Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие компетенции местного самоуправления

Компетенция местного самоуправления

Лекция 9

 

Вопросы лекции:

1. Понятие компетенции местного самоуправления

2. Компетенция органов местного самоуправления в сфере управления муниципальной собственностью и финансовыми ресурсами

3. Компетенция органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства

4. Компетенция органов местного самоуправления в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта

5. Компетенция органов местного самоуправления в сфере здравоохранения

6. Компетенция органов местного самоуправления в области строительства, транспорта и связи

7. Компетенция органов местного самоуправления в области природопользования и охраны природы

8. Компетенция органов местного самоуправления в области обеспечения общественной безопасности

9. Осуществление отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления

 

В научной и учебной литературе, нормативных правовых актах используются термины «компетенция местного самоуправления», «компетенция органов местного самоуправления», «компетенция должностного лица органа местного самоуправления», «полномочия органа местного самоуправления», «предметы ведения органа местного самоуправления» и мн. др. Что же скрывается за данными терминами, и какая между ними связь?

Слово «компетенция» латинского происхождения и имеет два прочно вошедших в обиход значения: а) круг вопросов, в которых данное лицо или лица обладают полномочиями (ведают чем-то) и б) круг полномочий (прав и обязанностей у определенного лица) (Лазарев Б. М.).

Применительно к местному самоуправлению понятие «компетенция» в научной и учебной литературе чаще всего используется для характеристики объема полномочий органов местного самоуправления. Однако в ряде работ, наряду с использованием термина «компетенция органов местного самоуправления», встречается понятие «компетенция местного самоуправления».

В. А. Барабанчиков под компетенцией местного самоуправления понимает «юридическое единство полномочий (прав и обязанностей) всех субъектов местного самоуправления, обеспечивающих решение местных вопросов в интересах жизнеобеспечения населения соответствующего вида поселений». Ученый подчеркивает, что компетенцию местного самоуправления нельзя рассматривать в отрыве от полномочий, какого-либо должностного лица или даже отдельного гражданина, являющихся субъектами местного самоуправления и наделенных законными правами и обязанностями.

Рассматривая вопросы форм общественного участия в управлении делами муниципального образования, мы говорили о том, что местное самоуправление может осуществляться не только в форме представительной демократии, но и в форме прямой демократии, отдельными гражданами и различными их общностями – сходами, собраниями, конференциями и т.д. Следовательно, эти граждане, общности также обладают правами и обязанностями в процессе реализации местного самоуправления. Но все же преимущественная роль в осуществлении местного самоуправления принадлежит органам и должностным лицам муниципальных образований.

Большинство определений компетенции местного самоуправления отражают традиционную для конституционного и муниципального права точку зрения о том, что компетенция включает два элемента: предметы ведения и полномочия.

Под полномочиями местного самоуправления необходимо понимать закрепляемые нормами муниципального права за населением муниципального образования, его общностями, органами и должностными лицами местного самоуправления права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправления на территории муниципального образования.

В свою очередь предметы ведения местного самоуправления это – те области жизнедеятельности населения муниципального образования, для обеспечения которых, и предусмотрено наличие прав и обязанностей, как у самого населения, его общностей, так и у органов и должностных лиц местного самоуправления. Как предметы ведения, так и полномочия можно классифицировать по отдельным группам в зависимости от признаков сходства и различия.

Выделяют полномочия местного самоуправления установленные законодательством, делегированные государством, добровольные, т.е. собственные полномочия (Н. В. Постовой); собственные полномочия местного самоуправления и отдельные государственные полномочия (В. И. Фадеев).

В самом общем виде полномочия органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения сформулированы в ст. 17 Закона 2003 г. № 131-ФЗ, в числе которых принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов; принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования; создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа и др.

Более детально полномочия муниципальных органов власти закреплены в актах отраслевого законодательства. Например, в Жилищном кодексе РФ, Земельном кодексе РФ, Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Законе РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-I «Об образовании» (далее – Закон РФ от 10 июля 1992 г. «Об образовании») и др.

Предметы ведения местного самоуправления можно разделить на шесть групп:

1. вопросы местного значения поселения;

2. вопросы местного значения муниципального района;

3. вопросы местного значения городского округа;

4. вопросы местного значения внутригородской территории города федерального значения;

5. вопросы, не отнесенные к вопросам местного значения, но на решение которых у органов местного самоуправления есть право;

6. отдельные государственные полномочия, делегированные органам местного самоуправления федеральными законами или законами субъектов РФ.

В Законе 2003 г. № 131-ФЗ перечислены отдельно вопросы местного значения поселений (городских, сельских), муниципальных районов и городских округов. Так, вопросы местного значения городских, сельских поселений нацелены на решение нужд внутри поселений, а вопросы местного значения муниципальных районов в наибольшей степени нацелены на решение межпоселенческих задач.

Некоторые вопросы местного значения, имеющиеся у поселений, отсутствуют у муниципальных районов и наоборот.

В компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов находятся проблемы не только межпо­селенческого, но и поселенческого уровня, исходя из необходимости решать их в населенных пунктах района, не входящих в состав конкретных поселений. В связи с этим в Законе 2003 г. № 131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях.

В компетенции городских округов имеются вопросы местного значения, присущие как городским поселениям, так и муниципальным районам. Дело в том, что территория городских округов включает не только населенные пункты (города, иногда поселки), но и межселенные территории.

Перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований определяются законами Москвы и Санкт-Петербурга, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.

Органы местного самоуправления поселения вправе решать вопросы, не отнесенные к вопросам местного значения, но на решение которых у них есть право за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Исходя из отраслевого признака, можно выделить основные предметы ведения, в рамках которых осуществляют свои полномочия органы местного самоуправления. К ним относятся: в сфере управления муниципальной собственностью и финансовыми ресурсами; в области жилищно-коммунального хозяйства; в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта; в сфере здравоохранения и социальной защиты; в области строительства, транспорта и связи; в области природопользования и охраны природы; в области обеспечения общественной безопасности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Бюджетный процесс в муниципальных образованиях | И финансовыми ресурсами
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.