Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие педагогической мысли в странах Исламского мира

Развитие педагогики в странах ближнего и среднего Востока (Сирия, Египет, Иран, часть Средней Азии и Северная Африка), происходило под влиянием ислама, который сформировался на базе взаимосвязанных культур стран Арабского халифата, Византии, Индии и Китая.

На раннем этапе (7-10 вв.) эволюции воспитания и педагогической мысли проблемы воспитания специально не рассматривались. Первые трактаты по воспитанию появились только в 11 веке. (Авиценна, Абу Хамид аль Газали). В период с 9-12 вв. вырос престиж знаний, выдвигались идеи гармоничного развития личности, изучались социальные и биологические детерминанты воспитания. Главная цель воспитания сводилась к обретению высоких духовных и нравственных качеств.

Мыслители Арабского Востока посвятили свои труды разработке проблемы гармонического развития личности.

Среди арабских философов - основателей можно назвать Абу Юсуфа Якуба ибн Исхак Кинди (801-873), который ставил науку выше религии и полагал, что в процессе воспитания надо формировать высокий интеллект, а не мусульманский фанатизм. Он предложил концепцию четырех видов интеллекта; актуального, потенциального, приобретенного и проявляющегося.

Нельзя не сказать и о другом ученом и философе алъ Фараби (870-950). Аль Фараби глубоко и оригинально рассматривал основные педагогические проблемы. Противник клерикализма, он утверждал, что лишь безумцы могут полагать, что высшее благо находится вне существующего мира. Цель воспитания, по Фараби, - подвести человека к этому благу через поощрение стремления совершать добрые дела. А осознать, что именно является добрым или злым, помогают знания.

Фараби предложил систему приемов воспитания добродетелей. При этом все приемы он разделил на "жесткие" и "мягкие". Их применение зависит от желания воспитанника учиться и совершать добрые дела. Если воспитанник проявляет желании учиться, трудиться и совершать добрые поступки, уместны мягкие методы. Ели же воспитанник злобен, своенравен, то вполне оправданы "жесткие" приемы.

Не менее известными являлись такие мыслители, как аль Бируни (970-1048), ибн Сина (980-1037) (Авиценна в латинской транскрипции), аль Газали (1056-1111), ибн Баджа (конец 11в.- 1139) (латинизированное имя Авенпаце) и ибн Рушда (1126-1198) (латинизированное имя Аверроэс).

Бируни утверждал, что главная цель воспитания – нравственное очищение от фанатизма, безрассудства и жажды власти.

Авиценну современники не зря считали "владыкой наук". Он много лет занимался преподавательской деятельностью и оставил множество работ, среди которых выделяется "Книга исцеления". В нее вошли имеющие прямое отношение к педагогической теории трактаты "Книга о душе", "Книга знаний", "Книга указаний и наставлений".

Ибн Сина мечтал о всеобъемлющем воспитании и развитии, и прежде всего, средствами музыки, поэзии, философии. Такой путь он видел в организации совместной учебы воспитанников, внесении духа соперничества. Совместное обучение должно было проходить на разных уровнях в соответствии со способностями учеников. Фундаментом всякого образования Авиценна называл овладение чтением и письмом. При этом он считал, что общее развитие должно было предшествовать предпрофессиональному и профессиональному обучению. Как только подросток овладевал грамотой, его следовало готовить к будущей профессии, например, учить составлять отчетность и иные документы. Затем надлежало вводить в собственно профессию; подросток должен был начать трудиться и зарабатывать деньги.

Аль Газали много работ посвятил проблемам самовоспитания (которое начинается с самонаблюдения и самопознания) и развитию человеческих способностей. Так, например, его четырехтомный труд "Воскрешение наук о вере" посвящен, развитию человеческих способностей, приемам наблюдения за детьми с целью их воспитания. Аль Газали подчеркивал необходимость с раннего возраста учить ребенка вести себя за столом, быть неприхотливым в быту, закаляться путем физических упражнений.

По его мнению, душа ребенка приобретает нужные очертания, если воспитатели, особенно родители, выполняют определенные педагогические рекомендации. Учитель принимает ребенка от, родителей и продолжает традиции семейного воспитания. Нравственное начало, в представлениях аль Газали, формируется путем самовоспитания и подражания мудрым наставникам. Самовоспитание начинается с самонаблюдения и самопознания. Наблюдая проступки других, можно увидеть и собственные недостатки и составить суждение о них, при этом очень важны Божья помощь, долготерпение и постоянные душевные усилия. Избавлению от дурной привычки могут способствовать наказания, хотя увлекаться ими не следует. Наказывать следует наедине, чтобы не унижать ребенка в его собственных глазах и глазах окружающих.

Авенпаце в своих трактатах по психологии, логике и этике развивал тему нравственного самосовершенствования человека. Как педагог он известен прежде всего благодаря трактату "Система доказательств". Последовательный рационалист, ибн Рушд обосновывал важные дидактические принципы сознательности, научности, наглядности.

В период с 13-15 вв. педагогическая мысль средневекового Востока была отмечена деятельность таких известных философов как Насирэддин Туси (1202-1273) и Абдуррахман ибн Халдун (1332-1406).

Насирэддин Туси высказал разнообразные идеи о воспитании и образовании содержиеся в 150 его трактатах. Важнейшими из них являются педагогические труды "Обучение мудрости", "Книга мудрости". "О воспитании обучающихся", "Наставление обучающемуся на пути учебы" и др. В них представлены размышления о целесообразности гармонии умственного, эстетического и физического воспитания.

Халдун подчеркивал, что овладение наукой требует систематических интеллектуальных усилий. По его мнению следует избегать изучение нескольких предметов одновременно. Нужно, чтобы учащиеся переходили от одного предмета к другому. Вначале следует дать краткий очерк предмета, затем сосредоточиться на деталях, а в итоге рассмотреть неясное и спорное. Обучение должно усложняться постепенно, иначе ученик испытывает утомление, и теряет надежду овладеть знанием. На высшей ступени образования самым эффективным приемом обучения Ибн Халдун назвал дискуссии, полагая, что они наилучшим образом дают навык выражения мысли.

Ибн Халдун органично увязывал обучение с общим развитием, с нравственным воспитанием. Он высоко оценивал, например, обучение математике, логика которой развивает ннтеллект, воспитывает привычку к аккуратности и дисциплине. Ибн Халдун отвергал традицию, по которой следовало начинать обучение с Корана. По его мнению предпочтительней начинать с изучения арабского языка и литературы. Малые дети не в состоянии понять Коран, поэтому, чтобы заставить их учиться, прибегают к насилию, которое запугивает, подавляет самостоятельность, порождает лживость.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Образование в средневековом Китае. Педагогические традиции и система образования в средневековой Индии | Образование в странах Исламского мира
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2924; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.