КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Категории ценности и смысла в воспитании человека
Ценности и требования современного мира определяют образование как становление образа человека и гражданина. Его глобальная цель - сделать человека не "знающим", а понимающим, чувствующим, культурным, то есть подготовить к реальной жизни в сложном и противоречивом мире, обеспечить развитие тем самым культуры общества в целом. Сегодня укрепляется осознание того, что современные кризисные явления в обществе и воспитании обусловлены именно технократической моделью их развития, в недрах которой произошла деформация мышления и сознания отдельного человека и цивилизации в целом, смещение акцентов и ценностных ориентаций в сторону материального в ущерб духовному. Становится очевидным, что в условиях технократической парадигмы развития, закрепившей в сознании человечества образцы мышления и способы освоения природы, приоритеты, идеалы, ценности и смыслы, присущие техногенной цивилизации, преодоление кризиса воспитания невозможно. Он носит многоплановый характер. Его истоки - в философии, культуре, специфике техногенной цивилизации. Поэтому путь к преодолению кризисных явлений в воспитании лежит через онтологическое осмысление взаимодействие человека и мира, человека и общества, через изменение системы ценностей, смыслов и структуры потребностей, их переориентации в сторону духовного. Реализация данной идеи предполагает использование в воспитании подрастающего поколения аксиологического подхода, имеющего в своей основе сравнительно новую отрасль российского обществознания - аксиологию, которая представляет собой философское учение о природе ценностей, их месте в реальности, структуре ценностного мира, их связи, обусловленности социальными и культурными факторами, структурой личности. Природа возникновения системы общечеловеческих ценностей связана с формированием и удовлетворением потребностей человека. Между субъектом и объективными условиями возникает противоречие, которое человек разрешает возможностями самодвижения и саморазвития, при этом формируются и изменяются личностные структуры субъекта, а наличие высоко и всесторонне развитого потенциала мотивационной сферы позволяет преодолевать жизненные противоречия и трудности. Идеалы и ценности, трансформируясь в цели и задачи воспитания, представляют основное звено в рассмотрении педагогических явлений. Отраженные в образовании, они позволяют судить о его характере и сущности, дают возможность видеть его общую направленность. Духовные ценности всегда выступали в качестве близкой или отдаленной цели (идеала) воспитания молодого поколения, стремясь к достижению которых общество, представители его различных социальных слоев, отдельные личности испытывали действительную потребность, продиктованную историческим запросом, в прогрессе культуры, цивилизации. В этом смысле ценностные ориентации представляют собой составной, ориентированный не только на наследие прошлого и на современность, но и на будущее, компонент стратегии в определенной области духовной и экономической жизни общества, в частности в образовании. По мнению Н.Д. Никандрова, В.А. Сластенина и др. образование благодаря своей массовости и системности охватывает различными типами школ подрастающие поколения, "переводит" конечные ценности общечеловеческой культуры в сферу формирующегося общественного сознания и, таким образом, оказывает влияние на процессы, происходящие в духовной жизни, в экономике и политике. Аксиологические ориентиры, воплощающие национальные и общечеловеческие ценности духовной жизни общества и составляющие одну из сущностных основ его стратегии в сфере воспитания молодежи, историчны. Они всегда принадлежат конкретной эпохе, но обладают способностью на новом витке исторического движения обретать новый смысл, вступать в контакт с ценностями последующего периода, сохраняя конструктивно-позитивное, непреходящее значение. В ходе исторического развития пополняется ценностно-мотивационный ряд, побуждающий человека к действию и приобретающий значение критерия, в свете которого судят о его поведении и деятельности. Проблема ценностей всегда актуализировалась, ее постановка обострялась, приобретала широкое социальное и нравственное значение в сложные, переломные эпохи, когда культурные традиции обесценивались, прежние идеологические и этические устои общества подвергались дискриминации, начиналась поспешная их замена новыми идеалами и целями. В настоящее время формируется новое педагогическое мышление, адекватное зарождающемуся новому цивилизованному (глобальному) мышлению. Новая методология и философия воспитания связаны с усилением гуманистического и гуманитарного аспектов в образовании, его воспитывающей функции, переходом к фасилитации, холистическому, интегративному подходу к ребенку, учету его индивидуальных особенностей и интересов, переходом от экстенсивных технологий, ориентированных на репродуктивное воспроизводство знаний, к интенсивным технологиям обучения. Эти идеи полно и глубоко реализуются сегодня в авторских школах Ш.А. Амонашвили, В.С. Библера, В.А. Караковского, В.А. Сухомлинского, А.Н. Тубельского, Е.А. Ямбурга, в моделях развивающего и личностно ориентированного образования Е.В. Бондаревской, В.В. Давыдова, В.В. Рубцова, В.В. Серикова, И.С. Якиманской. В них осуществляется поиск новых концептуальных подходов к воспитанию, его нового содержания, технологий и методов, развития его гуманистического потенциала. В разрабатываемых моделях воспитания подчеркивается неразрывная взаимосвязь между чисто когнитивными и эмоционально-ценностными процессами, определяющими целостное видение мира и одновременно гуманистическое отношение к нему, утверждается идея ценности и уникальности человеческой личности. Общая цель воспитания в условиях открытого общества в русле гуманистической идеологии - возрождение духовного, нравственного, интеллектуального потенциала нации в контексте культуры, воспитание свободного гражданина, обладающего чувством личной ответственности, нравственной зрелостью, способного к творческому преобразованию действительности. Ценности гуманизации включают в себя также самоценность и индивидуальность личности. Гуманизация является основополагающей характеристикой инновационных педагогических концепций, важнейшей предпосылкой человечных отношений между поколениями. Одним из главных предназначений современного воспитания является создание фундаментальных начал тех духовных ценностей, которые традиционно выступали в роли имеющих непреходящее значение стимулов человеческой жизни и деятельности, а также формирование новых, актуализировавшихся в современных условиях. Реальность воспитания состоит не только из чисто внешних воздействий на воспитанника и его ответных реакций. В большей степени она определяется человеческими смыслами или той основой, из которой складываются все остальные параметры воспитания, ведь для ребенка, как писал Л.С. Выготский, видимая ситуация является частью более сложного смыслового поля. Любая "взрослая" идея, касающаяся воспитания, находит предел своей педагогической активности, причем нравственные основания самой этой идеи подвергаются проверке нравственной чистотой ребенка. На важности в педагогической теории понятия предела педагогической активности настаивал еще К.Д. Ушинский. Концепт "личностного смысла" является внутренним двигателем данной ситуации. Укорененные в бытии (социокультурной средой, этническими и религиозными традициями, особенностями национальной психологии, мировоззрения, менталитета, естественной средой обитания ребенка) смыслы, становятся "приглашающими силами" для внутренней работы ребенка по созданию собственной смысловой картины мира, своего мировоззрения. Важно понимать взаимодействие педагогической активности и "личностного смысла": чем (язык, символы, идеология) и как (деятельность, общение, поступок) "личностный смысл" является в воспитании. Понимание смысловой картины воспитания помогает осознанию педагогом внутреннего смысла педагогической деятельности, способствует развитию у него рефлексивного сознания. В результате субъектами воспитания осознаются условия и возможности становления полноценной личности в современной социокультурной среде, индивидуальное и уникальное в процессах воспитания, а также закономерности преломления универсальных законов воспитания в российской образовательной среде. Категории ценности и смысла позволяют педагогам осознать, какие силы приводят в движение систему воспитания как сложно функционирующую организацию, что является гарантом ее жизнеспособности. В противном случае педагог будет оставаться формальным исполнителем инструкций и приказов, лишенным возможности осуществлять сознательную профессиональную деятельность в процессе воспитания.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 737; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |