Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4.2 Цена и ценообразование




1. Понятие, функции цены. Виды цен.

2. Ценообразование – плановое и в условиях рынка.

3. Понятие тарифов. Их классификация.

1. Проблема ценообразования и тарификации является одной из важных проблем, от решения которой зависит финансовое состояние предприятий, уровень их доходов и прибыли, возможность дальнейшего развития.

Основными признаками рыночного хозяйства являются – цена, спрос и предложение, конкуренция. В условиях рыночных отношений цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем, как механизм обеспечения равновесия между спросом и предложением. Цена является денежным выражением стоимости продукции, товаров, услуг.

Цена – это количество денег, уплачиваемых за единицу товара.

Основные функции цены:

1. ориентирующая – то есть, цена дает информацию для действий покупателей и продавцов.

2. стимулирующая – это способность поощрять производителей, которые используя новую технику и технологию, добиваются лучших результатов.

3. распределительная – способность распределять доходы между участниками рыночной экономики.

4. уравновешивающая – способность конкурентных сил предложения и спроса устанавливать цену на уровне, на котором решения о продаже и купле синхронизируются.

Эти функции цены выполняются постольку, поскольку на рынке складываются под влиянием спроса и предложения равновесная цена.

Существуют следующие виды цен:

- договорные;

- государственные;

- мировые.

Договорные цены – это подлинно рыночные свободные цены, воплощающие свободу предпринимателей. Они устанавливаются соглашением между покупателем и продавцом (могут быть необоснованно завышены или занижены).

Государственные цены в региональной экономике устанавливаются на:

1. продукцию предприятий-монополистов;

2. базовые (для экономики данной страны) ресурсы;

3. социально-значимые товары.

Мировые цены – применяются в международной торговле. По мировым ценам совершаются экспортно-импортные сделки. Они всегда рассчитываются в свободно-конвертируемой валюте (СКВ).

 

 

2. Система планового ценообразования означает государственно-нормативную модель, то есть устанавливаются государственные, фиксированные цены на большинство видов продукции и услуг. В основу цены заложена себестоимость плюс прибыль (Ц=с/с+Пр).

В зависимости от обслуживаемой сферы товарного обращения цены подразделялись на оптовые, закупочные и розничные; тарифы грузового транспорта, на услуги связи, наценки для отраслей материально-технического снабжения, торговые скидки и тарифы на услуги населения.

Первичной формой цены выступает оптовая цена – Цопт = с/с + Пр, а розничная цена – Црозн = Цопт + торг.наценка в пользу торг.организации.

Модель планового ценообразования ориентирована на интересы предприятия-изготовителя. Первой модели ценообразования противостоит рыночная модель ценообразования, которая ориентирована на интересы потребителей, представленные спросом на рынке.

Эти цены отличаются подвижностью и максимальным учетом потребительских свойств продукции.

Ценообразование на рынке складывается в зависимости от спроса и предложения – важнейших экономических рычагов рыночной экономики.

Спрос – потребность в товарах и услугах, обеспеченная денежными и другими платежными средствами, исходя из доходов, уровня цен и количества потребностей.

Предложение – количество товаров и услуг, которые производитель желает и способен предложить к продаже на рынке по конкретной цене.

Если государство не вмешивается в рыночный механизм, то спрос и предложение придут в равновесие.

Равновесная цена – цена, устанавливающая равновесие между спросом и предложением.

Если государство устанавливает фиксированные цены, то возникает дефицит продукта, при условии, что цена, фиксированная ниже цены равновесной. В результате снижается предложение, а спрос возрастает.

Колебания спроса и предложения от изменения цены – это характеризуется понятием эластичности спроса и предложения.

Степень чувствительности потребителей к изменению цены выражается в ценовой эластичности.

Ценовая эластичность спроса = изменение покупок, % / изменение цены, %.

Эластичность предложения аналогична эластичности спроса. Поэтому вводится понятие эластичности предложения, которая характеризует чувствительность предложения на изменение цены.

Эластичность предложения = измен.предложенного товара / измен.цены.

 

 

3. Продукция отраслей и производств, не имеющая вещественной формы, реализуется по специальным ценам, которые называются тарифами.

Цены на услуги связи представляют собой тарифы на платные услуги связи. За которые предприятия получают доходы от основной деятельности.

Тарифы связи = с/с + прибыль.

Платные тарифы на услуги связи включают в себя затраты живого и овеществленного труда. Это дает возможность предприятию возместить текущие затраты на производство услуг и получить прибыль для развития производства и поощрение работников.

Тарифы на услуги связи выполняют функции оптовых и розничных цен. Если услуги связи предоставляются предприятием различных отраслей. То они выполняют функции оптовых цен, если услугами связи пользуется население, то тарифы выступают в роли розничных цен.

С точки зрения порядка утверждения тарифы делятся на:

1. общедоступные;

2. услуги, предоставляемые по тарифам местных организаций связи;

3. свободные (договорные) цены.

Наиболее общим принципом классификации тарифов является их деление на основные и дополнительные.

Основные тарифы (или универсальные) – наиболее распространенный вид тарифов, охватывает все виды платных услуг (всех подотраслей связи). Прейскурант №125.

Основные тарифы могут быть общими (или обычными), срочными и льготными.

Общие – охватывают все виды платных услуг установленного качества.

Срочные – применяются в тех случаях, когда абоненты предъявляют повышенные требования к скорости передачи сообщений.

Льготные – устанавливаются на отдельные виды услуг в пониженном, по сравнению с общими тарифами, размере в целях сглаживания неравномерности нагрузки или повышения доступности потребителей к отдельно социально-значимым услугам.

Другая часть льготных тарифов обусловлена действующим законодательством, в соответствии с которым некоторые категории пользователей имеют льготы на установку и оплату пользования телефонами местной связи.

Следующим важным классификационным признаком тарифов является сфера применения услуг связи. В настоящее время тарифы на одноименные услуги устанавливаются по трем группам пользователей: население; организации, финансируемые из бюджетов всех уровней; хозрасчеты (коммерческие) предприятия и организации.

Дополнительные услуги вводятся непосредственно на предприятиях в целях улучшения потребительских свойств основных услуг и создания более комфортных условий абонентами при их использовании.

На предприятиях почтовой связи дополнительные услуги могут устанавливаться как в дополнение традиционным основным услугам, так и в виде новых услуг, не включенных в прейскурант основных. Так, заполнение по желанию отправителя бланков при отправке посылок и денежных переводов является дополнительной услугой по отношению к упомянутым основным. Пересылка почтовых сообщений ускоренной или экспресс-почтой относится также к числу дополнительных услуг, предлагаемых потребителям почтовыми организациями.

На каждом конкретном предприятии набор дополнительных услуг может быть различным исходя из производственных возможностей обслуживаемых пользователей. Тарифы на дополнительные услуги включаются отдельным разделом в Прейскурант №125.

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.