Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическая мысль позднего средневековья




Развитие педагогических мыслей в период позднего средневековья (конец 14-начало 17 века) проходило под знаком гуманистических идей Возрождения. Человек был провозглашен главной ценностью на земле и был сформирован новый идеал духовно и физически развитой личности. Развитие новых гуманистических идей было связано с переменами в средневековом мировоззрении, оплотом которого являлась католическая церковь. И если раньше в центре мировоззрения стоял бог, к которому человек должен был обращать надежды, то в центре нового мировоззрения оказался человек, который возлагал надежды на себя.

Распространению новой культуры и образованности способствовало изобретение в середине 15 века (1454 г.) печатного станка на Западе Иоганном Гуттенбергом. Это событие привело к существенным изменениям в сфере образования: тексты и документы сделались общедоступными, что привело к росту уровня грамотности (умение читать и писать на некотором базовом уровне) среди населения. В этот период Европа вновь обращается к идеям Античности и, стремясь подражать народам Греции и Рима, гуманисты называли это время «Возрождением». Классическая литература превращается в источник идеалов воспитания, прежде всего физически и эстетически развитого человека, способного на самостоятельные и полезные обществу действия.

Программа классического образования в период Возрождения была дополнена изучением древнегреческого языка и возрождением правильного латинского языка. Центром европейского Возрождения стала Италия. Среди наиболее известных деятелей в области гражданского воспитания того времени можно назвать Л. Альберти, Л. Бруни, Л. Валла, В. де Фельтре, Б. Гуарини. В качестве образца педагогических идей рассматривались идеи Квинтилиана, к которым, в частности обращались в 20-е гг. 15 века Витторино де Фельтре и Батисто Гуарини.

Среди наиболее выдающихся итальянских гуманистов следует назвать Томазо Кампанелла (1568-1639). Бунтарь и еретик, он провел 27 лет в тюрьме, где написал ряд трактатов, в том числе и утопию «Город солнца». В этом трактате он представил образец общества экономического и политического равенства и изложил педагогические идеи, сводящиеся к возврату к природе, к универсальности образования и отказу от узкой специализации. Кампанелла подчеркивал обязательное участие детей в общественно полезном труде.

Идеи Возрождения из Италии проникают в соседнюю Францию, где центром становится Парижский университет. Среди французских представителей. Повлиявших на развитие педагогической мысли и школьной практики, выделяются Гюйом Бюде, Пьер Рамус, Франсуа Рабле и Мишель Монтень. П. Рамус и Г. Бюде выступили с инициативой пересмотреть программу образования и обновленная программа была составлена Рамусом. Он же написал школьные учебники по древним и новым европейским языкам. Рабле пытался создать идеал гуманистического воспитания, основанного на духовном и телесном развитии личности, критикуя догматическое изучение религиозных текстов. Монтень в своем основном труде «Опыты» рассматривает человека как наивысшую ценность, веря в неисчерпаемые возможности человека. Монтень видит в ребенке не уменьшенную копию взрослого, а особое индивидуальное существо. Резко критиковал средневековую школу, осуждая существовавшие телесные наказания и гипертрофированное словесное обучение, которое приносит мало пользы. Считал, что необходимо воспитывать у учеников привычку исследовать окружающий мир самостоятельно, а не все принимать на веру.

Из Италии и Франции педагогическое движение гуманистов Возрождения перешло в остальные страны Европы. Среди наиболее известных деятелей, снискавших европейскую славу следует назвать Хуан Луиса Вивеса, Эразма Роттердамского и Томаса Мора.

Вивес известен как автор ряда педагогических трактатов и как наставник дочери английского короля Генриха 7. Выступал против схоластику, отстаивая эмпирическое познание. Его главный педагогический труд «О порче нравов», в котором он рассматривал различия между домашним и школьным воспитанием, проблемы нравственного воспитания, ряд дидактических проблем. Приоритет отдавался школьному обучению и организация процесса обучения увязывалась с необходимостью изучения закономерностей познания.

Эразм Роттердамский в своих работа по воспитанию «О первоначальном воспитании детей», «Метод обучения», «Беседы» и др. заявлял о необходимости сочетания античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов. Считал, что врожденные способности могут быть реализованы только через напряженный труд. Также как и Вивес, он не видел никакой пользы в физических наказаниях и предлагал опираться на здравый смысл учеников. Отстаивал идею женского образования, считая, что программы женского и мужского образования должны быть одинаковыми, но вместе с тем, женщинам следует делать упор на классическое языковое образование, изучая в малом объеме естественно-научные знания.

Очень известен своей утопической теорией, представленной в одноименном трактате «Утопия» английский мыслитель Т. Мор. Выделял в деятельности человека общественные и личные стороны, рассматривая воспитание высокой нравственности как первостепенную социальную задачу. Ищет пути, чтобы вооружить человеческий разум знаниями. Подчеркивал равенство мужчин и женщин в получении образования, считая, что разница пола в смысле учености значения не имеет.

В 16 веке в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение Реформации, принявшее форму борьбы с римско-католической церковь. Реформацией был провозглашен принцип индивидуальности человека. Среди главных идеологов и реформаторов выделяются Жан Кальвин, Мартин Лютер, Филипп Меланхтон и др. Главным реформатором традиционно считают Мартина Лютера, по инициативе которого светские власти учредили протестантские школы. По мнению Лютера большая часть населения должна была ограничиться элементарным образованием, а полноценное научное образование следовало получать только части общества: будущим священникам, учителям, судьям (светские и духовные власти). Основным учебным пособием народной школы объявлялся Катехизис на немецком языке, который перевел сам Лютер.

Ученик Лютера Ф. Меланхтон известен не только как теоретик, но и как практик. В его взглядах прослеживается тесная связь между гуманизмом Возрождения и педагогическими установками протестантизма. Цель полноценного образования сводил к приобретению научного мышления и навыков красноречия. Являясь сторонником изучения Греко-римской литературы, он предложил метод, который предусматривал изучение краткого курса грамматики и интенсивное чтение, сопровождающееся различными упражнениями (составление писем, индивидуальные выступления, групповые диспуты). Разработал учебники по диалектике, догматике, физике, греческой и латинской грамматике, который стали очень популярными в протестантских школах. Именно он инициировал реформирование на протестантский лад многих немецких университетов: во Франкфурте, Йене, Кенигсберге, Марбурге и пр.

Поскольку движение Реформации боролось с римско-католической церковью, следовательно церковь немедленно отреагировала, увидев в этом движении угрозу своему влиянию. В связи с этим в качестве основных средств борьбы были выбраны инквизиция и воспитание. «Контрреформация» была возглавлена орденом иезуитов (создан в 1534 г.). Иезуиты претендовали на роль носителей «католического гуманизма» и во многом их взгляды на школьное образование были сходны с взглядами протестантов, хотя в вопросах веры они и были врагами.

 

5. Развитие западноевропейской школы в 15 – начале 17 вв.

Специфика развития западноевропейской школы в этот период определялась происходившими в обществе социальными, политическими, экономическими и педагогическими процессами. Феодальное общество к этому времени пришло в упадок и начинало зарождаться новое индустриальное общество, для которого требовались совсем иные учебные заведения.

Учебные заведения того периода можно классифицировать на школы начального обучения, школы повышенного общего образования и высшие учебные заведения.

На уровне школ начального образования в этот период наблюдалась жесткая конкуренция между католическими и протестантскими учебными заведениями. Программа протестантских начальных школ чаще всего ограничивалась чтением Катехизиса, иногда в нее включали письмо и церковное пение. Курс начальной школы делился на 3 класса. Такие школы были предназначены для детей горожан, реже для крестьянских детей в возрасте от 5-12 лет. Школы для мальчиков и девочек были раздельными.

Католические учебные заведения по сравнению с протестантскими были хуже организованы в плане элементарного обучения. Чтобы как-то исправить положение католической церковью был принят документ «Катехизис собора», в соответствии с которым предлагалось открыть повсеместно католические воскресные школы для низов и начальные учебные заведения для знати. В католических приходских школах (для бедных) обучение ограничивалось чтением Библии. В школах для знати помимо чтения преподавалось еще письмо, счет, церковное пение.

Отдельные помещения, как у католических школ, так и у протестантских имелись редко и только в городах, на селе учитель с учениками были вынуждены кочевать из дома в дом, в связи с чем там царило невежество В первой половине 17 века появляются школьные классы, где учеников делили по уровню подготовки.

На протяжении 15- середины 17 вв. место священника-учителя в начальной школе занимает профессиональный учитель. Труд учителя оплачивался общиной. Профессиональный уровень учителей, особенно в школах для бедных, был крайне низким, т.к. часто учителями становились случайные люди: бывшие школяры, ремесленники, солдаты. Воспитание в стенах школ происходило в рамках религиозных догматов (католических или протестантских). Господствовало словесное мнемоническое обучение, хотя по ряду дисциплин в 16 веке произошли определенные изменения. В частности в преподавании родного языка отказались от автоматического запоминания отдельных слов и стали обучать по звукам и буквам. Появилась школьная доска, а вместо угля стали писать перьями. С середины 15 века при обучении счету стали использовать не римские цифры, а арабские.

В целом распространение начального образования происходило медленно и трудно. Одной из главных причин были войны, особенно 30-летняя война (1618-1648), в ходе которой исчезло много школ и погибло много учителей.

К учебным заведениям повышенного общего образования относились городские (латинские) школы, гимназии, грамматические и публичные школы, коллежи, школы иеронимитов, дворянские (дворцовые) школы, школы иезуитов.

В 15 веке городские школы были во всех крупных городах Западной Европы, а в 16-17 вв. их число продолжало расти. Городские школы изначально имели боле светский характер по сравнению с прежними учебными заведениями и постепенно вышли из под контроля церкви, подчиняясь местным и общегосударственным властям. Однако, что касается воспитания, то здесь влияние церкви осталось, поскольку школьное воспитание было построено на религиозных основах.

В Центральной Европе большинство городских школ были протестантскими, т.к. их учредителями являлись педагоги Реформации. Программа городских школ повышенного типа включала изучение «школьного Катехизиса» на немецком языке, латинскую грамматику и литературу, церковное пение, изучение сочинений древнегреческих авторов, беседы на «мирские темы» (о супружестве, о сельском хозяйстве, личной гигиене, этикете, театре и т.д.). Со временем программа усложнялась и была расширена изучением древнегреческого и древнееврейского языков, изучением классической греко-римской литературы. Помимо традиционного метода заучивания применялись также диалоги, диспуты на латыни, театральные представления (мистерии), которые способствовали расширению культуры учеников и их эстетическому развитию.

Первые гимназии появились в Германии и их основателем считают Ф. Меланхтона. Им был составлен «Саксонский учебный план», в котором предусматривалась третья ступень обучения, которая вместе с низшей и старшей городскими школами становилась гимназией. На третьей ступени предлагалось обучать наиболее способных учеников, следовательно, и программа этой ступени была расширена, в частности, при изучении римской литературы прибавляли сочинения Цицерона, Вергилия, Овидия. Ученики должны были самостоятельно сочинять латинские виршы. Вместо латинской грамматики предлагалось преподавать диалектику и риторику. В стенах гимназии узаконили обязательное общение на латыни. В 20-е годы 16 века многие немецкие городские школы были преобразованы в гимназии. Упор делался на изучение классических языков и литературы. Все это делало гимназию чуть не самым лучшим типом средневекового образования. Кроме того, в некоторых гимназиях существовало некое подобие ученическому самоуправлению. Ученики жили «республикой», избирая «сенат», «консулов», «цензоров» и др.

Английские грамматические школы и их разновидность - публичные школы были основаны в конце 14-начале 15 вв. в Винчестере (1387), в Итоне (1449). Школы учреждались на частные пожертвования и на королевские субсидии, следовательно в них проходили обучение дети состоятельных родителей, способных вносить высокую плату. Одной из крупных публичных школ являлась Лондонская публичная школа (1512), созданная Дж. Колетом при участии Эразма Роттердамского. В ней изучали Катехизис на английском языке, классическую латинскую и греческую литературу.

Коллежи появились во Франции в середине 15 века. Образовались они с постоялых дворов для неимущих школяров и стипендиатов. Первые коллежи возникли при Сорбонне и Наваррском университете. В 16 в. коллежи были платными и бесплатными пансионами. Ученики изучали полностью или частично курс наук соответствующего факультета. Постепенно коллежи отпочковывались в самостоятельные учебные заведения повышенного общего образования. Учреждались коллежи как католиками, так и протестантами. В центре изучения находилась латинская литература и латинский язык. Обширным был и курс математики. При освоении классических языков и литературы акцент делался не на грамматике, а на разговорной практике. В отличие от германских гимназий в программу входило изучение родного языка. Религиозное воспитание осуществлялось вне стен коллежа. Так, ученики освобождались по средам и воскресеньям от занятий, чтобы соблюсти определенные религиозные обряды.

Школы иеронимитов (братьев общей жизни) учреждались одноименными религиозными общинами. Были распространены во Франции, Нидерландах, Германии. Среди выпускников были известные представители Возрождения, в частности Эразм Роттердамский, Якоб Вимпфелинг. В школах обучались дети всех сословий. Бедняки могли получать в них бесплатное образование. Педагогический подход базировался на принципах совместной работы и уважения к труду. Программа обучения была рассчитана на 6-8 лет и была схожа с программами городских школ и гимназий. Среди изучаемых дисциплин были латынь, древнегреческий язык, логика, риторика, этика, философия, основы математики и юриспруденции.

Дворянские или дворцовые школы являлись традиционными учебными заведениями для дворянства и были распространены в небольших государствах Германии и Италии: в Мейсене, Вероне, Падуе, Флоренции, Венеции. Программа обучения была направлена на подготовку учеников к государственной, военной или духовной деятельности, следовательно, она была более объемной, чем гимназическая и приближалась к университетской. В таких школах были объединены лучшие традиции рыцарского воспитания и новые идеи гуманистического образования.

Одной из лучших дворцовых школа была школа в Мантуе под названием «Дом счастья», которую возглавлял Витторино де Фельтре. По его мнению воспитание должно было содействовать гармоничному развитию «тела, ума и сердца». Много внимания уделялось фехтованию, стрельбе из лука, бегу, спортивной борьбе, верховой езде, плаванию, а также классическим языкам и литературе. Кроме этого изучались логика, математика, правила этикета, музыка, живопись, искусство танца. Педагогическим новшеством было совместное обучение и воспитание мальчиков и девочек. Кроме учебных и физических занятий большое внимание уделялось нравственному воспитанию и развитию у учеников стремления к самосовершенствованию.

Не совсем обычной (традиционной) для того времени была школа для знати под руководством Батисто Гуарини в Ферраре. Здесь было больше, чем обычно, занятий по естественнонаучному циклу, изучались новые языки и литература, велось обучение некоторым профессионально-трудовым навыкам.

Школы иезуитов впервые появились в европейских столицах: в Вене (1551), Риме (1552), Париже (1561). Обучение, как правило, было бесплатным, поэтому в них могли учиться и бедняки. Большинство учеников относились к представителям католического дворянства. Школы иезуитов славились на всю Европу («Ла Флеш» во Франции, школы ордена св. Лойолы). Среди воспитанников иезуитов было немало известных писателей, философов, ученых, политиков (Р. Декарт. Ж.-Б. Мольер, П. Корнель, Вольтер, Г. Лейбниц). От иезуитов идут традиции жесткой централизации и регламентации школьного дела. Значительно число школ св. Лойолы были интернатами, т.к. иезуиты стремились к тому, чтобы дети забыли своих родителей и перешли под влияние ордена. Также как и в дворцовых школах, здесь большое внимание уделялось физическим упражнениям учеников (фехтование, плавание, гимнастика, верховая езда). Религия была в центре образования, причем очень сильна была нетерпимость к другим конфессиям и убеждениям. Учебный год был коротким – 180 дней и прерывался частыми каникулами, праздниками, экскурсиями, занятия в классах длились не более 5 часов в день. Программа обучения была рассчитана на 5 лет и в нее входили латинский и греческий языки, античная литература, катехизис на латыни, основы математики, истории, географии, естествознания. Программа распределялась по двум основным циклам: младшие «грамматические классы» и старшие «классы риторики». В целом можно сказать, что программа была очень консервативной и содержала больше старой информации, чем обновленной. Учителя предпочитали мягкое обращение с учениками, поручая телесные наказания товарищам провинившихся и специальным «корректорам». В связи с этим в школах процветали доносы, взаимная слежка и нездоровое соперничество.

В 15-16 вв. продолжался рост числа университетов. По мере распространения университетов по территории Европы все большая ее часть становилась носителем новой европейской культурной традиции. К концу 14 века число университетов достигает 26. Они возникают на территории Чехии, Польши, Австрии, Германии. В 15-16 вв. среди вновь созданных – университеты в Братиславе, Копенгагене, Вильнюсе. По данным историков, с конца 11-15 вв. в Европе было создано 86 университетов, а в 16 в. их стало около 180 (многие из них действуют и поныне).

Росло и число студентов в них, численность которых обычно не превышала нескольких сотен. Правда, некоторые университеты были просто огромными. Так, в Саламанкском университете (Испания) в 1600-х гг. насчитывалось ежегодно более 6 тысяч студентов. Многие, получив образование в той или иной стране, так навсегда и оставались в ней, часть же возвращалась обратно домой, туда, где еще не было университетов. Но возвращались они уже в роли носителей новой культурной традиции (интеллигентами)- традиции, которая составила основу будущей европейской культуры. Благодаря их усилиям создавалась почва для организации в их краях новых университетов, которые отражали в себе новую культурную традицию Европы.

Итак, средневековой университет распространился практически по всей Европе. На востоке он дошел до рубежа Львов-Прага – Краков – Вильнюс. Перешагнуть его он не смог. Причин тому много: и изолированность России от Европы, и особенности состояния культуры России, но, наверное, самое главное – католическая ориентация университета.

Создание новых университетов и реформирование старых происходило либо по инициативе римской католической церкви, либо деятелей Реформации и Возрождения. И чем сильнее университет укреплял свои позиции, тем большее число сил стремилось распространить на него свою власть: пап, император, город, национальное государство. Складывалась парадоксальная ситуация: чем больше признания получал университет, тем заметнее он вырождался, все больше и больше замыкаясь на реализации утилитарных функций и все дальше отходя от своей роли эталонного центра знаний. Многие университеты контролировались Ватиканом. Имел свои университеты и орден иезуитов, курс обучения в которых включал два цикла: трехлетний философский и 4-хлетний теологический. Кроме того, в первом цикле изучались в небольшом объеме математика, геометрия, география. Протестантские же университеты выходили из - под контроля Ватикана и подчинялись светским властям. К их числу можно отнести реорганизованный М. Лютером и Ф. Меланхтоном Вюртембергский университет (основан в 1502 г.), а также еще ряд университетов в Германии (Кенигсбергский, Йенский, Гельмштадский). В Англии под влиянием протестантов оказался Кембриджский университет, реформирование которого осуществлялось У. Тинделем и Х. Латимером. Проведенная реорганизация привела к демократизации студенчества, в результате чего в его составе появились представители третьего сословия. Многие итальянские университеты превратились в центры образования в духе Возрождения с упором на культуру и искусство античной эпохи. Помимо итальянских университетов в этот ряд вошли Страсбургский университет (1621), Фрайбургский (1457), Вюртембергский (1502), Оксфордский.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Определите роль института монашества в развитии средневековой образовательной системы;

2. Как развивались философские взгляды на образование в период раннего средневековья;

3. Дайте характеристику различным разновидностям школ, существующих в период раннего средневековья;

4. Расскажите о философско-педагогических идеях гуманистов эпохи Возрождения;

5. Какое влияние оказало общественное движение Реформации на практику начального и повышенного общего образования в европейском обществе?

6. Как происходил процесс становления средневекового европейского университета?

 

Темы для самостоятельной разработки:

 

Тема 1. Религиозно-педагогическая мысль и практика образования в средневековой Западной Европе;

Тема 2. Зарождение и развитие университетского образования в Западной Европе;

Тема 3. Воспитание средневековых рыцарей;

Тема 4. Развитие гуманистических идеалов образования педагогами и мыслителями эпохи Возрождения





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3142; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.