Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программа, цели и задачи, объект и предмет исследования




Основные этапы конкретно-социологического, эмпирического исследования

Тема 4. Социологическое исследование: этапы, программа, главные теоретические процедуры и исследовательские стратегии

Цель лекции: осветить хотя бы в общем (даже в самом общем) плане узловые моменты работы социолога, связанные с подготовкой, организацией и проведением конкретно-социологического, т.е. эмпирического исследования.

Тема лекции и достижение сформулированной таким образом цели ее изучения предполагают рассмотрение, по крайней мере, следующих вопросов:

1. Основные этапы конкретно - социологического, эмпирического исследования.

2. Программа, цели и задачи, объект и предмет исследования.

3. Главные теоретические процедуры КСИ.

4. Исследовательские стратегии.

5. Сбор, отработка и анализ данных.

 

В качестве основных этапов эмпирического исследования следует рассматривать: (1) разработку программы исследования; (2) сбор первичного материала (первичной информации); (3) обработка и анализ данных; (4) написание отчета.

 

Процесс КСИ начинается с составления его программы. Программа-это теоретико-методологическая и методическая основа исследования. Она включает в себя:

1) формулировку научной проблемы, определение объекта и предмета, характеристику, целей и задач исследования;

2) предварительный системный анализ исследований;

3) интерпретацию и операционализацию главных понятий, касающихся исследования;

4) формулировку рабочих гипотез;

5) определение стратегического плана исследования;

6) план выработки;

7) описание метода сбора данных;

8) описание схемы обработки и анализа данных.

Иногда все это разделяют на две части: первая - представляет методологическую сторону программы; вторая - методическую сторону или аспект программы.

В целом и как таковая программа должна ответить на два вопроса: как перейти от теории к эмпирическому исследованию и как от полученных данных подняться на уровень теории.

КСИ становится необходимым тогда, когда возникает, какая-то научная проблема, разрешение которой возможно только при наличии помощи социологии. Сама же научная проблема есть отражение той или иной проблемной социальной ситуации (или просто той или иной социальной проблемы). Следует иметь в виду при этом, что научная проблема и социальная проблема-это не одно и тоже. Последняя - это проблема самой практической жизни людей. Первое же, то есть научная проблема-это затруднение, в котором фиксируется “противоречие между знанием о потребностях общества в определенных практических действиях и незнанием путей и средств реализации этих действий”. С этой проблемой имеет дело не практик (скажем, тот, кто принимает решения и организует их осуществление), а ученый. Да, и то, когда он будет востребован: когда ему будет сделан заказ, помочь решить какую-то социальную проблему, которую без социолога практик решить не может.

Само собою, разумеется, решая ту или иную научную проблему, социолог одновременно помогает решить обществу его соответствующую практическую проблему. Правда, может быть и так, что результаты социологического исследования будут положены, как, говорится в долгий ящик, а то т вообще выброшены для мусора.

Следует иметь в виду, однако, что успех решения научной проблемы, а именно это, прежде всего и волнует социолога (хотя кодекс социолога говорит о том, что социолог не должен быть равнодушным к решению и практических задач) во многом зависит от ее правильной (точкой, адекватной) формулировки и обоснования.

Весьма важное значение в КСИ имеет определение цели и задач исследования. Программа исследований должна точно указывать на решение какой проблемы и на получение какого результата ориентируется данное исследование.

Задачи исследования должны соответствовать его целям. Их решение призвано способствовать достижению целей - разрешению соответствующей научной (и тем самым, в конце концов, практической) проблемы.

Наконец, об объекте и предмете исследования. Под объектом социологического исследования понимают ту или иную общность людей, их деятельность, условия, в которых эта деятельность протекает. Объект - объективен (скажем так), - он не зависит от исследователя, от науки, разумеется, на момент изучения; предмет же имеет и субъективный момент, то есть он, детализируется (определяется) не только объектом, но и субъектом исследования - ученым, по крайней мере, наукой, уровнем ее развития, и, конечно же, тем, что непосредственно в данный момент подлежит изучению.

Возьмем, к примеру, такой феномен, как социальное самочувствие молодежи, скажем, молодежи Тульской области. Здесь объектом будет молодежь Тульской области; предметом - социальное самочувствие. В качестве цели является помощь обществу (тем, кто должен отвечать за состояние молодежи в нашем регионе) улучшить социальное самочувствие молодых людей. Что касается задачи, то она сводится к тому, чтобы определить пути, способы и средства достижения этой цели.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.