Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Имущественное и правовое положение Церкви




 

Источниками сведений об имущественном и правовом положении Церкви в Древнерусском государстве являются княжеские уставы. Наиболее древние из них - Устав князя Владимира Святославича о десятинах, судах и людях церковных, а также Устав князя Ярослава о церковных судах, известный как Судебник (См.: Российское законодательство Х-ХХ веков: В 9 т. Т.1. М., 1984. С. 139-140, 168-170). Первоначально Церковь обеспечивалась за счет отчисления десятой доли от всех княжеских поступлений: дани от принадлежавших князю земель, торговых и судебных пошлин и т.д. Неизвестная в Византии, такая форма материального обеспечения Церкви была принята у западных славян. Таким же образом содержалась на Руси и княжеская дружина. В Киеве до середины XI в. отчисления из доходов великого князя сосредоточивались в главной церкви города - Рождества Богородицы, именуемой также Десятинной церковью.

 

В середине XII в. при сохранении десятины епископские кафедры, соборные церкви, крупные монастыри начинают получать в собственность землю - сначала незаселенную, затем с селами. Так было положено начало церковной собственности, объективно служившей укреплению позиций Церкви в ее отношениях с государством.

 

Представители княжеско-боярских родов за молитву о них, за отпущение грехов на исповеди и в других случаях дарили церквам и монастырям церковные сосуды из драгоценных металлов, облачения из дорогих тканей, книги в богатых переплетах; при пострижении в монахи они делали вклады в избранные ими монастыри землями и имуществом. В XII-XIII вв. в ведении Церкви находилась Служба мер и весов, которая также приносила немалый доход.

 

В соответствии с Уставами Владимира и Ярослава Церковь получила исключительно широкие прерогативы в судебно-правовой сфере. Суду епископов ("тяжи епископские"), во-первых, подлежало все христианское население Руси по делам в сфере семейно-брачных отношений - разводы и возникавшие при этом имущественные споры, многоженство, похищение невесты, брак в близкой степени родства, а также случаи покушения на самоубийство, изнасилования, драки между женщинами (драки мужчин подлежали княжескому суду). Прежде дела в этой сфере, считавшиеся преступными, решались родом (т.е. большой семьей) на основе обычаев ("обычного права"). Сюда же были отнесены целительство с использованием магии (особенно в случаях смертельного исхода), ведовство, колдовство, ересь. Во-вторых, суду епископов подлежали люди Церкви - монахи, белое духовенство и их жены, члены церковного причта - по всем делам, требовавшим судебного разбирательства. В конце XII - начале XIII в. юрисдикция Церкви в этой сфере была распространена на все категории людей, зависевших от нее экономически, - детей священнослужителей, вдов, инвалидов, паломников. В-третьих, "тяжи епископские" по всем делам распространялись на население, сидевшее на землях, находившихся в собственности Церкви (См.: Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси X-XIII вв. М., 1989. С. 97-123.).

 

Заботясь о материальном благосостоянии Церкви, признав ее прерогативы в судебно-правовой сфере, поощряя ее идеологическую и духовно-нравственную функции, княжеская власть, однако, в XI-XII вв. не допускала вмешательства иерархии в дела государственной важности. Митрополит и епископы, если даже и участвовали в княжеских съездах или в более широких по составу собраниях, где решались политические, правовые и военные вопросы, решающего голоса не имели. Иногда они выступали в качестве послов или парламентеров от имени князя или города.

 

Итак, в Киевской Руси во взаимоотношениях между Церковью и государством инициатива принадлежала светской власти. Церковь способствовала утверждению авторитета последней, выступала в роли миротворца в межкняжеских конфликтах, порой придавала легитимность сомнительным, но продиктованным соображениями политической целесообразности шагам князей, поддерживала авторитет государства в его внешнеполитических контактах.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 741; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.