КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственное управление
Вопрос 1 Предмет административного права Тема 1 Сущность административного права
Круг общественных отношений, регулируемых данной отраслью составляет предмет административного права. Административное право регулирует особую группу общественных отношений, специфика которых заключается в том, что они возникают в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления). Для характеристики предмета административного права и раскрытия его основных черт необходимо уяснение понятий таких категорий, как «государственное управление» и «исполнительная власть». Государственное управление представляет собой реализацию органами исполнительной власти исполнительно-распорядительных функций. Помимо этого государственное управление отличается от законодательной и судебной деятельности еще и тем, что осуществляется органами исполнительной власти в особых формах: 1) Органы исполнительной власти издают подзаконные нормативные правовые акты, направленные на реализацию их функций. 2) Органы исполнительной власти и должностные лица совершают действия, направленные на исполнение законодательных и иных нпа (выдача документов, разрешений на производство какой-либо деятельности и т.д.) Черты государственного управления: 1) Государственное управление как вид государственной деятельности имеет самостоятельные цели. Они заключаются в повседневном исполнении, т.е. в проведении в жизнь, требований законов и подзаконных актов. 2) Государственное управление носит непосредственно деятельный характер, т.е. в процессе его осуществления непосредственно реализуется функции государства в различных сферах: политических, хозяйственных, социальных и др. 3) Государственное управление государственно-властный характер и представляет собой единый процесс, в котором исполнительная и распорядительные стороны взаимно обусловлены. 4) Субъектами, осуществляющими государственное управление, являются Президент РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти, а также ряд других государственных органов, в частности органы военного управления, имеющие определенную законодательными и иными нпа компетенцию, направленную на их реализацию. 5) Государственное управления является видом государственной деятельности, в рамках которого реализуется исполнительная власть. Все субъекты исполнительной власти являются органами государственного управления. 6) Законодательством РФ предусмотрена возможность административного правотворчества, сочетающего правоприменение и правоустановление. С учетом изложенного, государственное управление как юридическая категория представляет собой одну из форм государственной деятельности, направленную на исполнение положений законов и иных нпа, осуществляемую Президентом РФ, правительством РФ и органами исполнительной власти и другими субъектами государственного управления, сущность, которой состоит в осуществлении ими нормативно определенных задач и функций путем использования принадлежащих им государственно-властных полномочий. Для понимания сущности государственного управления и определения субъектов, его осуществляющих, особое значение имеет проблема соотношения этой категории с понятием «исполнительная власть», которая закреплена в Конституции. Сущность исполнительной власти состоит в ее организующем и распорядительном характере. Основное предназначение исполнительной власти и ее основная функция состоит в организации исполнения законодательных актов, осуществлении исполнительной, организационной деятельности. Структура исполнительной власти в РФ включает в себя Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти РФ, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. Государственное управление по своему назначению и природе можно рассматривать как организационно-правовую форму осуществления исполнительной власти, вид государственной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть. Организация государственного управления, исходя из функций органов исполнительной власти, предусматривает следующие основные управленческие сферы: 1) управление в сфере экономики, охватывает отрасли и сферы деятельности экономического профиля (промышленность, энергетика, сельское хозяйство, архитектура, коммуникации, охрана и использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, торговля, финансы и кредит, внешнеэкономическая деятельность, таможенное дело); 2) управление в социально-культурной сфере, охватывающее отрасли социального развития, социальной политики, образования, науки, здравоохранения, культуры, социальной защиты; 3) управление в социально-административной сфере, охватывающее оборону, безопасность, область внутренних дел, юстиции, иностранных дел. Система исполнительной власти основывается на целостности и взаимосвязи федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ. Ядро, предмета административного права составляют отношения, связанные с непосредственным осуществлением субъектами государственного управления (прежде всего, органами исполнительной власти) своих функций, обладающих следующими чертами: 1) Эти отношения обусловлены деятельностью субъектов государственного управления, которыми, прежде всего, являются органы исполнительной власти, направленной на решение определенных законодательством РФ задач в различных сферах жизни и деятельности государства и общества (экономика, социально-культурная сфера, оборона, безопасность и др.) 2) Эти отношения носят государственно-властный характер, поскольку субъекты государственного управления наделены государственно-властными полномочиями выступают от имени государства. 3) эти отношения обусловлены исполнительно-распорядительной деятельностью субъектов государственного управления. Общественные отношения, составляющие предмет административного права, можно классифицировать по группам в зависимости от направленности этих отношений: 1) внешние – отношения, связанные с непосредственным осуществлением субъектами государственного управления управленческой деятельности, т.е. своих задач, функций и полномочий во вне; 2) внутренние, или внутриорганизационные, - управленческие отношения внутри субъектов государственного управления, а также в аппаратах законодательных и судебных, а также иных государственных органов, связанные с организацией их деятельности, а также с прохождением в них государственной службы; 3) отношения, связанные с осуществлением административного судопроизводства. Таким образом, административное право можно определить как отрасль права, регулирующую общественные отношения в сфере осуществления исполнительной власти (государственного управления); внутриорганизационные отношения субъектов государственного управления в аппаратах законодательных, судебных и иных государственных органов, связанные с организацией службы, а также связанные с осуществлением административного судопроизводства.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |