КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обобщенные показатели личности и показатели интеллектуальных тестов
Взаимосвязи свойств личности и показателей успешности интеллектуальной деятельности
Более тесная связь была обнаружена при сопоставлении с успешностью интеллектуальной деятельности более общих показателей личностной сферы - успешности социальной адаптации, благополучия Я-концепции, способности выполнять функции лидера. В данном случае достаточно отчетливо видно, что вербальные показателям логическое мышление связаны с особенностями личностной сферы более тесно, чем другие интеллектуальные показатели.
Такой же результат получился и при анализе связей академической успеваемости и мотивационной сферы личности - некоторые мотивационные характеристики оказались тесно связаны с успешностью деятельности (коэффициенты корреляции приближались к 0,5), другие обнаружили лишь тенденцию к связи. Теперь проанализируем результаты этого исследования. Здесь были представлены три группы данных. В первом случае сопоставлялись частные характеристики двух психологических сфер. Во втором - в качестве особенностей личности были взяты более общие характеристики. В третьем - рассматривались общие показатели интеллектуальной деятельности. Во втором и третьем случае картина связей получилась более дифференцированной - обнаруживаются и тесно взаимосвязанные характеристики и такие пары характеристик, которые практически не связаны. О чем может свидетельствовать такой результат? По-видимому, о том, что связи между характеристиками разных сфер (в данном случае между особенностями личности и интеллектом) могут детерминироваться теми же закономерностями, что и связи внутри каждой психологической сферы: обобщенные характеристики (занимающие более высокий уровень в иерархии психологических черт) определяют индивидуальные различия одной группы психологических особенностей и не оказывают влияния на другие группы. Иначе говоря, можно предположить, что в целостной структуре индивидуальности связи между разными характеристиками определяются тем, какой уровень они занимают в иерархии индивидуальности.
2. Многофакторная система индивидуальности. Попытки обобщить данные, полученные в факторно-аналитических исследованиях, и на основании этих данных создать структуру психологических характеристик, относящихся к разным психологическим сферам (интеллектуальной, личностной, мотивационной и т.д.) получили название многофакторных систем индивидуальности. Создатели наиболее известной из таких систем, Дж. Рейс и А. Пауэлл (1978, 1985), постулируют, что структура индивидуальности представляет собой суперсистему, которая определяйся шестью взаимодействующими системами - сенсорной, моторной, когнитивной, аффективной, а также системой стилей и системой ценностей. Функции сенсорной системы состоят в превращении физической энергии в психологическую информацию. Функции моторной система превращении психологической информации в физическую энергию. Сенсорная и моторная системы обеспечивают вход и выход информации, ее кодирование и декодирование. Структура психологических свойств, предложенная Рейсом (1985)
Когнитивная система связана с обработкой информации, позволяющей определить основные параметры окружающего мира. Аффективная система преобразует информацию в состояния активации. Когнитивная и аффективная системы являются центральными уровнями системы, отвечающими за обработку информации. Система стилей связана с обобщением и преобразованием информации, получаемой от когнитивной и аффективной систем. Кроме этого, система стилей отвечает за выбор соответствующих способов обработки информации. Система ценностей также обобщает информацию, но не для выбора способа действия, а для того, чтобы выделить цели и определить возможности и пути их достижения. Системы стилей и ценностей, как и когнитивная и аффективная системы, связаны с переработкой информации, но уровень обобщения, обеспечиваемый этими системами, более высокий: они интегрируют информацию на уровне целостной индивидуальности. В каждую из этих шести систем включены подсистемы или системы более низкого уровня. Так, когнитивная система объединяет в себе системы восприятия, понятийного мышления и символического мышления, которые в свою очередь являются более высоким уровнем для более частных систем. Например, понятийное мышление является более высоким уровнем для вербального и логического мышления, восприятие - для системы зрительно-пространственных способностей и памяти. Эти подсистемы тоже представляют собой более высокий уровень для еще более частных подсистем, например, логическое мышление определяется индуктивным и дедуктивным мышлением. В целом, каждая из шести систем включает в себя три уровня подсистем. Для примера, представляем подсистемы когнитивной системы. Подобные структуры были получены и для других пяти систем. Иерархическая структура когнитивной системы (по Рейс и Пауэлл, 1985). Разноуровневость и иерархическая структура каждой из этих шести систем была определена на основании факторного анализа - выделения факторов первого, второго и третьего порядков. Всего при создании многофакторной системы индивидуальности было выделено около 200 факторов. Но, как видно, иерархическая организация присуща не только каждой из шести систем. Сами эти 6 систем тоже имеют иерархическое строение: к первому уровню относятся сенсорная и моторная системы, ко второму - когнитивная и аффективная, к третьему - системы стилей и ценностей. Какими же были основания для разнесения этих систем по разным уровням? Определение места, которое занимает та или иная система (сенсорная, моторная, когнитивная и т.д.) во всей многофакторной системе индивидуальности производилось Пауэллом и Рейсом на основании предположений о природе тех психологических особенностей, которые включены в каждую систему. Так, авторы считают, что психологические свойства, входящие в системы первого уровня (в сенсорную и моторную), в большей степени обусловлены генотипом, чем средой. Эффективность обработки информации на этом уровне является, по мнению авторов, критическим фактором для выживания человека как представителя биологического вида: если поступающая извне информация не воспринималась бы индивидом и если на эту информацию не сформировывался бы адекватный ответ, то вид просто не сохранился бы. Поэтому эффективность работы этих систем имеет приспособительное значение в биологическом смысле, а свойства, входящие в эти системы, являются вследствие этого генетически обусловленными. Свойства аффективной и когнитивных систем также имеют адаптивное значение, но смысл адаптации, которую обеспечивают они, состоит в гибкости реагирования на внешние условия. Оптимальный уровень гибкости, по мнению авторов, может обеспечить только баланс между генетическими и средовыми детерминантами: исключительно генетическая детерминация привела бы к излишней ригидности свойств, входящих в когнитивную и аффективную системы, а исключительно средовая детерминация сделала бы эти свойства неустойчивыми. В эволюционном смысле и то, и другое (и ригидность, и излишняя гибкость) привело бы к потере приспособительной функции психологических свойств этого уровня, и поэтому, как считают Пауэлл и Рейс, можно ожидать, что генотип обусловливает примерно половину вариативности этих свойств. Свойства, входящие в системы стилей и ценностей, полностью определяются средовыми условиями. Функции этих систем состоят в координации информации, поступающей из нижележащих уровней системы, и в интеграции всех психологических свойств, образующих индивидуальность. Системы стилей и ценностей человека способствуют формированию обобщенного представления о реальности и о себе самом, но эти представления будут иметь адаптивное значение только в том случае, если они будут соответствовать нормам общества, т.е. тому, что сформировалось в процессе культурной, а не биологической эволюции. Соотношение свойств в многофакторной системе образует „профиль индивидуальности". Профиль индивидуальности является изменяющейся во времени характеристикой, поскольку в процессе жизни человека в результате развития и обучения изменяются и сами свойства, образующие основные системы, и соотношение между этими свойствами (например, могут возникать новые связи и внутри каждого иерархического уровня и между разными уровнями). Кроме того, под влиянием требований внешних условий разные свойства могут выполнять разные функции: поскольку не может быть такого профиля индивидуальности, который идеально отвечал бы всем возможным жизненным ситуациям, одни психологические свойства могут компенсировать недостатки других и, таким образом, способствовать тому, чтобы разные профили индивидуальности были адекватны в самых разных ситуациях. Подводя итоги, можно сказать следующее: 1) общей чертой всех свойств, входящих в многофакторную систему является то, что они связаны с обработкой информации; 2) многофакторная система представляет собой иерархию систем, каждая из которых обладает своей спецификой в процессе обработки информации; 3) каждая система, входящая в многофакторную систему, сама имеет иерархическое строение; 4) каждый уровень многофакторной системы имеет разное адаптивное значение в эволюционном смысле (чем ниже уровень, тем в большей степени обусловлены генотипом свойства, входящие в системы этого уровня); 5) между психологическими свойствами, входящими в многофакторную систему существуют динамические отношения: могут изменяться сами свойства, может изменяться соотношение свойств, может изменяться адаптивное значение свойств, компенсируя недостатки профиля индивидуальности и способствуя его приспособлению к требованиям ситуации.
3. Соотношение социального и биологического в структуре индивидуальности. Описанная структура индивидуальности представляет собой один из возможных вариантов логического завершения факторно-аналитических исследований отдельных психологических сфер. Она обобщает и структурирует большой эмпирический материал, организуя его на основании ряда теоретических принципов - представлений о природе разных психологических свойств, об их связи с процессами обработки информации, об их изменении в процессе развития. Однако сам способ выделения психологических свойств с помощью факторно-аналитических исследований, ориентированный на получение максимально обобщенных характеристик, может приводить к потере специфики психологических особенностей. Как было показано при анализе структуры личностных свойств, результатом факторно-аналитических исследований может быть размывание границ между качественно различающимися психологическими особенностями (например, между свойствами темперамента и теми характеристиками личности, которые отражают ее ценностную структуру). Единственным способом разрешить эту неоднозначность результатов является содержательный анализ психологических особенностей, преодоление эмпиризма в их исследовании. Примеры такого содержательного анализа структуры свойств индивидуальности и будут представлены. Структуры свойств индивидуальности, которые будут описаны, имеют отличия по ряду параметров: по количеству уровней, образующих иерархию психологических свойств, по составу свойств, включенных в разные уровни, по системообразующим характеристикам, обеспечивающим единство и целостность индивидуальности. Тем не менее, авторы согласны в главном: человек одновременно является и представителем биологического вида, имеющего длинную эволюционную историю, и членом общества, которое является результатом исторического развития, и поэтому принципиальным для понимания структуры психологических свойств является представление о взаимодействии биологических и социальных факторов в формировании индивидуальности.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |