КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Екологічне виховання старшокласників
Для младшего и среднего подросткового возраста, в целом, свойственны достаточно близкие характеристики субъективного отношения к природе, поэтому они могут рассматриваться как один период. В это время полностью исчезает антропоморфизм как способ осмысления мира природы, особенно свойственный дошкольнику и, в некоторой степени, младшему школьнику. Безусловно, определенные следы антропоморфизма сохраняются, так же как и у взрослых, но они уже не имеют принципиального значения. И для подростков в этом возрасте, и для взрослых замечаемое ими сходство животных с человеком становится часто даже небольшим «открытием». Чтобы убедиться в этом, достаточно понаблюдать за ними в зоопарке у вольера с обезьянами и послушать их радостные возгласы удивления: «Во, смотри, совсем, как человек!». Для антропоморфической картины мира дошкольника такое сходство совершенно естественно. В то же время исследования показали, что именно в младшем подростковом возрасте субъектификация природных объектов достигает максимального в процессе онтогенеза уровня. И хотя к среднему подростковому возрасту она несколько снижается, тем не менее остается выше среднего для подростков и юношей (рис. 18, к). В младшем подростковом возрасте каждый второй школьник включает те или иные природные объекты в список своих «значимых других», что существенно выше, чем в последующие периоды, хотя к среднему подростковому возрасту этот показатель снижается, оставаясь все-таки выше среднего для подростков и юношей (рис. 18, к). Очень убедительные данные, подтверждающие субъектный характер восприятия природных объектов в этот период, были получены при изучении степени психологической близости с названными подростками «значимыми другими». Оказалось, что для тех, кто включил в список различные природные объекты, в этом возрасте степень психологической близости с ними выше, чем со всеми остальными «значимыми другими»: выше матери, отца, бабушки, дедушки, лучшего друга и т.д.! А ведь это характерно для каждого второго подростка в возрасте 10-11 и каждого третьего в 12-13 лет. Показательны в этом плане высказывания младших подростков, когда их просили закончить предложение: «Моя собака (кошка...) —...». «Моя собака — она очень милая, хорошая, ласковая. Она очень меня любит, помогает мне, утешает. Я хочу, чтобы я была собаке как сестра». «Моя кошка — это ЧУДО! У нее особенный характер. Она все понимает, все-все, а мама и папа не всегда». «Мой кот — он так понимает меня, как будто даже точно может говорить»'. Таким образом, для младших и средних подростков свойствен субъектный характер модальности субъективного отношения к природе. В этот период продолжает сохраняться непрагматический характер взаимодействия с природными объектами, возникший в младшем школьном возрасте. Именно в младшем подростковом возрасте достигает максимума в процессе онтогенеза уровень интенсивности отношения к природе непрагматической модальности, который практически сохраняется и в среднем подростковом возрасте (рис. 18, д). Он существенно превышает уровень, характерный для старших подростков и юношей. Показательно соотношение в этом возрасте удельного веса среди всех подростков и юношей-школьников с очень высоким уровнем (условно, «фанаты») и с очень низким уровнем («нигилисты») интенсивности отношения к природе непрагматической модальности[2] (рис. 18, а). Из всех «фанатов» среди школьников приблизительно по 30% приходится на периоды 10-11 лет и 12-13 лет. А вот из всех «нигилистов» только по 14% и 27%. Кроме этого было установлено, что для младшего и среднего подросткового возраста характерен наименьший среди подростков и юношей уровень выраженности экологических установок прагматического типа (природа — «объект пользы») и склонности к выбору прагматического типа взаимодействия с ней (рис. 18, б). Таким образом, для младших и средних подростков свойственен непрагматический характер модальности отношения к природе. Следовательно, в целом модальность субъективного отношения к природе в младшем и среднем подростковом возрасте является субъектно-непрагматической. Наметившееся в младшем школьном возрасте переструктурирование компонентов интенсивности отношения к природе окончательно складывается в младшем и среднем подростковом возрасте. Если у младших подростков нельзя еще определить ведущий компонент среди когнитивного, практического и поступочного (рис. 18, в), то у средних подростков на первое место явно выходит поступочный (рис. 18, ж). В то же время когнитивный, который был ведущим у младших школьников, опускается на третью позицию. Это происходит на фоне максимальной среди всех школьников доминантности отношения к природе, роста к концу данного периода степени выраженности экологических установок природоохранного типа (природа — «объект охраны»), которые теснейшим образом связаны именно с поступочным компонентом (рис. 18, б). 'Характерно, что в 10-11 лет 38%, а в 12-13 даже 46% школьников высказывают свою готовность активно участвовать в охране природы, а о своем отказе заявляет соответственно только 2 и 6% (рис. 18, г). Преобладание поступочного компонента в младшем и среднем подростковом возрасте является совершенно естественным. При высоком уровне доминантности и интенсивности, но еще недостаточной практической технологической вооруженности отношение к природе субъектно-непрагматической модальности ограничено и в наиболее полной форме может реализоваться именно в природоохранной деятельности под руководством педагогов. Интересно, что структура компонентов интенсивности отношения к природе непрагматической модальности в среднем в данном возрасте в целом близка к структуре, свойственной людям с максимально высоким уровнем интенсивности, т. е. «фанатам»! Таким образом, в целом в период 10-13 лет преобладает поступочный компонент интенсивности отношения к природе. Следовательно, для младшего и среднего подросткового возраста, в целом, характерен поступочный субъектно-непрагматический тип субъективного отношения к природе.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |