Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антимонопольное регулирование




Конкуренция в современных рыночных условиях является регулируемой. Регулирование ее государством, которое можно назвать «экономическим центром» выступает одним из необходимых компонентов социально-экономического консенсуса интересов субъектов бизнеса. Совместную заинтересованность конкурентов в недопущении монополизации рынка и осуществляет государство.

Регулирование конкуренции включает:

1) методы административного (законодательного) регулирования;

3) методы нормативно-ориентирующего (корректирующего) регулирования.

 

Административное (законодательное) регулирование основывается на противодействии недобросовестной конкуренции, монополизации экономики путем издания законодательных актов и контроля со стороны соответствующих государственных органов за их использованием.

 

Первый акт государства, направленный против монополизации, был принят в 1889 г. в Канаде, но более известен принятый в США в 1880 г. «Закон Шермана», который считается отправной точкой развития законодательства о конкуренции. Антимонопольное регулирование в США осуществляется в настоящее время целым рядом законов, например «Законом о Федеральной торговой комиссии», «Законом Клейтона», «Законом Магнуссона-Мосса» и другими государственными актами.

Антимонопольные законы приняты практически во всех странах с развитой рыночной экономикой.

Конкуренция на международном рынке регулируется специальными межправительственными соглашениями, а также документами Комиссии ООН по промышленности и торговле (ЮНКТАД), документами Европейского союза, других организаций.

Антимонопольное законодательство различно в разных странах: более жесткое в США (отвергает любую форму монополистического сговора), более либеральное в странах Западной Европы (направлено против тех монополий, которые существенно ограничивают возможности конкуренции в том или ином секторе рынка).

Можно выделить антитрестовскую и антикартельную направленность законодательства. Антитрестовские законы направлены на противодействие союзам, объединениям, концернам, в рамках которых входящие в них фирмы утратили свою самостоятельность и такой союз угрожает конкуренции. Антикартельные законы направлены на противодействие различного рода сговорам фирм (типа картеля) относительно рынков сбыта по потребителям или регионам, установление единых завышенных цен и т.п. Антикартельные законы более радикальны, так как стимулируют не только конкуренцию, но и диверсификацию производства.

Во многих странах (в том числе и в России) антимонопольное законодательство включает меры, направленные против недобросовестной конкуренции.

Недобросовестная конкуренция – любые, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего в стране законодательства, обычаям делового общения, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и могут причинить убытки конкурентам или нанести ущерб их деловой репутации.

Методы недобросовестной конкуренции:

· самовольное использование чужого товарного знака, фирменного наименования, маркировки товара, самовольное копирование формы, упаковки, внешнего оформления товаров других фирм;

· распространение неверных (ложных) сведений или представление точных сведений, но в извращенном смысле, который может нанести ущерб репутации и кредитоспособности конкурентов;

· некорректное сравнение товаров в процессе рекламной деятельности;

· оказание влияния на решения конкурента с целью приобретения преимуществ над ним;

· приобретение коммерческой тайны конкурента без его согласия, самовольное использование или разглашение конфиденциальной информации;

· введение в заблуждение потребителей относительно качества, потребительских свойств, способа и места изготовления товаров;

· прямой обман потребителей и заказчиков.

Государственное антимонопольное законодательство должно быть направлено и против методов монополистической практики.

Методы монополистической практики:

· навязывание партнерам дискриминационных условий договоров;

· изъятие товаров из обращения, ограничение или прекращение производства товаров для создания дефицита, т.е. нехватки;

· предварительный сговор об искусственном повышении, снижении или поддержании цен;

· навязывание покупателю принудительного ассортимента в качестве условия продажи того или иного товара;

· предварительный сговор об отказе вести дела с потенциальными партнерами;

· совмещение руководящих постов одними и теми же лицами в двух и более фирмах, производящих и продающих аналогичные товары или услуги.

Зарубежная законодательная деятельность государств выработала достаточно сильные формы противодействия монополистической практике, но ее (законодательную деятельность) не всегда легко осуществить в жизни.

Для России также большое значение имеет противодействие монополистической практике ведомств и самого государства в лице соответствующих структур (рис. 6.1).


Показатели монополизации различны; они могут быть дифференцированы в зависимости от отраслевой принадлежности, ассортимента производимой продукции и др. Одним из обобщающих и наиболее простым является доля рынка, регулируемая фирмой-монополистом на отраслевом или региональном рынке. Это доля колеблется в разных странах от 40 до 60 %. Определение доли связано с доминирующим положением фирмы на рынке.

Доминирующее положение – исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке товара, который не имеет заменителя или взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

В современных условиях в России считается доминирующим положение хозяйствующего субъекта, если его доля на соответствующем рынке составляет 65 %. Доля может быть снижена по решению Антимонопольного комитета, исходя из совокупности критериев, которые могут характеризовать доминирующее положение. Не может быть признано положение хозяйствующего субъекта доминирующим, если его доля на рынке не превышает 35 %.

 

За нарушение антимонопольного законодательства предусматривается гражданская и уголовная ответственность, начиная от солидного штрафа и заканчивая тюремным заключением.

 

Основным актом, направленным на противодействие недобросовестной конкуренции, монополизации экономики и монополистической практике является закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» с последующими дополнениями к нему. Данный документ вам надо внимательно изучить, надо изучить также и Государственную программу демонополизации экономики и развития конкуренции на рынке РФ.

В законе предусмотрены меры противодействия к образованию крупных фирм трестовского, картельного типа и концернов, меры против недобросовестной конкуренции и монополистической практики. Создан орган – Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (Антимонопольный комитет).

 

Наряду с законодательным регулированием в рыночной экономике широко используются методы нормативно-регулирующего воздействия: государственные заказы, дифференцированные налоги или другие льготы по налогообложению, льготные кредиты, государственные субсидии и другие меры воздействия.

 

Используя рычаги нормативно-регулирующего воздействия, государство имеет возможность влиять на развитие конкуренции в разных секторах и сегментах рынка, ограничивать монополистические проявления.

Государство может вводить конкурсы по государственным заказам, навязывать лидирующим фирмам государственные цены, широко использовать централизованные кредиты с льготным процентом и отсрочками платежа, использовать налоговые льготы, налоговые каникулы, субсидии и субвенции, приоритетным отраслям экономики. Особое значение имеет государственная поддержка вновь образованных фирм и предприятий малого бизнеса. Немаловажное значение имеет хорошо налаженная государственная деловая статистика и информация, государственное консультирование.

Нормативно-ориентирующее регулирование конкуренции стимулирует предпринимательскую активность фирм, которая влечет за собой поддержание и углубление конкурентного взаимодействия между ними.

В целях содействия развитию товарных рынков и конкуренции, поддержки предпринимательства и демонополизации федеральный антимонопольный орган может направлять соответствующим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендации:

· о предоставлении льготных кредитов, а также об уменьшении налогов или освобождении от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на рынок определенного товара;

· об изменении сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен;

· о создании и развитии параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет централизованных инвестиций и кредитов;

· о финансировании мероприятий по расширению выпуска товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

· о привлечении иностранных инвестиций, создании организаций с иностранными инвестициями и свободных экономических зон;

· о лицензировании экспортно-импортных операций и изменении таможенных тарифов;

· о внесении изменений в перечни видов деятельности, подлежащих лицензированию, и в порядок их лицензирования.

Федеральный антимонопольный орган принимает участие в реализации федеральных программ демонополизации, программ развития конкуренции и поддержки предпринимательства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.