сумму денег (цену), называемую заработной платой (зарплатой). На прикладном уровне заработная плата воспринимается как плата за труд, то есть выполнение определенных трудовых действий и операций в течение определенного промежутка времени, устанавливаемая соотношением спроса и предложения на рынке труда. Но предыдущий фундаментальный анализ установил: реально продается – покупается не труд, а рабочая сила. Таким образом, на фундаментальном уровне зарплата есть превращенная форма стоимости товара рабочая сила, форма проявления стоимости товара рабочая сила в повседневной экономической жизни.

На уровне экономического явления существует труд, поэтому, анализируя соответствующий сегмент рыночной системы, говорят о рынке труда. Определить рынок труда можно следующим образом: это есть система отношений между продавцом и покупателем рабочей силы, основанная на свободе и равноправии сторон при заключении сделки купли – продажи. Равноправие, конечно, весьма условно, но вспомним: принуждение к заключению сделки касается и предпринимателя, и потенциального наемного работника, и носит чисто экономический характер.

При этом система отношений между предпринимателем и потенциальным работником может строиться на двух основных принципах: внешнего и внутреннего рынка труда.

Внешний рынок труда является традиционным и именно этот вариант существует практически во всех странах. Его принципиальная особенность заключается в том, что система отношений между продавцом и покупателем открыта, то есть покупатель может искать нужных людей где хочет, а подбор работников осуществляется на условиях открытого конкурса, в котором может участвовать любой желающий. Механизм его работы достаточно прост: работодатель формулирует свои требования к потенциальному работнику, определяет место, время конкурса и публикует эту информацию. На предложение откликаются все заинтересованные лица. В процессе конкурса происходит собеседование, часто – тестирование, на основании которых отбираются подходящие кандидатуры. Работник выходит на работу и по ходу дела знакомится с новыми обязанностями, условиями, особенностями фирмы, на определенное время становясь фактором напряжения или «узким местом». Освоиться, органично вписаться в новый коллектив и обстановку на новом месте удается не всем. А многие из тех, кто вписался, «пришелся ко двору», оказываются неудовлетворенными и вскоре снова начинают искать работу.

Внутренний рынок труда является традиционным для Японии. Его принципиальная особенность заключается в том, что система отношений между претендентом на работу и работодателем закрыта. Работодатель ищет для себя рабочую силу там, где делал это традиционно, а потенциальный работник практически совсем ничего, кроме как с наилучшей стороны проявить себя там, где занят на данный момент, сделать не может. То есть, корпорации и фирмы соответствующего ранга подбирают интересующих их людей в учебных заведениях соответствующего уровня, в своих фирмах-контракторах, или субконтракторах. Механизм работы внутреннего рынка труда сложнее и основан на закрытом конкурсе. Суть: работодатель следит за деятельностью учащихся соответствующих учебных заведений, работников фирм, входящих в структуру, но имеющих низший ранг, и на основании результатов долгосрочного наблюдения отбирает тех, кто может получить рабочее место или более перспективную работу, чем имеет на данный момент времени. Сам претендент в процессе этого отбора, конечно, может проявить инициативу, но ее влияние будет не очень существенным. Количество отобранных претендентов превышает количество желаемых вакантных мест, и все они приступают к стажировке, продолжающейся от 3 месяцев до года и даже более, в зависимости от ранга и уровня ответственности желаемой работы. Во время стажировки стажеры знакомятся со структурой и культурой организации, изучают будущие обязанности и права, приобретают новые знания, необходимые для стабильного исполнения должностных функций. Результаты фиксируются при сдаче соответствующих экзаменов и зачетов. На основе этих результатов принимается решение о назначении. Тот, кто не получил желаемой работы, может получить другую, менее ответственную.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 4. Механизм рынка. Рыночное равновесие | Тема 6. Потребительский рынок. Теория потребительского поведения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.