Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7.2. Интеллектуальные игры в досуговой деятельности

6.

5.

4.

3.

2.

1.

Понятие у разных народов об «игре» имеет некоторую разницу у разных народов. У древних Греков слово «игра» означало собой действия, свойственные детям, выражая главным образом то, что у нас теперь называется «придаваться ребячеству». У евреев слово «игра» соответствовало понятию о шутке, и смехе. У римлян «игра» означало радость, веселость. У немцев древнегерманское слово «игра» означало легкое плавное движение, наподобие качания маятника, доставляющее при этом большое удовольствие.

Впоследствии на всех европейских языках словом «игра» стали обозначать обширный круг действий человеческих, с одной стороны претендующих на тяжелую работу, с другой – доставляющих людям веселье и удовольствие.

В русском языке слово «игра» означает проводить время в каком-нибудь занятии, служащим для развлечения, отдыха, спортивного соревнования.

Игра – есть такая форма проведения человеком досуга, которая, как правило, не направлена на достижение какого-либо практического результата, а представляет собой индивидуальное или коллективное развлечение, регламентируется правилами, опирается на народные или групповые традиции, благодаря которым и реализуется любой личностью легко и с удовольствием.

С древнейших времен люди играли и играют в различные игры. Игры были и остаются средством воспитания, обучения, развлечения.

- игры во все времена и у всех народов были непременно

- многие из игр представляли собой большую оригинальность

- множество игр разных народов представляли между собой и большое сходство, например – игры в мяч, кости, обручи.

Ни один народ на свете так не любил и не ценил так высоко игры – как древние греки.

Когда наступало время празднования Олимпийских игр, по всем городам Греции ходили герольды, возвещавшие об этом празднестве. Начало торжества обыкновенно открывалось жертвоприношениями, а затем проводились сами игры. Рядом с ипподромом (для ристания в колесницах) устраивались стадионы для состязаний в простом беге, прыганье, метании дротиков и дисков, борьбе и других гимнастических упражнений. В заключение игр победителям раздавались венки, сплетенные из оливковых ветвей…Для греков было принято состязаться во всем, что заключало в себе возможность борьбы. Состязались мужчины в красоте, соревновались в пении, в загадывании загадок, кто больше выпьет и позже заснет, кто больше полошит пищи и вина. Древняя Греция славилась своими боевыми играми. Это знаменитые бои гладиаторов, бои зверей. Даже судебная тяжба есть борьба, игра. Состязание в силе и храбрости приходилось выигрывать жениху, чтобы завоевать руку невесты. Порой испытывались его смекалка и ум, для чего приходилось отвечать на вопросы.Древние эскимосы разрешали свои обиды и ссоры вызовом обидчика состязаться в игре на барабане в пении. Песенный диалог сопровождается физическими оскорблениями, даже муками. Собравшиеся зрители подхватывают хором припевы песен, подстрекают участников…На Руси в 16-17 вв. праздничные дни народ собирался на кулачные бои, которые проходили при жилых местах. Палочные бои имели подобие турниров и сопровождались иногда убийствами. Молодежь бегала, боролась, скакала на лошадях в перегонки, метала копьем в кольцо, стреляла из луков в войлочные цепи.

Женщины и девицы летом и в праздники водили хороводы. Аккомпанировал какой-нибудь скоморох. Любимым времяпрепровождением женского пола во всех классах были качели.

В России были в употреблении игры, имевшие целью выигрыш: карты, шахматы, шашки, зернь – небольшие косточки с белой и черной стороной. Выигрыш определяется тем, какой стороной упадет кость, если будет брошена.

В 16в. В России самой достойной забавой считалась охота. Тяглые люди обязаны были гоняться за зверьем. Простых людей заставляли сражаться с этими зверями. Победителей жаловали сукном и материями.В 18в. Популярностью стали пользоваться разнообразные игры в мяч В последней четверти 19 в. Игры в мяч становятся стороже. Правила в них постоянно детализируются и именно в это время рождаются профессиональные, спортивные игры. Спорт мало-помалу удаляется от игровой сферы и становится элементом своеобразным, уже не игрой.

Классификация в переводе с латинского означает раскладывание по разряду, по классу.

Проблема классификация игр – одна из самых трудных.

- Всеволодский, положил в основу классификации игр – производственно-тематический принцип (военные игры, промысловые игры, драматические)

- Григорьев и Литвинова – распределяют материал по рубрикам, исходя из особенностей игры: без предмета, с предметом – мяч, скакалка.

- Кедрина и Гелазония усовершенствовали классификацию включив в нее элементы функционального принципа (для дома, для спортивной площадки, для зимы, для полезного досуга и т.д.)

Свободное время в старину регламентировалось праздничным народным календарем, как прочим и церковным. Чередой шли рождественские, масленичные, пасхальные, семицкие, петровские и т.д. игры; и если мы сейчас всерьез говорим о возрождении традиционной культуры народа, то должны учитывать и данный фактор помочь людям вспомнить и содержание игр, и их порядок проведения. Поэтому функционально-бытовой принцип распределения игр кажется наиболее естественным. Но и эта классификация условна, так как жизнь всегда богаче всяких схем. Игра, возникшая как элемент масленичного обряда, может жить и в отрыве от него – это ясно.

Общая классификация игр по их применению в социально-культурной деятельности:

  • по целевому признаку (воспитание, образование, развлечение)
  • по видам (сюжетно-ролевые, азартные, спортивные, деловые, актерские, интеллектуальные, подвижные)
  • по национальному признаку (русские народные, казахские, алтайские, английские народные)
  • по возрастным особенностям (детские, молодежные для людей среднего возраста и т.д.)
  • по количеству участников (поединки, групповые, массовые)
  • по месту проведения(настольные, напольные, водные и т.д.)
  • по функционально-бытовому (обрядовые, ритуальные, масленичные)

 

Структура – задача, правила поведения.

Структура любой игры предполагает достижение цели посредством преодоления определенных препятствий. В игре имеется своя задача, правила поведения и роли, которые берут на себя основные действующие лица.

Содержание и ход игры определяются в основном склонностями и интересами самих отдыхающих. Основным принципом построения игровой программы являются: выбор темы. Выбор темы может быть определен либо «красной датой» календаря, либо приурочен к какому-нибудь событию.

После принятия темы будущей игровой программы, встает вопрос об основных этапах подготовки игры:

Для этого необходимо:

  • Отобрать игры, в соответствии с поставленной целью к.д. программы
  • Определить соответствие игры возрастной группе
  • Определить время проведения
  • Определить место проведения
  • Определить количество участников
  • Подобрать необходимый реквизит
  • Подобрать призы
  • Подготовить ведущего
  • Подготовить участников

Проведение игры:

  • Ознакомление аудитории с содержанием игры, с реквизитом, который будет использоваться в игре
  • Объяснение хода и правил игры

Основная цель правил игры – организовать действия, поведение играющих. Правила могут запрещать, разрешать, делать игру занимательной, напряженной.

Чем правила жестче, тем игра становится напряженней, острее. Необходимо подчеркнуть, что в правилах отражен нравственный аспект игры. Подчинение правилам игры воспитывает у участников организованность, внимание, умение управлять своими эмоциями. Некоторые игры, например, надо начинать по сигналу ведущего или после слов текста, если игра сопровождается текстом. Правила должны быть соответственными возрастным особенностям играющих.

  • Показ игрового действия
  • Реклама призов
  • Определение роли ведущего в игре
  • Подведение итогов, награждение победителей

Игры делают досуг интересным и содержательным, снимают усталость. Игры способствуют возникновению и накоплению положительных эмоций, поднимают жизненный тонус.

Игра есть основа работы организатора досуга. Практически во всех играх содержится элемент соревнования, борьба за личное первенство.

Выиграть – значит преодолеть тот уровень совершенства в данной ситуации, который перед тем достиг противник. Предугадать ход, предупредить маневр, перехитрить – значит оказаться выше той ситуативной модели, которую навязывает партер.

Особенности игровых отношений:

  1. Игра создает наиболее благоприятное общение - характеризуется простатой и доброжелательностью, исчезает излишняя застенчивость.
  2. Игра способствует творческому развитию личности. Успех зависит от способностей находить нестандартные пути и способы достижения поставленной цели
  3. Содержание игровых занятий связанно с искусством и поэтому способствует художественному развитию участников.
  4. Игра способствует активизации аудитории, вовлекает ее в действие, насыщает мероприятия импровизационно-творческими элементами.

Игра – язык с помощью которого живое распознается в окружающем мире живое. Это лишь с виду игра развлекательна, непродуктивна, подражательна – очередной розыгрыш.

Вывод: Как активный вид социально-культурной деятельности игра способствует не только развитию смекалки, находчивости, логического мышления, воспитанию воли, но и тренирует их, дает возможность поддерживать эти и многие другие качества «в рабочем состоянии».

Рекомендуемая литература

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – Новосибирск, 1994.

2. Матизен В. Россия в играх//Искусство кино. – 1998 - №2-с.39-44.

3. Рябков В.М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (вторая половина - XXвв.) учеб. пособие / В.М. Рябков, Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер» 2008.

4. Третьякова Н.В. Методы и технологии развлекательно-игровой деятельности. Учебное пособие. – Барнаул: Изд-во АГИИК, 2003.

 

Интеллект (с лат. – познание, понимание, рассудок)

К интеллектуальным играм относятся: словесные игры, загадки, квизы, викторины, ребусы, кроссворды и т.д.

Словесные игры: Вербальные (словесные, от латинского слова верба – «слово») игры.

Они не требуют сложных атрибутов, но в жизни очень важно бывает вовремя и к месту вспомнить нужное слово. Речь будет выразительнее, обретет новые краски, не говоря уже о том, что и узнать можно больше.

Словесные игры основаны на разделении слов на части, на перестановке или замене в них букв, на добавлении или сокращении некоторых букв или слогов, а значит и на непрерывно меняющихся значениях задуманного слова, зависящих от их значений.

Словесные интеллектуальные игры

Анаграммой называют слово или словосочетание, образованное перестановкой букв, составляющих другое слово или словосочетание.

Её изобретателем считают греческого грамматика Ликофрона, жившего в III веке. Итак, путем перестановки букв в слове «лето» можно получить «тело», в слове «гора» - «рога».

Псевдонимы писателей, фамилии и имена литературных героев нередко образованы путем перестановки букв.

Метаграммы – это загадки, основанные на последовательном изменении в слове одной или нескольких букв.

Многим известна задача о превращении слова «муха» в слово «слон» путем последовательной замены одной буквы. Эту игру изобрел автор книги «Алиса в стране чудес» Льюис Кэрролл и назвал её «Пары слов».

Ход игры: пишется слово. Пониже на том же листе пишут другое слово с точно таким же числом букв. Теперь нужно попытаться шаг за шагом превратить верхнее слово в нижнее.

Правила этой игры очень просты: всегда берутся только существительные и каждый раз можно менять только одну букву. Обычно берут пары слов, связанных по смыслу друг с другом. Например: ночь - день, рыба - море. Ночь – ноль – соль – соло – село – сено – сень – День

Логогриф – (в переводе с греческого - «сеть», поставленная для слова, «словесная сеть»). Это загадка, для решения которой нужно отыскать искомое слово и образовать от него новые путем прибавления или исключения букв. Например: Пилот – плот.

 

Акростих – (это слово греческое, в переводе на русский язык означает краестишие). Так называется стихотворение, в котором начальные буквы каждой строчки, образуют какое-либо слово или фразу.

Летит по космосу комета

Её павлиний яркий хвост

На миллионы тянет верст

Однако про комету эту

Что думает Глазков – поэт?

- Комета, скажет он, - ракета,

Естественно, иных планет. (Леночке)

 

Запрятанное слово или фраза могут располагаться не только в начале строк, но и в середине и в конце. В таком случае употребляются уже другие названия – телестих, мезостих.

 

Шарады, это загадка, в которой загаданное слово состоит из нескольких частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово, например: пар-ус, вино-град.Для отгадывания шарады даются вначале признаки отдельных слов (частей) её образующих, а в конце дается объяснение целого слова. Шарада всегда отгадывается по частям. Отгадывание отдельных частей облегчает отгадывание целого слова. Шарада по-своему характеру ближе всего к обычным загадкам, чем другие виды словесных задач.

Например:

Первый слог мой – предлог

Второй достоин порицанья.

А вместе все животного названье.

(О-лень, олень)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Народное художественное творчество | Тема 7.3. Народные подвижные игры в досуговой деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1283; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.