Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антонина Николаевна Ждан




Лекция 1 по истории психологии

Когда в 2005 году отмечали 250-летие московского государственного университета, был создан труд коллективом (и Ждан в том числе)психология в московском университете- там представлены очерки (об историческом пути, пройденном психологической наукой МГУ, современном состоянии факультета, состоянии ун-та, разных кафедрах и направлениях). Книга в университетской библиотеке- в 1м экземпляре. Курс введён ректором- Виктором Антоновичем Садовничем. Он уделяет внимание истории. университета.

- Учёные МГУ внесли большой вклад в развитие психологической науки.

-МГУ (в отличие от других московских ВУЗов) является местом создания крупных отечественных школ психологической науки (где развивались не отдельные фрагментарные темы, не отдельные учёные действовали)

Первой научной школой была школа, созданная Георгием Ивановичем Челпановым. Он заложил основание университетского психологического образования. Он подготовил первую школу психологов. Выучил, сделал выдающимися психологами. Подготовил таких специалистов, которые потом стали учителями современных учёных, у которых мы сейчас учимся (т.к. умер в 1936 году). Наличие преемственной связи. Например, Елена Евгеньевна специалист по Леонтьеву-Соколова училась у Леонтьева, который последним учился у Челпанова. Леонтьев – создатель большой научной школы- психологическая теория деятельности. Начало века и сегодняшний день.

Школа Александра Романовича Лурии сейчас развивается на кафедре клинической психологии – пато- и нейропсихологии. Он не выпускник мгу. Учился в Казани. Вся его творческая деятельность связана с мгу. Он создал кафедру клинической психологии – пато – и нейропсихологии. Он является основателем нейропсихологии, как одного из важнейших направлений психологии – отечественной и мировой.

Евгений Николаевич Соколов- основатель университетской психофизиологической школы как таковой. Физиология и психология- близнецы-братья- всегда развивались вместе (а также медицина и психология). Психофизиология образовалась на стыке дисциплин. Эта область изучает нейропсихологические механизмы психических функций. Очень сложная область, теория и практика. Университетская школа. Измайлов был крупным специалистом в этой области.

Оправданность курса – история психологии в мгу определяется тем, что именно в мгу психологическая наука созидалась, здесь сложилась система университетского преподавания, поэтому интересно посмотреть становление и развитие науки в Московском Университете.

Но прежде чем рассмотреть этот вопрос, надо рассмотреть историю Московского университета. Борис Сергеевич говорил об особенностях университетской науки.

История Московского университета.

Университет был открыт в 1755 году. Это был первый в России университет. В Европе университеты начали создаваться в 13 веке. Мы идём с большим отставанием. Когда был создан университет - это было не только ответом на объективные общественные запросы, но проблемой престижа. Пётр 1 прорубил окно в Европу. Преобразовал всё: заставил ходить не в рясах, а в европейских костюмах, бороды брились. Всё стало на европейский лад. Но ун-та не было. Как можно было уравнивать с Западом без университета? Кроме высоких соображений, были и соображения престижа.

Университет – храм науки. Эта метафора принадлежит замечательному историку Московского Университета Сергею Михайловичу Соловьёву. Выступал по истории московского университета. Именно здесь наука созидается, и ей обучаются.

Немного об основании университета. 1755год (18 век)- в истории и России, и Европы это эпоха Просвещения- век науки и Разума. Это век, когда казалось, что выше Разума и науки нет ничего на свете. Это рационалистический век. Это одностороння точка зрения. Что значит – Разум и наука правят жизнью? В это же время Жан-Жак Руссо (известный просветитель этого времени и участник этих событий) задал вопрос:,,А способствуют ли науки и искусство улучшению человеческих нравов?” Это было как гром среди ясного неба. Единый голос, который прославлял искусства, ремёсла, науки спросил – а что это для человека значит. Вдруг задался вопросом, чтобы посмотреть, что это значит для человека – человек лучше становится в условиях развитого общества в плане науки и искусства.

Жан-Жак Руссо ответил:,,Науки только ухудшают нравы человека”.

Кто прав? Этот век или этот человек, который по-другому представил ситуацию. Как в еврейском анекдоте <<и ты прав, и ты прав>>.

Правильно, что науки и искусства создают прогресс и являются показателями совершенства. Но правильно ли то, что в этих условиях развитого общества мы наблюдаем ханжество, двуликость человека (каждый человек имеет 2дна – один образ, который на виду и второй, который будет известен только в очень сложной ситуации, когда будет уже поздно разбираться в человеке)? На эти факты Руссо обратил своё внимание. То есть, всё нужно всесторонне брать, в целостности. В целостности, ответ не такой простой. Так или иначе в целом, 18 век- век Просвещения. Это век развития культуры, философии и науки. Точно также и для России. Но для России это ещё и время, связанное с преобразованиями Петра 1, коснувшимися всех сторон жизни – это не только экономика, развитие армии и флота – важнейшие вещи, но и преобразования в духовной сфере.

Пётр проник во все области. Он заставлял своих подчинённых устраивать так называемые <<ассамблеи>>? – то есть каждый день недели открытые приёмы. Каждый может войти туда, где объявлен приём, и Пётр заходил. Среда – один дом, вторник – другой. Пётр не был отделён, заходил, участвовал в этих вечеринках как собеседник. Что такое эти вечеринки? Разные обстоятельства бывают. Описывают историю, как в одном доме женщина была на сносях, и она просто умерла, потому что она должна была участвовать в этом приёме, а никто не мог отменить его – ведь, Пётр Первый это ввёл. Пётр ужасно боролся со всеми старыми обычаями. Например, все должны брить бороды. Вот такие приёмы вызвали двойственное отношение к деятельности Петра. Но есть какие-то обычаи, традиции. Неоднозначно он воспринимался в те времена. Поэтому говорили о том, что он задвигает старину, пренебрегает старыми обычаями.

Выступление было Руссо в адрес Петра 1 – хорошо или плохо, что у нас был такой преобразователь, который пошёл наперекор традициям. В эпоху Петра Первого – у нас создавались разные школы, начальные школы, и Пётр Первый ввёл такой указ, что дворянин, который не прошёл определённую школу не имеет права жениться. Всё это встречало сопротивление. При нём началось развитие высшего образования. Была в конце 17 века создана Славяно-греко-латинская академия. Она помещалась на здании, где сейчас бывший Архивный музей на Никольской улице. Здание сохранилось, и сейчас его можно посмотреть. Это было светско–духовное заведение, которое готовило и лиц духовного звания и гражданских служащих – высшего государственного уровня. В 1724 году (за год до смерти Петра 1) была открыта Академия Наук в Петербурге с 2мя гимназиями, где мыслилась подготовка будущих академиков и находилась при Университете, чтобы готовила кадры для себя. Создание академий продумывало появление заведений, из которых поступали эти академики. Раньше академики были зарубежные, в основном. Таким образом, мы говорим о создании системы образования.

Три имени -создатели:

-Императрица Елизавета Петровна

-её фаворит(приближенный, чиновник), граф Иван Иванович Шувалов(образованнейший человек того времени, переписывался с Вольтером, Гельвецием. Неоднократно выезжал за границу.Челове прекрасного нрава Когда Елизавета хотела наградить его – он умолял не делать этого - ему не нужно богатство. Он считал, что у него было достаточно для занятия науками, образованием и искусством. Человек не был нацелен на обогащение. Ему был установлен памятник на Ленинских горах. Памятник Шувалову был установлен перед библиотекой.

-Михаил Васильевич Ломоносов – 19 ноября 1711 года родился Ломоносов – в 2011 году было 300 лет со дня рождения Ломоносова

Кто основал? Все три имени надо назвать. Из сущностных соображений

1) Императрица Елизавета Петровна санкционировала высочайшим образом Указ об Университете по высочайшему утверждению. Вписала университет в структуру российского государства, то есть, сделала государственным учреждением – со всеми последствиями.

2) Иван Иванович Шувалов был моложе Ломоносова. Но он был очень близок с Ломоносовым с 1750 года, когда последний уже стал известным учёным и сделал много открытий. Шувалов с ним общался, разговаривали о необходимости создания в России ун-та.

3) Ломоносов набросал проект-план ун-та, ориентируясь на опыт Запада. Он сам проходил выучку в Германии. Структура Московского университета не повторяет структуру западных университетов. Ломоносов думал, что ун-т должен включать 3 фак-та – юридический, медицинский и философский. Все западные включали богословский. Будучи верующим человеком, Ломоносов исключил теологический ф-т, потому что считал, что есть Московская духовная академия(Славяно-греко-латинская академия -которая находится за городом в Сергиевом посаде) - там готовят лучше. Включил в проект создания ун-та 2 гимназии. Ломоносов, сам из народа,(наверное, Шувалов помог) сказалось сословное неравенство- одна для дворян- другая для всех остальных и если дворянин разрешал, то крепостной мог учиться. Это уже была большая уступка. То, что можно было сделать для униженных и обиженных – сделал Ломоносов. 2 гимназии - как обязательная часть ун-та. Ломоносов обсуждал этот проект в переписке с Шуваловым. Переписка в те времена представляла обмен новостями и впечатлениями от тех или иных событий. Переписка Ломоносова - письма по научным вопросам. Сохранились письма, где они обмениваются планом создания мгу. Последнее письмо- 1754 года-накануне создания ун-та. В 1754 году граф Шувалов входит в Сенат с проектом создания Московского университета. Он был принят и одобрен в Сенате летом 1754 года. Реально составил Ломоносов. В августе 1754 года- Указ о том, чтобы передать в собственность мгу – здание аптеки - на том месте, где сейчас исторический музей, кот. надо было починить - это заняло определённое время- оно было готово к январю. 12 январю 1755 года - ст.стиль- по нов. -25. Татьянин день – подарок матери Шувалова от императрицы и самого графа Ивана Ивановича. Граф никогда не был женат и находился в тёплых отношениях со своей матерью. Это открытие было только началом. От открытия до превращения в условие для начала обучения там прошло 15 лет. Открытие не означало сразу начала обучения там людей. Это был указ также и о создании университета и создании при нём 2х гимназий.

Официальное торжественное открытие – 26 апреля 1755 года. Эта дата инагурации превратилась во всенародное торжество. В здании аптеки выступали учёные с речами на латинском языке. Гремела музыка, было освещение, большое угощение. День и ночь праздновали открытие в России университета. На официальном открытии Ломоносова не было. Видимо, уже тогда начались какие-то разногласия.

Университет был открыт в Москве, хотя вся знать жила в Петербурге, включая Ломоносова и Шувалова и саму императрицу (правительство).

Это важный момент. Эта роль принадлежит Ш-ву. Шв как фаворит(при императорском дворце от него тоже много требовалось, хоть и пользовался преимуществами), считал, что университе-т должен стоять подальше от политических интриг(не в Петербурге) – в Москве. Москву он любил, бывал здесь часто. Где в Москве?Было 2 варианта

1) окраина, где он мог быть открыт-построить на окраине Москвы- как в др странах –в Лондоне например- отделить от города.

2) В центре. Но Шувалов считал (Ломоносов его в этом поддерживал), что он должен быть центром всей жизни - жизни культурной, научной и образовательной. Как люди это понимали. Были люди другого класса, но жили интересами государства. Поэтому он сказал, что в центре Москвы должен быть открыт университет. На Красной площади (центре не придумаешь). Неслучаен был выбор этого места. Было предусмотрено, что ун-том руководят кураторы - Шувалов и президент Академии Наук Петербургской Блюментросс (лейб-медик Елизаветы Петровны). Таким образом, Ломоносов создавал, проект описал. Но его и там не было. Ломоносов по этому поводу сильно переживал. У него была трудна жизнь.Он очень много щелчков получил в жизни.

После открытия.

Учебный11й год с 17 августа по 27 июня. Хотя это был ун-т, созданный по образцу западных, но это был ун-т русский, национальный, созданный для развития национальной науки, национальной культуры. Он был направлен на становлении нац иональнойнауки. Так думали Ломоносов и Шувалов.

…Может собственных Платонов

И быстрых Разумом Невтонов

Российская Земля рождать

Для того, чтобы это сделать реальностью, мыслился университет. С самого начала возникли трудности - откуда брать студентов. Статус науки в обществе того времени был очень невысок, и дворяне своих детей предпочитали вести по проторенной линии– когда чины росли, начиная с рождения, а в ун-те такого не было. Что это за дело наука и учёба? Когда нужно занимать прочное место. Было очень трудно искать студентов. Было очень трудно набрать дворян. Они шли туда с неохотой. А когда набиралось определенное количество учеников в гимназии, государство часто брало себе их в своих целях как в какой-то степени подготовленных для государственных целей. В гимназии преподаватели были те же, что в университете. Считалось, что из гимназий они пойдут в университет. А на деле ученики расходятся по другим направлениям и задачам. Были трудности с учениками, но они как-то решались. Большие трудности были с преподавателями. Первыми преподавателями были в основном немцы. Т.е. отношения между Германией и Россией носили характер нормальных отношений. До первой мировой носили характер нормальных отношений - обмена специалистами - так был испокон веку. Были с самого начала 2 профессора, подготовленные Академией наук. Паховский и Барсов- первые русские профессора, которые здесь действовали. Они были подготовлены самим Ломоносовым. Преподавание велось на иностранном языке первое время. Латинский – язык науки и немецкий язык. Преподавание на русском было разрешено только с 1767 года- необязательно, но разрешено. Тем боле что, немецкие преподаватели преподавали на своём, потому что русским они не владели и не хотели владеть.

Самое главное - университет не был замкнут в своём пространстве. Помещение аптеки для университета было непригодно, поэтому ун-т стал скупать дворянские особняки на Моховой улице. Постепенно их начали приобретать и размещаться здесь. Постепенно началось строительство университетского здания. Это Старое университетское здание, где сейчас стоят памятники Герцену и Огарёву. Это старый ун-т – старое здание. Оно было построено по проекту русского архитектора Михаила Казакова в 1793 году.

Это здание включало учебные комнаты. В правом крыле жил ректор с семьёй и там была молельня- небольшая церковь, а в левом крыле – жили студенты, в частности, в 11нумере жил Белинский- нумер Белинского, потому что он создал кружок, писал книги и т.д.. Студенты здесь жили и учились.

В 1812 году это здание сгорело полностью вместе с книгами, коллекциями для научных исследований. Это было страшное бедствие. Казаков умер в 12м году, как только узнал, что здание сгорело. Он не мог это пережить. Он всю душу вложил в старое здание. Новое, где стоит памятник Ломоносову, было создано в 30х годах 19 века. Через улицу были созданы 2 здания. В 1901- круглое здание библиотеки. Сейчас в запустении. При новом – был создан Храм Святой Татианы(Татьяны). В 1917 году он был закрыт- во время революции и там находился клуб мгу. Они слушали Окуджаву, Никитина. Теперь это церковь. Теперь отпевают сотрудников. Раньше отпевали Грановского, Соколова.

Справа от нашего здания стоит маленький красный особняк- домик ректора. Наше здание было построено в 1906 году. Сравнительно молодое здание. Было построено для агрономического ф-те, кот. Был на территории ун-та. Возникло ун пространство. Оно было достаточно большим. Здесь студенты господствовали. На университетском пространстве студенты всегда праздновали Татьянин день, их не разрешали наказывать или забирать, потому что это был их праздник. Сейчас всё распродано.

Здание института Европы, Избирательной палаты – всё это бывшие университетские здания. Это университетское пр-во. Университетский воздух. Мы их дышим.

Здание – 2 корпус- там, где оранжерея. Она была построена Тимирязевым для опытов.

Университет никогда не был замкнутым в себе учреждением. Связь ун-та и остального общества и пространства.

Начиная с 1803 года, систематически профессора университета читали публичные лекции. Например, Карл Францович Рулье – крупный зоолог, основатель зоопсихологии в мгу,развивал идеи эволюции, развития. Он говорил, что публичная лекция должна сочетать в себе научность и доходчивость.,,Не учитель снизойдёт до ученика. А ученик поднимется до учителя. Публичная лекция – это та же лекция, что и в ун-те, но только не для ун публики только, а для всех, кто хочет знать, но не может по какой-то причине учиться. Понимание было в обществе – что знание нужно всем, не у всех были условия – бросить всё и пойти учиться. Для них нужно. Но уровень должен быть высоким. Рулье – один из крупных эволюционистов. Рулье посвятил свои публичные лекции проблемам эволюции и развитию в живой природе. Он говорил, что они не должны верить в ведьм, колдунов, должны понимать, должны понимать, как развивается природа и что всё можно понять и объяснить.

Публичные лекции читал Грановский - истории первой половины 19 века. Читал лекции по средневековой Европе. Показывал своеобразие развития европейских стран в отличие от нас. Он вошёл в историю как западник. Он показал, что мы должны приближаться по уровню к Европе. Эти лекции вызывали большой общественный резонанс.

Соловьёв Сергей Михайлович-историк устраивал публичные чтения о Петре Великом. В Дворянском собрании(Колонный зал) собирали цвет публики и были событием в жизни Москвы.

Т.о. через публичные лекции университет устанавливал связь с обществом. Создавались публичные общества при мгу. Начиная с первых лет 19 века

Общество Истории и древностей российских- занималось изучением России на первоисточниках-по летописям и сказаниям. Большой вклад внесли в развитие исторической науки. Общество направлено на выработку знаний, а публичные лекции на распространение знаний. Это общество было сообществом учёных, которые включали учёных не только из московского университета, но и из других учреждений. Было шире, чем университетское общество Цели были научные. Разработка истории России, но не популяризация.

Московское общество испытателей природы (МОИП) И сейчас существует

В библиотеке (построенной в 1801 года) на 2м этаже с библиотекой тех времён есть общество. Оно занималось вопросами естествознания.

Общество любителей российской словесности (ОЛРС?)

Общество вместе с университетом провело торжественное открытие памятника Пушкина в 1880 году. Величайшее событие в жизни страны. Речи Достоевского на открытие памятникавошли в историю.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.