Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Церковь в годы Великой Отечественной войны и в первое послевоенное десятилетие





Политические репрессии 1930-х гг. Увеличение числа епархий и приходов РПЦ за счет присоединения к СССР Прибалтики, Бессарабии, западных областей Украины и Белоруссии. Потребность в изменении государственной политики в отношении религиозных организаций в стране

 

Со второй половины 1927 г. в партийно-государственных кругах СССР вновь усиливается влияние сторонников жесткого курса в отношении Церкви. Это проявилось при решении вопроса о регистрации "сергиевских" епархиальных управлений. Позиция ОГПУ сводилась к тому, чтобы отказывать в официальной регистрации вновь образующимся епархиальным управлениям, но не препятствовать деятельности тех из них, что существовали де-факто.

 

Органы церковного управления, как и вообще религиозные общества, были в глазах ОГПУ и НКВД "политическими организациями", противостоящими социализму и "нежелательными" в социалистическом обществе. Их лишь терпели как неизбежное следствие политической конъюнктуры. Очень скоро начало рушиться непрочное "перемирие" между Церковью и государством, достигнутое на принципах, изложенных в Декларации митрополита Сергия.

 

В январе 1929 г. Политбюро приняло секретное постановление "О мерах по усилению антирелигиозной работы", которое развязало руки местным работникам, санкционируя силовое давление на религиозные организации. В апреле того же года ВЦИК и СНК РСФСР приняли постановление "О религиозных объединениях", согласно которому религиозные общества не вправе были заниматься какой-либо деятельностью, кроме удовлетворения религиозных потребностей верующих, и преимущественно в рамках молитвенного здания. Внутрицерковная деятельность обставлялась множеством ограничительных мер.

 

Но и в этих условиях митрополит Сергий не оставляет попыток привлечь внимание властей к нуждам Церкви, защитить интересы верующих и духовенства. "Достается" в эти годы и самому митрополиту Сергию. То ему угрожают судебным преследованием за то, что "посмел" разрешить добровольные пожертвования в помощь пострадавшим от стихийных бедствий, то выдвигают вздорное обвинение в шпионаже в пользу японских спецслужб.



 

30-е годы для РПЦ были самыми тяжелыми. В печати зазвучали призывы расправиться с религиозными организациями, распространяющими "реакционные, враждебные социализму идеи". Политические процессы над "врагами советской власти", "шпионами" и "вредителями всех мастей" не обошли и православное духовенство. Только иерархов в 1931-1934 гг. было арестовано 32 человека, а в 1935-1937 гг. - 84. Как правило, им предъявляли обвинение в "контрреволюционной и шпионской деятельности". Дальнейшая их судьба была трагична.

 

Но в церковной среде положение Сергия, поколебленное в результате принятия Декларации, постепенно упрочивается. Более половины иерархов и духовенства остались верны ему. Вокруг него объединяются те, кто еще недавно пребывал в "расколах".

 

Видимым признанием авторитета митрополита Сергия стало решение Священного Синода (апрель 1934 г.) о переводе его на Московскую кафедру и присвоении титула "Блаженнейший". В декабре 1936 г., когда от властей стало известно о кончине митрополита Петра (Полянского), Сергию специальным актом были переданы права и обязанности Патриаршего Местоблюстителя. Русская зарубежная церковь отвергла это решение.

 

К 1939 г. на свободе оставались вместе с Сергием митрополит Алексий (Симанский), архиепископы Николай (Ярушевич), Сергий (Воскресенский). Еще несколько епископов пребывали в должности настоятелей храмов. В 1935-1936 гг. власти запретили деятельность Синода и "Журнала Московской патриархии". Что касается православных общин, то в 1938 г. их было 8302 (в том числе на Украине - 3903, в России - 3517).

 

Накануне Великой Отечественной войны с присоединением к СССР западных областей Украины и Белоруссии, Бессарабии и республик Прибалтики правительство неожиданно столкнулось с тем, что количество верующих и общин разных конфессий в СССР резко возросло. В первую очередь это касалось Православной церкви, которая вновь вернула себе "канонические территории", отошедшие после 1918 года к независимым государствам. Миллионы православных на присоединенных территориях нуждались в пастырском окормлении. Поэтому в 1940 году митрополит Сергий направляет в Прибалтику и на Украину своих экзархов, митрополита Сергия (Воскресенского) и митрополита Николая (Ярушевича).

 

Новая политическая ситуация вновь поднимает значение Православной церкви в глазах руководства страны и НКВД, которое понимает, что ведение антирелигиозной пропаганды и антицерковной деятельности - закрытие храмов и монастырей - в данный момент невозможно. Новая ситуация требовала поиска компромисса как со стороны церковного руководства, так и со стороны правительства. Перед правительством стояла задача легализовать деятельность религиозных организаций в СССР. Это ставило вопрос о пересмотре действующего законодательства о религии и культах. Жизнь создавала явные противоречия между положением де-юре и де-факто. Религиозная жизнь (прежде всего в республиках и областях, вошедших в состав СССР) не соответствовала существующим в СССР законам, но политическая власть на местах и НКВД предпочитали закрывать на это глаза, ожидая решений по этому вопросу высшего партийно-политического руководства.

 

Однако планы по нормализации религиозной жизни в стране пришлось отложить в связи с началом Великой Отечественной войны и решением задач обороны и укрепления тыла. Но к 1943 году назрела необходимость пересмотреть государственную политику в отношении религиозных организаций в СССР и прежде всего в отношении Русской церкви.

 

 

В первый же день войны митрополит Сергий обратился к верующим с посланием, призывая их "послужить Отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может, внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства". Послание рассылалось по епархиям и приходам, вызывая патриотические чувства у миллионов верующих. И в дальнейшем призывы Сергия о пожертвованиях на нужды обороны встречали самую горячую поддержку.

 

В октябре 1941 г. фронт приблизился к Москве, началась эвакуация правительственных учреждений, заводов и фабрик. К эвакуируемым были отнесены и религиозные центры, располагавшиеся в Москве. Местом нового размещения Московской патриархии стал Ульяновск. В Москве митрополита Сергия замещал митрополит Николай (Ярушевич).

 

Проживание в Ульяновске, предполагавшееся вначале кратковременным, растянулось на долгие 22 месяца. Столь длительное пребывание в эвакуации, вдалеке от Москвы, чрезвычайно тяготило Сергия. С лета 1943 г., когда фронт продвинулся далеко на запад и ничто более не угрожало столице, он неоднократно ставил вопрос о возвращении в Москву.

 

С начала войны среди верующих росла убежденность в том, что государство должно пойти на нормализацию отношений с религиозными организациями. И действительно, на этот путь оно вступило: расширялась издательская деятельность; не чинились препятствия массовым богослужениям и общецерковным сборам в патриотические фонды; снимались ограничения на внекультовую деятельность; открывались молитвенные здания и религиозные центры.

 

Изменение "церковной политики" государства диктовала не только ситуация внутри страны, но и внешнеполитические факторы: необходимость сплочения антифашистских сил, включая и религиозные, в странах антигитлеровской коалиции и оккупированных Германией. Да и союзники нередко "интересовались", как в СССР обеспечивается религиозная свобода.

 

В начале 1943 г. Сталин и его ближайшее окружение пришли к окончательному решению о необходимости нормализации отношений с религиозными организациями. Не вызывало сомнений, что первый шаг должен быть сделан в отношении Православной церкви. Но какой: "обновленческой" или "патриаршей"? Сталин подошел к выбору прагматически. Обновленческая церковь, возглавлявшаяся митрополитом Александром (Введенским), не пользовалась авторитетом у верующих. Большинством автокефальных православных церквей обновленцы не признавались, воспринимались как раскольники. Патриаршая же церковь во главе с митрополитом Сергием имела широкую поддержку среди верующих. Зарубежные - и православные, и иные - христианские церкви именно ее рассматривали как наследницу тысячелетнего русского православия и с ней желали восстановления отношений.



 

На захваченной советской территории оккупанты, разыгрывая "религиозную карту", закрывали обновленческие церкви и, наоборот, не препятствовали возобновлению деятельности приходов, монастырей, учебных заведений патриаршей ориентации. Вместе с тем они поддерживали стремление некоторых иерархов, выступавших против Московской патриархии, образовать в Прибалтике, Белоруссии и на Украине самостоятельные церковные центры. Таким образом, политическая ситуация в стране и за рубежом диктовала Сталину выбор в пользу патриаршей церкви.

 

В один из июльских дней 1943 г. неожиданно для Сергия и его ближайших сотрудников пришло сообщение о том, что им разрешено (и в срочном порядке) возвратиться в Москву. По приезде уже находившиеся в это время в Москве митрополиты Ленинградский Алексий (Симанский) и Киевский Николай (Ярушевич) сообщили Сергию о предложениях "компетентных органов" провести встречу со Сталиным. Митрополиты, соглашаясь на встречу, намеревались просить о созыве Архиерейского собора для избрания патриарха, об открытии новых приходов, церквей, монастырей и учебных заведений, о возобновлении деятельности епархиальных управлений и церковных изданий.

 

Сталин принял трех митрополитов в Кремле в ночь с 4 на 5 сентября 1943 г. В ходе двухчасовой беседы были удовлетворены практически все просьбы иерархов. Во время встречи Сталин неоднократно подчеркивал, что Церковь "может рассчитывать на всестороннюю поддержку правительства во всех вопросах, связанных с ее организационным укреплением и развитием внутри СССР".

 

Всплыли и "неудобные" вопросы: о судьбе иерархов, находившихся в ссылке, лагерях; о снятии ограничений в прописке и выборе мест проживания для священнослужителей, отбывших срок заключения. Сталин обещал разобраться в каждом отдельном случае.

 

Когда со стороны приглашенных просьбы и пожелания были исчерпаны, Сталин сообщил, что для связи правительства с Церковью образуется специальный государственный орган - Совет по делам Русской православной церкви, а его председателем назначается Г.Г.Карпов, генерал-майор НКВД СССР. И, обращаясь к последнему, произнес: "Подберите себе 2-3 помощников, которые будут членами вашего Совета, образуйте аппарат. Но только помните, во-первых, что вы не обер-прокурор, а, во-вторых, своей деятельностью больше подчеркивайте самостоятельность церкви". Однако в реальности с созданием Совета как раз и возрождался институт обер-прокурорства, когда ни один важный вопрос в жизни Церкви не мог быть решен без предварительного обсуждения в Совете и без его санкции.

 

8 сентября 1943 г. Архиерейский собор в составе 19 иерархов избрал митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси. При патриархе был учрежден Священный Синод, состоявший из трех постоянных и трех временных членов. 12 сентября в Богоявленском (Елоховском) соборе состоялась интронизация новоизбранного патриарха.

 

14 сентября 1943 г. постановлением правительства был образован Совет по делам Русской православной церкви при Совнаркоме СССР, на который возлагалась задача осуществления связи "между Правительством СССР и патриархом Московским и всея Руси по вопросам Русской православной церкви, требующим разрешения Правительства СССР".

 

Первая официальная встреча Патриарха Сергия и председателя Совета по делам Русской православной церкви Г.Г.Карпова состоялась 29 октября 1943 г. Затем последовали и другие встречи, на которых обсуждались самые насущные вопросы жизни Церкви. В те восемь месяцев, что суждено было Сергию Страгородскому в сане патриарха возглавлять Церковь, началось действительное возрождение русского православия в СССР.

 

15 мая 1944 г. патриарх Сергий скончался. Согласно его завещанию обязанности Патриаршего Местоблюстителя были возложены на одного из его ближайших соратников митрополита Ленинградского Алексия (Симанского),перенесшего со своей паствой тяготы 900-дневной блокады Ленинграда. Его главной задачей стала подготовка Поместного собора.

 

В конце ноября 1944 г. состоялся Архиерейский собор с участием 50 епископов, который должен был обсудить вопросы, связанные с подготовкой Поместного собора. Митрополит Алексий так охарактеризовал положение РПЦ: "... условия для развития церковной жизни благоприятны, со стороны правительства нашего мы видим полную поддержку в наших церковных и патриотических начинаниях. За последний год по всему нашему Союзу открыто сверх имеющихся более 200 церквей, все ходатайства об открытии храмов тщательно рассматриваются; дело это продолжается и будет продолжаться и впредь. Открыт в Москве Богословский институт и Богословско-пастырские курсы; такие же курсы могут быть открываемы и в епархиях, и, таким образом, можно надеяться, что у нас постепенно пополнятся кадры пастырей, которые пойдут на это служение не по принуждению, не по необходимости, а по искреннему влечению к работе на церковной ниве". (Журнал Московской патриархии. 1944. №12. С. 5-6.) Архиерейский собор утвердил программу предстоящего Поместного собора и порядок избрания патриарха: каждый из епископов от своего имени, клира и паствы своей епархии должен был назвать имя избранника.

 

Поместный собор открылся 31 января 1945 г. в московском храме Воскресения в Сокольниках и работал до 2 февраля. Участвовал 171 делегат от 89 епархий: 46 архиереев, 87 священников и 38 мирян. Присутствовали делегации от Восточных патриархов, Грузинской, Сербской, Румынской церквей. Основными были два вопроса: избрание патриарха и утверждение Положения об управлении Русской православной церковью.

 

Единогласно утвержденное Положение заменило определения Поместного собора 1917-1918 гг., касавшиеся прав и обязанностей отдельных органов церковной власти. Оно состояло из четырех разделов. Первый определял порядок избрания, права и обязанности главы Русской православной церкви (именно так, как в древности, она теперь официально называлась, в отличие от прежнего наименования синодального периода - Российская) - патриарха Московского и всея Руси; функции и предназначение Поместного собора. Второй - состав, порядок избрания и компетенцию Священного Синода. Третий - функции епархиальных органов церковного управления: избрание и назначение епархиального архиерея, деятельность епархиального совета. Четвертый - устройство органов управления приходской общиной: приходского собрания, церковного совета, ревизионной комиссии.

 

Заседание Собора 2 февраля было посвящено избранию патриарха. На вопрос о кандидате, с которым обращался поочередно к каждому епископу протоиерей Николай Колчицкий, все дали один и тот же ответ: "Избираем патриархом Московским и всея Руси высокопреосвященнейшего Алексия, митрополита Ленинградского и Новгородского". Интронизация новоизбранного патриарха состоялась 4 февраля в Богоявленском соборе.

 

Четверть века находился во главе Русской церкви патриарх Алексий I. Это время распадается на два периода: первый характеризуется относительной стабильностью и развитием церковной жизни, второй - ее угасанием. Водоразделом между ними является 1958 г. Объяснение этого коренится в изменении государственной политики в религиозном вопросе после кончины И.В.Сталина. Возглавлявшие союзное правительство в 1953-1958 гг. Г.М.Маленков и Н.А.Булганин не вникали в государственно-церковные отношения. И хотя патриарх Алексий встречался и с тем, и с другим и оба обещали положительно отнестись к нуждам Церкви, реальных результатов это не дало. С приходом к власти Хрущева в партийно-государственном аппарате политика в отношении религии заметно меняется. Преобладает партийно-догматический подход, с утопической идеей построения в СССР коммунизма за 20 лет, чему, по мысли советских идеологов, препятствуют религиозные организации, распространяющие среди граждан чуждую идеи коммунизма идеологию.

 

Церковь в годы хрущевской "оттепели"

 

После XX съезда КПСС (1956 г.) повеяло ветром перемен. Из мест заключения и ссылок возвращались тысячи верующих и служителей культа, возросло количество регистрируемых религиозных общин, не чинилось препятствий действующим без регистрации обществам, власти публично обещали в рамках процесса демократизации расширение религиозных свобод, удовлетворение просьб религиозных объединений.

 

Оживление религиозной жизни в стране воспринималось Советом по делам РПЦ как должное. Более того, он официально поддержал ряд ходатайств Церкви, например, о предоставлении прав юридического лица религиозным обществам, об открытии дополнительных духовных учебных заведений, о передаче патриархии одной из государственных типографий и комплекса зданий Донского монастыря. Определенные надежды патриарх Алексий связывал с Н.С.Хрущевым и его реформами. На встречах с Г.Г.Карповым он все чаще обращался к теме более полного удовлетворения нужд Церкви.

 

Однако возросшая активность религиозных объединений стала катализатором усиления активности той части партийного аппарата, что выступала за жесткую антирелигиозную линию. Реанимируются идеи 30-х гг. о бесклассовом, безрелигиозном обществе и особой роли в его построении антирелигиозной пропаганды. В СМИ началось массированное антирелигиозное наступление с обвинениями и насмешками в адрес верующих.

 

В этих условиях патриарх настойчиво просит Совет организовать встречу с Н.С.Хрущевым как главой правительства. Г.Г.Карпов сообщил о желании патриарха и поддержал его. 17 мая 1958 г. такая встреча состоялась. Хотя отсутствие на ней Карпова свидетельствовало о том, что тот отныне не вхож в высшие сферы и Совет не имеет "прямой связи" с правительством, как ранее при Сталине, тем не менее патриарх после нее был полон лучших ожиданий.

 

К осени 1958 г. в партаппарате окончательно определилась победа сторонников жесткой линии в решении церковных вопросов. Применительно к Православной церкви она должна была вылиться в ее экономическое удушение, правовое ущемление и организационное ослабление. От патриарха требовали закрытия церквей, монастырей и тому подобных действий. Давление на Алексия было столь сильным, что на встрече с Карповым он даже заявил о готовности уйти "на покой", лишь бы не делать того, что от него требовали.

 

16 октября 1958 г. Совет Министров СССР принимает два постановления: "О монастырях в СССР" и "О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений, а также доходов монастырей". Согласно первому, советам министров союзных республик поручалось: осуществить сокращение монастырских земельных угодий; запретить наемный труд; установить порядок использования монастырями зданий (кроме культовых), находящихся на их территории только на основании арендных договоров, заключаемых с местными органами власти. Кроме того, вместе с Советами по делам Русской православной церкви и по делам религиозных культов им поручалось в 6-месячный срок изучить вопрос о возможности сокращения количества монастырей и скитов и внести в Совет Министров СССР согласованные предложения по этому вопросу.

 

Вторым постановлением резко увеличивалась отпускная цена на свечи, что увеличивало размеры взимаемого с доходов свечных мастерских налога; устанавливались повышенные ставки налога с земельных участков, находящихся в пользовании монастырей, отменялись ранее установленные для монастырей льготы по налогу со строений и земельной ренте.

 

Эти меры ставили Церковь в бедственное экономическое положение. На патриархию обрушился поток писем от духовенства и верующих, сообщавших, что из-за отсутствия у них средств местные власти грозят закрыть церкви и монастыри. Патриарх мучился от того, что мало чем мог им помочь. Он распорядился, пока у патриархии есть деньги, переводить часть из них тем монастырям и церквам, чье положение было особенно отчаянным.

 

Алексий безуспешно добивался новой встречи с Н.С.Хрущевым. Он вручил Г.Г.Карпову письмо для передачи Хрущеву, в котором, приводя множество фактов насилия по отношению к Церкви, просил защиты и помощи. В начале июня патриарх передал ему еще одну записку на имя Хрущева, в основном касавшуюся действий уполномоченных Совета на местах.

 

Хрущев, получив письмо и записку, распорядился проверить изложенное и дать ответ заявителю. 17 ноября 1959 г. Карпов пригласил в Совет митрополита Николая (патриарх болел) и сообщил, что обращения патриарха рассмотрены. Однако по мере изложения результатов выходило, что тревоги патриарха напрасны, он имеет искаженные сведения с мест, что ничего предосудительного со стороны властей в отношении религиозных обществ, за единичными случаями, выявлено не было; прессе будут даны указания не допускать оскорбительных выпадов в адрес патриарха, а также оскорблений чувств верующих.

 

Алексий, не удовлетворенный ответом, продолжал настаивать на личной встрече с Хрущевым. В конце ноября 1959 г. Карпов вновь запрашивает у патриарха перечень проблем, которые тот хотел бы обговорить с Хрущевым. В письме патриарх указывает длинный ряд таковых: закрытие церквей и перекосы в антирелигиозной пропаганде, насилия над духовенством и верующими, запрет на благотворительную деятельность, ограничения по приему в духовные учебные заведения и закрытие ряда епархий и др. Заканчивая письмо, Алексий отмечал, что, "ставя эти вопросы, мы отнюдь не жалуемся ни на кого в частности, а только констатируем факты крайнего возбуждения церковных кругов всеми этими новыми, сравнительно с недавним прошлым, явлениями, дающими не только здесь, у нас, но даже за границей повод говорить не больше и не меньше, как о гонении на Церковь или, во всяком случае, об изменении отношения нашей государственной власти к Церкви..." (Отечественные архивы. 1994. №5. С. 52).

 

В начале декабря патриарха Алексия, митрополита Николая и управляющего делами Московской патриархии пригласили в Совет, где им и высказали мнение относительно просьб патриарха. Оно сводилось все к тому же: научно-атеистическая пропаганда "велась и будет вестись", действия отдельных уполномоченных будут исправлены, закрытие отдельных церквей и монастырей не преследует цели "уничтожения Церкви", государство "не меняло и не намерено менять" своего курса по отношению к Церкви.

 

Это была последняя встреча Карпова с патриархом Алексием. Новым председателем Совета по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР был назначен Владимир Алексеевич Куроедов, имевший значительный опыт работы в партийных органах.

 

Новое руководство Совета последовательно и методично "исправляло ошибки" предшественников. На Всесоюзном совещании уполномоченных Совета по делам Русской православной церкви в апреле 1960 г. все положительное, что было достигнуто в государственно-церковных отношениях начиная с 1943 г., объявлялось "деформацией церковной политики социалистического государства", "неправильной политической и тактической линией", приведшей к укреплению религии и Церкви, созданию благоприятных условий для пропаганды "реакционной" идеологии, для деятельности многочисленных "явных и тайных врагов советской власти" среди духовенства. Прежний курс в "религиозном вопросе" обличался как проявление сталинизма. Тем самым общество отбрасывалось к авторитарным традициям 30-х гг., а религиозные объединения лишались возможности воспользоваться даже элементарными, общепризнанными нормами свободы совести.

 

В октябре 1964 г. был отстранен от власти Хрущев, с ним кончилась и "оттепель", обернувшаяся для Церкви годами административного натиска и произвола. В руководство компартии и государства пришли новые люди. Начали, хотя и очень медленно, изживаться последствия политики Хрущева в религиозном вопросе. Политика Брежнева, неоднозначная по оценкам современных политологов, тем не менее, в вопросах религии характеризуется как политика стабильности и укрепления роли религиозных организаций в советском обществе.

 

17 апреля 1970 г. скончался патриарх Алексий. Согласно Положению об управлении РПЦ, в должность Патриаршего Местоблюстителя вступил старейший по хиротонии постоянный член Священного Синода митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков). Его задачей было подготовить и провести Поместный собор для избрания нового главы Церкви.

 





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 923; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. II. Коренной перелом и завершающий этап Великой Отечественной войны. Война с Японией
  2. II. Коренной перелом и завершающий этап Великой Отечественной войны. Война с Японией
  3. III. Коренные изменения в международной обстановке после окончания II Мировой войны
  4. Американская печать в годы войны за независимость
  5. Арабо-израильские войны
  6. Боевые действия на фронтах Великой Отечественной войны
  7. Британское радио после Второй мировой войны
  8. В годы войны.
  9. В Европе и мире после войны
  10. В отечественной юриспруденции под источниками права традиционно понимаются внешние формы выражения (установления) правовых норм.
  11. В России, как и на Западе, благотворительные акции государства и частных лиц изначально адресуются инва­лидам войны, а впоследствии распространяются и на де­тей-инвалидов.
  12. Великая Отечественная война 1941 – 1945гг. Основные битвы в ходе войны

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.