Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Спрос, закон и кривая спроса

Спрос —это форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной денежными средствами. Спрос выступает в виде платежеспособной потребности, т. е. потребности покупателя, располагающего денежными средствами для приобретения тех или иных товаров. Рынок не реагирует на потребность, не обеспеченную платежеспособностью покупателя.

Количество товара, которое желает купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени (день, год) при определенных условиях, составляет объем спроса на этот товар.

Ясно, что желание покупателей приобрести какой-либо товар зависит от целого ряда факторов: от цены данного товара и цен других товаров; от доходов покупателей, от их вкусов и предпочтений. При изменении значений указанных факторов изменится и объем спроса. Зависимость объема спроса от определя­ющих его факторов называется в экономике функцией спроса и может быть, представлена следующим образом:

Qс = f (Ц, Ца, Цб…, Д, ВП...),

Где Qc— объем спроса на данный товар в единицу времени; Ц, Ца, Цб,... — цены данного и других товаров; Д — денежный доход; ВП — вкусы и предпочтения.

Допустим теперь, что все перечисленные факторы, оказывающие влияние на объем спроса, остаются неизменными, за исключением одного — цены рассматриваемого товара. Тогда каждому значению цены товара будет соответствовать определенное значение спроса. Такая зависимость носит название функции спроса от цены:

Qс = f (Ц).

Коренное свойство спроса заключается в том, что при неизменности всех прочих факторов снижение цены ведет к увеличению спроса, и наоборот — увеличение цены ведет к уменьшению спроса.

Таким образом, существует обратная зависимость между ценой и величиной спроса, которая называется законом спроса.

Графически ее можно представить виде линии DD, направленной вниз и вправо, так как связь между ценой и величиной спроса отрицательная, или обратная.

Цене Ц1 соответствует объем спроса Q1, цене Ц2 > Ц1 — объем спроса Q2<Q1, т. е. чем больше тем меньше объем спроса.



Изменение цены ведет к изменению величины спроса, что отражается смещением точек на кривой спроса.

Закон спроса не действует: при дефиците товаров и ажиотажном спросе, вызванном инфляционным ожиданием; в отношении редких и дорогостоящих товаров (золото, антиквариат и т.п.), приобретение которых является средством приобретения; при переключении спроса с менее качественных на более качественные товары, даже при снижении цен на них; в отношении «товаров Гиффена» - товаров, занимающих высокую долю в доходах малоимущих потребителей, спрос на которые изменяется в том же направлении, что и цены.

При построении кривой спроса DD мы допускали, что прочие условия равны, т. е. неценовые факторы, влияющие на величину спроса, неизменны. Когда же эти факторы изменяются, кривая спроса сдвигается на некоторую новую позицию вправо или влево от DD.

К основным факторам, влияющим на спрос, кроме цены товара относятся следующие:

1) вкусы и предпочтения потребителей;

2) число потребителей на рынке;

3) денежный доход потребителей;

4) цены на сопряженные товары;

5) потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов.

Изменение одного из этих факторов влечет за собой смещение положения кривой спроса, которое называется изменением в спросе (рис. 2).

 

 

 

Рассмотрим влияние неценовых факто­ров на спрос.

1. Потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изме­нение потребительских вкусов и предпоч­тений, вызванное рекламой или изменением моды, будет способствовать увеличению спроса по каждой цене и сдви­гу кривой вправо до положения D1D1, не­благоприятные изменения в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево до D2D2 (см. рис. 2).

2. Число покупателей. Очевидно, что увеличение на рынке числа покупателей обусловливает повышение спроса, а уменьшение находит отражение в его сокращении.

3. Доход. Воздействие на спрос изменений денежного дохода несколько более сложно. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением денежного дохода, называются нормальными товарами (шоколад, кофе и т. д.).

Увеличение дохода может привести к снижению спроса на некоторые товары. Возросший доход позволит потребителям покупать меньше хлеба, картофеля маргарина, зато больше мясных продуктов и сливочного масла. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении при изменении доходов, называются товарами низшей категории.

4. Цены на сопряженные товары. Приведет ли изменение цены на сопряженный товар к повышению или понижению спроса на рассматриваемый продукт, зависит от того, является ли этот родственный товар заменителем главного продукта или сопутствующим ему. Например, сливочное и растительное масло — взаимозаменяемые товары. Если растет цена на сливочное масло, на него снижается спрос, что ведет к увеличению спроса на растительное масло. И наоборот, снижение цены на сливочное масло увеличивает спрос на него, вызывая этим снижение спроса на растительное масло. Спрос на взаимодополняющие товары (например, магнитофон и кассеты нему) предъявляется одновременно. А между ценой на один из них и спрос на другой существует обратная связь. Возрастает цена на магнитофоны - падает спрос на кассеты. Кроме сопряженных есть независимые, самостоятельные товары (картофель и автомобиль). Изменение цены одного из них очень мало влияет на спрос на другой.

5. Ожидания. Потребительские ожидания относительно таких факторов как будущие цены на товары, наличие товаров и будущий доход, способны изменить спрос. Так, ожидание потребителями роста цен побуждает их покупать больше товаров. Наоборот, ожидание падения цен ведет к сокращению спроса на товары.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 6. Олигополия | Вопрос 2. Предложение, закон и кривая предложения

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 802; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.017 сек.