Студопедия

КАТЕГОРИИ:



Мы поможем в написании ваших работ!

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мы поможем в написании ваших работ!

Вопрос 3. Основные требования к контракту


Самой сложной и ответственной процедурой при заключении сделки является составление контракта. От того, как составлен контракт, во многом зависят поведение сторон, успех или убытки от совершения сделки.

В практике существуют три основных вида контракта: купли-продажи, договор о встречных поставках (бартерный договор) и агентское соглашение. Мы рассмотрим требования, предъявляемые к контракту купли-продажи как наиболее сложному документу.

Контракт купли-продажи – это коммерческий правовой документ, закрепляющий соглашения сторон на поставку товара и проведение других операций необходимых для реализации сделки.

Он регулирует такие вопросы, как предмет договора, цена, срок поставки, способ упаковки товара, условия оплаты, оценка по качеству и количеству, гарантии качества поставляемого товара, базисные условия поставки, или права и обязанности сторон, санкции за просрочку поставки, санкции за неисполнение договора, освобождение от ответственность порядок разрешения возможных споров, язык договора, вступление в силу, цессии (уступки) договора, порядок и правовые последствия расторжения до­говора и т. д.

Когда сделка заключается между представителями одной страны, некоторые из вышеназванных вопросов могут быть опущены или объединены в один раздел. Если же речь идет о внешнеторговой сделке, то каждый вопрос контракта оговаривается очень тщательно. Текст внешнеторгового контракта содержит более широкий набор гарантий исполнения той или иной стороной своих договорных обязательств, нежели текст контракта между физическими или к юридическими лицами одной и той же государственной принадлежности. Причем, указанный набор должны составлять гарантии, обеспечивающие исполнение обязательств не только при помощи суда, но и без всякого его участия. К последним могут относиться, например, залог, задаток или аванс, 100 % предварительная оплата поставки продукции, банковская гарантия, оговорка о хранении права собственности и другие подобные меры, способные побуждающие партнера к надлежащему и своевременному исполнению своих договорных обязательств без какого-либо давления судебных органов.



Структура контракта зависит от характера товара и условий договора, примеру, если товар не требует особой упаковки, поставка разовая, поре оплаты упрощенный, то нет большой необходимости требования к упаковке, срок поставки, условия оплаты выделять в отдельные статьи. Все это (в том числе и цена товара) может быть сформулировано в статье "Предмет контракта". Напротив, если товар нуждается в добротной упаковке, сроки его поставки растяжимы, порядок уплаты усложнен и т. д. — названные условия целесообразно выделять в специальные статьи.

Последовательность статей контракта также может быть различной. Можно изложить содержание контракта по принципу от более важных статей, где сформулированы существенные условия договора, к менее важным, фиксиру­ющим несущественные или неосновные условия. Можно построить структуру контракта исходя из последовательности действий сторон по исполнению до­говора и т. д.

В любом случае в контракте обязательно должны оговариваться такие условия, как:

— предмет и объем поставки;

— способы определения качества и количества товара;

— срок, место и условия поставки;

— цена контракта;

— условия и наименование валюты платежей;

— порядок сдачи и приемки товара;

— гарантии поставки и штрафные санкции;

— арбитраж в случаях разногласия сторон;

— обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор);

— юридические адреса и другие реквизиты сторон;

— подписи уполномоченных лиц.

Кроме того, в контракте должны найти отражение вопросы, связанные с:

— порядком возмещения убытков;

— принципом освобождения от ответственности (при передаче права собственника) ;

— порядком приостановки или расторжения контракта.

Разумеется, в контракте невозможно предусмотреть все вопросы и ситуации, возникающие при реализации - сделки. Но чем тщательнее будет составлен и проработан этот документ, тем больше вероятность того, что обязательства будут выполнены качественно и в срок.

 

Примерная структура контракта купли-продажи:

1. Преамбула. Приводятся общие сведения о сделке (полные юридические названия сторон), термины, которые использованы, в данном тексте, их зна­чение, наименование и номер контракта, дату и место его заключения.

2. Предмет контракта. Указывается наименование товара с опреде­лением основных качественных и количественных характеристик. Оно должно быть точным, не допускающим подмены. Если товар разложим на составляющие (такое предусматривается в контрактах на строительство объектов или техни­ческое содействие), то они перечисляются в специальных приложениях. Если суть товара невозможно в достаточной мере обрисовать в самом контракте, то можно сослаться на соответствующие документы, в которых дается его описание, приводятся технические характеристики и т. п., указав при этом, что названные документы составляют неотъемлемую часть контракта.

3. Количество товара по сделке. Этой статьей регламентируются единица измерения товара (штуки, кубометры, тонны и т. д.), порядок опре­деления его количества. Количество поставляемого товара должно быть определено либо твердо за­фиксированной величиной (1 000 м), либо в рамках, закрепленных контрактом (например, ±1,5 %), либо в соответствии с графиком (ежеквартально по 5 тыс. т).

Следует учитывать, что в разных странах используются разные системы мер (метрическая в странах Западной Европы, Латинской Америки, Канаде), поэтому рекомендуется количество товара определять в системах мер стран и продавца, и покупателя.

Важным условием является оговорка об упаковке товара. Различаются 2 вида поставки товара: брутто — с учетом массы упаковки и нетто — без учета ее массы.

4. Определение качества товара. Устанавливаются метод и процедура оценки качества товара. Можно выделить несколько основных методов определения качества:

— по стандарту страны покупателя или продавца;



— по техническим условиям, когда на товар отсутствуют стандарты или есть специальные требования к качеству товара (технические условия могут быть разработаны покупателем либо предложены продавцом);

— по спецификации, указанной в контракте;

— по образцу, подтвержденному заинтересованными сторонами;

— по содержанию отдельных веществ в товаре (в этом случае определяется минимальное или максимальное процентное содержание компонента в товаре, процента металла в руде);

— тель-кель, по которому товар принимается в том виде, в каком он есть, продавец не несет ответственности за его качество.

В контракте должны быть оговорены место проведения процедуры, связанной с определением качества товара (лаборатория продавца, покупателя или третьей стороны), и ее способ.

5. Условия поставки. Определяется, кто оплачивает расходы на транс­портировку товара от продавца к покупателю, а также время перехода прав собственности на товар от продавца к покупателю и соответственно риска, связанного с гибелью или порчей товара.

Вопросы доставки товара от продавца к покупателю, его погрузки, страхо­вания, оплаты таможенных пошлин и т. п. особенно большое значение имеют при заключении внешнеторговых сделок. В международной практике они полу­чили название базисных условий внешнеторговой купли-продажи и регламен­тируются Международной торговой палатой в документе под названием "Инкотермс".

Наиболее распространенные базисные условия поставки товара:

Условие франко-завод означает, что продавец предоставляет товар в распоряжение покупателя на своем заводе. Здесь же к покупателю переходит и риск случайной гибели товара. Покупатель несет все расходы по погрузке, перевозке и страхованию товара, оплачивает таможенные пошлины.

По условию франко-перевозчик продавец несет ответственность за товар только до момента передачи его перевозчику. Им может быть любое лицо, взявшее на себя обязательство доставить товар в пункт, указанный покупателем.

Существуют также и такие базисные условия поставки, как франко-граница, франко-порт назначения, франко-склад покупателя и др., в соответствии с которыми продавец обязан за свой счет и риск доставить товар в указанный пункт.

В соответствии с условием фас (дословно: "свободно вдоль борта") право собственности, а значит, и риск случайной гибели или повреждения товара и все дальнейшие расходы переходят от продавца к покупателю после того, как товар размещен на пристани вдоль борта судна.

По условию фоб (дословно: "свободно на борту") продавец организует погрузку товара на борт судна. Право собственности и риск случайной гибели или повреждения товара переходят к покупателю в момент переноса товара через поручни судна. Расходы по перевозке несет покупатель.

Условие каф (дословно: "стоимость и фрахт") похоже на предыдущее. Однако здесь продавец берет на себя обязанность оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный покупателем пункт назначения.

Базисное условие сиф (дословно: "стоимость, страхование, фрахт") добавляет обязанностям продавца, предусмотренным условием каф, страхование от риска случайной гибели или повреждения товара во время перевозки.

Выбранное партнерами при заключении сделки базисное условие поставки товара обязательно закрепляется в п. 1 статьи "Предмет контракта".

Выбор наиболее предпочтительного базисного условия поставки, предопределяющий содержание многих других статей контракта, зависит от конкретной ситуации. Чисто теоретически самым выгодным для продавца и невыгодным для покупателя является условие франко-завод, налагающее на продавца ми­нимум обязанностей, а на покупателя – максимум. Самым же невыгодным зля продавца и, напротив, выгоднейшим для покупателя нам покажется условие франко-склад покупателя. В жизни же, под влиянием тех или иных обстоятельств, может сложиться иная картина. Например, при нехватке у покупателя денежных средств и валюты более выгодным для него оказывается условие франко-завод, так как доставку товара можно организовать на своем собст­венном транспорте. Это позволит избежать расходов по перевозке товара, которые в международной торговле могут достигать половины стоимости всего товара. А в случае необходимости обязательной страховки товара, находящегося в пути, покупатель может обратиться в отечественную страховую организацию и оплатить там страховой полис в денежной единице своей страны.

Базисное условие поставки в тексте контракта должно дополняться назва­нием пункта отправления или назначения товара. Например, если принято условие франко-склад покупателя, то при записи его в контракте указывается адрес этого склада (г. Тамбов, ул. Пушкина, 20). При условии франко-вагон в контракте приводится название станции, где предполагается погрузить товар в вагоны (франко-вагон ст. Саратов). Если стороны согласились совершить куплю-продажу на условии фоб, то при записи его в тексте контракта необ­ходимо указать наименование порта, в котором стоит судно, зафрахтованное для перевозки товара, или само судно (фоб-порт отгрузки Новороссийск или фоб-судно "Адмирал Нахимов").

6. Срок и дата поставки. Определяется момент, когда товар пере­ходит в собственность покупателя или лица, им уполномоченного (экспедитора, перевозчика). При этом может указываться конкретная дата поставки, период (календарный месяц или квартал, промежуток между датами), дата вступления контракта в силу, дата открытия аккредитива или оплаты счета и т. д. Конт­рактом может быть оговорена досрочная поставка товара с согласия покупателя.

Дата поставки закрепляется специальным документом, который оформляется сторонами. Им может быть: коносамент, авиа- или железнодорожная накладная, приемо-сдаточный акт и др.

7. Цена. Цена продукции обычно устанавливается за весовую или количе­ственную единицу (определенное число единиц). При поставках разнородного по качеству и количеству товара она назначается на каждую единицу товара.

Цена может быть фиксированной на момент подписания контракта, на срок его действия либо на момент его исполнения. По способу фиксации различаются твердые, подвижные и скользящие цены.

Твердой называется цена на момент подписания контракта. Она не подлежит изменению на протяжении всего срока реализации. В отличие от нее подвижная цена, зафиксированная на момент подписания контракта, меняется в случае повышения или понижения цены на рынке. При этом в контракте обязательно указывается источник информации о колебаниях цен. Скользящая цена определяется на момент исполнения контракта с учетом издержек. В этих случаях фиксируется базисная цена с оговоркой о применении метода расчета доплаты к базисной цене.

Конкретная цена, устанавливаемая в контракте, зависит от стоимости то» и от базисных условий его поставки. Например, при продаже товара на условиях сиф она будет включать в себя помимо стоимости товара расходы по страхованию, погрузке и перевозке, маркировке, упаковке и т. п. При продаже на условиях франко-завод цена может быть сведена к стоимости самого товара.

Желательно цену поставляемого товара определить в контракте предельно точно. Это возможно, если стороны при заключении договора решили установить твердую цену за товар. В условиях инфляции твердая цена выгодна прежде всего покупателю. Продавец, соглашаясь на такое условие, идет на значительную уступку покупателю, так как за время, прошедшее с момента подписания контракта до осуществления поставок, фактическая цена поставляемого товара может значительно возрасти. В качестве компенсации продавец может добиваться от покупателя предоплаты за поставляемый товар.

Иногда между моментом подписания договора и моментом начала поставки товара оказывается большой разрыв во времени. В этом случае твердая цена товара не устанавливается в конкретной цифре, но стороны договариваются о способе ее определения. Этот способ должен давать точную, не допускают сомнений, цифру стоимости товара на момент начала поставки. Его необходимо описать в соответствующем пункте контракта.

Цену поставляемого товара можно установить в любой иностранной валюте, сделав в тексте контракта "валютную" оговорку. Здесь же необходима ссылка на банк и город, поскольку курсы иностранных валют в разных банках и разных городах могут отличаться. Следует иметь в виду, что практически любая из находящихся в обращении на международном рынке валют подвержена в течение времени обесцениванию. Поэтому цену поставляемого товара можно привязывать не к одной какой-либо иностранной валюте, а к нескольким. Предназначенная к выплате сумма в рублях будет исчисляться в данном случае средней составляющей из совокупности курсов указанных валют. В тексте контракта делается при такой форме выражения цены "мультивалютная" оговорка.

Кроме "валютных" в качестве защитного средства от обесценивания иногда применяется "индексная" оговорка. Цена товара, обозначенная в тексте контракта, привязывается к индексу цен на аналогичные товары или самые необходимые, составляющие так называемую потребительскую корзину.

Однако все эти оговорки не защищают интересы продавца в условиях постоянно развивающейся инфляции. Поэтому при заключении контракта можно договориться не о твердой (фиксированной), а о скользящей (плавающей) цене. Стороны могут сделать расчет такой цены за определенный отрезок времени заранее, принимая во внимание предполагаемое изменение стоимости матери­алов, топлива, энергии на производство товара и затрат на его перевозку.

Если предварительный расчет скольжения цены сделать невозможно, можно пойти по другому пути, например договориться о том, что цена по­ставляемого товара будет определяться в такие-то отрезки времени по среднем; рыночному курсу в такой-то местности.

Изменение цены можно также привязать к темпам инфляции или к темпам роста стоимости материалов, из которых изготовлен товар. В тексте контракта в таких случаях желательно указать цифру стоимости товара на момент подписания контракта или начала поставки, с тем чтобы иметь точку отсчета для определения цены товара применительно к последующему времени.

При окончательном согласовании цены необходимо добиваться предостав­ления продавцом различного вида скидок (за количество, бонусной — за оборот в течение определенного срока, экспортной, сезонной, за продажу оборудования, бывшего в употреблении и т. д.). Нужно также оговорить премиальные и штрафные выплаты, связанные с улучшением (ухудшением) качества товара, срочностью исполнения заказа и т. п.

Этой же статьей определяется валюта платежа (валюта продавца, покупателя или иная).

8. Условия и сроки платежа. Контракт должен устанавливать конкретные сроки и виды платежей. Чаще всего применяются наличный платеж, платеж с авансом и платеж в кредит или комбинация всех трех способов.

Наличный платеж, или оплата по счету, может осуществляться как до начала поставки товара, так и после прибытия его в адрес покупа­теля. В первом случае это будет предварительная оплата (предоплата), которая может охватывать всю сумму стоимости поставляемого товара или ее часть.

Предоплата имеет свой выгоды для покупателя. Оплатив полную стоимость товара до его поставки, он застраховывает себя от чрезмерных расходов в случае резкого возрастания цены товара к началу его поставки. Однако более выгодна предоплата для продавца. В определенных случаях — это весьма существенная гарантия того, что покупатель не откажется от товара или от оплаты его по получении. Срок начала поставки товара увязывается не с конкретной календарной датой, а прежде всего с осуществлением предоплаты. Задержка ее имеет своим следствием отсрочку поставки товара. При необходимости стороны могут приравнять задержку с предоплатой к просрочке исполнения договора и определить соответствующие штрафные санкции, которые покупатель, задержавший предоплату, несет в пользу продавца.

Если стороны пришли к соглашению о предоплате, они должны записать тексте контракта дату, к которой покупатель обязан осуществить ее, а также срок, в течение которого продавец, получивший предоплату, поставит товар покупателю. Необходимо указать реквизиты банка и расчетный счет, на который будут перечислены деньги.

Оплата по счету в ряде случаев производится частями. Продавец, в целях течения соблюдения покупателями своих обязательств, может потребовать него, выплаты части денежной суммы, предназначенной для оплаты (обычно 5 — 10 % от стоимости поставляемого товара) в виде аванса сразу после заключения договора. При отказе покупателя принять поставку предусмотренного контрактом товара продавец вправе не возвращать ему авансовую сумму. Покупатель, со своей стороны, прежде чем выплачивать аванс, должен получить гарантии того, что продавец, не поставив товар по каким-либо причинам, возвратит аванс в полной сумме.

От аванса следует отличать задаток, который так же, как и аванс, представляет собой часть денежной суммы, предназначенной для оплаты стоимости поставляемого товара, и выдается покупателем продавцу до начала исполнения договора, обычно сразу после его заключения. Задаток служит средством обеспечения исполнения обязательства не только стороной, дающей его, но и стороной принимающей. Как и аванс, задаток не возвращается продавцом покупателю, если последний отказывается от принятия поставки товара. Однако в случае, если своего обязательства не исполнит продавец, получивший после заключения договора задаток, он обязан вернуть его покупателю в двойном размере.

9. Формы расчетов. В международной торговле для прямых асчетов практически не применяются наличные деньги, а используются чаще следующие формы:

— инкассовая;

— аккредитивная.

Инкассовая форма расчета состоит в передаче продавцом поручения банку на получение от покупателя суммы платежей при предъявлении покупателю товарных документов.

Схема инкассовой операции имеет следующий вид.

1. Продавец — поставщик товара передает своему банку оговоренные в
контракте товаросопроводительные документы и поручает ему получить от покупателя денежную сумму в уплату стоимости поставленного товара.

2. Приняв от продавца документы с инкассовым поручением, банк продавца направляет их банку покупателя.

3. Банк покупателя предъявляет полученные от банка продавца документы
покупателю против указанной в инкассовом поручении денежной суммы

4. Покупатель оплачивает предъявленный ему счет за отгруженный товар
т. е. как бы выкупает у своего банка товаросопроводительные документы.

5. Получив от покупателя требуемую денежную сумму, банк покупателя
переводит ее в банк продавца.

6. Банк продавца зачисляет полученную сумму на счет продавца - поставщика товара.

Инкассо, так же как и аккредитив, представляет собой самостоятельную сделку, обособленную от договора купли-продажи.

Аккредитивная форма расчета — это обязательство банка произвести указанию и за счет покупателя платеж продавцу на сумму стоимости поставленного товара против предъявленных банку продавцом товарных документов.

В общем виде схема операций с аккредитивами выглядит таким образом.

1. Покупатель в срок, установленный контрактом, дает поручение своему банку открыть в банке продавца аккредитив на необходимую сумму и на оговоренный срок в пользу продавца — поставщика товара. В поручении об открытии аккредитива должен быть перечень документов, по представлении которых продавцу будут выплачены деньги с аккредитива в уплату стоимости поставленного товара.

2. Банк покупателя, приняв вышеуказанное поручение, открывает в банке продавца аккредитив

3. Банк продавца извещает продавца — поставщика товара о том, что в его пользу открыт аккредитив.

4. Продавец, отправив товар в адрес покупателя, предъявляет банку, в котором открыт аккредитив, товаросопроводительные документы, оговоренные в тексте контракта и указанные в аккредитиве.

5. Банк продавца проверяет соответствие предъявленных документов установленным требованиям и выплачивает продавцу причитающуюся ему за поставленный товар денежную сумму.

6. После этого банк продавца пересылает полученные товаросопроводительные документы банку покупателя, который в свою очередь передает их покупателю.

7. Покупатель возмещает своему банку сумму аккредитива. Существуют следующие виды аккредитивов:

— подтвержденный — обязательство банка, в котором открыт аккредитив, выплатить продавцу сумму платежа, независимо от возмещения банком покупателя, открывшего аккредитив, указанной суммы платежа;

— неподтвержденный. В этом случае банк продавца извещает его об открытии аккредитива, но выплачивает сумму платежа только при получении
ее из банка покупателя;

— отзывной — это аккредитив, который может быть аннулирован или изменен по инициативе банка покупателя;

— безотзывной, который не может быть изменен или аннулирован без согласия продавца;

— делимый, предусматривающий выплату продавцу определенных сумм после каждой поставки товара;

— неделимый, предполагающий, что сумма платежа будет выплачена банком после выполнения всех обязательств по контракту;

— документарный (товарный), по которому деньги выплачиваются только в случае представления банку соответствующих документов. Перечень их дается в тексте контракта и указывается в аккредитиве;

— простой, по которому деньги выплачиваются без представления банку товарных документов. Он используется в основном для перевода денег своим агентствам, для оплаты личных расходов во время поездок и т. п.:

— переводной. Лицо, в пользу которого он открыт, имеет в этом случае право дать банку поручение перевести денежную сумму, предназначенную для оплаты поставки товара, в полном или частичном размере какому-либо другому лицу или нескольким лицам. Однако данный аккредитив можно переводить только один раз. Тот, в чью пользу он переводится, не имеет права перевести его кому-либо еще;

— возобновляемый (револьверный), когда покупатель дает поручение соответствующему банку открыть аккредитив не на полную сумму стоимости поставляемого товара, а на какую-то часть ее, автоматически пополняемую по
мере поставок очередных партий товара в течение срока действия. В зависимости от конкретной ситуации можно поступить и по-другому. Например, можно открыть аккредитив на полную сумму стоимости поставляемого товара, но сроком на один-два месяца с последующим возобновлением не суммы, а срока. Если в течение данного периода сумма аккредитива не будет использована, он автоматически возобновляется на следующий месячный или двухмесячный срок. Возобновление будет происходить до тех пор, пока вся сумма аккредитива не будет полностью использована. Продавец обычно добивается открытия подтвержденного, безотзывного или делимого аккредитива.

10. Рекламации. Эта статья определяет порядок предъявления претензий любой из сторон, участвующих в сделке, при невыполнении условий контракта. Необходимо записать процедуру определения несоответствия (качества, сроков я т. д.), формы документов (акт, заключение), сроки предъявления претензий и санкции к виновной стороне.

11. Гарантии. Устанавливается ответственность продавца за качество товара в определенный гарантийный период (12 мес. после акта приемки, 18 мес. от даты поставки и т. д.). Важно предусмотреть поставку комплекта запасных частей по согласованной спецификации, а также возможность сервисного обслуживания оборудования в послегарантийный период за отдельную плату или услуги.

12. Обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор). В этой статье необходимо как можно полнее определить обстоятельства, которые могут наступить после подписания контракта и не зависят от сторон, но спо­собны изменить срок реализации контракта или вообще прекратить его без ответственности заинтересованных сторон. К таким обстоятельствам обычно относятся аварии, стихийные бедствия, законодательные запрещения (эмбарго). Также определяется организация, которая засвидетельствует наступление форс-мажора и подтвердит это документами. Обычно такими органами являются торговые палаты стран-участников сделки.

11. Арбитраж. Определяет порядок определения споров, которые не могут быть урегулированы участниками сделки.

 

ТЕМА 15 «УЧЕТ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ»

1.Роль учета в управлении предприятием

2.Характеристика хозяйственных средств предприятия

3.Бухгалтерский баланс и система счетов

4.Система отчетности предприятия

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 2. Методы заключения коммерческих сделок | Вопрос 1. Роль учета в управлении предприятием

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1116; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.018 сек.