КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методология постижения открытого мира
Лекция 12. Путь к единой культуре. Синергетическая парадигма фундаментальности Как известно, XXI в. характеризуется бурным ростом научных знаний. Человечество знает и умеет значительно больше, чем может осмысленно использовать. Это породило серьезную проблему, ранее не стоявшую перед человеком: противоречие между его глобальным планетарным могуществом и недальновидными эгоистичными действиями людей. Чарльз П. Сноу сформулировал проблему об увеличивающемся разрыве между естественно-научной культурой, и культурой гуманитарной. Разделение наук на гуманитарные, изучающие человека во всех проявлениях, и естественные, исследующие закономерности окружающего нас мира, в настоящее время выглядит условным. В науке выделяются два процесса: дифференциация различных областей научного знания, приводящая к появлению узких специалистов, и все более усиливающиеся интегративные тенденции в науке, сопровождающиеся проникновением представлений и исследовательских методов из точных наук в гуманитарные, и наоборот. Одной из важнейших задач современности является гармоничное развитие человека и устранение противоречия между гуманитарной и естественно-научной формами культуры. Гуманитарное содержание современного естествознания связано с развитием мышления (нелинейного, синергетического), формированием мировоззрения, воспитанием чувств. Современное состояние научного знания характеризуется тенденцией к междисциплинарности и мультидисциплинарному взаимопроникновению. Мультидисциплинарным синтезирующим статусом сегодня обладают системный подход и его наиболее конструктивная часть: синергетический подход (системный подход в узком смысле) и все большие эвристические возможности раскрывают синергетическая образовательная среда и теория фракталов. Имеются веские основания полагать, что рефлексивное обращение фрактальных представлений на саму социальную деятельность субъекта и в особенности на его познавательную деятельность обернется новым концептуальным сдвигом в решении классических философских проблем качественного образования. Необходимость такого рода рефлексивного обращения, прежде всего, определяется тем, что сложность системы социальной деятельности (по критериям числа взаимодействующих элементов и уровней организации) возросла настолько, что традиционные подходы уже не согласуются ни с полной оценкой ситуации, ни тем более с прогнозом последующих состояний. Предметом рассмотрения выступают отношения инвариантности и подобия, которые связывают целостные системы и процессы социальной человеческой деятельности с каждым ее элементом и этапом, а именно особые виды деятельности, которые феноменологически проявляют структуру деятельности во всей ее сложности и полноте: это управленческая и учебно-познавательная деятельность в синергетической среде. Концепция синергетической среды открытого образования предполагает обеспечение на базе высоких наукоемких технологий полной академической свободы личности в выборе форм, способов и места доступа к потребному знанию с минимальными энергетическими и номинальными интеллектуальными затратами. Нами на протяжении многих лет исследовалась и проектировалась синергетическая среда в образовании как новое направление в современной дидактике. В качестве методологического системообразующего основания служили синергетический и личностно-деятельностные подходы, а также идея проектирования синергетической среды в образовании. Модель познавательной, управленческой и образовательной деятельности содержит разделенное пространство (рис.2) на реальный (внизу) и рефлексивный мир (вверху). Рис.2. Модель познавательной, управленческой и образовательной деятельности в синергетической среде В основе модели лежат гносеологические, онтологические, методологические и праксеологические процедуры системной деятельности и мыследеятельности, включающие следующие умственные действия, приемы и операции: • по логической схеме процесса: сравнение, анализ, абстрагирование, обобщение, синтез, классификация, индукция, дедукция, инверсия, рефлексия, гипотеза, эксперимент и др.; • по функциям классификации: прогностическая (индукционная), познавательная (гностическая) и (праксеологическая) процедуры; по типу логики мышления: рассудочно-эмпирические (классически-логические по Аристотелю) и разумно-теоретические (диалектико-логические по В.В. Давыдову), синергетический стиль мышления (по А.И. Бочкарёву); • по форме результата: создание нового образа, определение понятия, суждение, умозаключение, теорема, закономерность, закон, модель, теория. Левый верхний квадрант для рефлексивного мира отражает зону Веры и, в пределе, веру в первопричину всего сущего. Правый верхний квадрант отражает зону Науки (Разума) и, в пределе, веру в Абсолютную истину или в «Абсолютный дух» по Гегелю. Нижний левый квадрант соответствует материальному миру, а справа – миру искусственному, всему, что создано человеком и современными технологиями. В центре находится субъект-субъектная подсистема познания, управления и учения, владеющая процедурами системной (синергетической) мыследеятельности: индукцией, обобщением, дедукцией, анализом и синтезом; методами классификации, моделирования и абстрагирования, инверсией, рефлексией, способами сравнения, измерения, выдвижения гипотез, проведения экспериментов, проектирования и конструирования, прогнозирования и планирования, синергетическим стилем мышления и др., в конечном итоге замыкающимися на практическую деятельность – праксеологическую составляющую спирального цикла познавательной, управленческой и образовательной деятельности. Важным в этой модели можно считать следующее: любой истинный квант знания – «когнитон» – получается как результат полного витка спирального цикла познавательной, управленческой и образовательной деятельности, охватывающей все пространство через синергетический метаязык (штриховая кривая по ходу часовой стрелки, охватывающая все квадранты и сходящаяся в центре), «понятный естественнику и гуманитарию». Проходя всю логическую цепочку, будущее знание, начинаясь как факт, частность, свойство, затем накапливается и посредством метода индукции превращается в общее свойство – метазнание. Дальнейшее применение к общему метазнанию методов анализа и синтеза, классификации, моделирования и абстрагирования превращает метазнание в форму «абстрактного метазнания», «чистой идеи», обладающей качествами красоты и гармонии. Но абстрактное метазнание для своего превращения в истинное знание еще должно быть проверено практикой.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 211; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |