Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка знаний, умений и навыков учащихся специальных школ

Характеристику ценности, уровня или значения каких-либо объектов или процессов называют оценкой. Оценить – значит установить уровень, степень или качество чего-нибудь. Она не должна быть наградой или средством наказания. Поощрением или порицанием должны служить слова и указания учителя в связи с выставлением оценки.

Оценки должны выставляться объективно. Опасен как либерализм – завышение оценок, так и чрезмерная строгость. Общие критерии при оценке знаний содержатся в программах, устанавливающих объем знаний, умений и навыков, которыми должны обладать учащиеся по данному предмету в каждом классе. Нормативы оценок должны носить четкий характер, так как соотносятся с конкретными знаниями, умениями и навыками учащихся по предметам. При выставлении оценок за четверть большую роль должно играть повседневное наблюдение учителя за учащимися.

В Республике Беларусь с 2002/03 учебного года в специальных школах, обеспечивающих цензовое образование, так же, как и в массовых школах, введена 10-балльная система оценивания учащихся. Это позволяет усилить стимулирующую функцию отметки, практическую направленность обучения. Впервые оценивается не только предметно-содержательная область (знания, умения и навыки по предмету), но и содержательно-деятельностная (сформированность и уровень учебно-познавательной деятельности), а также индивидуально-личностная сфера.

Вспомогательная школа перешла на эту систему оценивания с 2003/04 учебного года, что связано с разработкой специальных критериев для оценивания достижений детей с интеллектуальной недостаточностью. Среди критериев оценки выделяются: полнота знаний, уровень сознательности их усвоения, прочность усвоения, умение их применять, сформированность мыслительных операций и способов умственной деятельности, прилежание, отношение к учебной деятельности, характерные черты личности ученика.

Основными методами проверки и оценки знаний являются: устный опрос, наблюдение, письменные, контрольные и практические работы, программированные задания, тесты и др.

Учет усвоения учебного материала можно вести с помощью условных обозначений:

☼ – хорошие навыки, правильно понимает инструкцию, самостоятельно справляется с заданием;

•– правильно понимает инструкцию, не всегда самостоятельно справляется с заданием, принимает помощь, действует адекватно; знания есть, но не всегда правильно используются;

♦ – инструкцию понимает, но не всегда действует в соответствии с ней, часто допускает ошибки, требуется стимулирующая помощь в организации деятельности; знания непрочные;

■ – инструкцию понимает только с повторного раза, требуется постоянная стимулирующая помощь (на невербальном уровне);

О – не реагирует на инструкцию, задания не выполняет, знания отсутствуют.

При оценке деятельности учащихся специальных школ используются индивидуальный и дифференцированный подходы. Неудовлетворительные оценки не должны ставиться в начале четверти, в начале изучения темы или сразу после болезни учащегося.

Содержательно-оценочная основа обучения предполагает характеристику деятельности ученика, в которой отмечаются слабые и сильные стороны, за что выставляется та или иная оценка. Характеристика может быть как развернутой, так и краткой, в устной или письменной форме, в виде рецензии.

Оценки могут быть вербальными (словесными) и невербальными – в виде поощрительных знаков, жестов, междометий и пр. Они могут носить положительный характер (согласие, одобрение, ободрение), отрицательный (замечание, отрицание, упрек, угроза, нотация) и неопределенный – типа «см» – «смотрела». В практической деятельности следует опираться на следующие правила поощрения:

· сравнение ребенка с самим собой;

· учет мотива действий;

· приоритет малых мер положительной оценки;

· использование внешних достоинств в целях проявления внутренних;

· интерпретация негативных проявлений как позитивных.

Отрицательная оценка (наказание) в коррекции формирующегося сознания далеко не всегда играет желаемую роль. Среди основных правил применения наказания можно назвать такие:

· наказывать очень редко;

· использовать слабые меры;

· запрет наказаний (физических), унижающих достоинство;

· не напоминать о наказании;

· направлять отрицательную оценку в адрес содеянного, а не личности в целом;

· предварять наказание общей положительной оценкой.

В случаях неумения, страха, раскаяния, оплошности, аффекта использование наказания должно быть исключено.

При оценке деятельности учащихся специальных учебных заведений используются индивидуальный и дифференцированный подходы. Если в массовой школе учителя стремятся поймать ребенка на незнании, то в специальной, наоборот, – на знании.

Среди альтернативных могут использоваться как серьезные, так и шуточные виды оценок (рисунки, аппликации): «За уступчивость», «За умение слушать», «За сострадание и отзывчивость», «Тихоне», «Самому молчаливому». Роль стимуляторов поведения могут выполнять маленькие открытки с небольшим текстом и соответствующим изображением: «Спасибо за помощь!», «Улыбнись и не грусти!», «Ты можешь собой гордиться!»

Демократизация школьной жизни требует отказа не от контролирования и оценивания знаний, умений, а от рутинных форм побуждения к учению с помощью оценок. Как отмечает Т.В. Варенова (2003), в системе диагностирования оценка как средство стимулирования приобретает новые качества. Прежде всего, результаты диагностирования, при котором могут использоваться оценочные суждения (баллы), способствуют самоопределению личности. Дополняясь принципом добровольности, оценка из нелюбимого в прошлом для многих школьников средства принудительного обучения превращается в способ рационального определения личного рейтинга.

Литература: 15, 26, 46, 51, 62, 63, 64, 97.

Контрольные вопросы и задания к теме:

1. Какими государственными документами определяется содержание образования?

2. Дайте определения понятий «принципы обучения», «технология обучения», «метод обучения», «прием обучения».

3. Отдаете ли Вы предпочтение одной из классификаций методов обучения? Почему?

4. Определите свою позицию по вопросу возможности применения в процессе обучения детей с интеллектуальной недостаточностью проблемного, частично-поискового и исследовательского методов обучения.

5. Составьте список статей по вопросам педагогических технологий в специальном образовании детей с интеллектуальной недостаточностью, опубликованных в журналах «Дэфекталогія», «Дефектология», «Спецыяльная адукацыя», «Воспитание и обучение детей с проблемами развития», «Коррекционная педагогика», начиная с 2000 г.

6. Посредством социально-педагогической характеристики детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью умеренной и тяжелой) обоснуйте тенденцию развития 2-го отделения вспомогательной школы.

7. Какие формы организации обучения выделяются в педагогической литературе?

8. Какие типы уроков выделяются в педагогической литературе?

9. Определите общие и специфические требования к уроку в специальной общеобразовательной школе для детей с особенностями психофизического развития?

10. Вчем состоит основное назначение контроля (проверки) результатов обучения?

11. Какие виды контроля принято выделять в дидактике?

12. Какими методами контролируются результаты учебной деятельности учащихся?

13. Составьте аннотированный список публикаций журнала «Дэфекталогiя» по вопросу применения 10-балльной системы оценки результатов учебной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

 

РАЗДЕЛ 5. ТРУДОВАЯ ПОДГОТОВКА УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

Организация трудовой подготовки учащихся специальных образовательных учреждений

Организация педагогического процесса в специальных учебно-воспитательных учреждениях имеет коррекционную направленность. Содержание коррекционно-восстановительной и образовательной работы и методы, используемые педагогическим коллективом, должны обеспечивать преодоление недостатков развития ребенка, затрудняющих усвоение основ наук и социальную адаптацию в обществе и быту.

Трудовое воспитание в специальных образовательных учреждениях организуется с учетом местных условий и потребностей. Трудовое обучение, производственно-трудовая подготовка и профориентация являются составными частями учебно-воспитательной работы и способствуют решению проблем социально-трудовой и бытовой ориентации учащихся. Трудовое обучение проводится как по программам для массовых школ с учетом ее адаптации, так и по специальным программам в несколько этапов, имеющих свое содержание, цели, задачи, формы, организационно-педагогические и методические особенности. Профессиональная ориентация учащихся осуществляется с учетом их психофизических способностей, профилей трудового обучения и местных возможностей трудоустройства.

Классы (группы) с трудовой подготовкой открываются на базе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. Открытие классов (групп) с трудовой подготовкой возможно лишь при наличии хорошей материально-технической базы производственного обучения, программно-методического и кадрового обеспечения. В устав учреждения обязательно должны быть внесены изменения и дополнения, определяющие новый статус школы и его обеспечение. Учащиеся принимаются в коррекционные классы с трудовой подготовкой на основе заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Комплектование классов (групп) проводится в соответствии с Типовым положением. Состав контингента обучающихся может носить смешанный характер по степени умственной отсталости и может быть однородным, что предпочтительнее. При организации трудового обучения во вспомогательной школе в 5-10 классах разрешается деление класса на две подгруппы (учебно-трудовые группы). Также разрешается организация трудового обучения учащихся с использованием учебно-материальной базы учреждений, которые обеспечивают профессионально-техническое обучение.

Трудовая практика в выпускном классе на базовых предприятиях может быть организована на протяжении учебного года. Содержание практики должно соответствовать профилю трудового обучения.

Распределение учебных часов по предметам и набор учебных предметов определяется самим учреждением на основании Учебного плана вспомогательной школы и зависит от степени умственной отсталости обучающихся. Распределение учебных часов и набор предметов также должны соответствовать основным задачам образования.

Выпускникам специальных образовательных учреждений, сдавшим выпускной квалификационный экзамен по трудовому обучению в установленном порядке выдается свидетельство (удостоверение) с присвоением квалификации, которое является основанием для приема на работу по данной специальности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы и формы контроля знаний | Задачи трудового обучения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.