Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внутришкольный контроль




Управление специальным учреждением и руководство педагогическим коллективом

Информация для родителей, воспитывающих детей с нарушениями интеллекта

Старайтесь придерживаться следующих правил, это облегчит вашу жизнь.

1. Преодолевайте страх и отчаяние.

2. Не тратьте время на поиски виновного. Его просто не бывает.

3. Определите, какая помощь необходима вашему ребенку и вашей семье, и начинайте обращаться к специалистам: медицинская помощь (консультация у детского психоневролога и других специалистов), психолого-педагогическая помощь (обучение в специализированном учреждении на основе рекомендаций ПМПК).

Литература: 50, 60, 67, 88, 89, 119, 121.

Контрольные вопросы и задания к теме:

1. Назовите функции семьи.

2. Какие формы работы с семьей используют в работе специалисты?

3. Как реагируют родители на появление ребенка с проблемами в развитии?

4. Изучите книгу «Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии» [53]. Законспектируйте 7 главу.

 

РАЗДЕЛ 7. ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

Государственно-общественное управление специальным учреждением осуществляется на основе принципов демократии, гласности и во взаимодействии коллектива учреждения с общественностью и родителями (или лицами, их заменяющими).

Общее управление специальным образовательным учреждением осуществляет совет школы, который организуется и действует в установленном порядке. Непосредственное руководство специальным образовательным учреждением осуществляет директор, который назначается на должность соответствующим органом государственного управления образованием из числа лиц, имеющих высшее дефектологическое образование и опыт работы по специальности не менее 5 лет.

Директор учреждения назначает заместителей директора по учебно-воспитательной работе из числа лиц, имеющих дефектологическое образование и опыт работы по специальности не менее 5 лет, по согласованию с органами управления образованием. Директор несет персональную ответственность за результаты работы специального образовательного учреждения.

Специальное образовательное учреждение действует на основе Типового положения и разработанного в соответствии с ним индивидуального положения данного учреждения, утвержденного Министерством образования.

В индивидуальном положении определяются нормы и правила жизни коллектива специального образовательного учреждения с учетом его особенностей и перспектив развития, а также права, обязанности и ответственность работников и воспитанников, иные вопросы, не противоречащие законодательству Республики Беларусь и необходимые для осуществления деятельности учебно-воспитательного учреждения.

В целях развития и совершенствования процесса обучения и воспитания детей, повышения профессионального уровня и творческого роста учителей и воспитателей создается методический совет школы – коллегиальный орган, объединяющий педагогических работников. Обязательным членом совета образовательного учреждения и педагогического совета школы является врач.

Порядок работы и функции педагогического совета специального образовательного учреждения определены Положением о специальных образовательных учреждениях РБ.

Лечебно-консультативная и методическая помощь, руководство организацией лечебно-профилактической работы в специальных образовательных заведениях осуществляются местными органами здравоохранения и лечебными учреждениями. Два раза в год в специальных образовательных учреждениях проводится углубленный медицинский осмотр воспитанников с привлечением врачей, узких специалистов из лечебных учреждений здравоохранения. Дети с хроническими соматическими заболеваниями находятся под постоянным профилактическим наблюдением соответствующих учреждений.

Одной из важнейших функций управления является контроль. Внутришкольный контроль сложный и трудоемкий процесс. Это объясняется, в частности, отсутствием обоснованной системы критериев оценки образовательного процесса, особенно его воспитательного компонента. Значение контроля в управлении современной школой заметно возрастает в связи с предоставлением школе больших полномочий в оценке качества обучения и воспитания обучающихся, уровня реабилитации и адаптации. И эти функции возложены, прежде всего, на директора школы и его заместителей.

Контроль устанавливает меру соответствия реальных результатов запланированным и выявляет степень отклонения от них, позволяя предотвратить возможные негативные явления. Управленческое решение всего лишь прогноз, и в нем объективно возможны ошибки, так как большинство решений принимается в ситуации неопределенности, т.е. невозможности с абсолютной точностью предсказать последствия и предвидеть результаты.

Материалы контроля служат основанием для регулирования первоначальных планов по причине их низкого качества или изменившихся условий выполнения. Контроль используется как средство мотивации сотрудников, поэтому он необходим и в том случае, когда процесс идет нормально.

Контролирующая деятельность сопоставима с аналитической. Контроль устанавливает степень отклонения от запланированных целей, для чего полученные результаты сравниваются с ожидаемыми. Степень отклонения анализируется и проводится регулирование. Контроль, как и анализ, завершается определением проблем.

Основные направления внутришкольного контроля.

1. Учебно-воспитательный процесс. Контроль за состоянием преподавания учебных дисциплин, коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса; за качеством обученности и уровней сформированности учебных навыков; контроль за уровнем воспитанности, социальной адаптацией (готовность к жизни в семье и обществе); за выполнением индивидуальных программ развития, результативностью психолого-медико-педагогического сопровождения; за уровнем трудовой подготовки, желанием трудиться, получением начальной профессиональной подготовки и т.д.

2. Педагогические кадры. Контроль за соблюдением нормативной правовой базы, за проведением всех видов совещаний, аттестацией, повышением квалификации и самообразованием.

3. Коррекционно-развивающее пространство. Контроль за созданием оптимальных условий для жизнедеятельности, учебы и воспитания (щадящий режим, организация быта), т.е. уровнем сформированности реабилитационного пространства; лечебно-оздоровительной работой, уровнем здоровья; привлечением внебюджетных средств для развития учреждений; за ведением школьной документации, школьного делопроизводства; за развитием кабинетной системы; за учетом, хранением и использованием учебно-наглядных пособий, ТСО.

4.Финансово-экономическая деятельность

5..Деятельность учебно-вспомогательного персонала

Методы внутришкольного контроля: наблюдения за деятельностью учителя и учащегося при посещении уроков, внеклассных мероприятий, занятий коррекционных групп; анкетирование; административные проверки; проверки по линии методических объединений, методического Совета с участием психологов, дефектолога и т.д.; индивидуальные беседы с учащимися, учителями, родителями.

В соответствии с нормативными документами существует два вида контроля: тематический и фронтальный, которые с успехом применяются в коррекционных учреждениях.

Цель тематического контроля заключается в глубоком изучении отдельного вопроса (работа коррекционных групп, обучение без домашних заданий, новые организационно-психолого-педагогические подходы к вопросам трудового обучения, уровень психологического климата, профессионально-трудовое обучение как условие социальной реабилитации обучающихся, формирование социально полезного поведения и др.). Тематическая проверка может носить предупредительный характер.

Фронтальный контроль направлен на глубокую, всестороннюю проверку по всем вопросам одного учителя или группы учителей.

По объекту контроль может быть персональный, классно-обобшающий, комплексно-обобщающий (в параллели) По сути дела это в основном те вопросы, по которым делается анализ деятельности школы за год.

Условия эффективности контроля: своевременная и точная информация о положении дел в школе; культура проверяющих и их компетентность, умение не только со знанием дела вскрывать недостатки учебно-воспитательного процесса, но и находить положительное в работе учителя и обучающихся; привлечение общественности (руководителей МО, лучших учителей), гласность, информированность педагогического коллектива о результатах контроля.

Основными формами контроля являются: самоконтроль, взаимоконтроль, административный контроль, индивидуальный контроль.

Выбор контроля обосновывается на заседании методического совета. Самоконтроль осуществляют учителя опытные, прошедшие аттестацию на 1-ю и высшую категории. Взаимоконтролем занимаются учителя одной параллели, преподающие один из новых предметов.

Педагоги, стабильно работающие в режиме само- и взаимоконтроля, получают статус доверия, представляют результаты своей деятельности на методическом объединении и методическом совете, занимаются самообразованием, проводят открытые уроки.

Административный контроль осуществляется по отношению к молодым учителям школы, а также тем, кто подал заявления на аттестацию, учителям-заочникам. Педагоги, которых контролирует администрация, совершенствуют методику организации, планирования, анализа урока с помощью руководства, стремятся к повышению профессионального мастерства и достижению стабильных результатов педагогической деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 689; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.