Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая модернизация в 1999-2009 гг

Укрепление государственности. 26 марта 2000 г. состоялись до­срочные выборы Президента РФ. Из 109,4 млн. избирателей в них при­няли участие 75,2 млн., что составило 68,7% общего числа избирателей. В. В. Путин получил 39,7 млн. голосов избирателей (52,9%), т. е. более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Председателем правительства стал М. М. Касьянов.

В основу политики нового Президента России был положен курс на восстановление направляющей и регулирующей роли государства, создание в рамках Конституции 1993 г. сильного федеративного госу­дарства — демократического, правового, дееспособного.

Первым шагом на этом пути стала административная реформа. В мае 2000 г. 89 субъектов Федерации были разделены на семь феде­ральных округов: Дальневосточный, Сибирский, Центральный, Уральский, Приволжский, Южный, Северо-Западный, куда направ­лялись представители Президента РФ.

Целью реформы стало повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствование системы контроля исполнения их решений. Было положено начало созданию «федеральной исполнительной вертикали», связавшей центр с местами. Представители президента стали связующим звеном, механизмом прямой связи между центром и регионами.

Вторым шагом к укреплению суверенной российской государст­венности, который способствовал переходу от «Федерации политиче­ского торга» к сильному государству, стало приведение в соответствие с Конституцией РФ законов субъектов Федерации, прежде всего рес­публик, объявивших о своем суверенитете в 1990—1991 гг. В этом про­цессе активную роль играли представители президента в федеральных округах. В итоге к 2002 г. из конституций всех российских республик (кроме Чеченской, конституция которой была принята лишь весной 2003 г.) было изъято положение об их суверенном статусе.

В 2001 г. была начата работа по пересмотру всей системы взаимо­отношений между центром и субъектами, сложившейся в 1990-е гг. на основе двусторонних договоров и соглашений (всего было подпи­сано 42 договора и около 200 соглашений). Многие из них были дале­ки от соответствия Конституции. Договорная система, сыгравшая свою историческую роль, в течение двух лет была свернута. Взаимо­отношения между всеми уровнями власти стали регулироваться толь­ко федеральными законами. «Торгу» между Москвой и субъектами Федерации о полномочиях, который продолжался все 1990-е гг., в основном был положен конец. Договорные отношения федераль­ный центр сохранил только с Татарстаном, заключив с ним в 2007 г. новый договор.

Одновременно с упорядочиванием законодательства власть центра была укреплена перераспределением доходов между федеральным и региональными бюджетами. В 1990-е гг. они распределялись в про­порции 50: 50, в 2003 г. — 63: 37. Это привело к относительному со­кращению многих региональных бюджетов и росту федерального бю­джета с 25 млрд. долл. в 1999 г. до 73 млрд. долл. в 2003 г.

Отмеченные шаги нового руководства страны восстановили в Рос­сии единое правовое пространство, укрепили экономическую власть федерального центра, ликвидировали экономические барьеры между регионами.

Реорганизация Федерального Собрания. Реорганизация косну­лась обеих палат парламента. Был принят федеральный закон, по ко­торому членами верхней палаты парламента — Совета Федерации (СФ) — становились представители субъектов Федерации, работающие в СФ на профессиональной (постоянной) основе четыре года. Закон вступил в силу 1 февраля 2001 г. В декабре 2001 г. спикером (председа­телем) обновленного состава Совета Федерации стал С. М. Миронов, представитель Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Руко­водители субъектов Федерации вошли в состав нового совещательно­го органа при президенте — Государственного совета. Изменения произошли и в нижней палате парламента — Государ­ственной Думе. В январе 2000 г. четыре фракции Думы («Единство», КПРФ, ОВР, «Народный депутат») приняли «пакетное соглашение» о распределении между собой руководящий постов. Около половины думских комитетов и пост спикера палаты получили представители фракции КПРФ. В 2001 г., после того как коммунисты выступили с резкой критикой долгосрочной программы социально-экономичес­ких реформ, предложенной Центром стратегических разработок во главе с Г. Грефом («программы Грефа»), «пакетное соглашение» было пересмотрено. Фракция КПРФ лишилась большинства комитетов. В знак протеста руководство компартии приняло решение отозвать своих представителей со всех руководящих постов в Думе.

Правительственная реформа. В конце февраля 2004 г. за недоста­ток персональной ответственности, оперативности, амбициозности было отправлено в отставку правительство М. М. Касьянова.

Президент В. В. Путин кардинально изменил структуру правитель­ства. В 2004—2005 гг. была создана трехзвенная система федеральных органов исполнительной власти: министерства, агентства и службы. Новая структура правительства стала подобна пирамиде, вершина ко­торой — министерства, число которых было сокращено с 30 до 17. Со­кращение числа министерств компенсировалось значительным коли­чеством федеральных агентств и служб, которые были обязаны реализовывать практическую работу по обеспечению правопримени­тельной функции, управлению государственным имуществом и оказа­нию государственных услуг. Министерства сосредоточились только на определении стратегии развития того или иного сектора экономики. На министров в новом правительстве возложили всю ответственность за проведение политики в своих отраслях.

С 24 февраля по 4 марта 2004 г. временно исполнял обязанности председателя правительства В. Б. Христенко. В начале марта 2004 г. президент с согласия Государственной Думы назначил главой прави­тельства М. Е. Фрадкова. В сентябре 2007 г. правительство возглавь В. А. Зубков.

Закон о политических партиях. В 2001 г. Государственная Дума при­няла закон «О политических партиях», а в 2002 г. его новый вариант. Он был направлен на то, чтобы поднять значение политических объе­динений в общественной жизни страны, усилить их влияние, макси­мально сократив количество действующих партий, а остальные значи­тельно укрупнить. Закон установил для партий «членский барьер», обязательное представительство в регионах и предоставлял им финан­совую помощь государства.

В 2002 г. в России было официально зарегистрировано 46 партий, в том числе партия «Единая Россия», созданная путем слияния «Един­ства» и ОВР. Политологи назвали ее «партией власти». В декабре

Изменения произошли и в нижней палате парламента — Государ­ственной Думе. В январе 2000 г. четыре фракции Думы («Единство», КПРФ, ОВР, «Народный депутат») приняли «пакетное соглашение» о распределении между собой руководящий постов. Около половины думских комитетов и пост спикера палаты получили представители фракции КПРФ. В 2001 г., после того как коммунисты выступили с резкой критикой долгосрочной программы социально-экономичес­ких реформ, предложенной Центром стратегических разработок во главе с Г. Грефом («программы Грефа»), «пакетное соглашение» было пересмотрено. Фракция КПРФ лишилась большинства комитетов. В знак протеста руководство компартии приняло решение отозвать своих представителей со всех руководящих постов в Думе.

Правительственная реформа. В конце февраля 2004 г. за недоста­ток персональной ответственности, оперативности, амбициозности было отправлено в отставку правительство М. М. Касьянова.

Президент В. В. Путин кардинально изменил структуру правитель­ства. В 2004—2005 гг. была создана трехзвенная система федеральных органов исполнительной власти: министерства, агентства и службы. Новая структура правительства стала подобна пирамиде, вершина ко­торой — министерства, число которых было сокращено с 30 до 17. Со­кращение числа министерств компенсировалось значительным коли­чеством федеральных агентств и служб, которые были обязаны реализовывать практическую работу по обеспечению правопримени­тельной функции, управлению государственным имуществом и оказа­нию государственных услуг. Министерства сосредоточились только на определении стратегии развития того или иного сектора экономики. На министров в новом правительстве возложили всю ответственность за проведение политики в своих отраслях.

С 24 февраля по 4 марта 2004 г. временно исполнял обязанности председателя правительства В. Б. Христенко. В начале марта 2004 г. президент с согласия Государственной Думы назначил главой прави­тельства М. Е. Фрадкова. В сентябре 2007 г. правительство возглавь В. А. Зубков.

Борьба с терроризмом. В 2000—2002 гг. продолжалась начатая в 1999 г. антитеррористическая акция в Чечне. Боевики были вытесне­ны из населенных пунктов в горы. В Чеченской республике россий­ское правительство создало администрацию по установлению консти­туционного порядка. В 2003 г. была принята конституция республики, на ее основе были созданы новые органы власти, избран президент Чеченской республики.

Однако боевики не смирились с поражением. Используя иностран­ную помощь, они продолжили политику террора, взрывая жилые дома и другие объекты, захватывая в плен заложников. В 2002 г. они взорва­ли жилой дом в г. Волгодонске, дом правительства в г. Грозный, напа­ли на демонстрацию 9 мая в г. Каспийске. Особенно бесцеремонным был захват около тысячи заложников в театральном центре на ул. Ду­бровка в Москве. Угрожая взорвать здание, боевики требовали вывода федеральных войск из Чечни и возвращения к «Хасавюрту». Прави­тельство России не пошло на уступки, которые поощрили бы бандитов. Была проведена спецоперация, в ходе, которой почти все террористы были уничтожены и погибло 129 заложников. Теракты продолжились в 2003—2004 гг. Их жертвами все чаще становились жители и гости Москвы. В феврале 2004 г. террористы-смертники взорвали поезд мос­ковского метро. 9 мая 2004 г. взрыв на стадионе в г. Грозном унес жизнь Президента Чеченской республики А. Кадырова. В августе 2004 г. тер­рористы взорвали два самолета, совершили теракт у метро «Рижская» в Москве. 1 сентября того же года они захватили школу в городе Беслане (Северная Осетия). Трагедия унесла жизнь 330 человек, главным образом детей.

4 сентября 2004 г. в обращении к народу президент страны назвал события августа—сентября «прямой интервенцией международного террора против России», которая требует мобилизации сил народа пе­ред общей опасностью. Он предложил создать антикризисную систе­му управления страной для победы над врагом. Ее реализация позво­лила резко сократить число и размах терактов в России.

Совершенствование управления страной. В конце 2004 г. по пред­ложению президента страны был изменен порядок избрания глав субъектов Федерации — губернаторов, президентов и мэра столицы. Отныне они стали избираться не населением региона, а региональны­ми законодательными собраниями по представлению Президента России, который одновременно получил право их отзыва.

Втом же году была изменена система избрания депутатов Государ­ственной Думы. Законодательно были закреплены выборы в нижнюю палату парламента только по партийным спискам. Выборы по одно­мандатным округам были отменены. Порог прохождения в Госдуму повысили с 5 до 7 процентов. Была отменена и графа «Против всех» в избирательных бюллетенях.

Попыткой ускорить формирование гражданского общества было создание по инициативе Президента России Общественной палаты Российской Федерации. Согласно закону от 4 апреля 2005 г. Общест­венная палата избирается на два года. Она призвана осуществлять вза­имодействие граждан с органами государственной власти и местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, за­щиты их прав и свобод при формировании и реализации государст­венной политики, а также в целях осуществления общественного кон­троля за деятельностью органов власти.

Важным шагом реформы управления стал начавшийся в 2005 г. процесс укрупнения регионов страны, который привел к изменению административно-территориального деления России. Были созданы: Пермский край (объединились Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ), Камчатский край (Камчатская область и Корякс­кий автономный округ), Забайкальский край (Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ), укрупнены Красноярский край (Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвен­кийский автономные округа) и Иркутская область (Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский округ). Таким образом, к началу 2008 г. в состав Российской Федерации входило 83 субъекта, вместо прежних 89. Процесс укрупнения продолжается.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экономика РФ начала ХХI в | Парламентские и президентские выборы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 778; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.