КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1. Киевская Русь и Русские земли в XII – XIII веках
Общественный строй Киевской Руси.Государственный строй Киевской Руси. Вече. Органы управления. Религия. Государство и право. Общественный строй Киевской Руси. Все население Киевской Руси можно разделить на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди. Свободные (викинги, славянские и финно-угорские племена, разноплеменное городское население) составляли подавляющее большинство населения страны. Верхушку свободного городского населения составляли князья и дружинники («княжьи мужи»). Сначала правовой статус дружинников (как правило, викингов) превосходил статус местной знатной и богатой городской верхушки, но в XI веке обе группы посредством смешанных браков соединились в одну - боярство. Боярство не было однородным, делилось на разные группы и было привилегированной частью общества. Преступления против бояр наказывались более строго. Так, согласно Русской Правде, жизнь бояр охранялась двойной вирой (вира – высший уголовный штраф). По церковному уставу Ярослава, честь жен великих бояр защищалась штрафом в 5 гривен золота, меньших бояр и городских людей – в 3 гривны, простых людей – в 60 резан. Бояре при отсутствии сыновей были вправе передавать наследство дочерям, тогда как дочери простых людей наследовать не могли. Бояре также были освобождены от уплаты налогов. Боярство не было закрытой кастой. За определенные заслуги в бояре мог попасть смерд, и даже иностранец - варяг, половец и др. В Киевской земле боярство не отделялось от купцов, от городской элиты. Со временем в городах появился патрициат, который был более связан с городом, чем с личностью князя. Большая часть городских патрициев была из евреев. Русские города, особенно Киев, переживали острый процесс борьбы городского населения, как с княжеской властью, так и с городским патрициатом. Так, ростовщичество Святополка и лихоимство городского патрициата привели в 1113 году к восстанию в Киеве. После смерти Святополка киевляне ограбили двор тысяцкого Путяты и дворы евреев-патрициев. К свободному населению относилось также духовенство, которое представляло собой отдельную группу населения и делилось на черное и белое. В то время ведущую роль в государстве играло черное духовенство - монашествующее. В монастырях жили и работали лучшие ученые (Нестор, Илларион, Никон), врачи (Агапит), художники (Алимпий), которые вели летописи, переписывали книги, организовывали школы. Первое место среди монастырей Киевской Руси принадлежало Киево-Печерскому. Он стал примером для других монастырей и имел огромное моральное влияние на князей и все общество. К белому духовенству принадлежали: священники, диаконы, дьяки, пономари, причетники. Количество белого духовенства было большим. По некоторым источникам, в Киеве в начале XI века действовало более 400 церквей. Об интересе к духовным вопросам в Киевской Руси свидетельствует «Поучение детям» Владимира Мономаха. Он советовал регулярно посещать церковь, молиться днем, ночью, в дороге повторять молитвы. Среднюю группу свободных людей давали города. Жители городов юридически были свободны, даже равноправны с боярами, но фактически зависели от феодальной верхушки. Низшую группу свободного населения представляли крестьяне-смерды. Они владели землей и скотом. Смерды составляли подавляющуючасть населения Киевской Руси, платили установленные налоги и отбывали воинскую повинность с личным оружием и лошадьми. Смерд мог передавать по наследству свое имущество сыновьям. Русская Правда охраняла, личность и хозяйство смерда, как свободного, но наказание за преступление против смерда было меньшим, чем за преступление против бояр. В ХII-ХIII веках по всей Руси увеличилось боярское землевладение, в связи с чем сократилось число независимых смердов. Увеличилось количество смердов, которые работали на боярской земле, оставаясь при этом свободными. В Киевской Руси существовала довольно многочисленная группа полусвободных людей - закупов. Так называли смердов, которые по разным причинам временно утратили хозяйственную самостоятельность, но при определенных условиях имели возможность обрести ее снова. Такой смерд брал в долг «купу», в которую могли входить деньги, зерно, скот, и оставался закупом до тех пор, пока он не возвратит «купу». Закуп мог иметь собственное хозяйство, двор, имущество, а мог жить на земле того, кто давал ему «купу», и работать на этой земле. Закуп отвечал сам за свои поступки, за преступление против него виновный отвечал, как за преступление против свободного. За несправедливое наказание, возложенное кредитором на закупа, последний мог жаловаться в суд, и тогда кредитор привлекался к ответственности. Попытка продажи закупа в холопы освобождала его от долга, а кредитор платил за это высокий штраф. В случае воровства, осуществленного закупом или его побега от кредитора без уплаты долга, он превращался в холопа. Зависимые (подневольные) люди назывались холопами. Сначала этим термином называли лиц мужского пола (хлопец - холоп), а со временем всех невольных людей. Основными источниками холопства были: плен на войне, брак с подневольным, рождение от холопа, продажа при свидетелях, злостное банкротство, побег или воровство закупа. Закон предусматривал условия, при которых холоп мог стать свободным: если он выкупился на волю, если хозяин освободил его. Женщина-холопка, в случае изнасилования ее хозяином, получала после его смерти волю вместе с детьми. Холоп фактически не имел никаких прав. За ущерб, нанесенный холопу, возмещение получал хозяин. Однако он нес и ответственность за преступление, совершенное холопом. Холоп не мог иметь своей собственности, он сам был собственностью хозяина. С распространением христианства положение холопов улучшилось. Церковь призывала к смягчению в отношениях с холопами, советовала отпускать их на волю к «воспоминанию души». Такие холопы переходили в категорию изгоев. К изгоям относились люди, которые в силу различных причин выбыли из той социальной группы, к которой принадлежали ранее, но не вступили в другую. Все эти люди переходили под защиту церкви. Основная масса изгоев в Киевской Руси происходила из холопов, которые получали свободу. Государственный строй Киевской Руси. Киевская Русь сложилась в форме раннефеодальной монархии. На вершине государственной власти стоял Великий князь. К органам власти относились также боярский совет (совет при князе), вече. Князем мог быть только член семьи Владимира Великого. За все время существования Киевской Руси был только один случай, когда в Галиче на княжеский престол сел не член этого рода - боярин Владислав Кормильчич. В понимании населения того времени Русью правил весь род князей, и каждый член этого рода имел право на власть. Это единство княжеского рода способствовало идее единства, соборности Русской земли. Киевская Русь не имела четко определенного престолонаследственного права. Сначала Великий князь правил с помощью сыновей, которые полностью подчинялись ему. После Ярослава установилось право всех сыновей князя на наследование в Русской земле, но в течение двух столетий велась борьба двух подходов к наследованию: по очередности всех братьев (от старшего к младшему), а потом по очередности сыновей старшего брата или только по линии старших сыновей. Компетенция и власть князя были неограниченными и зависели от его авторитета и реальной силы, на которую он опирался. Прежде всего, князь был военачальником, ему принадлежала инициатива военных походов и их организация. Князь возглавлял администрацию и суд. Он должен был «володеть и судить». Он имел право принимать новые законы, изменять старые. Так, например, Ярославичи заменили кровную месть штрафом. Князь собирал налоги с населения, судебные сборы и уголовные штрафы. Князь Киевский имел влияние на церковные дела. Из летописей следует, что Ярослав и Изяслав II приказывали созвать собор епископов и выбрать митрополита. Боярский совет, а сначала - совет дружины князя, был неотъемлемой частью механизма власти. Советоваться с дружиной, а позднее - с боярами, было естественной обязанностью князя. В своем «Поучении...» Мономах указал на необходимость постоянного и ежедневного совещания с боярами. Несмотря на это, боярские советы не стали государственным органом, с четко определенным составом, компетенцией, функциями. Вече. Вече представляло собой орган власти, который существовал со времен родоплеменного строя. С ростом власти князя вече теряло традиционное право на власть, но когда власть князей приходила в упадок, снова его восстанавливало. В Киеве первое известие о вече предоставляет летопись 1024 года: победитель Ярослава Мстислав не занял киевский престол, поскольку киевляне в лице вече не пожелали того. Вече имело право избирать князя или отказывать ему в княжении. Избранный населением князь должен был заключить с вече договор - ряд». Содержание таких «рядов» до нас не дошло. Скорее всего, в этом договоре указывались обязанности князя перед населением. Вече в Киевской Руси не приняло такие формы, как в Новгороде или Пскове. Оно не имело определенной компетенции, порядка созыва. Иногда вече созывал князь, чаще оно собиралось без его воли. Неясно, какпроходили вечевые собрания, кто на них председательствовал. На вече голосов не подсчитывали, побеждала та идея, которую поддержало большинство. Участие в вече принимали главы семей свободных людей. Следовательно, можно сделать вывод, что ни боярский совет, ни вече в Киевской Руси не обрели парламентской формы и не превратились в постоянные государственные органы. Органы управления. Четко определенных органов управления в Киевской Руси не было. Длительное время существовала десятинная система (тысяцкие, сотские, десятники), которая сохранилась от военной демократии и выполняла административные, финансовые и иные функции. Со временем ее вытеснила дворцово-вотчинная система управления, т.е. такая система управления, при которой княжеские слуги со временем превратились в государственных должностных лиц, осуществлявших различные функции управления государством. В XII веке к наиболее важным должностным лицам относились: дворский - ведал всем княжеским хозяйством; воевода - командующий всеми вооруженными силами княжества; тиун конюший - отвечал за княжеские конюшни; стольник – ведал организацией снабжения княжеского двора продовольствием. Более мелкими должностными лицами были тиуны и старосты. Разделение княжеств на административные единицы не было четким. Летописи упоминают о волости, погосте. Местное управление в городах и волостях князья осуществляли через посадников и волостелей, которые являлись представителями князя. С середины XII века вместо посадников была введена должность наместников. В подчинении у посадников и волостелей были: тиуны, мытники (взимали торговую пошлину - «мыть»), вирники (взимали виру - штраф за убийство), данщики (сборщики дани), пятенщики (взимали пошлину за продажу лошадей - «пятно») и др. Должностные лица местной администрации не получали жалования от Великого князя, а содержались за счет поборов с населения. Такая система получила название системы кормлений. Органом местного крестьянского самоуправления была вервь - сельская территориальная община. Власть князя и его администрации распространялась на города и население земель, которые не были собственностью бояр. Боярские вотчины постепенно приобрели иммунитет и освободились от княжеской юрисдикции. Население этих вотчин стало полностью подвластно боярам-собственникам. Религия. За сто лет до крещения Руси славянские миссионеры Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку, (эта азбука называется «кириллица») и перевели греческие церковные книги на славянский язык. Братьев Кирилла и Мефодия называют «апостолами славян». Обе церкви - римско-католическая и православная - считают их святыми. В Киевскую Русь было завезено значительное количество книг как духовного, так и светского содержания. Появились оригинальные русские произведения. К тому же времени относятся первые попытки составить историю Руси. Главными источниками просвещения на Руси описываемого периода были монастыри. Среди них Печерский монастырь в Киеве, как по величине, так и по значению, занимает первое место. В этом монастыре различные исторические записи были переработаны в обширное сочинение, где говорилось «откуда пошла русская земля». В монастырях писали иконы и украшали ими церкви и соборы. Лучшие образцы искусства Византии, Закавказья и других стран способствовали формированию древнерусской культуры, которая впоследствии легла в основу культур русского, украинского и белорусского народов. Государство и право. При сыне Владимира Святого - Ярославе Мудром - был составлен первый свод законов «Русская Правда». При нем же Киевская Русь стала одним из ведущих европейских государств, а город Киев - одним из важнейших культурных центров Европы. Многие европейские монархи породнились с киевским князем. Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля. Три его сына имели женами дочерей европейских монархов, а дочери стали королевами Норвегии, Венгрии Франции. Внук Ярослава Мудрого - Владимир Мономах - сделал много для укрепления киевских земель и расширения связей с Западом. Он успешно защищал русские земли от набегов кочевников и запретил смертную казнь в стране. После смерти сына Владимира Мономаха Мстислава почти все княжества вышли из повиновения великому князю. Отделились Новгород (1136-1137), Владимиро-Суздальское, Полоцкое, Смоленское, Северское, Черниговское, Галицко-Волынское княжества. К середине XII века Киевская Русь, как государство, полностью распалась. 15 княжеств постепенно превратились в маленькие суверенные государства. После смерти Ростислава на великокняжеский престол предъявил свои наследственные права Андрей Суздальский, который организовал поход против Мстислава. Киев подвергся разорению. Андрей отдал опустошенный Киев младшему брату Глебу Юрьевичу. Киев с этого времени перестал быть столицей Руси и сидевший в нем князь перестал считаться ее правителем.
Источники и литература.
1. Повесть временных лет. / Под ред. В.Андрианова. – СПб: Наука, 1999 2. Слово о полку Игореве. - М: Стрекоза-пресс, 2002
Тема 2. Государственное управление в Золотой Орде, Великой Литве и Русских землях (XIII – начало XVI в). Монгольская империя и Золотая Орда. Великое княжество Литовское, Русское и Жмудское. Образование Московского государства.
Монгольская империя и Золотая Орда. В 1206 году на собрании монгольской племенной знати - курултае было создано Монгольское государство. Его возглавил один из монгольских ханов Темучин[1]. Государственное управление в Монгольской империи опиралось на традиционную иерархию кочевого общества - вожди возглавляли род, несколько родов объединялись в племя, племена - в союзы племен. Роды и племена в случае войны выставляли конные десятки, сотни, тысячи. Ханы, царевичи, беки, нойоны не избирались, а назначались в соответствии со своим происхождением и с санкции верховной власти. Чингисхан обладал неограниченной властью и осуществлял ее через наследственную кочевую аристократию. После завоевания Северного Китая в управлении империи был использован китайский административный опыт. Основу правовой системы империи составила Великая Яса Чингисхана. Монгольская империя заняла территорию от Тихого океана до Восточной Европы с центром в Каракоруме. Завоеванные страны и народы считались достоянием рода Чингисидов. Чингисхан разделил страну на улусы, данные им в удел сыновьям Джучи, Чагатаю и Угедею. В начальный период улусы[2] имели ограниченный государственный суверенитет. Великий хан[3] имел собственные домены на территории улусов, а царевичи - аналогичные анклавы с оседлым населением на территории вне собственных государственных образований. Переплетение интересов потомков Чингисхана должно было предотвратить распад империи. На протяжении XIII века все правители отчисляли часть доходов в пользу каана. Из Каракорума присылались «численники» для проведения переписи подвластных и зависимых народов с целью установления размеров собираемой дани, там же утверждались в правах вассальные правители. Ханы улусов в тот период не чеканили собственную монету и не могли проводить самостоятельную внешнюю политику. В 1242 году после похода на Русь и Центральную Европу улус Джучи разделился на владения двух ханов - Бату и Орды. Государственная территория Бату именовалась в русских источниках «Орда», а уже после свержения ига, со второй половины XVI века, за ней в отечественных источниках закрепилось название «Златая Орда» или «Великая Орда Златая». А улус Орды в восточных и русских источниках назывался «Синяя Орда». Ядро территории Золотой Орды образовали причерноморские, прикаспийские и северокавказские степи. Не приспособленные для ведения кочевого хозяйства земли Руси считались неудобными и не интересовали Золотую Орду в плане приращения территории. Русские княжества не входили в состав Золотой Орды, но были на положении полузависимых, облагаемых данью территорий. Границей между Золотой Ордой и Русью стала река Дон. Золотая Орда была поделена на 12 улусов во главе которых стояли улусбеки. Улусы делились примерно на 70 «областей»[4] во главе с эмирами, которые в войске выполняли роль темников, «области» делились на «районы» во главе с тысячниками. Высшими сановниками в Золотой Орде были назначаемые из улусбеков беклярибек и визир. Беклярибек выполнял функции главнокомандующего, ведал внешней политикой, контролировал судебную систему и религиозные вопросы. Некоторые беклярибеки[5] фактически были правителями Орды. В руках визира находилась высшая исполнительная власть. Он возглавлял центральный орган исполнительной власти – диван, в который входило несколько палат[6] во главе с секретарями. Визир контролировал сбор налогов и дани с подвластных народов, в его ведении находились ханская казна, назначение баскаков и секретарей. Политика Золотой Орды в отношении русских земель прошла несколько этапов: в 1243-1257 гг. контроль осуществлялся из Каракорума, а непосредственная исполнительная власть находилась в руках золотоордынских ханов; в 1257-1312 гг. была создана система баскачества, проведена перепись населения; в 1312-1328 гг. баскачество отменено, управление русскими землями передано великим князьям; в 1328-1357 гг. борьба политических центров за первенство среди русских княжеств завершилась победой Москвы. Великое княжество Литовское, Русское и Жмудское. В XIII в. часть Галицко-Волынских, Черниговские, Смоленские и Полоцкие земли вошли в состав Великого княжества Литовского, образовавшегося на рубеже XII—XIII вв. Русские князья и шляхта преобладали в составе элиты княжества, доминировали древнерусская культура и православие. Но после разгрома Тевтонского ордена и создания католической Речи Посполитой в 1569 году произошла переориентации православной части властной элиты на Москву, что исключило возможность объединения русских земель под эгидой Литвы. Система госуправления княжества представляла собой синтез языческой литовской, русско-православной государственной традиций и элементов западноевропейского государственного права, в частности городского самоуправления. Поликонфессиональный, полиэтничный характер населения и различные традиции государственного управления создали предпосылки для заключения договорных отношений между центральной властью и отдельными владетелями.Во главе Литвы стоял великий князь - господарь. Его власть ограничивалась паны-радой[7], состоявшей из крупнейших земельных магнатов и верхушки католитического духовенства. Господарь мог приглашать на заседания и других представителей знати. В компетенцию паны-рады входили законодательство, внешняя политика, финансы и особо важные судебные дела. В отсутствие господаря верховная власть полностью сосредоточивалась в руках рады.С 1507 г. стал созываться Великий сейм - сословно-представительный орган, состоявший из двух палат: Сената и палаты депутатов. Его полномочия постоянно возрастали. По Литовскому статуту 1566 г. ни великий князь, ни паны-рада не могли начинать войну и устанавливать налоги без согласия сейма. К компетенции сейма относились вопросы налогообложения, избрания великого князя и др. Сейм вырос из вечевых традиций, но его состав был ограничен шляхтой и духовенством. Депутаты избирались шляхтой на поветовых сеймиках, кроме них приглашались все паны-рады и другие крупные земельные магнаты и верхушка духовенства. Высшими должностными лицами Великого княжества Литовского были: канцлер, ведавший государственным делопроизводством и канцелярией; подскарбий земский - государственной казной; подскарбий дворный - казной господаря; маршалки - земский и дворный, отвечавшие соответственно за соблюдение порядка и этикета на государственных собраниях и при дворе.Местное управление состояло из воеводств, поветов, волостей, держав, уездов, которыми управляли воеводы, старосты, урядники, войты, державники. Наиболее важные вопросы эти должностные лица обязаны были решать на местных сеймиках, избираемых шляхтой. Города имели самоуправление, принципы которого опирались на «магдебургское право». Во главе города стоял войт, первоначально назначаемый господарем, затем выборный. Ему помогали выборные радцы из городской верхушки. Рада ведала административно-хозяйственными и гражданско-судебными делами. Из своей среды радцы выбирали бурмистров. Образование Московского государства. Создание Русского[8] государства проходило в условиях борьбы с исламизированной Золотой Ордой и католической Речью Посполитой. В 1243 г. Ярослав Всеволодович, наследовавший владимирский престол, был вызван в Орду и получил от Батыя ярлык на владение всеми русскими княжествами. Власть была номинальной из-за княжеских интриг и недовольства Каракорума растущейсамостоятельностью Батыя. Ярослав через три года был отравлен в столице Монгольской империи, а его соперник - черниговский князь Михаил Всеволодович убит в Орде. В 1247 г. в Каракоруме Александр Ярославович Невский получил ярлык на Великое Владимирское княжение. На русские земли были наложены ясак[9], харадж[10], тамга[11], сусун и улуф[12], конак[13], кулуш-колтка[14]. Первоначально сбор налогов осуществляли купцы-откупщики. Но из-за их многочисленных злоупотреблений сбор дани и других налогов был поручен специальным чиновникам - даругам и баскакам со штатом помощников и военной охраной. Они же производили перепись населения княжеств для более полного обеспечения сбора дани. В XIV веке Владимирское великое княжество пришло в упадок, распавшись на мелкие уделы, князья которых вели борьбу за обладание владимирским столом. Удельные князья самостоятельных земель носили титул великого князя и по своему статусу были монархами. Наследование княжеских столов осуществлялось по обычаю родового старшинства, и ханский ярлык, за редким исключением, лишь подтверждал права наследства. Власть удельных князей опиралась на местные советы бояр и дворцово-вотчинную систему управления. В борьбе возглавляемых князьями городских элит Новгорода, Твери, Москвы, Рязани, Нижнего Новгорода за волжско-балтийский торговый путь в силу ряда причин утвердилось первенство Москвы. Московское княжество возникло в конце жизни Александра Невского (1263), разделившего между сыновьями свои земли. Основателем московской династии стал младший сын Александра Невского Даниил. Он укрепил и расширил границы своего первоначально незначительного княжества. Его смерть (1303) до занятия великого владимирского стола лишала, согласно лествичному праву, потомков Даниила Александровича легитимных претензий на великое княжение. Однако сыновья Даниила Александровича вступили в борьбу за великокняжеский владимирский стол с тверскими князьями. Борьба за ордынский ярлык велась с переменным успехом, но в 1327 г. Иван Калита Московский вместе с татарским войском подавил восстание в Твери против насилия ханского баскака Чолхана[15]. Великий князь Владимирский и Тверской Александр Михайлович был лишен престола и бежал в Псков. Ярлык на великое владимирское княжение перешел к Ивану Калите. С этого времени начался длительный процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Иван Калита получил право сбора дани со всей Руси и доставки ее в Орду. Лесть и подкуп кочевой элиты нормализовали русско-ордынские отношения, на 40 лет русские земли избавились от татарских набегов. Ивану Калите удалось поставить под свой контроль Владимиро-Суздальские земли, подавив местный княжеский сепаратизм и выступления многочисленных «татей».Иван Калита и его преемники, опираясь на военную поддержку Золотой Орды, постоянно расширяли границы Московского княжества. Они захватывали удельные княжества, отнимали «спорные» территории, скупали земли, заключали договоры с ослабленными удельными князьями, превращавшимися в вассалов Москвы. Удельные князья и местная знать вливались в правящую элиту Московского княжества, получая свои или другие вотчины, но уже на правах службы московскому князю. Перенос Феогностом (1328-1353) митрополичьей кафедры в Москву превратил ее в церковный центр русских земель, что создавало предпосылки для претензий Москвы на наследство Киевской Руси и представительство интересов всех русских. Чума, приведшая к гибели сыновей Ивана Калиты, - великих князей Симеона Гордого (1353) и Ивана II Красного (1359), имела следствием сосредоточение власти в период малолетства Дмитрия Ивановича в руках Боярской думы. Она и особенно митрополит Алексий (1353-1378) значительно укрепили Московское великое княжество и подготовили его к роли лидера в борьбе за свержение татаро-монгольского ига.Победа на Куликовом поле (1380) не позволила Дмитрию Донскому свергнуть иго, но Москва окончательно закрепила за собой роль общенационального центра. Переход на новый принцип престолонаследия[16] привел к династической войне 1425-1453 гг. Несмотря на огромные бедствия и тяжелые неудачи в ходе войны, Василий II Темный отстоял свою власть, Московское удельное княжество превратилось в Русское государство. В 1439 г. на Флорентийском соборе Константинопольская патриархия в надежде на помощь Запада в борьбе с натиском османов подписала унию с католической церковью. Под унией подписался и московский митрополит Исидор, за что по возвращении в Москву был объявлен великим князем Василием II и епископами еретиком и низложен. 15 декабря 1448 г. собор русских епископов утвердил русским митрополитом Иону. Русская Православная Церковь стала автокефальной. Константинопольская патриархия не признала автокефалию русской церкви, но после взятия Константинополя (1453) османами проблема восстановления отношений с греческой церковью отпала сама собой. Другим следствием этих событий стало образование в 1458 г. в составе Константинопольской патриархии отдельной митрополии в польско-литовских землях, которая первоначально называлась Киевской и всея Руси, а потом - Киевской и Галицкой. Иван III (1462-1505) и Василий III (1505-1533) завершили создание единого Русского государства. Князья и бояре автономных ранее земель превратились в служилых людей великого князя московского. При отъезде к недругам московского князя служилые князья теряли право на свою вотчину, так как она жаловалась в «вотчину и в удел» только на условиях службы. Часто наиболее влиятельные представители местной элиты вывозились из присоединяемых земель и переселялись во внутренние области, а на их место посылали переселенцев из коренных московских мест, что вело к ассимиляциирегиональных элит московским боярством. После походов 1471 и 1478 гг. Иваном III в состав Московского великого княжества были включены Новгородские земли. Новгородская элита оказала активное сопротивление изменению статуса Великого Новгорода[17], но была разгромлена, подверглась экспроприации и утратила свой статус[18] в составе единого государства. На крушение Новгорода в известной степени повлияло и то, что фактически главой республики в этот период был архиепископ, который по каноническим соображениям не мог быть активным и последовательным борцом с Москвой, ставшей сакральным центром Руси. В результате в распоряжении великого московского князя оказался гигантский фонд казенной земельной собственности, что явилось материальной основой для усиления его власти - боярские и церковные земли Новгорода перешли в руки служилых людей - дворян, ставших основой русского войска и государственности. После «стояния на реке Угре» в 1480 г. Ивану III удалось добиться полной независимости Великого Московского княжества, ставшего крупнейшим государством Европы. В те годы обострились отношения Москвы с Литвой. После возобновления (1447) унии Польши и Литвы король Казимир IV усилил католизацию Белоруссии, Украины и Литвы. Православные стали искать пути перехода под власть государя Москвы. Заговор был раскрыт, но князю Федору Бельскому удалось бежать в Москву, где он был тепло принят и получил от великого князя вотчину. Этим было положено начало перехода русских и православных литовских князей из Литвы на московскую службу. Наряду с «собиранием» собственно русских земель происходило включение в состав Московского государства иноязычных народов. Вассальная политика Москвы в иноязычных регионах наряду с принуждением опиралась на колонизацию и разнообразные формы сотрудничества с местной знатью, которые включали в себя династические союзы, различные формы службы, заложничества и подкупа. В наиболее автономных отношениях к Москве находились «князьки» и знать народов «океянского языка» - полуоседлых племен Мурманского побережья, зависимость которых по договору часто ограничивалась выплатой дани и обязательством способствовать распространению власти московского князя на окрестные земли, гарантировать безопасность великокняжеских слуг. При этом центральная администрация стремилась не допускать столкновений русских колонистов и иноязычного населения, предписывая, чтобы «розни между ними не было ни в чем». Важную роль в колонизации и централизации государственных земель выполняли монастыри, крепости и города. По мере распада Золотой Орды особое значение приобрел переход под власть Москвы тюркоязычной знати с подвластными родами. В конце XV в. Казанское ханство признало вассальную зависимость от Москвы. На шерти[19], выработанной на основе договоров великого князя с удельными, казанские цари обязались «правити в правду» московского государя, дело его беречь, не сноситься с врагами Москвы и присылать войска по первому требованию. Часть татарской диаспоры приняла православие, пополнила казачество, а представители знати положили начало многим видным родам России. Главой Московского государства был «великий князь всея Руси» — титул, утвердившийся за Иваном III. Он обладал законодательными, административными и судебными полномочиями, которые постоянно расширялись. В дипломатической переписке Василия II была принята формула «Божией милостью», указывавшая на сакральный источник власти, но правовой и политический смысл эта формула приобретает при Иване III, после достижения полной независимости. В этот период от лица подданных Ивану III присваивается в письмах, обращениях, летописях титул царя и самодержца, что начинает признаваться в международно-правовых отношениях. Важным фактором укрепления государственности стал первый общерусский судебник Ивана III (1497). При Иване III начала складываться национально-государственная символика. После его бракосочетания в 1472 году с представительницей византийской императорской фамилии Софьей Палеолог на государственной печати великого князя появилось изображение двуглавого орла (1497) - общехристианский символ единства светской и духовной власти.Свою власть в стране великий князь делил с удельными князьями - своими братьями. Суверенные права удельных князей на подвластной территории были значительны: они судили земельные и «разбойные» дела, собирали в удельную казну таможенные пошлины, дани и другие поборы, имели дворцовый аппарат с дьяческой канцелярией, свои боярские думы. Удельный князь считался главой местного дворянского войска. Права и обязанности удельных князей регламентировались договорами с великим князем. Участие удельного князя в общегосударственных делах было ограничено и находилось под контролем великого князя, опасавшегося династической борьбы. Удельные князья были обязаны участвовать в общерусских военных экспедициях, но не могли сами назначать воевод. Великий князь обсуждал «з братьей и з бояры» важнейшие внутриполитические дела. Верховная власть последовательно осуществляла курс на ликвидацию удельно-княжеской системы: в частности, Василий III запретил своим братьям вступать в брак, превращая их уделы в выморочные. Важная роль в системе управления принадлежала Боярской думе, выросшей к XV в. в «постоянно действовавший» совет. Термин «боярин» стал обозначать не просто привилегированного крупного землевладельца, а пожизненного члена Боярской думы. Наряду с высшим думным чином - боярин - был введен второй думный чин - окольничий. Порядок назначения на думные и высшие судебно-административные и военные должности определялся принципом местничества: знатностью рода и службой предков великому князю. В думе произошла консолидация высшего слоя московского боярства и княжеской аристократии[20]. Их удельный вес в общерусской элите вырос после перехода к московскому князю западнорусских князей[21]. Четкой регламентации деятельности учреждений и лиц не существовало, поэтому не все члены думы имели в ней равный вес и не всегда важнейшие государственные дела поручались боярам. Формула «приговорил князь великий з бояры» подразумевала не всю Боярскую думу, а часть близких к князю лиц, с кем он принимал то или иное решение. На практике реальные административные функции оказывались в руках «введенных бояр». Для решения отдельных вопросов по распоряжению князя создавались временные комиссии. Князья стремились подчинить себе деятельность думы, но в периоды кризисов, малолетства князей Боярская дума расширяла свои полномочия. Великокняжескими землями ведал дворецкий. Он же принимал активное участие в решении общегосударственных дел, иногда более существенное, чем члены Боярской думы. Другие дворцовые слуги стали получать «путь» - заведование доходами с определенной местности с выполнением административных и судебных функций и назывались путными боярами.Дворцовые чины не включались в состав думы и вышли в большинстве из среды московского боярства, незнатного служилого люда, бывших суверенных властителей, утративших вотчинные права. Это было гарантией их преданности великому князю. Усиление двора оказалось временным явлением. Дальнейшая централизация русских земель привела к утверждению функционального управления, сменившего территориальное[22]. Пути стали перерастать в приказную систему. Из ведомства дворецкого выросли учреждения приказного типа - Большой дворец и Казенный приказ, из конюшенного пути Конюшенный приказ, а в начале XVI в. Разрядный приказ, ведавший служилыми людьми, чинами и должностями. Реальными исполнителями воли великого князя были дьяки. Они составляли аппарат Боярской думы, казны и двора. Их численность постоянно возрастала, как и круг вопросов, которыми они ведали. Большинство дьяков происходили из поповичей и холопов. Дьяки центральных ведомств подразделялись на великокняжеских, дворцовых и ямских. Удельные дьяки при ликвидации уделов, как правило, не включались в великокняжеский аппарат. Основной административной единицей были уезды, которые делились на станы, а станы - на волости. Но сохранялись еще земли, существовали военные и судебные округа[23]. На основной территории государства управление осуществлялось наместниками и волостелями. Они вершили суд над местным населением и собирали с него «корм» в свою пользу. «Кормленщиками» были представители аристократии и дворцовая администрация. Власть кормленщиков регламентировалась уставными грамотами, выдававшимися местному населению, и доходными списками - кормленщикам. Основная тенденция состояла в постоянном ограничении функций наместников в пользу независимых от него даньщиков, мытников и таможенников и усилению роли дворянства, из которого вербовались городовые приказчики, в чьи руки перешла административно-финансовая власть в городах и уездах. В вотчинах князья и бояре продолжали сохранять административные и судебные права.
Источники и литература.
1. Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. Новосибирск, 1991. 2. Вернадский Г.В. Монголы и Русь. Тверь; Москва, 1997. 3. Зимин А.А. Витязь на распутье. М., 1991. 4. Скрынникова Т.Д. Харизма и власть в эпоху Чингисхана. М., 1997.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |