Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обобщенные показатели личности и показатели интеллектуальных тестов




Взаимосвязи свойств личности и показателей успешности интеллектуальной деятельности

Успешность   Свойства личности  
деятельности   А   Е   G   Q2  
Понимание смысла текста   0,17   -0,07   0,24   0,27  
Понимание слов   0,08   -0,01   0,25   0,25  
Правописание   0,17   -0,19   0,27   0,14  
Словарь   0,16   -0,17   0,24   0,10  
Математическое мышление   0,15   -0,04   0,21   0,24  
Счет   0,17   -0,11   0,29   0,19  

 

Более тесная связь была обнаружена при сопоставлении с успеш­ностью интеллектуальной деятельности более общих показателей лич­ностной сферы - успешности социальной адаптации, благополучия Я-концепции, способности выполнять функции лидера. В дан­ном случае достаточно отчетливо видно, что вербальные показателям логическое мышление связаны с особенностями личностной сферы бо­лее тесно, чем другие интеллектуальные показатели.

Показатели интеллекта Я-концепция Социальная адаптация Лидерство
Вербальный интеллект   0,31   0,37   0,46  
Пространственные способности   0,24   0,22   0,28  
Логическое мышление 0,35   0,35   0,45  
Математические способности   0,21   0,25   0,26  
Беглость 0,30   0,27   0,38  
Флюидный интеллект   0,24   0,26   0,38  

 

Такой же результат получился и при анализе связей академической успеваемости и мотивационной сферы личности - некоторые мотивационные характеристики оказались тесно связаны с успешностью деятельности (коэффициенты корреляции приближались к 0,5), другие обнаружили лишь тенденцию к связи.

Теперь проанализируем результаты этого исследования. Здесь были представлены три группы данных. В первом случае сопоставлялись час­тные характеристики двух психологических сфер. Во втором - в качес­тве особенностей личности были взяты более общие характеристики. В третьем - рассматривались общие показатели интеллектуальной дея­тельности. Во втором и третьем случае картина связей получилась бо­лее дифференцированной - обнаруживаются и тесно взаимосвязанные характеристики и такие пары характеристик, которые практически не связаны.

О чем может свидетельствовать такой результат? По-видимому, о том, что связи между характеристиками разных сфер (в данном случае между особенностями личности и интеллектом) могут детерминировать­ся теми же закономерностями, что и связи внутри каждой психологи­ческой сферы: обобщенные характеристики (занимающие более высо­кий уровень в иерархии психологических черт) определяют индивиду­альные различия одной группы психологических особенностей и не оказывают влияния на другие группы. Иначе говоря, можно предпол­ожить, что в целостной структуре индивидуальности связи между раз­ными характеристиками определяются тем, какой уровень они зани­мают в иерархии индивидуальности.

 

2. Многофакторная система индивидуальности.

Попытки обобщить данные, полученные в факторно-аналитических исследованиях, и на основании этих данных создать структуру психо­логических характеристик, относящихся к разным психологическим сферам (интеллектуальной, личностной, мотивационной и т.д.) полу­чили название многофакторных систем индивидуальности.

Создатели наиболее известной из таких систем, Дж. Рейс и А. Пауэлл (1978, 1985), постулируют, что структура ин­дивидуальности представляет собой суперсистему, которая определя­йся шестью взаимодействующими системами - сенсорной, моторной, когнитивной, аффективной, а также системой стилей и системой ценностей.

Функции сенсорной системы состоят в превращении физической энергии в психологическую информацию. Функции моторной систе­ма превращении психологической информации в физическую энергию. Сенсорная и моторная системы обеспечивают вход и выход информации, ее кодирование и декодирование.

Структура психологических свойств, предложенная Рейсом (1985)

 

Когнитивная система связана с обработкой информации, позволя­ющей определить основные параметры окружающего мира. Аффектив­ная система преобразует информацию в состояния активации. Когни­тивная и аффективная системы являются центральными уровнями сис­темы, отвечающими за обработку информации.

Система стилей связана с обобщением и преобразованием инфор­мации, получаемой от когнитивной и аффективной систем. Кроме это­го, система стилей отвечает за выбор соответствующих способов обра­ботки информации. Система ценностей также обобщает информацию, но не для выбора способа действия, а для того, чтобы выделить цели и определить возможности и пути их достижения. Системы стилей и цен­ностей, как и когнитивная и аффективная системы, связаны с перера­боткой информации, но уровень обобщения, обеспечиваемый этими системами, более высокий: они интегрируют информацию на уровне целостной индивидуальности.

В каждую из этих шести систем включены подсистемы или системы более низкого уровня. Так, когнитивная система объединяет в себе системы воспри­ятия, понятийного мышления и символического мышления, которые в свою очередь являются более высоким уровнем для более частных сис­тем. Например, понятийное мышление является более высоким уров­нем для вербального и логического мышления, восприятие - для систе­мы зрительно-пространственных способностей и памяти. Эти подсис­темы тоже представляют собой более высокий уровень для еще более частных подсистем, например, логическое мышление определяется ин­дуктивным и дедуктивным мышлением. В целом, каждая из шести сис­тем включает в себя три уровня подсистем. Для примера, представляем подсистемы когнитивной системы. Подобные структуры были получены и для других пяти систем.

Иерархическая структура когнитивной системы (по Рейс и Пауэлл, 1985).

 

Разноуровневость и иерархическая структура каждой из этих шести систем была определена на основании факторного анализа - выделе­ния факторов первого, второго и третьего порядков. Всего при созда­нии многофакторной системы индивидуальности было выделено око­ло 200 факторов. Но, как видно, иерархическая органи­зация присуща не только каждой из шести систем. Сами эти 6 систем тоже имеют иерархическое строение: к первому уровню относятся сенсорная и моторная системы, ко второму - когнитивная и аффективная, к третьему - системы стилей и ценностей. Какими же были основания для разнесения этих систем по разным уровням?

Определение места, которое занимает та или иная система (сенсор­ная, моторная, когнитивная и т.д.) во всей многофакторной системе индивидуальности производилось Пауэллом и Рейсом на основании предположений о природе тех психологических особенностей, которые включены в каждую систему.

Так, авторы считают, что психологические свойства, входящие в системы первого уровня (в сенсорную и моторную), в большей степени обусловлены генотипом, чем средой. Эффективность обработки инфор­мации на этом уровне является, по мнению авторов, критическим фак­тором для выживания человека как представителя биологического вида: если поступающая извне информация не воспринималась бы индиви­дом и если на эту информацию не сформировывался бы адекватный ответ, то вид просто не сохранился бы. Поэтому эффективность рабо­ты этих систем имеет приспособительное значение в биологическом смысле, а свойства, входящие в эти системы, являются вследствие этого генетически обусловленными.

Свойства аффективной и когнитивных систем также имеют адап­тивное значение, но смысл адаптации, которую обеспечивают они, со­стоит в гибкости реагирования на внешние условия. Оптимальный уро­вень гибкости, по мнению авторов, может обеспечить только баланс между генетическими и средовыми детерминантами: исключительно генетическая детерминация привела бы к излишней ригидности свойств, входящих в когнитивную и аффективную системы, а исключительно средовая детерминация сделала бы эти свойства неустойчивыми. В эво­люционном смысле и то, и другое (и ригидность, и излишняя гибкость) привело бы к потере приспособительной функции психологических свойств этого уровня, и поэтому, как считают Пауэлл и Рейс, можно ожидать, что генотип обусловливает примерно половину вариативнос­ти этих свойств.

Свойства, входящие в системы стилей и ценностей, полностью оп­ределяются средовыми условиями. Функции этих систем состоят в ко­ординации информации, поступающей из нижележащих уровней сис­темы, и в интеграции всех психологических свойств, образующих ин­дивидуальность. Системы стилей и ценностей человека способствуют формированию обобщенного представления о реальности и о себе са­мом, но эти представления будут иметь адаптивное значение только в том случае, если они будут соответствовать нормам общества, т.е. тому, что сформировалось в процессе культурной, а не биологической эво­люции.

Соотношение свойств в многофакторной системе образует „проф­иль индивидуальности". Профиль индивидуальности является изменяющейся во времени характеристикой, поскольку в процессе жизни че­ловека в результате развития и обучения изменяются и сами свойства, образующие основные системы, и соотношение между этими свойства­ми (например, могут возникать новые связи и внутри каждого иерар­хического уровня и между разными уровнями). Кроме того, под влия­нием требований внешних условий разные свойства могут выполнять разные функции: поскольку не может быть такого профиля индивиду­альности, который идеально отвечал бы всем возможным жизненным ситуациям, одни психологические свойства могут компенсировать не­достатки других и, таким образом, способствовать тому, чтобы раз­ные профили индивидуальности были адекватны в самых разных ситуациях.

Подводя итоги, можно сказать следующее: 1) общей чертой всех свойств, входящих в многофакторную систему является то, что они свя­заны с обработкой информации; 2) многофакторная система представ­ляет собой иерархию систем, каждая из которых обладает своей специ­фикой в процессе обработки информации; 3) каждая система, входя­щая в многофакторную систему, сама имеет иерархическое строение; 4) каждый уровень многофакторной системы имеет разное адаптивное значение в эволюционном смысле (чем ниже уровень, тем в большей степени обусловлены генотипом свойства, входящие в системы этого уровня); 5) между психологическими свойствами, входящими в много­факторную систему существуют динамические отношения: могут изме­няться сами свойства, может изменяться соотношение свойств, может изменяться адаптивное значение свойств, компенсируя недостатки профиля индивидуальности и способствуя его приспособлению к тре­бованиям ситуации.

 

3. Соотношение социального и биологического в структуре индивидуальности.

Описанная структура индивидуальности представляет собой один из возможных вариантов логического завершения факторно-аналити­ческих исследований отдельных психологических сфер. Она обобщает и структурирует большой эмпирический материал, организуя его на основании ряда теоретических принципов - представлений о природе разных психологических свойств, об их связи с процессами обработки информации, об их изменении в процессе развития. Однако сам способ выделения психологических свойств с помощью факторно-аналитичес­ких исследований, ориентированный на получение максимально обоб­щенных характеристик, может приводить к потере специфики психологических особенностей. Как было показано при анализе структуры личностных свойств, результатом факторно-аналитических исследований может быть размывание границ между качественно различающимися психологическими особенностями (например, между свойствами темперамента и теми характеристиками личности, которые отражают ее ценностную структуру).

Единственным способом разрешить эту неоднозначность результатов является содержательный анализ психологических особенностей, преодоление эмпиризма в их исследовании. Примеры такого содержательного анализа структуры свойств индивидуальности и будут представлены.

Структуры свойств индивидуальности, которые будут описаны, имеют отличия по ряду параметров: по количеству уровней, образующих иерархию психологических свойств, по составу свойств, включенных в разные уровни, по системообразующим характеристикам, обеспечивающим единство и целостность индивидуальности. Тем не менее, авторы согласны в главном: человек одновременно является и представителем биологического вида, имеющего длинную эволюционную историю, и членом общества, которое является результатом исторического развития, и поэтому принципиальным для понимания структуры психологических свойств является представление о взаимодействии биологических и социальных факторов в формировании индивидуальности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.