КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 4. Управление сословной монархией в XVII векеСмутное время. Укрепление самодержавия. Высшие органы власти. Боярская дума. Земские соборы. Центральное управление. Местное управление. Управление инонациональными территориями. Церковь и государство. Формирование государственной службы и служилой бюрократии в XVII веке.
Смутное время. 7 января 1598 г. со смертью бездетного царя Федора Ивановича пресеклась династия Рюриковичей. После пострижения в монахини царицы Ирины и соперничества различных претендентов на Земском соборе 18-21 февраля по инициативе патриарха Иова царем был избран брат царицы и фактический правитель России Борис Годунов. Тяжелый хозяйственный кризис 60-80 гг. XVI века сменился стабилизацией экономики, успешными оказались внешнеполитические акции царя[48], властная элита и дворянство консолидировались вокруг монарха, оппозиционные бояре были нейтрализованы. Но в 1601-1603 гг. большую часть России поразили неурожаи, вызванные затяжными дождями, и невиданный голод, унесший сотни тысяч жизней. Ответственность за бедствия в массовом сознании возлагались на царя и объяснялись Божьим наказанием за его неправедность. Возобновились слухи о виновности Бориса Годунова в смерти младшего сына Ивана Грозного - царевича Дмитрия, а также в поджоге Москвы, отравлении царя Федора и его дочери. Появившиеся сомнения относительно легитимности новой династии и вмешательство в дела Московского царства католической Речи Посполитой, протестантской Швеции и мусульманского Крымского ханства вылились в великую Смуту. Лжедмитрий I, объявившийся в Речи Посполитой летом 1603 г., пообещал удовлетворить все требования недовольных политикой царя Бориса, передачу Польше западных русских территорий и распространение в России католицизма. Появление разношерстного войска самозванца, основу которого составили казаки и польские наемники, повлекло сдачу южных крепостей и городов[49]. Там он создал параллельную систему власти[50]. Московские войска находились в состоянии растерянности, но после неудач в январе 1605 года князь Ф.И.Милославский разгромил под Добрыничами отряды Лжедмитрия. Московские воеводы попытались террором подавить измену регионов, но это только укрепило популярность Лжедмитрия. Смерть Бориса Годунова привела к признанию самозванца ведущими боярскими родами и переходу на его сторону правительственных войск. Эмиссары Лжедмитрия в Москве смогли добиться сначала низложения, а затем и убийства царя Федора Борисовича и его матери, ссылки всей его родни и патриарха Иова. 20 июня 1605 г. восторженно встреченный Лжедмитрий вступил в Москву. Позиции самозванца укрепило «признание» его матерью царевича Дмитрия Марфой Нагой, и 30 июля произошла коронация царя Дмитрия Ивановича в Успенском соборе, восстановившая «законную» династию. Не отказываясь открыто от своих обещаний, Лжедмитрий фактически ничего из них не выполнил за свое годичное царствование. Его попытки консолидировать русское общество и властную элиту путем компромиссов успеха не имели. Наглое и высокомерное поведение польских шляхтичей, особенно во время свадьбы Лжедмитрия с Мариной Мнишек, вызвало всеобщее возмущение москвичей и русской знати. На фоне роста антипольских настроений В.И.Шуйскому, поддержанному дворянами, удалось осуществить заговор, в ходе которого царь-самозванец был убит 17 мая 1606 г., свергнут патриарх грек Игнатий, многие дворы иноземцев разграблены. 19 мая 1606 г. царем был «выкрикнут» на Красной площади В.И. Шуйский, который в присяге ограничил свою власть в пользу Боярской думы. Юго-запад России отказался признать боярское правление, брожение с неоднородным составом участников охватило многие местности страны. Во главе антиправительственного движения от имени «истинного царя Дмитрия» встали князь Г.Шаховской, сосланный Шуйским на воеводство в Путивль, и И.И.Болотников - беглый холоп князя Телятевского. Восставшие, в состав которых вошли крестьяне, рязанские и нижегородские дворяне, служилые люди по прибору, беглые холопы, одержав победы над войсками Шуйского под Кромами, Ельцом и селом Троицким, в октябре 1606 г. начали осаду Москвы. Обе стороны были беспощадны к своим противникам, изменившим «законному» государю, прибегали к жестоким, изощренным казням. Переход на сторону Василия Шуйского дворянских отрядов П.Ляпунова и И.Пашкова, обеспокоенных погромами дворянских поместий, привели в ноябре 1606 г. к поражению Болотникова. Помощь со стороны казачьих отрядов самозванца «царевича Петра»[51] позволила восставшим отразить натиск царских войск и отступить в Тулу. В июне 1607 г. город был осажден, и через четыре месяца восставшие сдались. В конце лета 1607 г. в г. Стародубе объявился Лжедмитрий II. Он объединил разбитые отряды Болотникова, усилил их польскими наемниками, казаками И.М.Заруцкого, разбил царского брата воеводу князя Д.И. Шуйского, подошел к Москве и расположился в Тушино[52]. Образовались две параллельные системы власти - в Москве и Тушино, контролировавшие разные регионы страны. Оказавшись в сложном военном и финансовом положении, Василий Шуйский заключил мир со Швецией, который предусматривал предоставление России шведских наемников в обмен на крепость Корелу с округой. М.В.Скопин-Шуйский, опираясь на помощь шведов, к апрелю 1610 г. разгромил и отбросил от Москвы отряды Лжедмитрия II. Но еще в сентябре 1609 г., использовав в качестве предлога заключение Россией союза с врагом Польши[53], Сигизмунд III перешел к прямой агрессии[54]. Часть поляков оставила Лжедмитрия и ушла к своему королю. Туда же пришли видные представители русских тушинцев[55], которые заключили в феврале 1610 г. договор о предварительном избрании царем королевича Владислава[56] при условии сохранения самостоятельности Московского царства и православия. После поражения в июне 1610 г., нанесенного царским войскам поляками гетмана Жолкевского, Боярская дума вынудила Василия Шуйского отказаться от престола, а затем постричься в монахи. В августе 1610 года «Семибоярщина» призвала на русский престол Владислава. Сигизмунд, недовольный некоторыми статьями договора, не отпустил сына в Москву, но ввел в нее свои войска во главе с Гонсевским. Патриарх Гермоген, призвавший к изгнанию поляков, был заключен в Чудов монастырь, где и погиб. Шведы установили контроль над Новгородом. В декабре 1610 г. Лжедмитрий II был убит. Весной 1611 г. оформилось первое ополчение из разных концов русской земли. Но конфликт общеземского ополчения с казаками, убийство последними Ляпунова и неудачное восстание в Москве привели к его распаду. В этой, казалось бы, безвыходной ситуации под влиянием грамот патриарха Гермогена и обращений монахов Троице-Сергиева монастыря в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский осенью 1611 г. создали второе ополчение, чтобы освободить Москву и созвать Земский собор для избрания нового царя. В условиях безвластия второе ополчение взяло на себя функции государственного управления, создало в Ярославле Совет всей земли, в который вошли выборные от духовенства, дворянства, служилых людей по прибору, горожан, дворцовых и черносошных крестьян, сформировало приказы. В августе 1612 г. ополчение, поддержанное в критический момент казаками Трубецкого, взяло верх над армией гетмана К.Ходкевича, а в октябре вынудило сдаться польский гарнизон Москвы. Уже в ноябре Пожарский созвал грамотами представителей городов и сословных групп, включая казаков и черносошных крестьян, на Земский собор для избрания царя. В январе-феврале 1613 г. состоялся один из самых представительных в истории России Земских соборов, на котором после длительных споров царем был избран Михаил Романов[57]. Попытку одного из польских отрядов захватить 16-летнего царя сорвал Иван Сусанин. Города приняли присягу на верность и подписали крестоцеловальные записи еще до получения согласия Михаила. По стране продолжали бродить шайки разбойников, казачество под руководством Заруцкого (1612-1614 гг.) пыталось посадить на русский престол малолетнего сына Лжедмитрия II[58], но после уступок казачеству и обещания не преследовать за прежние дела положение постепенно стабилизировалось. Укрепление самодержавия. Смута начала XVII в. привела к развалу российской государственности, подрыву авторитета знати («оскудеша премудрые старцы и изнемогоша чудные советники»), тяжелые последствия имел массовый террор со стороны соперничавших группировок. Экономика была разрушена, страна обезлюдела. Династия Романовых не обладала собственными материальными и силовыми средствами утверждения власти, но восстановление государственности облегчалось тем, что патриарх Филарет[59] (1619-1633 гг.) был отцом царя. Влиятельный боярин Федор Никитич Романов во времена царя Федора Ивановича, соперничал с Борисом Годуновым за власть и был пострижен в монахи. С его возвращения из польского плена и избрания патриархом, собственно, и начался процесс возрождения России. Колеблющаяся, неустойчивая политика Боярской думы сменилась твердой властью. Царь и патриарх в равной степени пользовались титулом «великий государь». Фактически власть сосредоточилась в руках патриарха Филарета, который энергично использовал ее для укрепления как государственной, так и духовной власти. Высшие органы власти. В XVII в. окончательно сложилась национальная форма монархии - самодержавие. Самодержец всея Руси, воспринимался как воплощение высших человеческих ценностей - истины, добра, красоты, справедливости[60]. На символическом уровне это закреплялось в таинстве венчания на царство, которое совершалось патриархом[61] - возложение на царя венца[62] и барм, вручение скипетра, державы, облачение в порфиру и произнесение Символа веры. С XVII в. стало осуществляться миропомазание на царство. Боярская дума. На протяжении всего XVII в. сохранялось значение Боярской думы как высшего совета при царе. К ее компетенции относились вопросы внутренней и внешней политики, суда и администрации. Оставаясь аристократическим органом, дума постепенно увеличивалась за счет низших чинов - думных дворян и думных дьяков, корпус которых формировался на основе личных служебных заслуг. В составе Боярской думы стала складываться «ближняя дума» из особо доверенных лиц царя[63], с которыми он предварительно обсуждал и принимал решения по вопросам государственного управления. Земские соборы. К системе высших органов государственной власти относились Земские соборы, роль которых в первой половине XVII в. значительно возросла. Земские соборы заседали и участвовали во всех важнейших государственных актах в 1613-1621, 1632-1634, 1636-1637, 1642, 1645-1651, 1653 гг. Земские соборы не имели четкого регламента, численности и состава. В их заседаниях обязательно участвовали цари или их представители, Боярская дума и Церковный собор. Представительство остальных групп населения могло быть по призыву[64] и по выбору от различных слоев служилого и тяглового населения. Имущественный ценз, как правило, отсутствовал, а нравственный обозначался призывом выбирать «крепких разумом» глав семейств. Инициатива созыва собора исходила от царя, Боярской думы или предшествующего Земского собора. Призывающая власть рассылала воеводам грамоты, в которых указывалось число вызываемых, срок прибытия и иногда цель созыва собора. Избирательными округами были уезды. Избрание служилых людей проводилось в съезжей избе, а тяглых в земской. Избиратели составляли письменный акт избрания, давали выборным наказ и снабжали их «запасом» (содержанием). Заседания открывались общим собранием, на котором царь или от его имени думный дьяк мотивировал созыв собора и выдвигал вопросы для обсуждения, иногда выборные информировались о деятельности правительства по решениям предыдущего собора. Затем вопросы обсуждались по сословным разрядам: боярская Дума, собор духовенства, собрание стольников, московских дворян, городовых дворян, стрельцов и т.д. Многочисленные разряды (например, городовых дворян) делились на статьи. Каждый разряд или статья подавали свое письменное мнение, в случае несогласия каждый член собора также мог подать свое мнение. На втором общем собрании на основе общего мнения принималось единогласное решение, скрепляемое печатями царя, патриарха, представителей разрядов (статей) и крестоцелованием. Для XVII в. характерно широкое представительство низших сословий при ведущей роли дворянства и зажиточной части посадских людей. После решения о воссоединении с Украиной Земские соборы перестали собираться. Это было связано с рядом обстоятельств. К середине XVII в. самодержавие окрепло, были восстановлены механизмы государственного управления. Важнейшим показателем стало принятие Земским собором 1649 г. Соборного уложения. Не имеющий аналогов в то время по своему объему (почти 1000 статей) он стал последним общерусским кодексом, базирующимся на религиозно-православном понимании политических и правовых процессов. В кодексе провозглашался принцип равного суда для всех чинов, защищалась любая личность, но с учетом ее сословного статуса. Уложение юридически оформило крепостное право, объявив бессрочный сыск беглых, и прикрепило посадское население к городам, ликвидировав освобожденные от посадских повинностей белые слободы. В 1681 году царем Федором Алексеевичем был созван Земский собор, который отменил местничество. Но восстановить деятельность высшего сословного представительского органа не удалось. Центральное управление. В первой половине XVII в. завершилось оформление Четвертных приказов, созданы новые постоянные и временные центральные учреждения, ведавшие сбором налогов - Новая четверть (1619), приказ Большой казны (1621). Создание Казачьего и Панского приказов закрепило социальный статус и экономическое положение казаков и иностранцев, участвовавших в войсках народного ополчения. Все военное управление по-прежнему было сосредоточено в Разрядном приказе, который ведал дворянами как военно-служилым сословием, делами по укреплению городов и пограничных линий. Разрядный приказ состоял из пяти территориальных столов[65], которые вели учет состава войск в пределах своих разрядов (военных округов), а также специальных - денежного и приказного[66] столов. Важнейшим считался Московский стол, к компетенции которого относилось также комплектование личного состава приказов, других отраслей управления, разрешение местнических проблем. В начале XVII в. в приказ была реорганизована Стрелецкая изба, созданы приказы Сбора даточных людей (1633-1654), Сбора ратных людей (1637-1654), Рейтарский (1649-1701), Городового дела (1638-1644). Важную роль в приказной системе играли судебно-административные органы. Поместный приказ ведал раздачей и переходом поместий, вотчин и связанными с этим тяжбами, Разбойный приказ[67] - уголовно-полицейскими делами по всей стране, кроме Москвы, в столице эти функции выполнял Земский приказ[68], а также Холопий приказ, который оформлял и освобождал от холопства, регистрировал дворовых, разрешал тяжбы из-за холопов. К органам центрально-областного управления относились приказы, традиционно называемые Четвертными. По мере присоединения уделов к Москве их центральные органы переносились в столицу с сохранением территории ведения. Сначала их было три, и они назывались третями, а затем четыре, которые были названы четвертями, хотя в XVII в. таких приказов было уже шесть: Нижегородская, Галицкая, Устюжская, Владимирская, Костромская. Сибирская Четверть была переименована в приказ. Новая Четверть была финансовым ведомством, ответственным за питейное дело и кабацкие сборы. Они ведали населением городов, уездов и судом для податных групп населения. К приказам специального управления можно отнести Посольский[69]. Он являлся исполнительным органом царя и Боярской думы. Делился на по-вытья, три из которых осуществляли сношения с Западной Европой, а две - с восточными странами. Ямской приказ обеспечивал государственную почтовую связь, приказ Каменных дел ведал каменным строительством и каменщиками, приказ Книгопечатного дела - печатным двором, Печатный приказ скреплял правительственные акты приложением печати, Аптекарский стал центром медицинского дела в России. Челобитный приказ передавал результаты разбора царем или Боярской думой жалоб в соответствующие приказы или непосредственно челобитникам. Новым в управлении была деятельность Монастырского приказа (1649-1666), в ведении которого находились монастырские земли и суд населения церковных вотчин. Особый блок составляли приказы дворцово-финансового управления. Приказ Большого дворца ведал содержанием дворца, а также населением и землями, разбросанными по всей стране, обязанными доставлять это содержание, судил привилегированных лиц, освобождаемых царем от суда обыкновенных органов. Ему были подчинены дворцы, отвечавшие за соответствующее снабжение: кормовой, хлебный, житенный и сытенный. К дворцовому ведомству относились также приказы: Ловчий, Сокольничий, Конюшенный, Постельничий. Приказ Большой казны из органа управления доходами государства эволюционировал в личную казну царя и хранилище драгоценных изделий. Приказ Большого прихода ведал косвенными налогами государства, а приказ Счетных дел (1667) осуществлял контрольные функции. Самостоятельное значение имел приказ Тайных дел, созданный в середине XVII в. В его компетенцию перешли важнейшие вопросы, связанные с царской и государственной безопасностью: контроль за дипломатией, производством огнестрельного оружия, за рудным делом; следствие по политическим делам, управление хозяйством двора. Местное управление. С начала XVII в. началось создание приказно-воеводского управления. Во время Смуты население на общесословных собраниях стало избирать себе воевод с военными, административными и судебными функциями. После окончания Смуты воевод стали назначать царь и Боярская дума[70], иногда с учетом пожеланий местного населения. К середине XVII в. воеводская система распространилась повсеместно. Воевода, согласно указу «воеводам кормов не давать, в том самим себе убытков не чинить», кормов не собирал, но не были воспрещены добровольные приносы «в почесть», и воевода их брал сколько рука выможет. В своих челобитных о назначении соискатели воеводских мест так напрямик и просили отпустить их в такой-то город на воеводство «покормиться». Воеводство хотели сделать административной службой без жалования, а на деле оно вышло неокладным жалованием под предлогом административной службы. Неопределенная точно широта власти воеводы поощряла к злоупотреблениям. Воеводы получили право контроля за губными и земскими избами без права вмешательства в сферу их деятельности, но во второй половине XVII в. это ограничение для воевод было снято. Однако полного подчинения местного самоуправления воеводскому управлению не произошло[71], воеводам предписывалось «в денежные сборы и в мирские дела не вступаться и воли в мирских делах не отымати, выборных не переменять». При всех воеводах в помощниках были дьяки или подьячие с приписью. Из них формировалась съезжая, или приказная, изба[72]. Большинство приказных изб имели незначительные штаты - по нескольку человек, но в некоторых[73] было по 20 и более приказных людей. В городах, также, существовали различные системы самоуправления - в Пскове коллегия общегородских старост, в Новгороде Великом - собрание «градских людей» и постоянное управление из 5 старост, представлявших концы города, в Москве не было общегородского самоуправления, но самоуправляющимися единицами были каждая сотня и слобода. Управление инонациональными территориями. В XVII в. начала вырабатываться типовая шерть[74], которую приносили царю местные владетели или общины. Правительство поощряло как государственную колонизацию присоединяемых земель служилыми людьми, так и казачье-крестьянскую колонизацию. Опорными ее пунктами становились русские городки и крепости в Сибири и на Кавказе. Русские воеводы не должны были вмешиваться во внутренние дела народов, ограничиваясь сбором податей и военной взаимопомощью. Однако, несмотря на призывы центральной власти, произвол и насилие воевод и других представителей администрации, взаимные набеги местного населения и казаков выливались в открытые столкновения. Значительную автономию получила Украина, вошедшая в состав России после решений Земского собора (1653), Переяславской рады (1654) и войны с Речью Посполитой (1654-1667). Управление Украиной осуществлял первоначально Посольский, а с 1662 г. Малороссийский приказ. Главой Украины был гетман, избранный казачьей радой и утвержденный царем. Он осуществлял верховное управление и верховный суд. Совещательным органом была старшинская рада в составе: генерального судьи, генерального писаря, генерального обозного, войскового подскарбия, двух генеральных есаулов. В административном отношении Украина состояла из 17 полков[75], делившихся на сотни (во главе с сотниками). В городах с преимущественно казачьим населением вся администрация избиралась из казачьей старшины и реестрового казачества. В городах со смешанным самоуправлением - в виде магистратов и ратуш во главе с бурмистрами. В селах крестьяне выбирали войтов и лавников. Церковь и государство. В 1589 г. при царе Федоре Ивановиче Борису Годунову удалось добиться учреждения в Москве патриаршества, подтвержденного решением Константинопольского собора в мае 1590 г. Московский патриарх занял в диптихе пятое место после восточных патриархов. Первым московским патриархом стал Иов (1589-1605). В отличие от восточных патриархов русский первоиерарх не имел при себе постоянного собора (синода). Освященные (церковные) соборы при патриархах созывались реже, чем при московских митрополитах, но собор 1667 г. принял решение о двукратном в год созыве соборов, что соответствовало каноническим правилам. В работе соборов принимали участие цари, будь то выборы патриарха или назначение других церковных иерархов, канонизация святых, церковный суд или богословские диспуты. В 1620-1626 гг. патриарх Филарет провел реформу управления огромным церковным имуществом и персоналом. Для заведования патриаршей областью были созданы приказы, которые затем распространили свои полномочия на земли церкви по всей территории России. В результате, на смену двухчастной системе (государственные и дворцовые) пришло тройное деление приказных учреждений. Приказ Духовных дел, или Патриарший разряд, выдавал грамоты духовным лицам, получавшим рукоположение от патриарха, а также на сооружение церквей, вершил суд по преступлениям против веры над клириками и мирянами. Казенный приказ ведал сборами в патриаршую казну. Дворцовый приказ ведал светскими чиновниками патриарха и хозяйством его дома. Персонал приказов составляли как светские, так и духовные лица. В них сложилась автономная служебная иерархия: патриаршьи бояре, окольничьи, дьяки и подьячие. Это укрепило позиции церкви, сохранявшей высокий авторитет и обладавшей огромной материальной и военной мощью, монастырями-крепостями в стратегически важных местах. Тем не менее канонические православные представления о богоугодной природе власти исключали сколько-нибудь последовательные претензии Русской Православной Церкви и ее иерархов на светскую власть, создание теократического государства. В церковном управлении и суде на епархиальном уровне не было единообразия, но строилось оно в соответствии с каноническими требованиями. В местном самоуправлении большую роль играл церковный приход, который в большинстве случаев совпадал территориально с волостью. Приходские священники назначались соответствующим епископом, но, как правило, кандидаты на вакантное место избирались прихожанами. Священнослужители (священник, дьякон) и церковнослужители (пономари, сторожа, певчие) полностью зависели от мира, который выделял земли, другие угодья, иногда материальное вознаграждение. В священники часто избирались не духовные лица, а грамотные крестьяне или посадские, в результате чего функции местных гражданских и церковных властей переплетались и даже объединялись. В царствование царя Алексея Михайловича стремление светской власти поставить под контроль хозяйственную деятельность церкви, ограничить монастырское землевладение, судебный иммунитет монастырей и белого духовенства встретило сопротивление патриарха Никона. Конфликт совпал с расколом церкви в результате реформы по приведению богослужебных книг и обрядов в соответствие с греческими оригиналами. Против реформы выступили сторонники «древнего благочестия» - старообрядцы, одним из руководителей которых стал протопоп Аввакум. Духовный раскол ослабил позиции церкви. Попытка Никона оказать давление на царя отказом от патриаршества завершилась лишением его сана и ссылкой[76]. Формирование государственной службы и служилой бюрократии в XVII веке. Наибольший рост всего разряда московских приказных людей пришелся на 70-е гг. - число дьяков составило 75, а подьячих - 1447 человек, а в 1698 г. - 86 дьяков и 2648 подьячих. Основная масса (1824 чел.) подьячих находилась в приказах общероссийского значения. Как отмечалось в одной из челобитных, «молодые де подьячие полны приказы, иным де, и сидеть негде, стоя пишут». Все приказные люди независимо от их происхождения были включены в структуру служилого сословия русского общества, пользовались соответствующими правами и привилегиями. Но заняли приказные люди в нем особое место, создав свою систему чинов, не связанную с родовитостью происхождения, что открывало возможность продвижения по службе вплоть до думного дьяка. К середине XVII в. произошло выделение гражданской службы из службы вообще, которая была преимущественно военной. Это нашло отражение в изменениях, которые претерпели присяги приказных людей, даваемые при вступлении в должность или повышении в чине. С 1598 г. общие присяги для всей массы служилого населения дополнились приписями думным чинам, стольникам, дьякам, подьячим. Приписи постоянно усложнялись для различных чинов и должностей с учетом изменений их служебных обязанностей. Дьяки и подьячие присягали «всякое дело делати и судити вправду», не заниматься казнокрадством, «посулов и поминков ни у кого ни от чего не имать», не разглашать государственных тайн. К середине XVII в. обязанности приказных людей разделились на «государеву службу»[77] и «приказную работу»[78], произошло становление государственных должностей. Думные дьяки осуществляли верховное управление, приказные дьяки составляли среднее звено руководства центральными и местными учреждениями, подьячие занимали подчиненное положение в одном из учреждений. По мере роста численности приказных чинов в учреждениях начинают заметно различаться их положение и функции. Чтобы избежать дублирования в работе лиц с одинаковыми чинами в одном учреждении потребовалось определение «мест»[79] дьяков одного учреждения относительно друг друга. «Места» дьяков в приказе определялись временем получения чина («сидеть ему, кто из них преж в чину»), что устанавливало их служебную соподчиненность и разделение на «больших» и «других». Активнее аналогичный процесс развивался в подьяческой среде. В центральных и отчасти местных органах сложилось квалификационное деление подьячих на три статьи[80]: первую (старых), вторую (средних) и третью (молодых). Во второй половине XVII в. оно приобрело официальный характер и стало контролироваться Разрядным приказом. Внутри статей также сложилось более дробное деление. Об усилении дифференциации в положении подьяческой группы свидетельствует также существование категорий подьячих с приписью[81] и подьячих со справой[82]. Кроме того, шел процесс специализации подьячих в том или ином виде деятельности государственного учреждения. В результате сложился новый тип приказного человека, обязанного своей карьерой, благосостоянием личным качествам, опыту, квалификации и благосклонности вышестоящей администрации или царя.
Источники и литература.
1. Вернадский Г.В. Московское царство. Ч. II. - М., 1997 2. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. - СПб, 1992
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 563; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |