КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные концепции психических расстройств
Гипотеза стресс-диатеза Согласно этой гипотезе, существует предрасположенность к определенному расстройству, чаще – на органическом уровне. Если на фоне имеющейся предрасположенности происходит воздействие стресса, вызванного внешней средой, возникает расстройство. В настоящее время данная концепция является одним из вариантов объяснения возникновения шизофрении: на фоне генетической предрасположенности (о чем может свидетельствовать наличие близких родственников, больных шизофренией) воздействие стресса может стать решающим фактором в развитии этого расстройства. А) биологический подход. Зарождение биологической парадигмы можно отнести к античным временам, когда Гиппократ впервые отверг демонологическое объяснение психических расстройств и предложил альтернативное объяснение: различные психические состояния связаны с «неуравновешенностью» четырех телесных жидкостей – крови, флегмы, желтой и черной желчи. Таким образом Гиппократ объяснял происхождение мании, меланхолии и френитиса (мозговой лихорадки). Подобное понимание сохранялось вплоть до времен Крепелина, который считал патологию мозга ответственной за возникновение ряда различных заболеваний. В настоящее время биологическая концепция опирается на следующие аспекты естествознания: генетика, нейроанатомия, нейрохимия и нейроэндокринология. Соответственно, возникновение различных расстройств согласно биологическому подходу связано с генетическим влиянием, повреждениями нервной системы, нарушением обмена нейромедиаторов и нейроэндокринными изменениями. Следовательно, и лечение должно быть направлено на фармакологическую коррекцию физиологических нарушений. Биологический подход в настоящее время более характерен для психиатрии, которая, имея тесную связь с клинической психологией, рассматривает этиологию психических расстройств преимущественно с таких позиций.
Б) психологические концепции. Данный пункт станет одним из основных в нашем учебном пособии, поэтому здесь мы лишь перечислим основные концепции возникновения психических расстройств, а подробнее рассмотрим их ниже. - психодинамический подход, делающий акцент на раннем развитии и психологических конфликтах; - поведенческие теории, согласно которым расстройства связаны с процессом обусловливания и неадекватным подкреплением; - когнитивные концепции, постулирующие ведущее значение когнитивной переработки информации в возникновении расстройств; - гуманистические теории, которые видят причину расстройств в блокировании естественной потребности человека к самоактуализации; - экзистенциальная парадигма, предполагающая, что расстройство – следствие неспособности индивида ответить на основные вопросы своей жизни и принять естественные ограничения человеческого существования; - системный подход, рассматривающий нарушение коммуникации в системе (семье, например) как основной предрасполагающий фактор в возникновении психических расстройств.
В) социологический подход описывает психические расстройства как следствие неблагоприятного влияния социальных факторов. При этом считается, что социальные условия поддерживают существование расстройства. В частности, большая роль отводится нарушениям в такой социальной системе как семья, что делает этот подход близким к системному. В других разделах мы рассмотрим социологические аспекты психических расстройств подробнее. Естественно, вряд ли одна из перечисленных концепций, отдельно взятая, может объяснить всё многообразие психических и поведенческих расстройств, поэтому распространенным в настоящее время является эклектический подход, объединяющий различные теории. В этом контексте стоит упомянуть о биопсихосоциальной модели психических расстройств, которая отдает должное и биологическим, и психологическим, и социальным факторам в этиологии и патогенезе психопатологии. Применение этой модели на практике можно проследить на примере шизофрении: на фоне имеющейся генетической предрасположенности (биологический аспект) у индивида, обладающего определенными личностными особенностями (психологический компонент), при неблагоприятных социальных влияниях (неправильное воспитание, психосоциальный стресс) может развиться заболевание. Такая модель концептуально близка к теории стресс-диатеза.
1.4 Основы классификации психических и поведенческих расстройств В настоящее время критерии диагностики и классификации психических и поведенческих расстройств представлены в МКБ-10 – Международной классификации болезней десятого пересмотра (ICD- International Classification of Diseases). В указанной классификации данной группе расстройств посвящена рубрика V (F) и используется шестизначная кодовая система, в которой F является первым знаком, указывающим на наличие психического расстройства. Следующая за F цифра указывает главную категорию, к которой относится расстройство. Могут быть следующие варианты: F0 – органические, включая симптоматические, психические расстройства; F1 – психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных средств; F2 – шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства; F3 – аффективные расстройства настроения; F4 – невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства; F5 – поведенческие расстройства, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами; F6 – расстройства зрелой личности и поведения у взрослых; F7 – умственная отсталость; F8 – нарушения психологического развития; F9 – поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте. Третий знак уточняет категорию расстройства, четвертый – подкатегорию, пятый и шестой – дополнительные признаки (спецификации). Для иллюстрации приведем следующую таблицу, где буквы a, b, c, d, e заменяют соответствующие цифры, которые используются для шифрования диагноза по МКБ-10. Табл.1 МКБ-10 Классификация Fab.cdeсм
МКБ-10 является главным источником диагностических критериев психических расстройств и используется в абсолютном большинстве стран мира. Однако следует упомянуть, что существует еще одна распространенная классификация – DSM-IV (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders), которая охватывает только психические расстройства и используется преимущественно в США.
1.4 Связь медицинской психологии с другими дисциплинами
Медицинская психология, находясь на стыке клинических и психологических знаний, имеет пересечение с другими разделами науки. В частности, имеется тесная связь с общей психологией, т.к. невозможно изучать нарушение психических функций, не зная их протекание в норме. Социальная психология, изучающая психологию социальных групп, также близка клинической психологии – выше упоминалось, что социальные факторы могут выступать в качестве пусковых и поддерживающих факторов в развитии и течении психических (поведенческих) расстройств. Психология личности важна ввиду того, что психологические концепции психических расстройств опираются на теории личности, каждая из которых описывает личностную структуру, развитие личности и свой взгляд на психопатологию. Клиническая психология, являясь преимущественно эмпирической научной дисциплиной, использует методы экспериментальной психологии. Медицинская психология тесно соприкасается с нейропсихологией, изучающей влияние заболеваний и поражений головного мозга на протекание психических процессов. Психиатрия и клиническая психология имеют один предмет изучения – нарушение психического функционирования, однако первая больший акцент делает на соматических аспектах психических расстройств (ср. биологический подход), а клиническая психология больше внимания уделяет психологическим аспектам психических расстройств, хотя в настоящее время превалирует биопсихосоциальная модель расстройств, что еще больше сближает эти две науки. Таким образом, клиническая психология является самостоятельной научной дисциплиной, которая изучает нарушение психических функций, психологические аспекты соматических расстройств и лечебного процесса, имеет собственную структуру, методологию и тесную связь со смежными дисциплинами.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |