Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности организации местного самоуправления на отдельных территориях

4.1. Особенности организации местного самоуправления имеютсяв городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.

В соответствии со ст. 65 Конституции РФ в состав Российской Федерации входят два города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург, и как уже было указано, местное самоуправление в них осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге установление и изменение границ внутригородских муниципальных образований, их преобразование осуществляются законами городов федерального значения с учетом мнения их населения.

Перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований определяются их законами исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.

Законами городов федерального значения могут быть предусмотрены особенности осуществления отдельных государственных полномочий переданных органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований, в случае, если их осуществление не потребует расходов за счет средств бюджетов городов федерального значения и (или) местных бюджетов, а также материальных средств.

Состав муниципального имущества внутригородских муниципальных образований определяется их законами и перечнем вопросов местного значения, установленным для этих муниципальных образований законами.

Законом г. Москвы от 15 октября 2003 г. № 59 «О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве» установлены наименования и определены границы 146 внутригородских муниципальных образований (муниципальные округа – 125, городские округа – 2 и поселения – 19).

В соответствии с Законом г. Москвы от 14 июля 2004 г. № 50 «О порядке наделения органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями)» (п. 6 ст. 2) отдельными государственными полномочиями могут наделяться органы местного самоуправления одного, нескольких или всех внутригородских муниципальных образований.

Как и вся публичная власть в Российской Федерации, муниципальная власть в городе реализуется населением как непосредственно, так и через органы и должностных лиц внутригородских муниципальных образований.

Законом г. Москвы от 6 ноября 2002 г. № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве» (ст. 10) к органам местного самоуправления отнесены представительный орган местного самоуправления – Совет депутатов муниципального округа, Совет депутатов городского округа, Совет депутатов поселения; глава муниципального образования – глава муниципального округа, глава городского округа, глава поселения; исполнительно-распорядительный орган – администрация муниципального округа, администрация городского округа, администрация поселения, а также другие органы, образуемые в соответствии с уставом муниципального образования.

Каждое муниципальное образование самостоятельно выбирает для себя модель структуры органов самоуправления и закрепляется ее в Уставе.

Данным Законом г. Москвы (ст. 8) каждому из трех видов внутригородских муниципальных образований устанавливается отдельный перечень вопросов местного значения с учетом сохранения единого городского хозяйства.

Особенности местного самоуправления в Санкт-Петербурге в значительной мере объясняются теми же факторами, что и в Москве, - осуществление местного самоуправления на внутригородских территориях и необходимость сохранения единого городского хозяйства.

Согласно Закону Санкт-Петербурга от 25 июля 2005 г. «О территориальном устройстве Санкт-Петербурга» город включает в себя 111 муниципальных образований, в числе которых 81 муниципальный округ, 9 городов и 21 поселок.

В Санкт-Петербурге есть и свой, местный фактор, отражающийся в своеобразии организации местного самоуправления – сложность территориального устройства города и наличие многочисленных анклавных территорий. Такое состояние дел породило необходимость решения проблемы статуса муниципальных образований – городов и поселков. Эти населенные пункты, наделенные статусом самостоятельных муниципальных образований, не имеют единой инфраструктуры с Санкт-Петербургом и не затрагивают проблем обеспечения его единого городского хозяйства, что предполагает особый подход к закреплению их статуса.

В законодательстве Санкт-Петербурга нашли выход из положения в дифференцированном подходе к закреплению вопросов местного значения за внутригородскими муниципальными образованиями. В ст. 10 Закона Санкт-Петербурга от 23.09.2009 г. № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» отдельно установлены вопросы местного значения муниципальных округов, городов и поселков. Причем вопросы местного значения поселков, городов и муниципальных округов Горелово и Лахта-Ольгино установлены с учетом географических особенностей.

В Законе «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» (ст. 25) установлено, что структуру органов местного самоуправления составляют муниципальный совет муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация муниципального образования, контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

4.2. Особенности осуществления местного самоуправления имеют место в закрытых административно-территориальных образованиях (далее – ЗАТО). Согласно Закону РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления административно-территориальное образование, созданное в порядке, установленном данным Законом, в целях обеспечения безопасного функционирования находящихся на его территории организаций, осуществляющих разработку, изготовление, хранение и утилизацию оружия массового поражения, переработку радиоактивных и других представляющих повышенную опасность техногенного характера материалов, военных и иных объектов, для которых в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Согласно утвержденному постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 508 Перечню ЗАТО и расположенных на их территории населенных пунктов в России существует 42 ЗАТО. Вся территория ЗАТО является территорией муниципального образования со статусом городского округа. Примером ЗАТО в Нижегородской области является городской округ город Саров.

Территория и границы ЗАТО определяются исходя из особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов. Вместе с тем при установлении и (или) изменении границ ЗАТО и при его преобразовании требования законодательства Российской Федерации об учете мнения населения не применяются.

Границы ЗАТО на период действия особого режима безопасного функционирования могут не совпадать с границами субъектов Российской Федерации.

Своеобразие ЗАТО в том, что они по ряду вопросов находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Это установление административной подчиненности, границ указанного образования и земель, отводимых организациям и (или) объектам; определение полномочий органов государственной власти субъектов РФ в отношении указанного образования; медико-санитарного обеспечения населения ЗАТО; выдача разрешений на строительство на земельных участках, занимаемых предприятиями и (или) объектами, указанными в определении ЗАТО; обеспечение особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка, и обеспечения пожарной безопасности. Решения по данным вопросам принимаются Правительством РФ.

Особый режим безопасного функционирования предприятий (объектов) в ЗАТО включает: установление контролируемых и (или) запретных зон по границе и (или) в пределах указанного образования; ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории, включая установление перечня оснований для отказа во въезде или в постоянном проживании; ограничения на полеты летательных аппаратов над его территорией; ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающие из ограничений на въезд и (или) постоянное проживание; ограничения на создание и деятельность на его территории организаций, учредителями которых являются иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные некоммерческие неправительственные организации и их отделения, организации с иностранными инвестициями; организацию разработки и осуществление мер по предупреждению терроризма, предотвращению техногенных катастроф, обеспечению пожарной безопасности и охране общественного порядка.

Полномочия по управлению ЗАТО принадлежат органам местного самоуправления. В первую очередь, это полномочия, присущие им в силу законодательства о местном самоуправлении.

Формирование бюджета ЗАТО также осуществляется с учетом ряда особенностей: осуществление в ЗАТО за счет ассигнований из федерального бюджета строительства объектов капитального строительства, а также их реконструкции с сохранением оборонной направленности производства влечет за собой обязательность отчисления части ассигнований органам местного самоуправления; при финансировании государственного оборонного заказа организации и (или) объекты, выполняющие государственный оборонный заказ, производят отчисления в бюджет ЗАТО для дополнительного финансирования программ в области экологии и здравоохранения в размере 1 процента от объема финансирования; межбюджетные трансферты бюджетам ЗАТО из федерального бюджета выделяются с учетом финансирования дополнительных расходов, связанных с особым режимом безопасного функционирования ЗАТО и др.

На территории Нижегородской области существует одно закрытое административно-территориальное образование – город Саров.

4.3. Еще одной разновидностью муниципальных образований, на территории которых осуществление местного самоуправления имеет свои особенности являются наукограды. Их правовой статус регулируется законодательством о местном самоуправлении и Федеральным законом от 7 апреля 1999 г. «О статусе наукограда Российской Федерации». Наукоград – муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом, представляющим собой совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ от 7 июля 2011 г. № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» приоритетными направлениями являются: безопасность и противодействие терроризму; индустрия наносистем; информационно-телекоммуникационные системы; науки о жизни; перспективные виды вооружения, военной и специальной техники; рациональное природопользование; транспортные и космические системы; энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.

Научно-производственный комплекс муниципального образования, претендующего на присвоение статуса наукограда, должен быть градообразующим и отвечать следующим критериям:

1) численность работающих в организациях научно-производственного комплекса составляет не менее 15 процентов численности работающих на территории данного муниципального образования;

2) объем научно-технической продукции (соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации) в стоимостном выражении составляет не менее 50 процентов общего объема продукции всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории данного муниципального образования, или стоимость основных фондов комплекса, фактически используемых при производстве научно-технической продукции, составляет не менее 50 процентов стоимости фактически используемых основных фондов всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования, за исключением жилищно-коммунальной и социальной сферы.

Основная цель в приобретении муниципальным образованием статуса наукограда – возможность получения дополнительного финансирования программ научно-производственного комплекса наукограда. В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О статусе наукограда Российской Федерации» присвоение муниципальному образованию статуса наукограда является основанием предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам наукоградов.

В соответствии с указами Президента РФ статусом наукограда обладают г. Обнинск Калужской области, г. Королев Московской области, г. Дубна Московской области, рабочий поселок Кольцово Новосибирской области и некоторые другие.

4.4. Особенности осуществления местного самоуправления на приграничных территориях устанавливаются специальным федеральным законом, определяющим режим приграничной территории. Такой закон еще не принят. Однако стоит предположить, что особенности связаны с особым правовым режимом государственной границы и вопросами сотрудничества населения приграничных территорий в социально-экономической сфере.

Согласно ст. 37 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» органы местного самоуправления: предоставляют земельные участки для нужд защиты Государственной границы; оказывают помощь пограничным органам, Войскам противовоздушной обороны, Военно-морскому флоту, государственным органам, осуществляющим различные виды контроля на Государственной границе, исполняют их законные предписания, предоставляют необходимую для их деятельности информацию; создают условия для участия граждан на добровольных началах в защите Государственной границы в пределах приграничной территории.

Уставами муниципальных образований, расположенных полностью или частично на приграничной территории, могут быть предусмотрены должностные лица местного самоуправления по пограничным вопросам.

Уполномоченные органы местного самоуправления на земельных участках, предоставленных для нужд защиты Государственной границы, осуществляют муниципальный земельный контроль.

Как уже было сказано, внимания к себе требуют вопросы приграничного сотрудничества. Однако пока не принят федеральный закон о приграничном сотрудничестве, говорить о содержании такого взаимодействия преждевременно.

4.5. Организация местного самоуправления в муниципальных образованиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции), регламентированнаяст. 82.1 Закона 2003 г. № 131-ФЗ каких-то особенностей именно организации местного самоуправления на указанных территориях не раскрывает. В ней закреплено то, что размещение и исполнение заказа на поставки товаров и услуг, включенных в перечень товаров и услуг, централизованные поставки и оказание которых необходимы для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований является полномочием органов исполнительной власти субъектов РФ. Если что-то не включено в этот перечень, тогда полномочия по размещению и исполнению заказа на поставки иных товаров и оказание иных услуг осуществляются органами местного самоуправления указанных муниципальных образований. Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции) утверждается Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем организация местного самоуправления в названных частях страны должна считаться с возможностями специфической организации жизни местного населения.

Согласно Федеральному закону от 20 июля 2000 г. «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» такие общины создаются «в целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, прав и законных интересов указанных коренных малочисленных народов».

Одной из важнейших задач органов местного самоуправления в местах существования общин малочисленных народов является оказание им действенной помощи, обеспечение прав и свобод соответствующей части местного населения. В связи с этим в п. 3 ст. 7 Федерального закона 2000 г. определено, что органы государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, органы местного самоуправления, их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ. Действия названных органов, в том числе местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие самостоятельность общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов, могут быть обжалованы в порядке, установленном федеральным законодательством.

4.6. Особенности организации местного самоуправления на территории инновационного центра «Сколково» устанавливаются Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (далее – Закон о Сколково).

Инновационный центр «Сколково» - совокупность территории Центра, а также зданий, строений, сооружений и иных объектов, в том числе объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся на территории Центра и механизмов взаимодействия лиц, участвующих в реализации проекта, в том числе путем использования этой инфраструктуры. Участники проекта осуществляют исследовательскую деятельность – исследования, разработки и коммерциализацию их результатов по направлениям, определенным Законом о Сколково.

Полномочия органов местного самоуправления на территории Центра осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Законом о Сколково.

Особенности организации местного самоуправления на территории инновационного центра «Сколково» связаны с установлением ограничений на осуществление ряда полномочий органов местного самоуправления. Они выражаются в том, что на территории Центра не осуществляются полномочия органов местного самоуправления, осуществляемые управляющей компанией Центра, а также следующие полномочия:

1) резервирование земель и изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую;

2) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения;

3) создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка;

4) обеспечение малоимущих граждан, проживающих на территории Центра и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

5) выдача разрешений на установку рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»;

6) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, а также иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) проведение мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

8) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Специфика заключается также в том, что органы местного самоуправления размещаются вне территории Центра.
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Муниципальных образований | Основ местного самоуправления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 907; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.