КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика современной рыночной системы хозяйствования
Появление корпораций, монополий не устранило свободное предпринимательство или так называемый мелкий бизнес. Сегодня структура экономики любой капиталистической страны характеризуется наличием двух форм хозяйствования: крупные корпорации и море мелких частных предпринимателей. В зарубежной практике к малому и среднему предпринимательству относят фирмы с числом работающих до 500 человек. Интересны примеры специфических, внутриотраслевых и внутрифирменных подходов к выработке критериев разграничения предприятий. Так, в американской компании «МакГроу-Хилл» к малым предприятиям относятся предприятия с числом работающих до 50 человек, к средним — до 99, к крупным — от 100 и более. На заводе по производству автомобильных шин компании «Гудьир» организационно-производственная структура состоит из 164 отдельных рабочих групп (производственных центров) с числом работающих от 5 до 27 человек в каждой. В перерабатывающей промышленности Японии 750 тыс. заводов, из них 70% — это маленькие предприятия, где работают от 1 до 9 человек; 10% — предприятия с численностью работающих от 10 до 20 человек. Знаменитые автомобили «Тойота» и «Хонда» на больших японских заводах просто собираются, а отдельные детали и узлы для них изготавливают десятки тысяч средних и малых предприятий. "Например, на заводе, который поставляет пластмассовые детали для фирмы «Хонда», работают 9 человек, площадь завода всего лишь 300 кв. м. Пресс-формы для этих деталей изготавливает один человек, имеющий на своем дворе в подсобном помещении два станка. Этот человек является хозяином своего предприятия и работает на нем. Но он выпускает такие пресс-формы, которые отвечают самым высоким требованиям фирмы «Хонда». Структура экономики США, крупнейшей высокоразвитой страны мира, чрезвычайно пестра. 9/10 товаров и услуг здесь производятся частными фирмами, остальные — государственными предприятиями. Всего в США имеется 16 млн фирм, причем большинство (77,8%) основано на личной собственности, на долю корпораций приходится 14,5% и партнерства — 7,7%. Но совсем другая картина складывается при распределении доходов: на долю корпораций приходится примерно 86,8%, партнерских фирм — 4,0%, а фирм, основанных на личной собственности, — только 9,2%. В США имеются фирмы, созданные по принципу организационного партнерства (ответственности), — совместные, кооперативные предприятия, ассоциации и т.д. Несмотря на увеличение роли корпораций, наблюдается усиление конкурентоспособности со стороны мелких и средних предприятий. Сегодня в силу насыщенности рынка товарами побеждает не тот, кто предлагает низкую цену, а тот, кто дает продукт более высокого качества и технического уровня, с лучшим сервисом. Поэтому возможности экономии, полученной из-за масштаба производства (имеются в виду корпорации), резко уменьшились. Кроме того, адаптивность к спросу у малых и средних предприятий значительно выше по сравнению с крупными, где превалирует инерционность. Малые и средние предприятия быстрее реагируют на изменение требований рынка, но в то же время не имеют достаточных капиталов для реализации крупных научных открытий, которые, как правило, являются дорогостоящими. Поэтому крупные корпорации наряду с изменениями, проводимыми ими в области повышения своей динамичности, вступают в контакты с мелкими и средними предприятиями, субсидируя их инновационную деятельность и т.п. Малые предприятия стали неотъемлемой частью существования и развития крупных компаний. В связи с этим рост экономики страны становится возможным только при наличии равных условий для развития двух указанных формхозяйствования. Иными словами, с одной стороны, необходимо создание условий для развития и поддержания духа предпринимательства, гибкости и адаптивности, которые присущи мелким фирмам, а с другой — соединение этих черт с преимуществами крупного производства. Решение таких вопросов под силу только государству, которое в данном случае рассматривается как рынок для продуктов1, источник средств для поощрения и финансирования процесса создания новых продуктов и технологий как гарантия от риска, с которым связано это развитие. Оно создает условия для подготовки квалифицированной рабочей силы, поддержания и развития инфраструктуры (строительство автодорог, аэропортов и других важных объектов). Роль эта еще больше усиливается в связи с наличием таких присущих рынку черт, как инфляция, безработица и нестабильность. Государство через финансовую политику, регулирование кредита и денежного обращения, а также через систему государственных заказов оказывает влияние на хозяйственную деятельность предприятий и монополий. Так, стремление правительства США поддержать мелкие и средние предприятия нашло свое выражение в стабилизации цен на сельскохозяйственные продукты, выразившееся в установлении минимально допустимого уровня цен на основные продукты, поддержке коллективных договоров, законодательстве о минимальной заработной плате, гарантированном минимуме дохода, утверждении льготных тарифов и т.д. В США были приняты антитрестовские законы, направленные против сговора отдельных компаний, а также против монопольного положения одной компании. Объединение их или согласование ими действий объявляются вне закона, даже если цель состоит в том, чтобы обеспечить мелким фирмам возможность эффективно работать с крупными. Но это не означает, что государство во всех случаях субсидирует убытки небольших и средних предприятий или покрывает убыточность, как это имеет место в нашей стране. Не поддерживая убыточные предприятия впрямую, оно создает условия для их развития. Однако правительство поддерживает крупные корпорации, особенно те, которые определяют темпы роста экономики в целом. Государственное регулирование необходимо еще и потому, что происходит все большая интернационализация производства. Последняя несет благо, поскольку участие страны в международном разделении труда позволяет ей более рационально использовать свои природные, трудовые и финансовые ресурсы. Вместе с тем изменения в издержках производства предлагаемых товаров, в конкурирующем спросе со стороны других стран, в валютных курсах, а иногда и в экспортных пошлинах вызывают необходимость зашиты национальной экономики путем введения государственного регулирования внешней торговли — различных пошлин, лицензирования и т.д. Таким образом, современный рынок представляет собой емкое многоплановое понятие. Его характерными признаками являются: наличие обособленных, самостоятельных производителей, несущих материальный риск за свою предпринимательскую деятельность; свободное ценообразование; конкуренция; развитая инфраструктура; государственное вмешательство по созданию благоприятных условий для развития экономической системы и социальной защиты населения и предпринимательства с помощью проведения соответствующей экономической, правовой и кредитной политики, а также налогообложения. Различное сочетание названных выше условий дает нам различные типы рынков, например свободный, т.е. рынок с большим числом участников обмена, свободным ценообразованием, развитой конкуренцией. Такой рынок практически неуправляем, но в чистом виде и не существует. Антиподом его является полностью монополизированный рынок, для которого характерны доминирование поставщика, высокие цены, необходимость жесткого контроля со стороны государства. Однако для современной экономики типичен регулируемый рынок, где число основных производителей невелико и они способны взаимно контролировать друг друга. Примером являются рынки автомобилей, самолетостроения, электроники. Для них характерно производство на заказ, наличие сильных служб информации о продуктах и производителях, служб прогнозирования и формирования спроса, мощное оптовое звено. Все это дополняет широко развитые прямые хозяйственные связи предприятий, способствует их рациональной организации. Существенные изменения претерпел рынок потребительских товаров и услуг. Он характеризуется не только огромным разнообразием предлагаемых товаров, но и их массовостью. Это стало возможным благодаря созданию индустриальной базы для массового производства потребительских товаров, причем не только традиционных — продовольствия, одежды, обуви, но и принципиально новой категории — товаров длительного пользования. Особенностью этого рынка стал переход от отраслевой формы производства товаров и услуг (специализированной по продукту: мясо, молоко, обувь) к смешанной, от отраслевой монополии — к олигополии. Конкуренция олигополии потребовала стабильных цен и перенесла акцент на качество товаров, их разнообразие и постоянное обновление. Таким образом, рынок потребительских товаров представляет собой замкнутую, самостимулирующуюся, чрезвычайно развитую и многообразную систему массового потребления. Путем стихийного установления соответствия между интересами продавцов и покупателей (предложение и спрос) на каждом из таких рынков экономическая система решает три задачи, вытекающие из основной экономической проблемы. Первая задача — какие товары и услуги и в каком количестве должны производиться — решается покупателем, его выбором (спросом), т.е. что покупать и что нет. Объем приобретений зависит от доходов покупателя. Производители вовлекаются в производство тех товаров и услуг, которые пользуются наибольшим спросом, и уходят с рынка тех товаров, на которые спрос падает. Основанием для производителя, выходить или не выходить на рынок и с какими товарами, является движение цен. Вторая задача — в какой манере и как должны производиться товары — определяется стремлением производителей получить больше прибыли при равных условиях спроса или при устоявшейся цене. Это означает, что производитель должен добиться как можно большего снижения издержек производства по сравнению с рыночной стоимостью и улучшения качества продукции. Иными словами, получение максимальной прибыли возможно при достижении минимума затрат на производство и улучшении качества товара, а это произойдет только при условии постоянного внедрения эффективной технологии и новой техники. Как видим, цена в данном случае является стимулом к внедрению новой техники и технологии. Третья задача — для кого и как товары и услуги распределяются — зависит от спроса и предложения на факторы производства (земля, рабочая сила, капитал, предпринимательство).
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |