Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образование в средневековом Китае. Педагогические традиции и система образования в средневековой Индии

Педагогические традиции и система образования в средневековой Индии

Образование в странах Исламского мира

Развитие педагогической мысли в странах Исламского мира

Образование в Византии

ТЕМА 7. ОБРАЗОВАНИЕ В ВИЗАНТИИ И СТРАНАХ ВОСТОКА

МОДУЛЬ 2. ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

 

 

1. Образование в Византии.

Важным звеном, соединившим Античность и Средневековье являлась Византия, оказавшая огромное культурное воздействие на государства Востока, Западной и Восточной Европы. Византия образовалась в 395 г. в результате распада Римской империи на Западную и Восточную (Византийскую). Поскольку Византия образовалась от Римской империи, следовательно, она являлась прямой наследницей эллинско-римской культуры и образованности. Особенностью педагогической мысли в Византии было то, что она следовала одновременно и античной и христианской традициям. Идеалом образованного византийца считался человек с Греко-римским классическим образованием и христианским православным мировоззрением. Подобный идеал сформировался как переходный от античного к средневековому.

Уровень образованности в средневековой Византии был заметно выше (вплоть до 14 в.) уровня образованности в Западной Европе. Социальных ограничений на получение образования на существовало. Школы имели право посещать все, кто мог и хотел учиться. Для чиновников же и членов церковных учреждений наличие образования было непременным условием. Характерно, что в отличие от большинства средневековых государств, в Византии отсутствовала монополия церкви на образование. Но в отличие от античной традиции (например, римской) религия занимала ведущее место в школьном обучении и воспитании. Занятия в школах начинались с молитв.

Очень важным по-прежнему оставалось домашнее воспитание и обучение, которое осуществлялось в духе христианства. Система образования включала 3 ступени: элементарная, средняя и высшая. Элементарное образование дети получали в школах грамоты, где они учились 2-3 года, начиная с 5-7 лет. Для письма использовали бумагу и птичьи или тростниковые перья. Обучали в таких школах письму и счету и церковному пению. Помимо школ грамоты существовали и начальные учебные заведения, где преподавали исключительно Библию и сочинения отцов церкви. В них обучались дети особенно религиозных родителей.

Для большинства учеников элементарная ступень была первой и последней. Те, кто хотел обучаться дальше, переходил на среднюю ступень, а именно в грамматические школы, которые могли быть церковными и светским, частными и государственными. Подобные учебные заведения постепенно сосредоточились в столице – Константинополе и обучались в них дети с 10-12 лет до 16-17 лет, т.е. 5-6 лет.

До первой трети 10 в. в каждой школе был один учитель (пайдатес или дидаскол). Ему помогали несколько лучших учеников- репетиторов (экритуа). Учителя объединялись в профессиональные гильдии, мнение которых обязательно учитывалось при назначении новых учителей. Оплата учителям производилась за счет родителей и была довольно скромной.

Постепенно структура средних школ сделалась более сложной и в них стали работать уже группы преподавателей во главе с прокатеменосом. Фактически все дети гражданской и церковной знати учились в грамматической школе. Программа обучения состояла из двух четвериц. В первую входили: грамматика, риторика, диалектика, поэтика, а во вторую: арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Многие ученики осваивали только предметы первой четверицы.

Среди методов обучения были популярны дискуссии школьников, особенно по риторике. Особое внимание уделялось литературе, причем ученикам следовало самостоятельно подбирать и находить нужные книги.

На самой верхней ступени находились высшие учебные заведения, часть из которых была создана еще в античную эпоху в Александрии, Афинах, Антиохии,Бейруте, Дамаске. Характерно, что высшие учебные заведения имели определенную специализацию. Так, в Афинах и в Антиохи упор делался на изучение риторики, Бейруте – на изучении права, в Александрии – на философии, филологии и медицине.

В 425 г. в Константинополе была учреждена высшая школа – Аудиториум, которую позднее стали именовать Магнавра (Золотая палата), по названию одного из помещений императорского дворца. Школа находилась в полном подчинении у императора, преподаватели (их было около трех десятков) считались государственными служащими и составляли особую замкнутую корпорацию. В ней существовали своего рода кафедры тех или иных наук, обучение велось на латинском и греческом языках.

Кроме Магнавры, в подчинении императора находились также и другие высшие школы: юридическая, медицинская, философская, патриаршая. Существовали также и монастырские высшие школы, в которых на основе библейских текстов учили грамматике, философии в течение трех лет.

Византия оказала огромное культурное влияние на государства Востока (арабо-исламский мир), Восточной и Западной Европы (славянский мир), соединив два периода: Античность и Средневековье. Византийцы Кирилл (827-869) и Мефодий (815-885), которые в свое время учились в Магнаврской школе, создали славянскую письменность и основали в 863 г. в Велиграде первое учебное заведение, в котором преподавание велось на славянском языке. Они же впервые перевели с греческого на славянский богословские и школьные тексты. В Киевской Руси после принятия православного христианства (988) стали появляться «школы учения книжного», где преподавались семь свободных искусств и применялись методы обучения, заимствованные из антично-византийский школ.

Помимо Кирилла и Мефодия, большой вклад в развитие педагогической мысли славянского мира внесли Иоанн Дамаскин (византийский мыслитель и педагог), Василий Кесарийский, Максим Исповедник, Иоанн Златоуст и др.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы народной педагогики | Развитие педагогической мысли в странах Исламского мира
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 792; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.