КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Образовательные реформы советского периода
Школа и педагогика в период 90-х гг. и по настоящее время. Отечественная педагогическая мысль советского периода. Образовательные реформы советского периода ТЕМА 14. РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ В РОССИИ В 20 ВЕКЕ (с 1917 г.)
После революции 1917 г. начался советский период в развитии отечественной школы и педагогики. Во главе школьного дела находились Крупская. Луначарский, Покровский. После революции 1917 г. либерально-демократический и революционный подходы к реформе образования определились еще четче. Большевики имели в виду перспективу уничтожения буржуазной республики и не намеревались участвовать в созидательных школьных реформах Временного правительства. Иную позицию заняли либеральные партии, меньшевики и эсеры, Всероссийский учительский союз, вставшие на путь конструктивной оппозиции и поддерживавшие планы Временного правительства, касавшиеся демократических реформ образования. Вскоре после революции началось разрушение существующей системы образования. Менялись системы школьного управления, закрывались частные школы, было запрещено преподавание древних языков и религии. В течение 1920-х гг. дореволюционная структура школьного образования была фактически ликвидирована. В первые годы после гражданской войны (1920-1925) была объявлена повсеместная борьба с неграмотностью. Началось восстановление сети учебных заведений. Постепенно росло число средних школ в сельской местности (в 1920/21 учебном году их насчитывалось свыше 2 тыс.). Но особых успехов из-за тяжелейших экономических условий достигнуто не было. Дети и школа оказались жертвами разрухи и голода. На протяжении 1921-1925 гг. был снижен возраст учеников общеобразовательной школы с 17 до 15 лет, сократилась школьная сеть, многие учебные заведения лишились государственной поддержки и существовали за счет местного населения ("договорные школы"), была введена плата за обучение в школах 1-й и 2-й ступеней. Во второй половине 1920-х гг. школьное образование постепенно стало выходить из глубокого кризиса. Страна подошла к введению всеобщего начального обучения и в 1930 г. оно было введено как обязательное начальное (четырехклассное обучение). Крупные изменения в школьном образовании произошли в 1930-х гг. Было принято постановление о начальной и средней школе (1931), где констатировалась слабая подготовка учащихся, и намечался перевод школы на предметные программы. Сильные стороны реформ 1930-х гг. – 1) появление стройной структуры преемственных подсистем (от начальной до высшей), 2) регулярное предметное обучение, 3) единый режим занятий, 4) введение стандартных программ учебников. Однако новая система таила и изъяны, которые в дальнейшем отрицательно повлияли на школу: 1) безальтернативность и чрезмерная унификация принципов, содержания и организации учебного процесса, 2) отказ от дифференциации в обучении. Важным следствием курса на повышение образовательного уровня населения была организация к концу 1930-х гг.в городах всеобщего 7-летнего обучения. Вместе с тем неграмотность продолжала оставаться острейшей проблемой. Так в 1939 г. каждый 5-й житель старше 10 лет не умел читать и писать. В 1930-е гг. происходило существенное изменение педагогических нововведений 20 - х годов и постепенный отход от них. В учебных заведениях насаждался дух казармы, упразднялось самоуправление. В общеобразовательной школе сворачивалось трудовое обучение и наметился возврат к консервативным традициям гимназического образования. В школе, кик и во всем обществе, усиленно насаждался культ личности Сталина. В военные годы был принят ряд законов, касавшихся школьного образования: 1) об обучении детей с 7-летнего возраста (1943), 2) об учреждении общеобразовательных школ рабочей молодежи (1943), 3) об открытии вечерних школ в сельской местности (1944), 4) о введении пятибалльной системы оценок успеваемости и поведения учащихся (1944), 5) об установлении выпускных экзаменов по окончании начальной, семилетней и средней школы (1944), 6) о награждении золотыми и серебряными медалями отличившихся учащихся средней школы (1944). Корректировались учебные планы и программы. Они были частично сокращены. Одновременно вводились военно-оборонные темы и военно-физическая подготовка. Приоритетом школьной политики в 1945-1950 гг. стало всеобщее начальное и семилетнее обучение. Осуществление данной политики сопровождалось огромными трудностями. Не хватало школьных зданий, школьных письменных принадлежностей, учебников. Постепенно, однако, положение улучшалось. В целом к началу 1950-х гг. школа России перешла на всеобщее семилетнее обучение. Следующим шагом в школьной политике был переход на всеобщее восьмилетнее обучение. К 1961/62 учебному году реорганизация 7-летних школ в 8-летние была закончена. К 1970 году в основном было завершено осуществление обязательного восьмилетнего обучения. Далее планировалось постепенно вводить всеобщее десятилетнее обучение. К началу 1980-х созидательный потенциал сложившейся школьной системы был исчерпан и школа начала превращаться в закрытое, оторванное от жизни учреждение. В ходе распада СССР школа приходила во все большее несоответствие с общественными и образовательными потребностями.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3023; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |