Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интерпретивные парадигмы в социологии (символический




интеракционизм, феноменологическая социология,

этнометодология)

Интерпретивные парадигмы в социологии представлены теориями межличностного взаимодействия, двумя наиболее значимыми из них являются феноменология, включающая в себя, в свою очередь, такие направления как понимающая социология и этнометодология и символический интеракционизм.

Феноменология – это стиль социологического теоретизирования, радикально отличающийся от структурно-функционалистского и радикально-эмпирического. Его особенность заключается в том, что социальная природа (мир) рассматривается здесь как природа, созданная во многом самими действующими индивидами, людьми. Это, во-первых. Во-вторых, наши представления о реально существующих социальных явлениях (объектах)

неотделимы от нас самих. В-третьих, более того объекты, с которыми мы имеем дело, тесно связаны с нашими представлениями о них, а эти последние зависят от обладающим каждым из нас социальным опытом.

Первым вариантом социологической феноменологии стало понимающая социология М. Вебера, а также его теория социального действия. М. Вебер вообще является основоположником "понимающей социологи" и теории социального действия.

Социология по Веберу – это понимающая наука, поскольку она занимается изучением поведения индивида, в которое этот последний вкладывает определенный смысл. Речь идет о том, что те или иные действия человека имеют свои мотивы, они осмыслены (мотивированы), то есть "имеют тот или иной смысл". Вообще, в качестве социального поведения человека по М. Веберу может рассматриваться поведение только в том случае, если оно субъективно мотивировано и ориентировано на другого (других). И вот раскрытие (понимание, выяснение) мотивации, смысла (личностного, субъективного), а также отнесение его к другому и составляет два важнейших момента собственно социологического исследования. То есть, что должно привлекать внимание социолога, – это субъективно переживаемый индивидом смысл его действия. Это объясняется тем, что, как уже говорилось, социальное неотделимо от представлений о нем индивидов (нас, людей); оно зависит от этих представлений. Социологи изучают не только поведение (и его мотивацию) индивидов, но и тех или иных сообществ, государства, различных организаций, семьи и т.д. Однако он должен свести действия (деятельность) этих последних к понятному поведению участвующих в этой деятельности отдельных людей (индивидов).

Важным моментом понимающей социологии М.Вебера является понятие целенаправленного действия. Для этого последнего характерным является совпадение смысла действия и смысла действующего. Понять смысл действия – это значит понять действующего и наоборот, – понять действующего, значит понять смысл его действий. Вебер рассматривал рационализацию действий (поведения) людей и общества как важный естественноисторический процесс. И главную роль в этом процессе отводил социологии.

Современным вариантом понимающей социологии является социология А. Шюца (1899-1959) – австрийского, а затем американского социолога. В ней особенно ярко выражена идея рассматривать социальные феномены как конституируемые (становящиеся объектами) посредством интерпретирующей деятельности членов общества.

Социальный мир существует до нас (нашего рождения) и прежде всего благодаря интерпретации его нашими предками. Мы взрослея, социализируясь, знакомимся с данной интерпретацией. Благодаря этому, а также накопленному нами самими опыту, мы приобщаемся к этому миру. Благодаря этому приобщению мы только и можем ставить цели и достигать их. Поэтому в ситуациях, знакомых нам, мы действуем уверено и более успешно, а в незнакомых – стеснены и рискуем принять неудачные, неверные решения.

Отношения к интерсубъективному миру - к другим людям и их к нам – и составляет основу общества. А понимание этого мира и наш личный опыт, накопленный в процессе взаимоотношений с другими людьми (взаимодействия), позволяет нам понимать друг друга, успешно действовать в среде других, находя себе партнеров. Этими последними могут быть и те, кто уже жил раньше, и живущие ныне, и те, кто еще придет в этот мир в будущем – отношения эти могут быть как непосредственным, так и опосредованным взаимодействием.

Характерные для повседневного взаимодействия идеализации позволяют преодолевать ограниченность нашего личного опыта и формируют стандартизированные структуры восприятия социальной деятельности всеми взаимодействующими друг с другом индивидами.

Социальные действия для Шюца – это придуманное. Спроектированное поведение человека во взаимодействии с другими людьми.

Символический интеракционизм как особая теория (межличностного) социального взаимодействия была предложена Дж. Г. Мидом (1934). Хотя сам термин "символический интеракционизм" впервые ввел Герберт Блумер (1969). Мид считал, что люди реагируют не только (и не столько) на поступки других людей, но на намерения этих последних. Это, пожалуй, исходное положение символического интеракционизма: реакция людей не на какие-либо действия сами по себе, а на то значение, смысл который мы придали этим действиям. Мид выделил два типа действия – незначимый жест и значимый жест. Незначимый жест – это почти тоже самое, что автоматический рефлекс. Когда речь идет о значимом жесте, то под ним понимают действие с определенным намерением или значением. И люди автоматически реагируют на воздействие из вне, стремятся разгадать значение поступка. Тем самым как бы "принять роль другого", (затем других, и наконец "обобщенного другого"). Мы способны это делать потому, что с детства нас уже приучают (в процессе социализации) разгадывать значение действий других или что одно и то же придавать то или иное значение предметам, действиям, событиям. "Когда мы придаем значение чему-то, оно становится символом, выражающим смысл этого чего-то" (понятия, действия, предмета). Лишь придав, скажем, жесту значение, мы можем на него разумно, правильно, адекватно реагировать. Благодаря научению значение различных символов становится для нас общим. Наше сходное понимание символов облегчает общение.

Сущность символического интеракционизма заключается в том. Что взаимодействие между людьми (общества) рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Самыми важными символами являются слова. То есть, отличительные особенности символического интеракционизма сводится, в конечном счете, к двум основным моментам: 1) стремление исходить не из индивидуальных каких-то действий, интересов, потребностей, а из общества, трактуемого как совокупность межиндивидуальных взаимодействий и 2) попытка трактовать многообразные связи человека с вещами, другими людьми, их группами, обществом в целом как связи, опосредованные символом. "В основе символического интеракционизма лежит представление о социальной деятельности как совокупности социальных ролей, которые фиксируются в системе языковых и других символов"[52]. Данную теорию, поэтому некоторые именуют "ролевой теорией", а некоторые – "теорией действия".

В ряду микросоциологических теорий и наиболее близко примыкающая к символическому интеракционизму – этнометодология. Основоположником данного направления является американский социолог Г. Гарфинкель (р. 1917), выпустивший в 1967 г. книгу "Исследования по этнометодологии". Суть парадигмы. Лежащей в основе данного социологического направления состоит в переводе или превращении методов этнографии и социальной антропологии в общую методологию социальных наук. То есть, превратить методы исследования антропологами примитивных культур и общин в процедуры изучения социальных и культурных явлений. Сама этнометодология в представлении Гарфинкеля – это система методов превращения повседневных действий индивидов в очевидно разумные и практически объяснимые. "Чтобы при интерпретации социальных событий и действий социолог смог учесть их специфику, он должен был обращаться не к терминам специального научного языка, а использовать выражения разговорной речи, в которых наиболее полно фиксируется эта специфика и которые в процессе интерпретации событий и действий обнаруживают свою собственную рациональность". Такие выражения в этнометодологии называются индексичными. Предмет социологии этнометодологии и заключается в навыках и технике использования рациональных свойств индексичных выражений в повседневной жизни. То есть смысл того или иного действия очевиден только для действующего индивида – такими условиями выступают принятые на веру правила речевого общения (данные правила определяют, когда что уместно сказать, когда промолчать и т.д.), – смысл который и может быть понят и объяснен только в терминах на языке, присущего взаимодействующим индивидам, речевого общения. Задача социолога, используя данный язык (правила речевого общения) взаимодействующих индивидов, перевести смысл данного взаимодействия (выраженный в языке их речевого общения) в объективные, то есть научные суждения (на язык науки, в нашем случае – социологии). Речь здесь идет о замене индексичных выражений объективными (научными). Социологи в соответствии с этнометодологией находится в таком отношении к взаимодействию индивидов в обществе, как антрополог к социальным институтам и отношению между людьми в традиционных общинах, в которых члены этих общин сами описать функционирование своих институтов не могут. Для этого им нужен антрополог; для объяснения межличностных отношений (взаимодействий) в современном обществе нужен социолог. Роль и значение правил, языка общения для смыслообразования и смыслообъяснения взаимодействия индивидов – языка общения, характерного для данных индивидов – проявляются (обнаруживаются) особенно четко, если изменить правила речевого (языкового) общения. Жизнь показывает, что нарушение правил языкового общения, принятых на веру, может привести к непредсказуемым последствиям.

Термин "этнометодология" означает, во-первых, что смысл действий индивидов связан с правилами их речевого общения; во-вторых, что сами индивиды, взаимодействующие не могут объяснить этот смысл, заключенный в принятых на веру правилах; в-третьих, выразить тем не менее этот смысл можно лишь используя данный язык и его правила. Это как бы примитивная методология (зачаточная), связанная с использованием не научного, а примитивного языка – повседневного языка общения взаимодействующих индивидов.

Этнометодология как направление в социологии само довольно разнородно сегодня. Здесь же были представлены идеи, прежде всего, лишь самого основоположника данного направления Г. Гарфинкеля.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3007; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.