Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Равновесие спроса и предложения. Равновесная цена

В условиях рыночной экономики конкурент­ные силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса и объемов предложения.

 
 

В условиях неразвитой рыночной экономики цена предложения может значительно превышать цену спроса (рис.9.5), а объем пред­ложения не соответствовать объему спроса (рис.9.6). В первом слу­чае максимальная цена, которую в состоянии дать за данный товар (или услугу) покупатели, значительно ниже той минимальной цены, которую в состоянии предложить продавцы. Следовательно, рынок для данного товара (услуги) еще не сложился: покупатели еще недо­статочно богаты, чтобы предъявить на него спрос. Во втором случае максимальный объем спроса ниже минимально допустимого объема предложения. Объем спроса настолько мал, что производителям не­выгодно поставлять товар в столь микроскопических количествах.

Рис.9.6 - Объем предложения превышает объем спроса (QS > QD)

В ходе развития рынка осуществляется процесс взаимного приспособления продавцов и покупателей. Важную роль при этом играют цены, которые способствуют быстрому обмену необходимой. информацией. Они делают условия обмена простыми, ясными и стандартизированными для всех участников рыночной экономики (см. рис. 9.7). Точка равновесия обозначается Е (от латинского Equilibrium).

 

Рис. 9.7 - Цена равновесия и отклонения от нее

В точке равновесия

РE = PS = PD

где РЕ — равновесная цена;

PS — цена предложения;

PD — цена спроса.

Это означает, что

QE = QS = QD

-где QE — равновесный объем;

QS — объем предложения;

QD — объем спроса.

Равновесная цена (equilibrium price) цена, уравновеши­вающая спрос и предложение в результате действия конкурент­ных сил. Образование равновесной цены — процесс, требующий определенного количества времени. В условиях совершенной кон­куренции происходит быстрое взаимное приспособление цен спро­са и цен предложения, объема спроса и объема предложения. В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители. Поскольку цена равновесия обычно ниже макси­мально предлагаемой потребителями цены, величину излишка (вы­игрыша) потребителя (consumer's surplus) графически можно изо­бразить через площадь РmахЕРЕ (см. рис.9.8). В свою очередь, равновесная цена обычно выше минимальной цены, которую могли бы предложить наиболее передовые фирмы.

Если Е — точка равновесия, то цена, по которой продаются и покупаются товары, равна Pе, а объем проданного товара равен QE (см. рис. 3—13). Следовательно, совокупная (общая) выручка (total revenue) равна TR = РЕ х QE. Совокупные издержки (затраты) произво­дителей равны площади фигуры OPminEQE.

 
 
P Pmax     PE Pmin


Излишек производителя
Издержки производства
Излишек потребителя

Рис. 9.8- Излишек потребителя, издержки и излишек производителя

Разница между общей выручкой РЕ х QE (площадью прямо­угольника OPEEQE) и совокупными издержками (площадь OPminEQE ) и составляет излишек (выигрыш) производителя (площадь PEEPmin)-Возможны как установление точной равновесной цены, так и небольшие отклонения от нее. Рыночное равновесие существует там и тогда, где и когда уже исчерпаны возможности изменения рыноч­ной цены или количества продаваемых товаров.

Существует два основных подхода к анализу установления равновесной цены: Л. Вальраса и А. Маршалла. Главным в подходе Л. Вальраса является разница в объеме спроса (предложения). Если существует избыток спроса Q2—Q1 при цене Р1 (см. рис. 9.9 а), то в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до тех пор, пока не исчезает избыток. В случае избытка предложе­ния (при цене Р2) конкуренция продавцов приводит к исчезновению избытка. Главным в подходе А. Маршалла является разность цен P1—Р2. Маршалл исходит из того, что продавцы прежде всего реаги­руют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста предложения. Увеличение (уменьшение) объема предложения сокращает эту разность и тем са­мым способствует достижению равновесной цены (см. рис. 9.9 6). Короткий период лучше характеризуется моделью Л. Вальраса, длительный — моделью А. Маршалла.

а) по Л. Вальрасу б) по А. Маршалу

Рис. 9.9- Концепции формирования равновесной цены

Рынок стихийно, автоматически способствует формированию равновесных цен (этот процесс А. Смит назвал механизмом "неви­димой руки"). Превышение цены спроса над ценой предложения способствует перераспределению ресурсов в пользу отраслей с высоким платежеспособным спросом. Высокие цены свидетельст­вуют об относительной редкости благ, побуждая к расширению их производства и тем самым к лучшему удовлетворению обществен­ных потребностей. Так как равновесная цена значительно превы­шает издержки у тех производителей, затраты которых ниже сред­них, то она способствует перераспределению ресурсов от худших производителей к лучшим, повышая эффективность функциониро­вания национальной экономики в целом.

Рис. 9.10 - Затраты потребителя в условиях законодательноустановленного потолка цен

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Функция предложения | Дефицит и излишки

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.