КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политическая модернизация в 1999-2009 гг
Укрепление государственности. 26 марта 2000 г. состоялись досрочные выборы Президента РФ. Из 109,4 млн. избирателей в них приняли участие 75,2 млн., что составило 68,7% общего числа избирателей. В. В. Путин получил 39,7 млн. голосов избирателей (52,9%), т. е. более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Председателем правительства стал М. М. Касьянов. В основу политики нового Президента России был положен курс на восстановление направляющей и регулирующей роли государства, создание в рамках Конституции 1993 г. сильного федеративного государства — демократического, правового, дееспособного. Первым шагом на этом пути стала административная реформа. В мае 2000 г. 89 субъектов Федерации были разделены на семь федеральных округов: Дальневосточный, Сибирский, Центральный, Уральский, Приволжский, Южный, Северо-Западный, куда направлялись представители Президента РФ. Целью реформы стало повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствование системы контроля исполнения их решений. Было положено начало созданию «федеральной исполнительной вертикали», связавшей центр с местами. Представители президента стали связующим звеном, механизмом прямой связи между центром и регионами. Вторым шагом к укреплению суверенной российской государственности, который способствовал переходу от «Федерации политического торга» к сильному государству, стало приведение в соответствие с Конституцией РФ законов субъектов Федерации, прежде всего республик, объявивших о своем суверенитете в 1990—1991 гг. В этом процессе активную роль играли представители президента в федеральных округах. В итоге к 2002 г. из конституций всех российских республик (кроме Чеченской, конституция которой была принята лишь весной 2003 г.) было изъято положение об их суверенном статусе. В 2001 г. была начата работа по пересмотру всей системы взаимоотношений между центром и субъектами, сложившейся в 1990-е гг. на основе двусторонних договоров и соглашений (всего было подписано 42 договора и около 200 соглашений). Многие из них были далеки от соответствия Конституции. Договорная система, сыгравшая свою историческую роль, в течение двух лет была свернута. Взаимоотношения между всеми уровнями власти стали регулироваться только федеральными законами. «Торгу» между Москвой и субъектами Федерации о полномочиях, который продолжался все 1990-е гг., в основном был положен конец. Договорные отношения федеральный центр сохранил только с Татарстаном, заключив с ним в 2007 г. новый договор. Одновременно с упорядочиванием законодательства власть центра была укреплена перераспределением доходов между федеральным и региональными бюджетами. В 1990-е гг. они распределялись в пропорции 50: 50, в 2003 г. — 63: 37. Это привело к относительному сокращению многих региональных бюджетов и росту федерального бюджета с 25 млрд. долл. в 1999 г. до 73 млрд. долл. в 2003 г. Отмеченные шаги нового руководства страны восстановили в России единое правовое пространство, укрепили экономическую власть федерального центра, ликвидировали экономические барьеры между регионами. Реорганизация Федерального Собрания. Реорганизация коснулась обеих палат парламента. Был принят федеральный закон, по которому членами верхней палаты парламента — Совета Федерации (СФ) — становились представители субъектов Федерации, работающие в СФ на профессиональной (постоянной) основе четыре года. Закон вступил в силу 1 февраля 2001 г. В декабре 2001 г. спикером (председателем) обновленного состава Совета Федерации стал С. М. Миронов, представитель Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Руководители субъектов Федерации вошли в состав нового совещательного органа при президенте — Государственного совета. Изменения произошли и в нижней палате парламента — Государственной Думе. В январе 2000 г. четыре фракции Думы («Единство», КПРФ, ОВР, «Народный депутат») приняли «пакетное соглашение» о распределении между собой руководящий постов. Около половины думских комитетов и пост спикера палаты получили представители фракции КПРФ. В 2001 г., после того как коммунисты выступили с резкой критикой долгосрочной программы социально-экономических реформ, предложенной Центром стратегических разработок во главе с Г. Грефом («программы Грефа»), «пакетное соглашение» было пересмотрено. Фракция КПРФ лишилась большинства комитетов. В знак протеста руководство компартии приняло решение отозвать своих представителей со всех руководящих постов в Думе. Правительственная реформа. В конце февраля 2004 г. за недостаток персональной ответственности, оперативности, амбициозности было отправлено в отставку правительство М. М. Касьянова. Президент В. В. Путин кардинально изменил структуру правительства. В 2004—2005 гг. была создана трехзвенная система федеральных органов исполнительной власти: министерства, агентства и службы. Новая структура правительства стала подобна пирамиде, вершина которой — министерства, число которых было сокращено с 30 до 17. Сокращение числа министерств компенсировалось значительным количеством федеральных агентств и служб, которые были обязаны реализовывать практическую работу по обеспечению правоприменительной функции, управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг. Министерства сосредоточились только на определении стратегии развития того или иного сектора экономики. На министров в новом правительстве возложили всю ответственность за проведение политики в своих отраслях. С 24 февраля по 4 марта 2004 г. временно исполнял обязанности председателя правительства В. Б. Христенко. В начале марта 2004 г. президент с согласия Государственной Думы назначил главой правительства М. Е. Фрадкова. В сентябре 2007 г. правительство возглавь В. А. Зубков. Закон о политических партиях. В 2001 г. Государственная Дума приняла закон «О политических партиях», а в 2002 г. его новый вариант. Он был направлен на то, чтобы поднять значение политических объединений в общественной жизни страны, усилить их влияние, максимально сократив количество действующих партий, а остальные значительно укрупнить. Закон установил для партий «членский барьер», обязательное представительство в регионах и предоставлял им финансовую помощь государства. В 2002 г. в России было официально зарегистрировано 46 партий, в том числе партия «Единая Россия», созданная путем слияния «Единства» и ОВР. Политологи назвали ее «партией власти». В декабре Изменения произошли и в нижней палате парламента — Государственной Думе. В январе 2000 г. четыре фракции Думы («Единство», КПРФ, ОВР, «Народный депутат») приняли «пакетное соглашение» о распределении между собой руководящий постов. Около половины думских комитетов и пост спикера палаты получили представители фракции КПРФ. В 2001 г., после того как коммунисты выступили с резкой критикой долгосрочной программы социально-экономических реформ, предложенной Центром стратегических разработок во главе с Г. Грефом («программы Грефа»), «пакетное соглашение» было пересмотрено. Фракция КПРФ лишилась большинства комитетов. В знак протеста руководство компартии приняло решение отозвать своих представителей со всех руководящих постов в Думе. Правительственная реформа. В конце февраля 2004 г. за недостаток персональной ответственности, оперативности, амбициозности было отправлено в отставку правительство М. М. Касьянова. Президент В. В. Путин кардинально изменил структуру правительства. В 2004—2005 гг. была создана трехзвенная система федеральных органов исполнительной власти: министерства, агентства и службы. Новая структура правительства стала подобна пирамиде, вершина которой — министерства, число которых было сокращено с 30 до 17. Сокращение числа министерств компенсировалось значительным количеством федеральных агентств и служб, которые были обязаны реализовывать практическую работу по обеспечению правоприменительной функции, управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг. Министерства сосредоточились только на определении стратегии развития того или иного сектора экономики. На министров в новом правительстве возложили всю ответственность за проведение политики в своих отраслях. С 24 февраля по 4 марта 2004 г. временно исполнял обязанности председателя правительства В. Б. Христенко. В начале марта 2004 г. президент с согласия Государственной Думы назначил главой правительства М. Е. Фрадкова. В сентябре 2007 г. правительство возглавь В. А. Зубков. Борьба с терроризмом. В 2000—2002 гг. продолжалась начатая в 1999 г. антитеррористическая акция в Чечне. Боевики были вытеснены из населенных пунктов в горы. В Чеченской республике российское правительство создало администрацию по установлению конституционного порядка. В 2003 г. была принята конституция республики, на ее основе были созданы новые органы власти, избран президент Чеченской республики. Однако боевики не смирились с поражением. Используя иностранную помощь, они продолжили политику террора, взрывая жилые дома и другие объекты, захватывая в плен заложников. В 2002 г. они взорвали жилой дом в г. Волгодонске, дом правительства в г. Грозный, напали на демонстрацию 9 мая в г. Каспийске. Особенно бесцеремонным был захват около тысячи заложников в театральном центре на ул. Дубровка в Москве. Угрожая взорвать здание, боевики требовали вывода федеральных войск из Чечни и возвращения к «Хасавюрту». Правительство России не пошло на уступки, которые поощрили бы бандитов. Была проведена спецоперация, в ходе, которой почти все террористы были уничтожены и погибло 129 заложников. Теракты продолжились в 2003—2004 гг. Их жертвами все чаще становились жители и гости Москвы. В феврале 2004 г. террористы-смертники взорвали поезд московского метро. 9 мая 2004 г. взрыв на стадионе в г. Грозном унес жизнь Президента Чеченской республики А. Кадырова. В августе 2004 г. террористы взорвали два самолета, совершили теракт у метро «Рижская» в Москве. 1 сентября того же года они захватили школу в городе Беслане (Северная Осетия). Трагедия унесла жизнь 330 человек, главным образом детей. 4 сентября 2004 г. в обращении к народу президент страны назвал события августа—сентября «прямой интервенцией международного террора против России», которая требует мобилизации сил народа перед общей опасностью. Он предложил создать антикризисную систему управления страной для победы над врагом. Ее реализация позволила резко сократить число и размах терактов в России. Совершенствование управления страной. В конце 2004 г. по предложению президента страны был изменен порядок избрания глав субъектов Федерации — губернаторов, президентов и мэра столицы. Отныне они стали избираться не населением региона, а региональными законодательными собраниями по представлению Президента России, который одновременно получил право их отзыва. Втом же году была изменена система избрания депутатов Государственной Думы. Законодательно были закреплены выборы в нижнюю палату парламента только по партийным спискам. Выборы по одномандатным округам были отменены. Порог прохождения в Госдуму повысили с 5 до 7 процентов. Была отменена и графа «Против всех» в избирательных бюллетенях. Попыткой ускорить формирование гражданского общества было создание по инициативе Президента России Общественной палаты Российской Федерации. Согласно закону от 4 апреля 2005 г. Общественная палата избирается на два года. Она призвана осуществлять взаимодействие граждан с органами государственной власти и местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов власти. Важным шагом реформы управления стал начавшийся в 2005 г. процесс укрупнения регионов страны, который привел к изменению административно-территориального деления России. Были созданы: Пермский край (объединились Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ), Камчатский край (Камчатская область и Корякский автономный округ), Забайкальский край (Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ), укрупнены Красноярский край (Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа) и Иркутская область (Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский округ). Таким образом, к началу 2008 г. в состав Российской Федерации входило 83 субъекта, вместо прежних 89. Процесс укрупнения продолжается.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 778; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |