КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политический кризис
Борьба за проект Конституции. После ликвидации СССР требовалось принять конституцию суверенного, независимого Российского государства. Первым крупным шагом конституционной реформы в России стало подписание 31 марта 1992 г. в Москве Федеративного договора, который определил основы взаимоотношений между субъектами Российской Федерации (республика, край, область, округ) и федеральным центром. Договор предотвратил угрозу распада суверенной России вслед за СССР. В процессе «парада суверенитетов» российских автономий подобная угроза к концу 1991 г. стала реальной. Договор не подписали Татарстан (присоединился в 1994 г.) и не признанная российским руководством Чечня, которая заявила о выходе из РФ и образовании независимой республики — Ичкерии. Конституционная реформа проходила в условиях острой политической борьбы. Она велась вокруг вопроса о том, какой республикой — парламентской или президентской — должна стать Россия. Первое острое противостоянием законодательной и исполнительной ветвей власти произошло на VI съезде народных депутатов России в апреле 1992 г. В центре дебатов стояли два вопроса — о ходе экономической реформы и проекте новой Конституции. Депутаты требовали смены состава правительства и принятия парламентского проекта конституции. Президент Б. Ельцин решительно выступил против смены «кабинета реформ и принятия конституции, ориентированной на парламентский тип республики. Он считал, что это ввергнет Россию «в хаос междоусобицы». В свою очередь Председатель Верховного Совета Р. Хасбулатов заявил, что вопрос о том, президентской или парламентской будет Россия — второстепенный, главное, чтобы она была демократической. По его докладу съезд одобрил проект новой Коституции, созданный на основе концепции парламентско-президентской республики. VI съезд стал своего рода компромиссом между ветвями власти: Президент добился одобрения проводимого его правительством курса реформ, пожертвовав при этом Бурбулисом и Шахраем — их съезд отстранил с вице-премьерских постов, а парламент укрепил свои политические позиции. В декабре 1992 г. состоялся VII съезд народных депутатов России. Съезд обвинил правительство реформаторов в «шоковой терапии» и отстранил Е. Т. Гайдара от исполнения обязанностей премьера. Председателем правительства был избран В. С. Черномырдин. Съезд принял Конституционное соглашение в форме «Заявления» президента и съезда о решении спорных вопросов между ветвями власти исключительно конституционными методами (за подписью Б. Ельцина и Р. Хасбулатова). Съезд принял также постановление «О стабилизации конституционного строя Российской Федерации». Оно предусматривало проведение 11 апреля 1993 г. референдума по основным положениям новой Конституции. В январе 1993 г. председатель Верховного Совета Р. Хасбулатов и председатель Конституционного Суда В. Зорькин объявили предстоящий референдум ненужной и опасной затеей. Президент в свою очередь выразил готовность в случае противодействия народных депутатов призвать россиян на референдум, минуя съезд и Верховный Совет. Таким образом, референдум стал «паролем войны» между ветвями власти весной 1993 г. Прошедшие в течение марта два съезда народных депутатов и ответные действия президента во многом определили ход последующих событий. VIII съезд народных депутатов (8—12 марта 1993 г.) наложил мораторий на проведение любых референдумов. Кроме того, делегаты потребовали от главы правительства В. Черномырдина снять с работы А. Чубайса (председателя Госкомимущества, идеолога и организатора приватизации), В. Шумейко (первого заместителя премьер-министра), А. Козырева (министра иностранных дел). Б. Ельцин предпринял ответный ход. Он считал, что корень проблем не в конфликте между законодательной и исполнительной властью, между съездом и президентом, а глубже — в противоречии между народом и прежней большевистской системой. VIII съезд он расценил как «генеральную репетицию реванша бывшей партноменклатуры». Поэтому 20 марта, минуя съезд и Верховный съезд, президент по телевидению обратился непосредственно к народу и объявил о подписании им Указа об особом порядке управления страной. Согласно Указу в стране фактически вводилось президентское правление, работа съезда и Верховного Совета приостанавливалась, на 25 апреля назначался референдум о доверии президенту и правительству, а также по вопросу о проекте новой Конституции и выборах нового парламента. Несмотря на то что Указ президента не был опубликован, Конституционный Суд и Верховный Совет РФ расценили его как попытку государственного переворота. 26—30 марта 1993 г. в Москве состоялся IX внеочередной и чрезвычайный съезд народных депутатов, на котором Р. Хасбулатов обвинил президента в стремлении монополизировать всю власть — и исполнительную, и законодательную. Народные депутаты решили отстранить президента от власти за попытку антиконституционного переворота. Голосование было намечено на 28 марта. Однако съезд, во многом путем нажима с президентской стороны, не смог набрать квалифицированного большинства (две трети) для отрешения президента от должности. После неудачи с отрешением съезд был вынужден согласиться на референдум. Он, однако, предложил вынести на референдум свои четыре вопроса: 1) доверяете ли вы Президенту РФ Б. Н. Ельцину?; 2) одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую Президентом РФ и Правительством РФ с 1992 г.?; 3) считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов президента РФ?; 4) считаете ли необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов РФ? Активисты движения «Демократическая Россия», а также известные писатели, режиссеры, актеры, певцы пропагандировали один вариант ответа: «да», «да», «нет», «да». Референдум состоялся 25 апреля. На день референдума в списки избирателей было включено 107,3 млн. человек. В голосовании приняли участие 68,9 млн. человек, или 64,18%. Большинство ответило: «да», «да», «нет», «нет» (соответственно 58,7; 53,0; 49,5 и 67,2%). Поэтому итоги голосования сторонники президента стали оценивать по принципу: у кого больший «запас прочности» — у Ельцина с правительством или у депутатов. За досрочные перевыборы президента высказалось 34 млн., парламента — 46,2 млн. «Запас» составлял более 12 млн. человек. Итоги референдума президент расценил как свою победу и закрепил ее Конституционным совещанием, созванным в Кремле в июне 1993 г. Оно обсудило и одобрило подготовленный помимо Конституционной комиссии (создана I съездом народных депутатов РСФСР в июне 1990 г.) проект новой Конституции РФ, исключавший из политической системы страны институт съезда народных депутатов. В подготовке проекта ведущую роль сыграл С. Шахрай, активный сторонник президентской формы правления, считавший, что «Советы и парламентаризм несовместимы». Политический кризис осени 1993 г. Президентская сторона была нацелена на жесткий вариант борьбы за конституционную реформу. В августе 1993 г. президент посетил элитные воинские части, расположенные вокруг Москвы. 20 сентября дополнительные контингент* войск специального назначения прибыли в столицу. 21 сентября 1993 г. президент издал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». В нем отмечалось, что безопасность страны под угрозой, конституционная реформа свернута, государственная власть парализована, съезд и Верховный Совет узурпируют не только законодательную, но и исполнительную, и судебную власть. В целях сохранения единства страны, вывода ее из кризиса, обеспечения безопасности и восстановления авторитета государственной власти президент распорядился приостановить работу съезда и Верховного Совета, прервать полномочия народных депутатов, а созданный летом 1993 г. Совет Федерации наделить функциями палаты Федерального Собрания, которая начнет работу после выборов Государственную Думу. Было также предписано к 12 декабря представить проект новой Конституции, а 11—12 декабря 1993 г. провести выборы в Государственную Думу. Министерствам внутренних дел, государственной безопасности и обороны предписано принять меры по обеспечению порядка. Верховный Совет квалифицировал Указ № 1400 как государственный переворот. В ночь с 21 на 22 сентября он привел к присяге в качестве Президента РФ вице-президента А. Руцкого и постановил карать «вплоть до расстрела» всех, кто не выполнит решений Верховного Совета. 23 сентября в Белом доме начал работу последний, X(чрезвычайный) съезд народных депутатов России, который одобрил линию Верховного Совета. В тот же день президент Ельцин издал указ о гарантиях депутатам. Народным депутатам, признавшим Указ № 1400, были обещаны трудоустройство, высокая зарплата, годовая компенсация и иные льготы. Это сыграло свою роль. За 13 дней противостояния около половины депутатов воспользовались возможностью остаться во власти. В ночь с 27 на 28 сентября по распоряжению мэра Москвы Белый дом, где заседал съезд, был блокирован милицией и ОМОНом, огражден колючей проволокой. Здание лишили света, воды, тепла, канализации. 1 октября начались переговоры по смягчению режима блокады. 3 октября они зашли в тупик. Тогда тысячи сторонников Верховного Совета прорвали блокаду, по призыву А. Руцкого и под руководством генерала А. Макашова взяли здание московской мэрии (бывшее здание СЭВ), двинулись в Останкино к студиям Центрального телеви-1ения. Возникла реальная угроза свержения президента и правительства. В ночь с 3 на 4 октября в Останкино сторонники Белого дома были разогнаны войсками, а утром 4 октября танки обстреляли Белый дом» который был взят спецназом. Руководство Верховного Совета X съезда во главе с Р. Хасбулатовым и А. Руцким было арестовано 1 посажено в камеры «Матросской тишины», где с августа 1991 г. сидели члены ГКЧП. Согласно официальным данным, трагические события в Москве 3—4 октября 1993 г. унесли жизнь около 150 человек. По неофициальным данным — в несколько раз больше. При этом ни один народный депутат не погиб.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |