Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Потребительский рынок. Теория потребительского поведения

Покупатель, как мы уже отметили, стремится максимизировать полезность приобретаемых товаров. То есть, в идеале, покупатель должен принимать свое решение о покупке товара или отказе от него, исходя из максимизации уровня удовлетворения его потребностей в данных условиях в данный промежуток времени. Как мы уже знаем, полезность весьма условна и субъективна, тем не менее, она регулируется законом убывающей предельной полезности. Здесь предельная полезность – полезность, получаемая субъектом от потребления каждой последующей единицы данного товара. Закон убывающей предельной полезности есть обратная связь между объемом потребления и величиной предельной полезности, то есть – чем больше товара потреблено, тем меньше полезность.

Влияние этого закона на выбор потребителя становится понятным, если вспомнить, что ресурсы в экономической системе любого уровня всегда ограничены. Поэтому, конечно, покупатель стремится к максимизации полезности, но в рамках имеющихся у него финансовых возможностей (ресурсов). Это заставляет покупателя выбирать определенный набор товаров, вписывающийся по совокупной цене в его финансовые возможности и удовлетворяющий его потребности на максимально возможном уровне, то есть соответствующий его предпочтениям и приоритетам.

Предпочтения или, иначе говоря, желания покупателя иллюстрируются кривыми безразличия. Кривая безразличия - набор точек, которые отражают варианты сочетания основных товаров, удовлетворяющие потребности покупателя на одинаковом уровне, то есть имеющие одинаковую для него полезность. Обычно кривая безразличия строится для двух товаров и одного потребителя, в результате микроэкономического анализа. По вертикальной и горизонтальной осям откладываются количества товаров, а начало координат равно 0.

Для каждого потребителя можно построить несколько кривых безразличия, отличающихся количеством товаров в каждом из наборов. Кривая, расположенная ближе к началу координат, является более низкой и соответствующее ей количество товаров мало. Кривая, расположенная дальше от начала координат, является более высокой и количество товаров в соответствующих наборах больше. В общем, можно построить кривую безразличия относительно любой точки такой системы координат. Вся совокупность возможных для данного покупателя кривых безразличия называется картой безразличия.

Возможности покупателя иллюстрируются линией бюджетных ограничений. Она соединяет два крайних варианта выбора покупателя, когда он направляет все свои средства на покупку только одного из товаров, совсем отказываясь от другого. Все остальные точки этой линии отражают варианты сочетания двух товаров, покупку которых данный покупатель может оплатить.

Главная задача – определить ту точку, в которой желания и возможности совпадут. Очевидно, это та точка, в которой бюджетная линия касается самой высокой кривой безразличия. Именно здесь находится тот вариант сочетания товаров, который удовлетворит потребности покупателя на максимально возможном уровне и окажется нашему покупателю по средствам.

Таким образом, рыночное поведение покупателя определяется стремлением максимизировать полезность покупаемых товаров. Потребитель принимает свои решения на основе сопоставления своих желаний и возможностей.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 5. Рынок производственных ресурсов | Тема 7. Информация и высокие технологии как факторы производства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 193; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.