Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3




Иудаизм эпохи диаспоры. Талмудический период в истории иудаизма.

В первые века наше эры евреи оказались разбросанными по всему миру. Теперь перед ними стояла особая задача: нужно было выжить и сохранить национальное, культурное и религиозное единство всего народа. Прямым следствием этого стало их обособление в странах рассеяния. Конфликт и непони­мание с христианами, оборачивались национальной враждой. Евреи, пытающиеся выстоять и сохраниться, «нехристи», «чу­жеродный элемент» с точки зрения христианского окружения, вызывали негативное и враждебное отношение. Со стороны самих евреев-иудеев эта враждебность подпитывалась дополнительно. Богоизбранность понималась некоторыми из них как национальное превосходство. Среди иудеев появлялось мнение о том, что евреи высшая раса, народ, который будет в будущем господствовать над миром. Евреи в рассеянии, чтобы сохранить. себя всячески избегали смешения с неевреями. Эти религиозные противоречия обернулись в истории особым «еврейским вопросом», перешедшим из религиозного в сферу межнацио­нальных отношений. Иерусалимского храма более не существовало и была со­здана концепция о том, что он будет восстановлен лишь тог­да, когда евреи вновь соединятся в Земле Обетованной. Теперь иудеи стали собираться на молитвы в синагогах (от гр. сходка, собрание). Синагога была и является до сегодняшне­го дня молитвенным домом (но не храмом, т.е. не священным сооружением, местом), одновременно выполняя функции об­щественного здания. Она временно заменяет для евреев утраченный храм. В синагоге не совершаются жертвоприношения (как в храме), а вместо них читаются молитвы. Главная еврей­ская молитва — «Шма Израэль» («Слушай, Израиль»).В более широком смысле синагога — это форма организа­ции иудеев в диаспоре, своеобразный орган общинного само­управления. Синагога имела свою казну, имущество, доходы. Здесь молились, читали Священное писание, толковали его. Общинами теперь стали руководить раввины (учителя), не имеющие признаков священства (не прошедшие особого обряда посвящения, т.е. не несущие на себе никакой особой божественной благодати), и не обязательно принадлежавшие (как прежние потомственные Левиты) к священни­ческому роду. Многочисленные толкования писания, сложная регламен­тация веры и религиозно-общественной жизни были характер­ны и для более раннего (дохристианского) периода иудаизма. Евреи всегда считали, что существует письменное и устное учение их религии. Это называлось «двойная Тора». К III в. н.э. постепенно сложился новый комплекс священ­ных книг Талмуд (буквально: изучение). Он представляет собой огромный свод правил религиозного, юридического, жи­тейского и вероисповедального характера, сложившихся в тече­ние многих столетий. Книга эта настолько важна для иудаизма, что период его истории часто называют талмудическим. В течение нескольких столетий еврейские мудрецы решали очень острый и сложный вопрос: как соотносятся между собой два важнейших писания — Талмуд и Тора. Ведь по времени возникновения, содержанию и форме они очень несхожи. Первый вариант Талмуда был создан в Палестине (Иеру­салимский), второй — в Вавилоне (Вавилонский). Вавилон­ский Талмуд объемнее, подробнее и получил большее распро­странение. Талмуд состоит из двух частей: Мишны - свода норм, основы, которая подвергается толкованию и Гемары — толкования Мишны. Мишна в двух вариантах Талмуда одинакова, а Гемара в вави­лонском варианте гораздо подробнее. Каждую из частей Тал­муда можно по содержанию отнести к либо к Галахе (букваль­но: путь, прохождение) — своду законов, юридических норм и ритуальных правил, либо к Агаде (буквально: сказание). Последнюю точнее всего определить так: «все, что не Галаха». Это сборник легенд, древних притч и описание юридических казусов — одним словом, богатейшее собрание древнееврей­ского фольклора. Позже к Талмуду были добавлены некото­рые дополнительные части и комментарии.

Средневековый период своей истории иудеи называют раввинистическим. В это время евреи широко расселились в Европе Их путь пролегал через Испанию и Португалию (где они подвергались преследованию инквизиции и насильно окатоличивались или изгонялись), затем дальше на восток через Францию, Германию, Польшу, украинские земли в Россию. Необходимость знать и уметь толковать множество пред­писаний Талмуда привела к упрочению роли раввинов в общине (кагале) евреев (отсюда и название периода). Однако в Сирии в VIII появилась группа иудеев, не признававшая Талмуда и опиравшаяся только на Тору. Последователи это­го течения получили название караимы (возможно — «чита­ющие). Они распространились в Причерноморье, Крыму и Литве. Крупным мыслителем Средневековья был еврейский бого­слов Моисей Маймонид, живший во второй половине XII в. в Египте близ Каира. Он был врачом теологом и философом. Главный труд Маймонида — «Руководство сомневающихся». Опираясь на философию Аристотеля, он дал рациональное (с точки зрения рассудка, разума, а не слепой веры) толкование Талмуда и некоторых мест Библии. Современники — ортодоксы считали Маймонида атеистом, на его могиле было начертано: «Проклятый еретик».Другая часть иудейских философов и богословов пошла совершенно иным путем, разработав сложнейшую сакраль­ную (священную) и мистическую тайную науку, которая по­лучила название каббала (с евр. предание, традиция). Пер­воначально этим словом обозначалась вообще всякая устная передача религиозных заповедей, но в середине века слово приобрело иное значение и стало означать сокровеннейшую часть иудаистской религии, открытую только посвященным. В основе каббалистического учения лежит магия чисел, букв и имен. Буквы, из которых составлена Тора, соответствуют определенным числовым значениям, сочетания букв и чисел могут открыть чeловеку сокровенные знания о Боге и мире, если научиться их правильно толковать, — учили создатели Каббалы. Они по-своему определяли строение мира и место человека в нем. Бог рассматривался как некое абстрактное начало, лишенное каких-либо признаков, существующее в нео­пределенности, бесконечности, «разлитое в окружающем мире». Такой взгляд называется в наше время пантеизмом (от гр. pan все и theos бог). Каббалисты верили в переселение душ, в очистительную цепочку перерождений, в результате ко­торой грешная душа возносится в царство чистых духов. В средние века каббалистов считали колдунами, врачевателями, магами, воздействовавшими на мир с помощью магических амулетов и формул. Главные книги каббалистов — Сефер Иецира («Книга со­здания»), которая приписывается самому Аврааму, но напи­сана, очевидно, в VIII"~IX вв. н.э. и Сефер ха-Зогар («Кни­га сияния»), возникшая около 1200 г. По преданию, она была спрятана в течение 10 веков, пока ее не обнаружил испанский каббалист Моше де Лион (скорее всего он и был ее автором). «Зогар» представляет собой комментарий к Торе. Это главная книга каббалистов. Известны некоторые другие книги (и авторы) Каббалы. Каббалистика (мистическая наука Каббалы) считается уделом избранных, посвященных. Иудеи настаивают на том, что к изучению Каббалы необходимо подходить с трепетом и только достигнув вполне зрелого возраста. В эпоху крестовых походов в Средневековой Европе по­явился термин «хасид» (благочестивый или приверженец), в конце XVIII в. в Польше и на Украине возникло новое направление иудаизма — хасидизм. Основателем его был раввин Израиль Бешт (сокращение от Баал Шем Тов), слывший мистиком, чудотворцем и лекарем. Это течение сохраняло в себе элементы каббалистического учения и сильно отличалось от раввинистического (ортодоксального) направления. Хаси­ды смотрели на весь окружающий мир и природу как на воп­лощение Бога, т.е. были ярко выраженными пантеистами. Они проповедовали бедность, равенство людей перед Богом, кри­тикуя богатство, но имеете с тем весьма оптимистично относились к жизни, осуждая аскетизм. Хасидскими общинами руководили цадики (проповедники). Ортодоксальный иудаизм вступил в борьбу с движением ха­сидов, но эта борьба оказалась безрезультатной. Среди хасидов, в том же ХVIII в. выделилось особое направление - хабад. Опасаясь свойствен­ного хасидам чрезмерного увлечения мистикой и медитацией, последователи этого течения стали уделять главное внимание изучению Торы. В конечном итоге.хабад превратился в весьма традиционное и даже консервативное течение в иудаизме. Учение Маймонида, каббалистика очень сильно повлияли на развитие европейской мысли, в частности, на учение голландского философа еврейского про­исхождения Б. Спинозы (XVII в), разработавшего учение о строгой закономерности и взаимосвязанности всех процессов в мире. С каббалистическим учением связана теория Парацельса-философа, естествоиспытателя и врача 1 половины XVI в. Он считал, что больного человека необходимо лечить не только телесно, а также духовно. Парацельс — загадоч­ная фигура в истории науки, последние годы своей жизни он, преследуемый и гонимый, провел в скитаниях по Альпам. Ре­лигиозно-философские системы рационалистического направ­ления, имевшие иудаистские корни, повлияли на философию эпохи Просвещения.

Современный иудаизм можно условно подразделить на три, течения: ортодоксальное (выступающее за полное следование всем традициям предков, соблюдение всех правил и предпи­саний Талмуда), реформистское (модернизированное) и кон­сервативное (промежуточное между реформистами и орто­доксами).

Ортодоксы ходят в традиционной одежде, никогда не сни­мают головных уборов. Они не признают многих явлений современной культуры и цивилизации, проявляют враждебность к иноверцам, а также к последователям иных течений иудаизме. Иногда они становятся источниками эк­стремизма и общественной напряженности.

Реформисты стоят за упрощение религии и отмену множе­ства архаических предписаний, за «осовременивание» богослу­жений в синагогах (укорачивают обряды, разрешают музыку, в том числе и самую современную, допускают женщин в качестве раввинов и т. п). Любопытно, что ортодоксы и рефор­маторы по-разному смотрят на проблему восстановления. Иерусалимского храма. Первые считают, что он должен воз­родиться буквально и обязательно на том самом месте, где стоял. В храме вновь начнутся принятые в древности жертвоп­риношения животных. Реформисты возражают, что жертвоп­риношения отныне навсегда заменились молитвами, а восста­новление храма они понимают как некий символ будущего торжества идеалов иудаизма. В первую очередь, считают они, храм должен быть «построен в сердцах верующих людей».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.