Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 6. Олигополия




Олигополия – рыночная структура, в которой несколько поставщиков предлагают стандартизированную или дифференцированную продукцию. Стандартизированной продукцией является сталь, цинк, медь, алюминий, нефть, цемент и т.д. К дифференцированной продукции относятся автомашины, моющие средства, бытовые электроприборы и т.д.

Существует «жесткая» и «расплывчатая» олигополия. Жесткая, это когда 3-4 фирмы господствуют на всем рынке, расплывчатая – 8 или 10 фирм контролируют 70 –80% рынка.

Характерными чертами олигополии являются: Высокая степень концентрации; Тесная взаимозависимость между фирмами.

Примером высокой степени концентрации является автомобильная промышленность США, где 90% транспортных средств сосредоточено в руках трех крупных фирм Дженерал Моторс, Форд, Крайслер или производство домашних моющих средств, 80% которых производят 4 фирмы.

Примерами олигополии в России является производство динамной стали, которую выпускают три предприятия, и на их долю приходится почти весь ее выпуск; производство полистирола и сополимеров стирола – четыре предприятия (96%); шины для сельскохозяйственных машин – четыре (82%); магнитную ленту – два (100%); кальцинированную соду - три (92%); автогрейдеры – три (100%).

Вторая характерная черта олигополии - тесная взаимозависимость между фирмами – это главный признак, который отличает олигополию от всех других типов рыночных структур. Взаимозависимость проявляется в том, что принимая решения каждый участник должен учитывать возможную реакцию конкурентов, а так же в том, что при назначении цены имеются стимулы к согласованным действиям.

В современной экономике олигополия является наиболее распространенным типом рыночной структуры. Она занимает промежуточное положение между монополией и монополистической конкуренцией. Если предприятия договорились между собой о цене и объемах производства, то олигополия превращается в монополию, создаются так называемые картели.

Справка: Картель – организация, сформированная независимыми фирмами для того, чтобы получить преимущества монополиста. Картель координирует действия своих членов, ограничивая производство, поднимая цены и таким образом получая прибыль, близкую к монопольной. Наиболее яркий пример – страны ОПЕК, члены нефтяной картели.

Если предприятия не договорились и решаются на конкурентную борьбу, то олигополия преобразуется в монополистическую конкуренцию.

При моделировании поведения фирмы в условиях олигополии обычно рассматривают 4 возможных варианта ценообразования:

1. Ценообразование не обусловленное тайным сговором. (одна из фирм изменяет цену – следствие изменение спроса на продукцию отрасли (ломаная кривая спроса)

2. Ценообразование обусловленное тайным сговором – тенденция к максимизации общей прибыли всех фирм)

3. Приспособление цен к ценам господствующей фирмы (молчаливое тайное соглашение)

4. Ценообразование по принципу «издержки плюс»

Рассмотрим каждую модель более подробно.

1. Ценообразование не основанное на тайном сговоре. Это когда одна из фирм для того, чтобы больше продать снижает цену, чем привлекает к себе покупателей фирм-конкурентов. Фирмы-конкуренты не могут согласиться с такой политикой и чтобы не потерять своих потребителей, свой рынок, вынуждены также идти на снижение цены.

2. При тайном сговоре предприятия непосредственно или путем молчаливого соглашения договариваются о ценах, о контроле над ними, о разделе рынка таким образом, чтобы максимизировать общую прибыль фирмы.

Тайное соглашение или сговор ведет к установлению высоких цен и монополизму.

Наиболее распростроненной формой соглашений является картель, который предполагает формальное письменное соглашение относительно цены и объемов производства.

3. Приспособление цен к ценам господствующей фирмы.

В этом случае нет формальных соглашений или нелегальных встреч. Здесь «господствующее», обычно наиболее крупное в отрасли, предприятие меняет цену, а все другие автоматически следуют этому изменению (лидерство в ценах).

Мировая практика показывает, что ценовой лидер меняет цены не часто, а только когда к этому существует определенный, пусть даже формальный повод. Например, повышение заработной платы, увеличение налогов, стоимости электроэнергии, топлива или резкое изменение спроса.

Как правило, о надвигающемся пересмотре цен, ценовой лидер сообщает в прессе, радио, ТV. Оповещая о необходимости повышения цен, ценовой лидер как бы согласовывает свое намерение со своими конкурентами, добиваясь их согласия на повышение.

Ценовой лидер не обязательно выбирает цену, которая максимизирует прибыль в краткосрочном периоде. Это делается для того, чтобы не пустить новые предприятия в отрасль.

Ценообразование по принципу «издержки плюс». Цена здесь состоит из издержек на единицу продукции и надбавки. Обычно надбавка берется в размере обеспечивающем среднюю норму прибыли. Так как при высокой норме прибыли предприятие платит прогрессивные налоги, а при низкой норме прибыли не покрываются все непредвиденные расходы.

Большое разнообразие видов и типов олигополии, всеобщая взаимозависимость фирм и невозможность предсказать с уверенностью поведение конкурентов затрудняют прогнозирование поведения олигополистической фирмы в отношении цены и объемов производства. Все это показывает, что не существует одной, четко определенной модели ценового поведения олигополиста.

ТЕМА 3 «ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

1. Спрос, закон и кривая спроса

2. Предложение, закон и кривая предложения

3. Рыночное равновесие и эластичность спроса и предложения




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.