Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Парадигма социального бихевиоризма (теория социального




обмена)

Наконец, о бихевиористской парадигме в социологии и соответствующем социологическом направлении, в частности и, особенно, о теории социального обмена, которая является наиболее ярким выражением названой парадигмы.

Бихевиоризм – одно из ведущих направлений в американской психологии конца XIX – нач. XX в. Бихевиоризм (от английского behavios – поведение) – наука о поведении. Для бихевиоризма принципиально важным является отказ от признания любых внутренних психологических звеньев, опосредующих действий человека как реакцию на воздействие среды; поведение человека объясняется однозначно жесткой схемой "стимул-реакция" (S – R). Достигнув наибольшего расцвета в 20-е годы XX столетия, психологический бихевиоризм оказал значительное влияние на идеи и методы западной социологии – особенно американской. Самой значительной бихевиористской школой о социологии является теория социального обмена.

Наиболее яркими представителями теории социального обмена являются Джордж Хоманс (1910-1989) и Питер Блау (р. 1918). Данные социологи в отличие, скажем, от структурного функционализма исходят не из примата системы, а из примата человека. Их девиз по Хомансу - "назад к человеку". Однако, провозгласив этот (гуманистический лозунг) Хоманс исключил какую-либо свободу выбора личности. Действия (поведение) человека жестко детерминированы. Знание душевных состояний человека ничего не дают для объяснения его поведения, ибо сами эти состояния – иллюзия. Действия людей – это простая реакция на стимулы внешней среды. При этом для понимания теории обмена важным является то, что человек за свои действия может получать или вознаграждение или наказание: в первом случае действия человека поощряются; во втором – осуждаются, – и это решительно будет сказываться на том, как и что. Будет делать человек дальше. Люди, по Хомансу, взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты. Человек, действуя, взаимодействуя, стремится уравновесить вознаграждения и затраты. Согласно теории обмена, поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли и как именно его поступки в прошлом. И здесь в теории обмена называется четыре принципа: 1) чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться; 2) если вознаграждение за определенные типы поведения зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать эти условия; 3) если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения; 4) когда потребность человека близка к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.

По этим принципам, считает Хоманс, можно анализировать самые сложные виды взаимодействия: отношения власти, лидерство и т.д. Социальное взаимодействие – это сложная система обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат.

Особенно ярко, полно бихевиористская теория социального обмена нашла свое отражение в работах П. Блау. Он еще более уменьшает значение психологического фактора (мотивов) поведения индивидов и стремится придать постулату теории обмена социологическую ориентацию. Придавая решающую роль в межличностных отношениях экономическим аспектам – награде, выгоде, пользе, – он ставит задачу вывести из простейших форм социального обмена "существенные свойства" социальной структуры: власть и законность, коллективные ценности и т.д. То есть, обменные сделки рассматриваются как элементарные акты, из которых складывается фундаментальный уровень общественной жизни, а все более сложные структурные образования (социальные институты, организации) объявляются как вырастающие из обменных отношений.

При ряде положительных качеств – таких, как, например, изучение наблюдаемых действий и поведения людей, – теория социального обмена характеризуется и серьезными недостатками, среди которых сведение человеческого поведения лишь к набору реакций на внешние стимулы, отказ человеку в способности творчески осмысливать свою социальную среду и др.

Эти последние побудили других социологов объяснить поведение человека с точки зрения того значения, которое личность или группа людей придает тем или иным аспектам ситуации.

Таким образом, социология представляет собой и в историческом и функциональном отношении весьма многоплановую, многовариантную науку: ее образуют многочисленные и порой довольно различающиеся между собой социологические направления и школы; в их основе лежат те или иные парадигмы – исходные принципы подхода к изучению общества. Ранний Питирим Сорокин, имея в виду такой характер социологии, обмолвился: "Сколько социологов – столько и социологий". И он частично прав. И все же не следует забывать, что все социологические направления и школы – являются все же социологическими: объект у них в конце концов общий. Это – общество, взаимодействующие люди или взаимодействие людей в обществе и посредством общества. Это, во-первых. Во-вторых, все они так или иначе пользуются одними и теми же, а именно – социологическими методами. Для них, и это, в-третьих, характерен один и тот же социологический стиль мышления, общий (социологический) язык, хотя этот последний возможно еще и не совершенен для наилучшего понимания и общения социологов, представляющих разные направления и школы. И все же социологический язык, даже тот, которым мы сегодня располагаем, позволяет так или иначе социологам общаться и худо-бедно понимать в научном споре друг друга.

 

 

Приложение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.