Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура, ее формы. Место естествознания в культуре




Под культурой в самом широком смысле принято понимать все то, что создано человечеством в ходе его исторического развития: природа сделана не нами, а культура – нами, т.е. людьми. Культура – это социальный феномен, иначе говоря, это совокупность созданных человечеством материальных (материальная культура) и духовных (духовная культура) ценностей, а также способность человека производить и ис­пользовать данные ценности. Культура воплощает целостную систему представлений о мире, которая характеризует уровень развития, как всего общества, так и отдельной личности.

Человек может существовать только при соблюдении определенных условий бытия, удовлетворения своих материальных (биологических) потребностей в пище, одежде, жилище, тепле и др. Человек – существо разумное и биосоциальное – нуждается в духовных потребностях: в развитии сознания, мышления, в познании окружающего мира (природы и общества), в ощущении красоты мира, в развитии знаний, чувств, воли, характера и т.д. Все это создает духовный мир человека, его духовную культуру. Развитие и совершенствование духовного мира является, в конечном счете, важнейшим элементом смысла существования человека на Земле.

Преемственность материальной и духовной форм единой культуры – существенная их закономерность, учитывать которую следует в курсе «Концепции современного естествознания». Сегодня общепризнано, что кризисное состояние общества проявляется, прежде всего, в дефиците духовности. Материальные носители духовного – язык, книги, осваивая которые человек развивает свой внутренний духовный мир: знания, интересы, ценности, что делает человека Человеком.

Естественно-научная форма единой культуры затрагивает в основном природное бытие личности, заключающееся в определении долголетия, здорового образа жизни, комфортности жизнедеятельности, перспективах технологического и социокультурного развития человечества, решения глобальных проблем современности.

Наука – это особая сфера деятельности человека, направленная как на получение новых знаний, так и на разработку новых методов их получения, сложный социальный феномен: система знаний о законах природы, общества и человеческого познания; форма общественного сознания; непосредственная производительная сила общества.

Различают формы единой культуры в науке – естественно-научной и гуманитарной. Естественно-научная форма культуры – система знаний о природе. Гуманитарная форма культуры – система знаний о позитивно значимых ценностях бытия человека, социальных слоев, человечества.

Гуманитарная форма культуры ориентирована на общечеловеческие ценности, такие как гуманизм, демократия, мораль, права человека и т.п.

Гуманитарные науки изучают законы формирования, развития личности в системе общественных отношений, они связа­ны с мировоззрением, которое формируется в том числе и с помощью настоящего курса, поэтому не могут быть самодостаточными в решении своей главной задачи без овладения естественно-научной формой культуры.

Между двумя формами культур образовались противоречия из-за специфики языка и методов исследования. Современное естествознание – это мультидисциплинарная научная область знания для формирования мировоззрения, культуры человека. Этим обозначается его направленность на поиск единых, универсальных закономерностей природы, воплощенных в объединяющих идеях и представлениях, признаваемых во всех естественных науках, мультидисциплинарный синтез, порождающий взаимопроникновение наук, взаимоусиление познавательного результата. Поэтому для становления современного естествознания необходим очень высокий уровень развития частных наук. В настоящее время объединяющей идеей, например, служит синергетическая парадигма фундаментальности.

Человеческое общество вступило в век господства принципиально новых, высоких технологий в различных сферах деятельности. И естественно, что новому, более высокому уровню цивилизации должна соответствовать новая, более высокая ступень развития человека и человеческого общества в целом в их взаимодействии с природой. Возникает задача целостного, гармонического развития духовных и материальных сил человека, в том числе в образовании на основе мультидисциплинарного, мировоззренческого, культуросозидающего курса «Концепции современного естествознания». А путь к ее реше­нию – в единении и интеграции естественных и гуманитарных знаний – путь к единой (инновационной) культуре.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.