Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика современной рыночной системы хозяйствования




 

Появление корпораций, монополий не устранило свободное предпринимательство или так называемый мелкий бизнес. Сегод­ня структура экономики любой капиталистической страны ха­рактеризуется наличием двух форм хозяйствования: крупные кор­порации и море мелких частных предпринимателей.

В зарубежной практике к малому и среднему предпринима­тельству относят фирмы с числом работающих до 500 человек. Интересны примеры специфических, внутриотраслевых и внут­рифирменных подходов к выработке критериев разграничения предприятий. Так, в американской компании «МакГроу-Хилл» к малым предприятиям относятся предприятия с числом рабо­тающих до 50 человек, к средним — до 99, к крупным — от 100 и более.

На заводе по производству автомобильных шин компании «Гудьир» организационно-производственная структура состоит из 164 отдельных рабочих групп (производственных центров) с числом работающих от 5 до 27 человек в каждой.

В перерабатывающей промышленности Японии 750 тыс. заво­дов, из них 70% — это маленькие предприятия, где работают от 1 до 9 человек; 10% — предприятия с численностью работающих от 10 до 20 человек.

Знаменитые автомобили «Тойота» и «Хонда» на больших японских заводах просто собираются, а отдельные детали и узлы для них изготавливают десятки тысяч средних и малых пред­приятий. "Например, на заводе, который поставляет пластмас­совые детали для фирмы «Хонда», работают 9 человек, площадь завода всего лишь 300 кв. м. Пресс-формы для этих дета­лей изготавливает один человек, имеющий на своем дворе в подсобном помещении два станка. Этот человек является хозя­ином своего предприятия и работает на нем. Но он выпускает такие пресс-формы, которые отвечают самым высоким требо­ваниям фирмы «Хонда». Структура экономики США, крупней­шей высокоразвитой страны мира, чрезвычайно пестра. 9/10 товаров и услуг здесь производятся частными фирмами, ос­тальные — государственными предприятиями. Всего в США имеется 16 млн фирм, причем большинство (77,8%) основано на личной собственности, на долю корпораций приходится 14,5% и партнерства — 7,7%. Но совсем другая картина склады­вается при распределении доходов: на долю корпораций при­ходится примерно 86,8%, партнерских фирм — 4,0%, а фирм, основанных на личной собственности, — только 9,2%. В США имеются фирмы, созданные по принципу организационного партнерства (ответственности), — совместные, кооперативные предприятия, ассоциации и т.д.

Несмотря на увеличение роли корпораций, наблюдается уси­ление конкурентоспособности со стороны мелких и средних пред­приятий. Сегодня в силу насыщенности рынка товарами побеж­дает не тот, кто предлагает низкую цену, а тот, кто дает продукт более высокого качества и технического уровня, с лучшим сер­висом. Поэтому возможности экономии, полученной из-за мас­штаба производства (имеются в виду корпорации), резко умень­шились. Кроме того, адаптивность к спросу у малых и средних предприятий значительно выше по сравнению с крупными, где превалирует инерционность. Малые и средние предприятия бы­стрее реагируют на изменение требований рынка, но в то же время не имеют достаточных капиталов для реализации крупных научных открытий, которые, как правило, являются дорогосто­ящими. Поэтому крупные корпорации наряду с изменениями, проводимыми ими в области повышения своей динамичности, вступают в контакты с мелкими и средними предприятиями, субсидируя их инновационную деятельность и т.п. Малые пред­приятия стали неотъемлемой частью существования и развития крупных компаний.

В связи с этим рост экономики страны становится возможным только при наличии равных условий для развития двух указанных формхозяйствования. Иными словами, с одной стороны, необходимо создание условий для развития и поддержания духа предпринимательства, гибкости и адаптивности, которые присущи мелким фирмам, а с другой — соединение этих черт с преимуще­ствами крупного производства.

Решение таких вопросов под силу только государству, которое в данном случае рассматривается как рынок для продуктов1, ис­точник средств для поощрения и финансирования процесса со­здания новых продуктов и технологий как гарантия от риска, с которым связано это развитие. Оно создает условия для подготов­ки квалифицированной рабочей силы, поддержания и развития инфраструктуры (строительство автодорог, аэропортов и других важных объектов). Роль эта еще больше усиливается в связи с на­личием таких присущих рынку черт, как инфляция, безработица и нестабильность.

Государство через финансовую политику, регулирование креди­та и денежного обращения, а также через систему государственных заказов оказывает влияние на хозяйственную деятельность предпри­ятий и монополий. Так, стремление правительства США поддержать мелкие и средние предприятия нашло свое выражение в стабилиза­ции цен на сельскохозяйственные продукты, выразившееся в уста­новлении минимально допустимого уровня цен на основные про­дукты, поддержке коллективных договоров, законодательстве о ми­нимальной заработной плате, гарантированном минимуме дохода, утверждении льготных тарифов и т.д. В США были приняты антитре­стовские законы, направленные против сговора отдельных компа­ний, а также против монопольного положения одной компании. Объе­динение их или согласование ими действий объявляются вне зако­на, даже если цель состоит в том, чтобы обеспечить мелким фирмам возможность эффективно работать с крупными.

Но это не означает, что государство во всех случаях субсидиру­ет убытки небольших и средних предприятий или покрывает убы­точность, как это имеет место в нашей стране. Не поддерживая убыточные предприятия впрямую, оно создает условия для их развития. Однако правительство поддерживает крупные корпора­ции, особенно те, которые определяют темпы роста экономики в целом.

Государственное регулирование необходимо еще и потому, что происходит все большая интернационализация производства. Пос­ледняя несет благо, поскольку участие страны в международном разделении труда позволяет ей более рационально использовать свои природные, трудовые и финансовые ресурсы. Вместе с тем изменения в издержках производства предлагаемых товаров, в конкурирующем спросе со стороны других стран, в валютных кур­сах, а иногда и в экспортных пошлинах вызывают необходимость зашиты национальной экономики путем введения государствен­ного регулирования внешней торговли — различных пошлин, лицензирования и т.д.

Таким образом, современный рынок представляет собой ем­кое многоплановое понятие. Его характерными признаками явля­ются: наличие обособленных, самостоятельных производителей, несущих материальный риск за свою предпринимательскую дея­тельность; свободное ценообразование; конкуренция; развитая инфраструктура; государственное вмешательство по созданию благоприятных условий для развития экономической системы и социальной защиты населения и предпринимательства с помо­щью проведения соответствующей экономической, правовой и кредитной политики, а также налогообложения.

Различное сочетание названных выше условий дает нам раз­личные типы рынков, например свободный, т.е. рынок с большим числом участников обмена, свободным ценообразованием, раз­витой конкуренцией. Такой рынок практически неуправляем, но в чистом виде и не существует. Антиподом его является полнос­тью монополизированный рынок, для которого характерны доми­нирование поставщика, высокие цены, необходимость жесткого контроля со стороны государства. Однако для современной эко­номики типичен регулируемый рынок, где число основных произ­водителей невелико и они способны взаимно контролировать друг друга. Примером являются рынки автомобилей, самолетострое­ния, электроники. Для них характерно производство на заказ, наличие сильных служб информации о продуктах и производите­лях, служб прогнозирования и формирования спроса, мощное оптовое звено. Все это дополняет широко развитые прямые хо­зяйственные связи предприятий, способствует их рациональной организации.

Существенные изменения претерпел рынок потребительских товаров и услуг. Он характеризуется не только огромным разнообразием предлагаемых товаров, но и их массовостью. Это стало воз­можным благодаря созданию индустриальной базы для массового производства потребительских товаров, причем не только тради­ционных — продовольствия, одежды, обуви, но и принципиаль­но новой категории — товаров длительного пользования. Особен­ностью этого рынка стал переход от отраслевой формы производства товаров и услуг (специализированной по продукту: мясо, молоко, обувь) к смешанной, от отраслевой монополии — к оли­гополии. Конкуренция олигополии потребовала стабильных цен и перенесла акцент на качество товаров, их разнообразие и посто­янное обновление. Таким образом, рынок потребительских това­ров представляет собой замкнутую, самостимулирующуюся, чрезвычайно развитую и многообразную систему массового потребле­ния. Путем стихийного установления соответствия между интересами продавцов и покупателей (предложение и спрос) на каждом из таких рынков экономическая система решает три зада­чи, вытекающие из основной экономической проблемы.

Первая задача — какие товары и услуги и в каком количестве должны производиться — решается покупателем, его выбором (спросом), т.е. что покупать и что нет. Объем приобретений зави­сит от доходов покупателя. Производители вовлекаются в произ­водство тех товаров и услуг, которые пользуются наибольшим спросом, и уходят с рынка тех товаров, на которые спрос падает. Основанием для производителя, выходить или не выходить на рынок и с какими товарами, является движение цен.

Вторая задача — в какой манере и как должны производиться товары — определяется стремлением производителей получить больше прибыли при равных условиях спроса или при устояв­шейся цене. Это означает, что производитель должен добиться как можно большего снижения издержек производства по срав­нению с рыночной стоимостью и улучшения качества продукции. Иными словами, получение максимальной прибыли возможно при достижении минимума затрат на производство и улучшении качества товара, а это произойдет только при условии постоян­ного внедрения эффективной технологии и новой техники. Как видим, цена в данном случае является стимулом к внедрению новой техники и технологии.

Третья задача — для кого и как товары и услуги распределяются — зависит от спроса и предложения на факторы производства (зем­ля, рабочая сила, капитал, предпринимательство).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.