Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности трудового обучения во вспомогательной школе




Труду отводится решающая роль в коррекции развития и становления личности. Включение в коллективный производственный труд при правильной его организации является переломным периодам в жизни учеников вспомогательной школы, потому что они вводятся в систему общественных отношений, которые требуют сотрудничества, требовательности, доверия и взаимопомощи. По классам система трудового обучения умственно отсталых учащихся включает этапы:

1) пропедевтический (работа в I-III классах);

2) профессионально-ориентировочный (работа в учебных мастерских в IV классе);

3) профессионально-трудовой (профессионально-трудовое обучение в мастерских для учеников V-X классов);

4) производственный (обучение учеников в XI-XII классах углубленной социальной и профессиональной подготовки).

Пропедевтический этап обеспечивает качественную подготовку умственно отсталых школьников к овладению трудовой профессией. При построении уроков трудового обучения в младших классах значительная часть времени отводиться на практическую работу, но без снижения качества проведения таких важных этапов урока, как подготовка к выполнения практического задания (анализ узора, планирование и т. д.) и обсуждение его итогов (словесный отчет, анализ, сравнение, аргументированная оценка и самооценка изделий и т. д.).

Содержание уроков в I-III классах определяет учебная программа, составленная по концентрическому принципу. Виды труда разнообразные, они повторяются с усложнением, углублением и расширением конкретных заданий в зависимости от уровня развития учеников. Школьники работают с бумагой и картоном, глиной и пластилином, природными материалами и текстилем, проволокой и древесиной, конструктором.

Направление профессиональной подготовки учеников на втором этапе (IV класс) определяется на основе учета их физического и психического развития и социальных нужд определенного региона. Профили профессионального обучения очень разнообразные, они отображают требования производственной необходимости региона. Наиболее распространенными являются следующие профессии: столяр, плотник, слесарь, штукатур, полевод, животновод, швея, переплетчик, обувщик.

По степени сложности выделяют профессии трех групп. Первая группа: доярка, садовод, швея-мотористка. Для учеников этой группы нужна хорошая координация движений. Вторую группу составляют профессии: столяр, штукатур, кузнец, слесарь, каменщик, маляр. Тут важным является развитость кинестетического контроля, способности правильно учитывать условия, которые меняются. Третья группа: рабочий-полевод, грузчик, рабочий столовой, рабочий животноводческой фермы, подсобный рабочий. Тут нужна выносливость и сила. В IV классе создаются условия для того, чтобы ученики познакомились с разными профилями работы и посредством учителя сориентировались в выборе соответствующей способностям профессии.

На третьем этапе (V-X классы) ученики приобретают профессию. Наиболее распространенными в белорусских вспомогательных школах являются следующие профили подготовки: слесарное, столярное, швейное дело, сельскохозяйственный труд. Ведется также подготовка по спаренным профилям: столярно-плотническое, штукатурно-малярное, картонажно-переплётное дело. В некоторых школах ведется подготовка в сфере общественного питания (посудомойка, уборщица), в качестве младшего медицинского персонала (санитарка), озеленителя, дворника.

Обучение ведется преимущественно на операционно-комплексной основе. Ученики предварительно отрабатывают отдельные рабочие операции, затем используют их при выполнении изделий полезного назначения.

В практике применяются разнообразные эффективные средства прямого и опосредованного педагогического руководства учебно-трудовой деятельностью школьников. На уроках имеют место индивидуальные и бригадно-групповые формы работы, выбор которых зависит от ряда условий: разновидности труда, новизны и сложности учебного материала, уровня развития учеников и г. д.

Содержание профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе определяется следующими принципами: социальной значительности содержания обучения с учетом перспектив трудоустройства выпускников; доступности содержания трудового обучения; учета коррекционной значимости содержания трудового обучения; дифференцированного учета возможностей, индивидуальных и типологических особенностей умственно отсталых детей. При выборе профиля трудового обучения берется во внимание возможный квалификационный уровень овладения профессией учеником.

В настоящее время в некоторых вспомогательных школах с целью углубленного овладения рабочей специальностью создаются XI-XII классы. В учебный план включаются общеобразовательные предметы и предметы по профилю профессиональной подготовки. Профессиональная подготовка предполагает изучение «охраны труда», «обучение по специальности, в том числе и производственную практику». Изучение курса «Охрана труда» организуется с учетом профиля профессиональной подготовки и направлена на формирование у учащихся ответственного и квалифицированного подхода к вопросу обеспечения охраны труда на трудовом месте. Работа в классах организуется по производственному типу (есть плановое задание, ведется пооперационный учет и контроль знаний, создаются бригады, работа стимулируется материально).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 989; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.