Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изменение (развитие) представлений о предмете социологии в процессе институционализации и совершенствования




План

Тема 1. Объект и предмет социологии

 

Выработка общего и по возможности более полного представления о социологии как особой науки, ее характере и роли в жизни общества может быть и должно начаться (как и применительно к любой другой науке) с выяснения основного вопроса, связанного с методологической рефлексией о том, что она (социология) изучает, что является ее объектом и каков ее предмет, в чем ее предметная специфика, какие определения ее как науки существуют, высказанные классиками и предлагаемые современными представителями этой науки – социологами.

 

1. Что изучает социология? Предметная специфика социологии.

2. Изменение (развитие) представлений о предмете социологии в процессе ее институционализации и совершенствования.

3. Определения социологии: классические и современные варианты.

1. Социология – это одна из множества существующих сегодня общественных социально-гуманитарных наук. Со времени возникновения основы социологии были заложены в первой трети XIX в. трудами французского мыслителя О. Конта (1798 - 1857).

Она прошла большой путь своего развития и совершенствования – путь острейших дискуссий, глубоких разочарований и блестящих побед. Из отрасли знания, развивавшейся исключительно на инициативной основе (О. Конт, Г. Спенсер и др.), она превратилась в высшей степени институционолизированную научную и учебную дисциплину. В настоящее время социология, разумеется с учетом специфики присущего ей качественного своеобразия, обладает развитой атрибутикой, характерной для любой ставшей зрелой науки: она имеет свой особый предмет изучения, «свои» законы и категории, исследовательские методы, свою, достаточно строго определившуюся к настоящему времени нишу в системе научного знания в целом, и в обществоведческом комплексе научных дисциплин в частности; выполняет целый ряд имеющих как теоретическое, так и практически прикладное значение функций. У нее есть свои учреждения и ресурсы (кадровые, финансовые, технические). По ней готовятся специалисты, защищаются диссертации, присваиваются соответствующие научно-педагогические звания. Социология изучается и как учебная дисциплина в учебных заведениях.

Важнейшим из атрибутов, т.е. неотъемлемых свойств любой науки, в том числе и социологии, является изучаемый ею предмет. Если наука не имеет своего особого предмета, чтобы о ней не говорили как о науке, она не может считаться подлинной наукой, наукой в точном смысле этого слова. Наличие у науки своего собственного предмета, в исследовании которого компетентна лишь она одна, - важнейший признак ее как особой, относительно самостоятельной дисциплины.

Предмет науки – это та сторона (сфера) действительности окружающего нас мира, которая изучается денной наукой. У каждой науки есть свой предмет. При этом предмет науки имеет двойственную природу, что кстати, не всегда принимается во внимание: с одной стороны, он представляет – как только что было отмечено – какую-то конкретную сторону объективной реальности, а с другой – выступает в качестве результата своего рода продукта исследовательской работы ученых, суть которой в вычислении из окружающего нас мира для специального изучения той или иной его стороны (сферы) и абстрагирования от других остальных сторон объективной реальности.

Правда, было бы совсем правильно, и абсолютизировать «искусственность», идеальность и субъективность предмета науки, как это иногда делается. Так, например, С.С. Фролов пишет, говоря о различие объекта и предмета науки вообще «... объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него. Предмет исследования, напротив, существует только в голове исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью»[1]. И далее он продолжает: «Таким образом, в самом объекте не содержится никакого предмета исследования»1.

С данным рассуждением С.С. Фролова нельзя согласиться. Дело в том, что, обладая двойственной (двоякой, дуальной) природой, предмет науки лишь в одном случае не зависит от объекта исследования – в случае, если мы рассматриваем его с точки зрения формы: по форме предмет действительно не зависит от объекта – он зависит от субъекта, изучающего его человека, уровня развития знаний и вообще от того, выделен ли он для специального изучения в качестве как раз специального (особого, отдельного) предмета или нет. То есть предмет науки – и это верно – субъективен, но подчеркиваем, - по своей конкретной форме. По своему же содержанию предмет любой науки, на какой бы стадии (уровне) развития эта последняя не находилась, зависит не от исследователя (в том числе коллективного – научного сообщества), а от объекта. Предмет науки по своему содержанию объективен, если говорить, разумеется, о предмете науки, а не о предмете разного рода, мистике и спекуляции. Ведь предмет науки – это своего рода модель (теоретическая конструкция) изучаемого явления (объекта). И если мы желаем получить достоверные знания об изучаемом явлении, то эта модель (теоретическая конструкция) должна быть адекватной по своему содержанию изучаемому явлению, то есть верно, правильно представлять эти явления с точки зрения его внутреннего содержания, конечно же не абсолютно, но хотя бы в приближении[2].

Чтобы учесть указанную двойственность (дуальность) природы предмета науки в науковедении, используют и такое понятие как «объект науки». Благодаря этому проводиться различие между тем, с чем непосредственно имеет дело ученый, как представитель данной науки (предмет науки) и тем, что существует в самом окружающем нас мире как объективная реальность (объект науки).

Нередко различные явления, процессы окружающего нас мира выступают как объекты междисциплинарного исследования, то есть они могут рассматриваться как общие объекты целого ряда наук. Другими словами, один и тот же объект может иметь несколько хозяек – изучаться сразу несколькими науками. Но предмет науки всегда имеет лишь одну хозяйку – науку, которая обладает монопольным правом на его исследование.

Именно так как раз обстоит дело с социологией. Социология – это одна из научных дисциплин, изучающих общество. Ответ на вопрос, что она изучает, содержится уже в самом её названии – «Социология» (наука об обществе). Оно образованно в результате сочетания двух терминов – латинского societas – общество и греческого logos – слово, учение. В нем указывается, прежде всего, на объект социологии – общество. Общество – это не предмет, о объект социологии, потому что изучается и другими науками, а не только социологией, какое бы место эта последняя не занимала в его исследовании. У социологии имеется свой угол зрения на общество, не совпадающий с подходами к изучению общества характерными для других общественных дисциплин. Кстати, предмет социологии выделяется не по принципу «сторона (часть, фрагмент объекта)», а по принципу «точка зрения(угол зрения)» на общество, своего рода «способ исследования, взгляд» на общество[3]. При этом, хотя

На данную особенность социологии обращают внимание почти все, кто пишет или говорит о ней как о науке, ее предмете и статусе, соотношении с другими науками.

Но что это значит – изучать общество вообще, общество как таковое, общество в целом? Определение предмета социологии предполагает обязательное разъяснение этого вопроса. Это тем более следует сделать, что при данной формулировке предмета науки, о которой здесь идет речь, вполне возможен упрек в том, что общества вообще, общества как такового нет; оно просто не существует. Реально существуют лишь конкретные общества, скажем российское, японское, французское; традиционное, индустриальное, постиндустриальное; западное, восточное; демократическое, недемократическое.

Общество вообще – это всего лишь абстракция, понятие, подобно таким понятиям как «дом вообще», «дерево вообще», «страна вообще», которые действительно, реально не существуют, а представляют собой лишь абстрактные понятия (образы), лишенные всякой чувственности, всякой наглядности, возникающие в нашей голове и имеющие место лишь в ней, а не в самой окружающей нас реальной действительности. И с этим надо согласиться. Но в таком случае выходит, что социология имеет дело не с реально существующей жизнью, а лишь с понятиями (абстракциями) и является в высшей степени абстрактной дисциплиной, наподобие философии, которую, как уже было замечено, и наукой – то в точном смысле этого слова не назовешь. Кстати, Конт закладывал основы социологии именно как науки точной, наподобие физики, и как раз в противовес философии как мировоззрению.

В принципе такие, то есть в высшей степени абстрактные науки, имеющие дело главным образом с идеальными объектами, в качестве которых, выступают понятия, а не реально существующие вещи, есть. К ним относится, прежде всего, математика. Философия также является такой дисциплиной, правда, в той мере, в какой ее можно считать наукой. Да, и сама социология, как будет показано далее, имеет дело с абстракциями, с понятиями. Ведь она не только эмпирическая (опытная), имеющая дело с фактами наука, но и наука теоретическая. Тем более что в общих понятиях, абстракциях, с которыми имеют дело все теоретические науки, отражаются характерные для реально существующих явлений, процессов, вещей общие им черты, признаки, свойства. Общество вообще, общество как таковое – это тоже понятие, абстракция. Как понятие, оно фиксирует в себе общие признаки, свойства, характерные черты, присущие всем без исключения конкретным, реально существующим обществам. Они, эти признаки, свойства могут и должны быть предметом специального рассмотрения. Прерогатива этого рассмотрения и принадлежит как раз социологии как общей, комплексной науке об обществе. Адекватное представление о них является весьма важным для понимания самих реально существующих, конкретных обществ, ибо, как бы эти последние не отличались друг от друга они, тем не менее, представляют собой один и тот же тип объективной реальности – социальной жизни: при этом, как заметил Маркс, чем выше уровень абстрактности (общности) понятия, тем глубже проникает оно в сущность вещей.

Следовательно, социология в определенной своей части ничем не отличается от других теоретических дисциплин: она имеет дело не только с конкретными, реально существующими вещами, явлениями, процессами, но и с абстрактными понятиями. И как раз благодаря этому она может быть и более того является наукой об обществе вообще, обществе как таковом.

Далее. Определение «социология – наука об обществе вообще, обществе как таковом, обществе в целом (или обществе как целом)» означает, кроме того, что она изучает не какие-то отдельные стороны общества, а общество в единстве всех его сторон и сфер. И здесь чрезвычайно важным является понимание того, что общество не равно простой сумме образующих его сторон. Общество не суммированная, а целостная, органическая система. Оно больше, нежели простая сумма составляющих его сторон. Это «больше» (своего рода, дельта, приращение) образуется за счет функционального взаимодействия различных сторон общества и проявляется в особых качествах, свойствах, признаках общества, которыми не обладает ни одна из его сторон, взятая сама по себе. Это новое, это приращение также обуславливает возможность и, что очень важно необходимость особого, специального изучения общества, которое и закрепляется, как раз, за социологией. Это есть изучение общества как органического целого, как системы. В нем состоит смысл социологического подхода к изучению общества; особенности и специфика социологического знания, смысл и назначение социологии как особой науки.

Таким образом, предмет социологии - это, во-первых, общество вообще, общество как таковое и, во-вторых, общество в целом (общество как целое).

В данных двух аспектах социологии заключается ее специфика и отличие от других наук об обществе.

Также как и первых, второй их этих аспектов предмета социологии связан с изучением общества. Только в первом случае, как уже было показано, речь идет об изучении общих черт, свойств и признаков, характерных для любого общества, любого с точки зрения принадлежности к тому, или иному историческому типу, - а во втором, - об изучении общего, что является характерным для любой из сторон или сфер общества, для любого его процесса или явления. Таким образом, у всех сторон или сфер жизни общества в качестве общего выступает то, что все они представляют собой нечто иное, как конкретную, на этот раз не историческую, а функциональную форму проявления социального. «Социальное» - вторая важнейшая, наряду с «обществом» категория социологии как науки. Она также, как и категория «общество» имеет заглавный характер и имманентно содержится в самом названии науки «социология». Социология – наука о социальном. И это – не игра слов или случайное совпадение, что в самом названии «социология» имманентно содержится одновременно указание на то, что это наука об обществе и наука о социальном. В этой полизначности (дуальности) названия «социология» объективно содержится глубокий, почти что «от Бога» смысл.

Дело в том, что понятие «общество» и понятие «социальное» существуют лишь как взаимосвязанные, с соотносительной категорией, фиксирующей две стороны одного и того же – предмета социологии, выступающего в реальной действительности как исторический процесс жизни и деятельности (жизнедеятельности) людей – существ социальных, т.е. живущих в обществе и посредством общества. Понятие «общество» фиксирует основную, высшую форму проявления социального. Общество представляет социальное во всем его многообразии проявлений. Понятие «социальное» же фиксирует и выражает сущность того, что и является объектом социологии – общество. Понятие «общество» отражает объект социологии, прежде всего со стороны его объема, тогда как понятие «социальное» фиксирует и выражает то, что отличает человека от природы, от животного и вообще то, что делает человека человеком – существом социальным, а не только биологическим, природным.

Социальными являются все общественные отношения без исключений и экономические, и политические, и нравственные, и любые другие. Социальное- это сущностная основа всех общественных отношений и взаимодействий людей. Благодаря тому, что социальное как бы «разлито» по всему обществу – составляет своего рода субстрат общественных отношений, - социология как наука, специально созданная для его исследования, изучает не одну какую-то сторону или сферу общества, даже не ряд тех или иных сторон (сфер) общества, не один какой-то уровень или этап общества, а общество в любой его сфере, на любом этапе и уровне его развития. То есть в компетенцию социологии входит изучение любой стороны, любого этапа и уровня функционирования и развития общества.

При этом социология изучает социальное как само по себе, так и конкретные формы его появления в различных сферах и на различных уровнях общественной жизни. Она изучает не экономику в обществе, а социальное в экономии (социальных аспект в экономике); не политическое в социальной жизни людей, социальных аспект в политике (социальное содержание и смысл в политике).

Социология изучает, кроме того, взаимосвязь этих различных форм проявления социального. Дело в том, что взаимосвязь, взаимодействие в обществе – это и есть главное содержание «социального».

Понимание социального как взаимосвязи, взаимодействия еще в большей мере имеет смысл применительно к человеческим индивидам как социальным существам. Именно взаимные ориентации и зависимость, взаимные ожидания ответных действий и обязательства, то есть взаимодействия человеческих индивидов, потребность их друг в друге ми составляет суть социального, его квинтэссенцию. По мнению немецкого социолога М. Вебера, сопряженная система взаимных ожиданий – обязательств и составляет основу совместного, коллективного, то есть общественного проживания людей; обеспечивает упорядоченность, стабильность общества, регулярность в его функционировании, надежность, управляемость и прогнозируемость и тем самым рациональность коллективной, то есть общественной нормы жизни человеческих индивидов. Указанная система служит также основанием становления формирования самих человеческих индивидов в процессе их социализации или иными словами приобщения к опыту, накопленному предыдущими поколениями совместно живущих людей.

Исходя из этого, а также учитывая то, что общество состоит из индивидов и что носителями (субъектами) социального являются прежде всего, индивиды, и их различные объединения, группы, социология изучает не только собственно общество и образующие его различные сообщества людей, но и самих индивидов. При этом социолог имеет дело не только с такими общими понятиями как «индивид», «человек», «личность», но и с реальными, конкретными, живыми людьми. Более того только через изучение реально существующих, взаимодействующих между собой живых человеческих индивидов и возможно изучение различных сообществ, групп людей, их агрегатов и организаций и тем самым общество как такового. Ибо жизнь общества – его функционирования и развития складываются, в конечном счете, из конкретных действий конкретных индивидов, действий опосредованных объединением индивидов в различные общества – начиная с диад (двух взаимодействующих человек) и кончая такими сложными и многочисленными сообществами, как, скажем этнические группы (племена, народности, нации).

Существующие в западной социологии дилемма: с чем связано, прежде всего, социальное – с существованием общества как надындивидуальной реальности (реализм) или с жизнедеятельностью взаимодействующих индивидов (номинализм), - а следовательно, что является непосредственным объектом изучения социологии, утрачивает смысл, если принять во внимание то, что социальное неразрывно связанно как с обществом в целом, так и с конкретными, реально существующими и взаимодействующими индивидами. Связь эту нельзя не замечать и тем более игнорировать. Социального нет и без индивидов, и без их объединения в различного рода сообщества, высшим из которых является общество (скажем, российское общество), а супервысшим – человечество как мировое сообщество людей. Общество – это реальная, конкретно – историческая, наиболее полная и многообразная форма проявления социального; индивид – это источник и носитель (субъект) социального.

Поэтому социология в качестве своего предмета имеет и индивида(человека), личность, и социальную группу как объединение индивидов, и наконец, общество как особого рода сообщество людей.

К предмету социологии следует отнести и мировое сообщество людей, ибо в нем, хотя и в весьма специфической форме пока еще, также проявляется социальное. Особенно, если иметь в виду становление, укрепление и развитие тех взаимосвязей, взаимодействий между странами (государствами), а также отдельными людьми – гражданами различных стран, которые все больше и больше дают о себе знать сегодня. Взаимодействие человеческих индивидов на этом уровне опосредуется соответствующими организациями: одни из них возникают и существуют в рамках отдельных стран (государств), а другие возникают и функционируют как международные, межгосударственные структуры (например, ООН, ЕС и др.).

Учитывая сказанное ранее, можно заключить, что существует четыре уровня предметной области социологии как науки: межличностный, групповой, социетальный (уровень, представленный обществом как страной, государством), мировой системы (мировое сообщество, человечество).

Несостоятельна идея о том, что с развитием межгосударственных объединений, возникновением международных сообществ, постепенным исчезновением границ между странами, становлением общих хозяйственно – экономических комплексов, единого гражданства социология как бы распредмечивается, поскольку исчезает то, что сегодня рассматривают как предмет социологии – общество (в смысле российское общество, французское общество и т.д.). Несостоятельна по тому, что, во-первых, в любом случае остаются человеческие индивиды с их интеракцией (взаимодействием), то есть как источник и носитель (субъект) социального; во-вторых, потому, что на место одного типа сообщества – общества – приходит другой тип сообщества – человечество, которое, имея в виду коммунизм, Карл Маркс назвал обобществимая человечеством или просто человеческим обществом.

Социология не распредмечивается в данном случае также и потому, что останутся промежуточные между индивидами и человечеством в целом сообщества людей – семья, социальная и социально – демографическая группы, этническая общность, политические, профессиональные, производственные, творческие, культурные объединения, представляющие собой нечто иное, как интеракцию человеческих индивидов. А они, как уже было отмечено ранее, также являются составной частью предмета изучения социологии.

Социология хотя и тесно связана с исторической наукой, сама, тем не менее, не является таковой. В силу этого она занята, прежде всего, изучением реально существующего современного общества.

Полнее и лучше понять специфику социологии как науки, предмета ее изучения поможет ответ на вопрос: в каком соотношении она находится с другими науками, так или иначе изучающими общество. При этом следует подойти дифференцированно к данному вопросу, рассматривая раздельно то, как соотносится социология с более общими и менее общими, чем она сама, дисциплинами. К первым относится философия, которая также имеет отношение к анализу общества в таких своих составных частях как философия истории и социальная философия. Кстати, раз речь зашла о философии, заметим, что первоначально, то есть когда социологии как таковой еще не существовало, знания об обществе развивалось преимущественно в рамках философии и как раз в лице философии истории и социальной философии. Затем, с накопление достаточного материла для того, чтобы смогла образоваться отдельная, специальная наука об обществе, такого материала по объему и качеству, который не мог уже прирастать и совершенствоваться в рамках философии, тем более что философия не является собственно наукой, - она скорее мировоззрение, - развитие знания об обществе в рамках и по средством философии стало сдерживаться, тормозиться, а само оно в значительной мере продолжало оставаться спекулятивным, абстрактным, умозрительным, за редким исключением неверифицируемым, произошло отпочкованием его от философии и оформление его в особую науку которую О. Конт и назвал как собственно науку об обществе, социологией. Философия – мать социологии; социология – дочерняя научная дисциплина философии.

Ко вторым, то есть общественным наукам менее общим, нежели социология, относятся, например, политология, экономическая теория, теория государства и права, этика, эстетика.

Особенностью, философии в познании общего с социологией объекта – общества является то, что философия изучает общество как один из фрагментов своего объекта – окружающего мира. Так если, в философии общество рассматривается главным образом лишь как специфическая часть природы, то в социологии оно изучается как существующее, т.е. как таковое. Тем более философия не ставит перед собой задачу анализировать конкретно – исторические и структурно – функциональные проявления общества.

Если взять, к примеру, менее общую общественную науку, ту же, скажем, политологию, то увидим, что она также не изучает общество как таковое и тем более общество в целом: политология – это наука лишь об одной, пускай даже весьма важной, но все же одной, отдельной стороне общества – о политике, политической сфере жизни людей.

И в первом (философия) и во втором (политология) случаях, как видно, общество не идентично, не тождественно предмету изучающих его дисциплин. Графически это можно представить следующим образом.

 

 

См. схему №1

философия социология политология

           
     


 

А – общество

Б – предмет науки:

1) философия – мир в целом, природа;

2) социология – общество как таковое, общество в целом;

3) политология – политика.

В первом случае общество меньше по своему объему предмета анализа; во - втором – общество больше по своему объему предмета изучения. В случае же с социологией общество и предмет изучения совпадают, они тождественны по своему объему, более того одноименны.

Социология занимает, поэтому как бы серединное положение между философией, как общей мировоззренческой дисциплиной, и частными общественными науками. С одной стороны, - она является общей научной дисциплиной, тяготеющей к философии (вспомним, что социология даже происходит от философии) и в какой-то своей части пересекается с этой последней; с другой стороны, она – ближе к частным общественным наукам, как наукам специальным, изучающим реально существующие, конкретные стороны, явления, процессы общественной жизни, и потому более точным и более верифицируемым дисциплинам, имеющим не только мировоззренческое, но и практическое значение. Социология в некоторых своих частях опирается на философию (философия истории, социальная философия, гносеология или теория познания, методология). Да и сама она представляет большой научный материал для разного рода философских обобщений.

Опирается социология и на частные общественные науки, сотрудничая с ними в изучении общества; использует родившиеся в их лоне, но ставшие сегодня уже собственно социологическими, конкретные методы исследования общества. В то же время социология сама является одной из методологических основ развития частных общественных наук.

Именно потому, что социология является специальной или собственно наукой об обществе, предмет которой и понятие общество совпадают, она и выступает как прима – общественная наука, лидер среди всех наук, изучающих общество. Таковой она является также и потому, что с одной стороны, наиболее полно охватывает общество как объект изучения, а с другой стороны – изучает саму суть того, что составляет общество – социальное как особое качество жизни человека в обществе и посредством общества.

 

Представления социологов о предмете и задачах науки в процессе ее исторического становления, институционализации и развития не были всегда одними и теми же – они постоянно изменялись. Изменялись не в том, однако, смысле, что прежние взгляды и мнения, которые имели место вчера, полностью отбрасывались и заменялись другими, а эти последние затем опять в полном объеме вытеснялись новыми, ничем не связанными с прежними представлениями.

Характер изменений взглядов на социологию как науку был иным: прежние представления о предмете социологии, ее задачах уточнялись, дополнялись и в этом отношении они все время обогащались, совершенствовались, становились более адекватными. А если и можно говорить об отказе от старых, прежних представлений, то это следует понимать только как «отрицание со снятием», то есть, с удержанием всего того, что было положительным в старом.

Более того, можно говорить о том, что менялся сам предмет социологии как науки в процессе ее совершенствования и развития, хотя, онтологической его части, связанной с бытийным существованием изучаемого социологией объекта, а к той его части, которую мы интерпретировали ранее как некую идеальную модель изучаемого данной наукой фрагмента действительности, в данном случае (социальной действительности). То есть, изменение предмета социологии касается главным образом его идеальной, субъективной стороны. В то же время, поскольку общество имеет исторический характер, то в известной мере изменяется и бытийная и в этом смысле содержательная сторона предмета социологии как наиболее обще из наук об обществе, о человеке как социальном существе. И все же эти изменения не касаются самой специфики предмета социологии, представляющей характерный для нее как особой (отдельной) науки угол зрения на общество как объект изучения.

Изменение представлений о предмете социологии, реальных в своих последствиях, как изменение, развитие самого ее предмета, выражалось в появлении все более новых нетрадиционных взглядов на него и на то, чем должна заниматься социология[4].

В данном отношении можно привести в качестве примера, тот факт, что первоначально, а именно О. Контом, перед социологией ставилась задача искать ответ на вопрос «Как?». Как, скажем, устроен тот или иной социальный институт? Как протекает, осуществляется тот или иной социальный процесс? Как, вообще, устроено, функционирует и развивается само общество? Затем Э. Дюркгейм (1858 - 1917), французский социолог – классик, внесший огромный вклад в становление социологии как науки, закрепляет за ней, также задачу отыскивать ответы на вопрос «Почему?». Например, почему в определенное время в обществе растет число самоубийств? И так далее. Для современной социологии существенным являются как первая, так и вторая задачи.

Еще один факт, связанный с изменением представлений о предмете социологии. Так, для О. Конта был характерен макросоциологический подход к изучению общества. То есть, за социологией закреплялось изучение общества как некой целостности, целостного социального организма, системы. И в этом отцом социологии усматривалась предметная специфика, основанной им науки. На рубеже XIX – XX вв. получил обоснование иной взгляд на предметную область, специфику предмета и задачи социологии – микросоциологический. Речь идет о понимании предмета и задач социологии еще одним классиком – немецким социологом М. Вебером (1864 - 1920), одним из основоположников так называемой понимающей социологии, основание которой составила существенно иная, по сравнению с контовской парадигма изучения общества. В соответствии с данной парадигмой в качестве предмета социологии рассматривается не общество как целостная система (организм), а социальное действие и взаимодействие (интеракция) индивидов как социальных существ. То есть, и здесь социология понимается как наука об обществе, однако и главной задачей объявляется изучение общества через исследования взаимодействия (действия) составляющих его индивидов. Взаимодействие индивидов также системно, как общество в целом, но является уже объектом не макро – а микроанализа. Сегодня же предметная область социологии органически включает в себя при изучении общества, его социальной жизни, как макро, так и микроподход.

Важным основание перемены (в смысле развития) взглядов на предмет социологии явилось в свое время реальное (фактическое) изменения структуры и организации ее предметной области. Речь идет о внутренней дифференциации предметного поля социологии на множество относительно самостоятельных сфер приложения исследовательских усилий социологов, в результате чего социология преобразовалась в комплекс самостоятельных отраслей знания, социологических дисциплин: общая социология (общетеоретическая часть социологии), частносоциологические теории и отраслевые социологические теории или дисциплины. Важное место среди этих последних принадлежит так называемым теориям среднего уровня[5].

По мнению некоторых авторов, возникла даже опасность распредмечивания социологии – утраты ею своего предмета как определенной целостности и возникновение на ее месте множества ничем не связанных между собой и как бы говорящих на разных языках социологий: социология города, социология труда, социология организаций, социология семьи, социология политики, социология молодежи и т.д.

Рассматривая вопрос об изменении представлений о предмете социологии в процессе ее развития, мы были бы все же не совсем точны, если бы ограничились одним лишь указанием на то, что представления о предмете и задачах социологии как науки изменялись касательно только субъективной стороны, то есть формы и не имели отношения к его содержанию, что обуславливается уже изменениями, историческим развитием самого объекта изучения социологии – общества.

Обратимся к истории XX века, когда социология уже конструировалась в полноценную научную дисциплину, имеющую как теоретический, так и прикладной характер. XX век ознаменовался значительным, если так можно сказать «расширением границ общества», что было связано с его резким усилением социальной интеграции, проявившейся в возникновении транснационального производства, формировании единого мирового рынка, в сближении жизненных стандартов людей разных наций, во все большем осознании значимости общечеловеческих, гуманистических ценностей. XX век ознаменован значительным ростом более открытого, неформального обмена между представителями разных стран и народов, с помощью средств массовой коммуникации. Перед мировым сообществом возник целый ряд так называемых глобальных проблем, которые если и могут быть решены, то только общими усилиями всех проживающих на планете.

Тем самым, общество стало постепенно утрачивать свои национально – государственные границы и все больше превращаться в глобальную систему (цивилизацию) как реально существующий феномен, а, следовательно, и как объект познания[6].

Верно отмечают некоторые авторы, что процесс глобализации мира, его системной связанности требует и изменения представлений социологов о своем предмете и его границах.

То есть, речь идет о том, что в предметном поле социологии все большее и большее значение приобретает та часть, которая представлена мировой общность людей (уже отмечалось, что важной задачей социологии является как раз изучение различных социальных общностей людей), обозначенной даже как четвертый предметный уровень социологии – уровень мирового сообщества людей. Кстати, все это является гарантией того, что социология никогда не будет распредмечена, как бы она не дифференцировалась, не распадалась на отдельные относительно – самостоятельные отрасли знания (отраслевые социологические теории). Ибо данная часть предметной области социологии, то есть мировое сообщество людей, глобальная цивилизация всегда будет существовать и нуждаться в изучении, пока на планете Земля будет существовать человек.

 

3. Определения социологии: классические и современные варианты

В данном разделе главы мы приведем, правда, без какого-либо специального и подробного анализа некоторые определения социологии как науки. Это будут высказывания наиболее авторитетных ученых, внесших в развитие социологии значительный вклад. Хотя применительно к современному этапу в развитии социологии и особенно отечественной, будут представлены также рабочие определения, содержащиеся в некоторых учебниках и учебных пособиях.

Все определения мы разделили на пять групп, и приводим в следующей последовательности:

1 группа – это определения, которые были даны О. Контом, а также другими основоположниками социологии (Л. Гумплович, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, М. Вебер, Ф.Г. Гиддингс) и относятся к классическому периоду в ее развитии;

2 группа – определения, высказанные в последней трети XIX – начале XX вв. русскими социологами (П.Л. Лавров, Н.И. Кареев, М.М. Ковалевский, К.М. Тахтарев, Е. де Роберти)

3 группа – определения, которые были даны социологии в советское время в СССР (50- 80-е гг.);

4 группа будет представлена высказываниями (определениями), скажем так, современных западных социологов (вторая половина XX в.);

5 группа – это определения социологии как науки, которые предлагают современные отечественные социологи (конец XX – начало XXI вв.)[7].

Итак, представим первую группу определений социологии. Отец социологии, О. Конт исходил из того, что каждая наука, в том числе и социология – это социальное явление. В силу своего социального происхождения она должна иметь и социальную цель. «Конечным предметом социологии, - пишет он, - является собственно не одно из многих существующих обществ, а лишь будущее единое общество, которое охватит все человечество, в этом смысле, следовательно, предметом социологии является само человечество»[8].В о всех науках будущего, по О. Конту должен господствовать социологический дух. В будущем все науки будут переработаны с точки зрения этого духа[9].

Польско-австрийский социолог Л. Гумплович (1838 - 1909) в качестве предмета социологии рассматривал социальные группы, постоянная и беспощадная борьба между которыми, по его мнению, является главным фактором социальной жизни. В работе «Основания социологии» он писал, что она призвана заниматься «исследованием процесса возникновения человеческих соединений, вечное повторение которых дает содержание всякой истории... Она удовлетворяется установлением законосообразности этого процесса, исследованием рода и характера социального развития – словом она изучает закономерный процесс, возникающий из данного соприкосновения человеческих обществ и совершенствующийся благодаря этим соприкосновениям человеческих обществ и совершающийся благодаря этим соприкосновениям и взаимным влияниям»[10].

Французский социолог Э. Дюркгейм (1858 - 1917) определял социологию как «... науку об институтах, их генезисе и функционировании»[11]. Под социальным институтом же он понимал «...все верования, все поведения установленные группой»[12].

Немецкий социолог создатель так называемой формальной социологии (от «формальный метод анализа человеческих взаимодействий») Г. Зиммель (1858 - 1918), учитывая, что социология это – наука об обществе, пишет: «я исхожу при этом из самого широкого представления об обществе... общество существует там, где несколько индивидов вступают во взаимодействие. Это взаимодействие всегда возникает из определенных влечений или ради определенных целей... Эти взаимодействия означают, что из индивидуальных носителей этих определяющих влечений и целей создает единство, словом, создается и общество»[13].

Американский социолог, оказавший заметное влияние на формирование эмпирической социологии США Ф.Г. Гиддингс (1855 – 1931), считал, что социология «... будучи в самом широком смысле слова обширною наукой об обществе... может быть определена как наука социальных элементов и первых принципов»[14]. В качестве непосредственного предмета социологии, утверждал он, является изучение «плюралистического поведения», которое интерпретировалось в бихевиористском смысле, то есть как совокупность реакций индивидов на внешние стимулы.

Немецкий ученый, основоположник «понимающей социологии» и теории социального действия, общепризнанный классик социологии м. Вебер (1864 - 1920) писал, что «Социология... есть наука, стремящаяся истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить процесс и воздействие»[15]. Что касается социального действия, то М. Вебер считал: «Социальным мы называем такое действие, которое по предлагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей, ориентируется на него"4.

Приведем определения социологии как науки некоторых из наиболее известных русских (российских) социологов, предварительно указав на то, что русская социология, а она начала конструироваться лишь во второй половине, а, точнее, даже в последней трети XIX века, с самого начала своего зарождения характеризовалась значительным плюрализмом: она включала в себя целый ряд, порой существенно различающихся теоретико-методологических направлений и школ. В силу этого определения социологии, которые давались ей русскими социологами, весьма различаются между собой.

П.Л. Лавров (1828 - 1900) представлявший так называемую субъективную социологию, определял социологию как науку о солидарности, «другими словами» о взаимодействии людей. «Социология, - писал он, - есть наука, исследующая формы проявления солидарности между сознательными органическими особами»[16]. Социология, по его мнению, это научная дисциплина, изучающая, группирующая повторяющиеся факты солидарности между особями человеческого сообщества и стремящаяся открыть ее законы.

А вот определения социологии, которое дано ей как науке наиболее видным представителем психологического направления в русской социологии Е.В. де Роберти (1843 - 1915). «Сама социология, писал он, - справедливо и очень точно определяется как наука о культуре или, вернее, о факторах культуры в широком смысле слова»[17]. В результате этого социология стала трактоваться как комплексная, универсальная наука, включающая в себя многие отрасли знания. Особенно Де Роберти связывал социологию с этикой. «Этика, как мы ее понимаем, - писал он, - есть мораль, ставшая абстрактной социологией»[18].

А представитель этого же направления в русской социологии Н.И. Кареев (1850 - 1931) считал, что «социология должна быть учением об обществе, подобно тому, как существует общее учение о жизни»[19].

К.М. Тахтарев (1871 - 1925) русский социолог-неопозитивист, считавший, что единицей социального анализа должно быть «социальное общение», писал: «Установление социальных законов предполагает всестороннее выявление и установление необходимых соотношений различных явлений, равно и изменение этих соотношений в общем ходе общественной жизни. Это и составляет главное дело социологии, как особой науки о закономерностях общественной жизни. Это и является ее конечной целью.

Установлением закономерностей общественной жизни и должна заниматься научная система социологии, как особая номологическая, должным образом организованная и построенная отрасль знания...»[20]

М.М. Ковалевский (1851 - 1916), о котором Г.В. Плеханов сказал, что он относится к тем немногим русским авторам, сочинения которых могут быть признаны серьезными социологическими исследованиями, считал, что социология это наука, цель которой – установление (обнаружение) законов и тенденций общественного развития. «Социолог, - писал он, - устанавливает одни верховые столбы, указывает общую тенденцию, приводя каждый раз свои выводы в соответствие с другими, столь же общими»[21]. Цель социологии заключается в том, чтобы «...раскрыть причину покоя и движения человеческих обществ, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственной и причинной связи между собой»[22].

Теперь обратимся к 3 группе определений социологии как науки – определениям, которые были даны ей некоторыми советскими социологами (иногда философствующими социологами, иногда пытающимися социологически мыслить философами), в период начала возрождения в стране данной науки, после того как в 30-е годы XX века она была по существу изгнана из страны как буржуазная наука. Он охватывает время с середины 50-х годов и до конца 80-х годов XX века.

Предварительно несколько слов о том, что было существенным для интерпретации социологии в этот период. Это, во-первых, отождествление социологии и исторического материализма – социальной философии марксизма – ленинизма; социология объявляется, по крайней мере, теоретическая ее часть, философским учением, философией, каковой она, как известно не является. По сути, это была попытка, лишить социологию статуса науки и объявить ее мировоззрением, философией, идеологией. Во-вторых, социологии давались урезанные определения: или только как макросоциологической или только как микросоциологической науке. В-третьих, нередко в определениях социология сводилась только к эмпирической науке. В-четвертых, появление по мере возрождения и развития социологии, освоения зарубежного опыта социологии все более адекватных ее трактовок и определений.

В 1955 году, - а это время только начинавшегося возрождения социологии в России (в СССР в целом) – академик В.С. Немчинов (1894 - 1964) – экономист и статистик – интерпретировал социологию именно как философскую науку «... исторический материализм и есть марксистская социология»[23].

Затем несколько позже стало подчеркиваться (В.Ф. Константинов, В.Ж. Келле), что исторический материализм это всего лишь общесоциологическая теория, которая включает в себя исследование законов функционирования различных социальных общностей, совокупность специальных социологических теорий различного уровня общностей и, наконец, конкретные социологические исследования[24]. А поскольку журнал «Коммунист» был теоретическим органом ЧК КПСС, такую трактовку социологии как науки можно было считать официальной и она должна быть «руководством к действию» для научной общественности.

Некоторые авторы, как уже было отмечено ранее, рассматривали социологию как эмпирическую научную дисциплину. «Социология, - писал, например пользующийся в свое время большой популярностью советский философ и социолог Ю.А. Левада, - это эмпирическая социологическая дисциплина, изучающая общественные системы в их функционировании и развитии»[25].

К 80-м годам XX века в советской литературе появляются более адекватные определения социологии, в которых подчеркивается то, что предметом данной научной дисциплины выступают общественные отношения, а также социальные общности людей. Одно из таких определений социологии дал известный социолог, внесший немалый вклад в методологию социологических исследований, В.А. Ядов (1929): «Марксистско-ленинская социология, - писал он в 1987 году, наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и социальных процессов, наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействиях между этими общностями, между общностями и личностью»[26].

В кратком словаре по социологии, изданном в 1988 году под общей редакцией Д.М. Гвишиани и Н.И. Лапина, говорится: «социология... – наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношениях и социальных общностях»[27].

Теперь четвертая из обозначенных нами ранее групп определений социологии как науки. Это определения, которые были даны социологии западными учеными в постклассический период ее развития.

Откроем мы эту группу определений определением социологии, которое дал ей русско-американский социолог, представитель бихевиористского направления, первый доктор социологии в России П.А. Сорокин (1889 - 1968). Социолог, как его называли иногда, «милостью Божьей», П.А. Сорокин завершает собой классический период в развитии социологии и одновременно, рядом с другими западными социологами стоит в начале нового, постклассического периода, который в известном отношении можно называть и современным.

П.А. Сорокин считал, что социология должна быть самостоятельной наукой, изучающей наиболее общие, родовые свойства человеческого общества. Родовым типом различных проявлений общества как «системы систем» он объчвляет «социальное взаимодействие». Поэтому социология это наука о взаимодействии людей. «Социология, - пишет П.А. Сорокин, - изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, - с другой»[28]. О семьи взаимодействий людей П.А. Сорокин говорил: «... когда изменение психических переживаний или внешних актов одного индивида вызывается переживаниями и внешними актами другого (других), когда между теми и другими существует функциональная связь, тогда мы говорим, что эти индивиды взаимодействуют»[29].

Известный американский социолог-теоретик, представитель структурно-функционального направления Т. Парсонс (1902 -1979) считал, что «... главным предметом социального анализа является институциональный аспект социального действия. Говоря в самых общих выражениях, это область, в которой выявляются действующие в социальных системах нормативные экспектации, ожидания, коренящиеся в культуре и определяющие, что именно надлежит делать при тех или иных обстоятельствах людям в различных статусах и ролях одного или нескольких различных значений. Эти экспектации интегрируются с мотивами деятелей в ролях, то есть с тем, что они «испытывают побуждение»сделать или «хотят» сделать в соответствующих ситуациях и обстоятельствах. Однако, поскольку социологическая система соотнесения ориентирована не на личность отдельного человека, а на социальные системы, социология интересуется, прежде всего, коллективами, составленными из людей, а не самими этими людьми, пусть даже исполняющими роли»[30].

Английский социолог, выдвинувший широко известную ныне «теорию структурации» - проект интегративного макро – микроподхода к социальным явлениям, Э. Гидденс (1938) утверждает, что «социология – наука о социальной жизни человека, групп и общества»[31]. При этом он считает, что объектом интереса социологии, как и вообще социального познания, является не индивидуальный опыт и не формы социальной тотальности, а социальный опыт, упорядоченный во времени и пространстве.

Н. Смелзер (Смелсер), американский социолог, представитель эволюционного функционализма (1994 году был переведен на русский язык и издан в России его учебник по социологии) дает следующее определение социологии: «социология, попросту говоря, это один из способов изучения людей... Если кратко, социологию можно определить как научное изучение общества и социальных отношений»[32].

Шведский социолог, - автор прекрасной книги для начинающих изучать социологию «Лодка на аллеях парка: введение в социологию» (1985) (В России она была издана в 1995 году), П. Монсон рассматривает в качестве важнейшей задачи социологии как науки «... изучение человека в обществе и изучение общества через человека»[33]. И далее: «предметом изучения (социологии – В.Л.) является не только всеобъемлющие общественные структуры, но и люди как индивидуальные экзистенции»[34]. Социология изучает «...социальную действительность, в которой мы, люди, живем – в точке пересечения нашей индивидуальной экзистенции и коллективной жизни»[35].

В 1996 году в России была издана замечательная популярная книга по социологии «Мыслить социологически». Ее автор британский социолог З. Бауман пишет в ней: «Можно сказать, что основными вопросами социологии являются следующие: в каком смысле значима зависимость одних людей от других, что бы они ни делали; в каком смысле значимо то, что они всегда живут (и не могут иначе) сообществом, во взаимосвязи, обмениваясь, конкурируя и кооперируясь с другими людьми. Все это, охватываемое такого рода вопросами, составляет особую область социологического анализа и позволяет определить социологию как относительно самостоятельную область из гуманитарных и социальных наук. Итак, мы можем заключить, что социология является первым и основным способом осмысления человеческого мира...»[36].

И, наконец, последняя пятая группа из обозначенных нами ранее определений (трактовок) социологии как науки, ее предмета и задач. Это – те определения, которые даны в последнее время отечественными авторами.

В книге С.А. Кравченко, М.О. Мнацаканян, Н.Е. Покровский «Социология: парадигмы и темы» говорится: «...социология – наука, которая, опираясь на эмпирически подтвержденные данные, теоретически изучает социальную жизнь, социальное поведение и действие людей, функционирование и развитие общества, его институтов и организаций, взаимодействие индивидов и социальных групп, восприятие и понимание индивидами окружающей действительности в контексте социальных изменений на макро- и микроуровнях»[37].

«Социология изучает, - говорится в учебном пособие, изданном в 200 году под редакцией А.Г. Эфендиева, - общие принципы Воспроизводства (функционирования) и изменения основных (простых и сложных) форм социальных воздействий, в том числе общество как целостную систему социальных взаимосвязей на основе широкого привлечения эмпирических данных, фактов реальной жизни, выделяя повторяющиеся, устойчивое в этих взаимосвязях в различных сферах общественной жизни»[38].

Своеобразную трактовку социологии как науки дает Ж.Т. Тощенко. Он пишет: «... социология – это наука о движущихся силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества. Предмет социологии как науки включает: реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, которые выступают как предметное воплощение (по форме и содержанию) знаний, установок, ценностных ориентаций, потребностей и интересов, фиксируемых в живом сознании; условия, в которых развивается и осуществляется реальное сознание и деятельность, действительное поведение людей»[39].

Говоря о новом понимании предмета социологии, которое только еще зарождается сегодня, доктор социологических наук, профессор В.Г. Немировский в статье «Современная социология и культурные российские традиции» пишет: «предметом универсумной[40] социологии является эволюционирующих посредством человека социум в единстве его природных, социальных, духовных связей и проявлений, относящихся как к объективной реальности (внешнему миру, макрокосмосу), так и реальности субъективной (внутреннему миру, микрокосмосу). Благодаря своему происхождению от иных, весьма «непохожих родителей» - научных дисциплин и направлений, универсумная социология использует различные категории и понятия, перешедшие как из традиционной социологии, так и восточной философии и системного анализа, современного христианства и эзотерических учений»[41].

 

 

Литература

Бауман, 3. Мыслить социологически: Учеб.пособие [Текст]/ 3. Бауман: Пер. с англ. Под ред. А.Ф. Филиппова // М.:Аспект Пресс, -1996.

Валлерстайн, И. Конец Знакомого мира. Социология 21 века. [Текст]/ И. Валлерстайн: Пер. с англ. Под ред. В.Л. Иноземцева; Центр исслед. Постиндустриального о-ва // М.: Логос, - 2003.

Волков, Ю.Г. Социология: Учебник [Текст]/ Ю.Г. Волков // М.: Гардарики, - 2005.

Громов, И.А. Западная социология: Учеб. Пособие для вузов [Текст]/ И.А. Громов, А.Ю. Мацкевич, В.А. Семенов. - СПб.: // М.: Изд-во ДПК, -2003.

Добреньков, В.И. Социология: Учебник для вузов [Текст]/ В.И. Добреньков, А.И. Кравченко // М.: Инфра-М. Т-1: Теория и методология, -2003.

Добреньков, В.И. Фундаментальная социология: В 15 т. [Текст]/ В.И. Добреньков, А.И. Кравченко II М.: Инфра-М. - Т. 1.Теория и методология, - 2003.

Зборовский, Г.Е. Прикладная социология: Учеб.пособие [Текст]/ Г.Е. Зборовский /./ М.: Гардарики, - 2004.

Знанецкий, Ф. Исходные данные социологии // американская социологическая мысль: тесты / Под ред. В.И. Добренькова // М.: Изд-во МГУ,- 1994.

Колесников, Ю.С. Прикладная социология: Учеб. пособие для вузов [Текст]/Ю.С. Колесников //Ростов-на-Дону: Феникс, - 2001.

Комаров, М.С. Социология: Учеб. пособие для вузов [Текст]/ М.С. Комаров // М.: Аспект-Пресс, - 2003.

Кравченко. А.И. Социология [Текст]/ А.И. Кравченко // М.: Проспект, - 2005.

Масионис, Дж. Социология [Текст]/ Дж. Масионис // СПб.: Питер, -2004.

Миллс, М.Р. Социологическое воображение [Текст]/ пер. с англ. О.А. Оберенко. Под общ. ред. и с предисловием Г.С. Батыгина // М.: Изд.

Дом «Стратегия»,-1998.

Общая социология [Текст]/Учеб.пособие под ред. А.Г. Эфеидиева//

М..-ИНФРА, -2005.

Соколов. С.В. Социология: Учеб.пособие [Текст]/ С.В. Соколов // М.: ФОРУМ,-2008.

Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов [Текст]/ Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев, А.В. Кабыща и др.; Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев; РАН Ин-т Социально-полит, исслед. // М.: НОРМА(Изд.гр. НОРМАИНФРА-М), - 2002.

Социология: Основы общей теории: Учебник для вузов [Текст]/ Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев, А.В. Кабыща и др.; Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев; РАН Ин-т Социально-полит, исслед. //' М.: Аспект Пресс, - 2002.

Тощенко, Ж.Т. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов [Текст]/ Ж.Т. Тощенко. - 2-е изд., доп. И перераб. // М.: Юрайт, - 2004.

Тема 2. Категориально-понятийный аппарат социологии

 

Социология, как уже было сказано ранее, обладает всеми атрибутами вполне конституировавшейся социально-гуманитарной науки. Одним из таких атрибутов, наряду с предметом исследования, является наличие у нее, как и у всякой подлинной науки, своего понятийно-категориального аппарата. Общей характеристике данного аппарата и посвящена настоящая лекция. Кстати, в некоторых литературных источниках раздел, в котором анализируется этот атрибут социологии, озаглавливают как «Понятийный аппарат социологии»[14, с. 22].

Учитывая, что не все понятия, которыми пользуется социология, являются её родовыми понятиями, а также, что не каждое родовое понятие науки может рассматриваться как её категория, мы используем в названии этой главы термин «понятийно-категориальный аппарат».

При рассмотрении этой темы иногда обращается внимание на то, что до сих пор не прекращаются споры между социологами по поводу того, нужен ли социологии свой собственный понятийный аппарат[3, с. 22]. Такие высказывания сбивают с толку, и особенно тех, кто только начинает изучать социологию, как учебный предмет, и запутывают дело, подменяя один (весьма актуальный и трудный) вопрос другим, - принципиально давно решенным специалистами: вопрос о характере и специфике понятийного аппарата социологии вопросом о целесообразности социологии иметь свой специфический, характерный только для неё одной, как особой науки понятийный аппарат. Сегодня перед социологами-теоретиками, методологами стоит, прежде всего, задача, связанная с рефлексией данной науки, - задача разработки и обоснования надежного, эффективно работающего понятийно- категориального аппарата. Что же касается вопроса о том, нужен ли социологии такой аппарат – это вчерашний день – пройденный этап в развитии и институционализации социологии как науки. Спорить по поводу данного вопроса, значит идти не вперед, а назад.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1835; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.133 сек.