Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общекультурное значение принятия христианства




 

С ростом влияния христианства в различных социальных группах населения усиливается его роль в жизни древнерусского общества и государства. Оно способствует смягчению нравов, что находит отражение в прекращении ритуальных убийств и кровной мести. Постепенно, хотя и не без сопротивления, преодолевается многоженство.

 

Зарождается практика благотворительности и милосердия в отношении неимущих, увечных, больных. Эту миссию выполняют прежде всего монастыри. Христианство утверждает новые представления о социальном порядке. Объясняя несправедливость, царящую в обществе, греховностью людей, обещая и страждущим, и неправо наслаждающимся благами жизни соответствующее воздаяние за гробом, оно тем самым в определенной мере давало утешение одним и стимулировало к сдержанности других, способствуя тем стабилизации общества. Идея единого Бога-Вседержителя освящала авторитет власти великого князя, а разветвленная и в то же время централизованная структура Церкви служила фактором национально-государственной консолидации.

 

С принятием христианства Русь преодолела локальную культурную ограниченность, соприкоснулась с библейскими и эллинистическими традициями - источниками европейской культуры. Например, если язычеству было свойственно представление о цикличности времени, а его счет обычно велся по годам княжения, то христианство принесло представление об абсолютности времени, берущего начало от "сотворения мира" и устремленного в бесконечность. Тем самым были созданы предпосылки к пониманию жизни как процесса, как истории.

 

Хотя письменность на Руси, вероятно, появилась еще в начале X в. и применялась в юридических документах (завещаниях), в международных договорах, возможно, в частной переписке, однако книжная культура возникла лишь в последнее десятилетие X в. Появление рукописной книги - это настоящая культурная революция. До того времени культура слова существовала лишь в устной форме - мифы и легенды, обрядовая поэзия, сказки, "плачи" и "славы", т.е. в форме фольклора. Вместе с христианством на Русь из Болгарии, Чехии, Византии пришла литература: Священное Писание, жития святых, творения Отцов Церкви, т.е. книги сугубо религиозного характера. Но уже в XI-XII вв. появляются переводы светской античной литературы - роман Псевдокаллисфена "Александрия" (об Александре Македонском) и "Иудейская война" Иосифа Флавия.

 

Первые произведения оригинальной русской литературы были созданы примерно через 40-50 лет после принятия христианства. Это уже упоминавшиеся "Слово о законе и благодати" митрополита Илариона, представляющее собой по сути патриотический трактат о месте Руси в христианском мире, и "Память и похвала Владимиру" Иакова Мниха.

 

В начале XII в. создается "Повесть временных лет" - первое из дошедших до нас летописное произведение на Руси, принадлежащее монаху Киево-Печерского монастыря Нестору. Принципиальное своеобразие этой русской летописи, как и последующих, состоит в том, что рассказ о событиях в стране ведется в их временной последовательности, по годам, а не по периодам правления императоров, как это делалось в византийских хрониках, т.е. в русских летописях представлена история страны, а не князей. В них включались предания и былины, законодательные акты и дипломатические документы. Писались летописи как в монастырях, так и при княжеских дворах. Главными центрами летописания в ХII-ХIII вв. были Киев, Владимир, Новгород, Суздаль, Ростов, Переяславль. До наших дней сохранилось не менее 1500 списков летописей, созданных в течение XII-XVII вв.

 

К началу XII в. относятся жития князей Бориса и Глеба, убитых в 1015 г. их братом Святополком и ставших первыми святыми Русской церкви, а также "Поучение" Владимира Мономаха (1113-1125).

 

Замечательной чертой литературы Древней Руси является то, что она сумела перерасти рамки собственно религиозных нравоучений. Ее авторы обращаются к темам и сюжетам, имеющим национально-государственное значение.

 

Письменность создала широкие возможности для культурного обмена с другими народами.

 

С принятием христианства началось и "учение книжное", необходимое прежде всего для подготовки священников. Когда по указанию князя Владимира для этого стали отбирать молодых людей из семей киевской знати, по словам летописца, "матери плакали по ним, как по мертвым". Школьное образование приняло организованный вид при Ярославе Мудром. В Новгороде, где он первоначально княжил, одновременно обучалось до 300 человек. В Киеве, в Софийском соборе, при нем было положено начало собиранию книг, т.е. по существу первой библиотеке на Руси. Сам Ярослав, как свидетельствует летописец, читал книги "и день, и ночь". В "Слове некоего калугера о чтении книг" (калугер - монах), включенном в "Изборник 1076 г.", составленный для сына Ярослава — Святослава, говорится: "... (как) красота воину - оружие, кораблю - паруса, так и праведнику - почитание книжное".

 

Распространение христианства на Руси явилось стимулом к широкому развертыванию храмового строительства, причем не только деревянного, но - в крупных городах - и каменного. В Киеве, на холме, где недавно стоял идол Перуна, Владимир повелел возвести церковь во имя святого Василия, чье имя он принял при крещении. В 996 г. сооружена Десятинная княжеская церковь Рождества Богородицы. Дело храмоздания продолжил Ярослав. При нем были построены три собора, посвященные Софии Премудрости Божией, - в Киеве (1037 г.), Новгороде (1050 г.) и Полоцке (строительство завершено в 1066 г.) Храм был не только местом молитвы. Вокруг него сосредоточивалась вся общественная жизнь. Здесь собирались сходы для решения общинных дел; здесь совершались сделки, торги; позднее при храме создавались приходские школы и богадельни.

 

Храмостроительство в свою очередь дало импульс к развитию иконописания. Сначала, вероятно, иконы писали пришлые мастера из Болгарии и Византии, одновременно обучая этому искусству русских. Первым известным по имени русским иконописцем был монах Киево-Печерского монастыря Алипий, живший в XI в. К созданным им иконам современники относились с особым благоговением. Благочестивая легенда сообщает, что его иконы оставались невредимы даже при пожарах.

 

Однако при всем бесспорном позитивном значении принятия христианства Киевской Русью для ее социального, политического и духовного развития оно имело и некоторые побочные негативные последствия. Значительный ущерб был нанесен устной художественной традиции, сложившейся на Руси в предшествовавшие века. Песни, былины, обрядовые плачи и славы - все это Церковь стремилась искоренить как наследие язычества. Столь же нетерпимым было ее отношение к языческим игрищам и хороводам, как "бесовским" развлечениям. Массовая игровая культура если и продолжала существовать, то уже вопреки официальному идеологическому институту государства, каковым являлась Церковь, как своеобразная духовная оппозиция. Борясь против языческого идолопоклонства, Церковь подорвала развитие скульптуры.

 

Принявшая христианство Русь вошла на равных в семью европейских народов. Великокняжеский род был связан династическими браками практически со всеми правящими домами европейских государств. Уже Владимир Святославич добился женитьбы на византийской принцессе Анне, его сын Ярослав Мудрый был женат на шведской королевне Ингегерде (ее христианское имя - Ирина), дочери Ярослава были замужем за королем Франции Генрихом I, принцем норвежским Гарольдом Смелым, за королем Венгрии... В дальнейшем традиция династических браков продолжилась.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.