КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 5. Преобразование государственности в царствование Петра I
Установление абсолютизма. Высшие государственные учреждения. Преобразование центральных органов власти. Реформа местного управления.
Установление абсолютизма. Петровские преобразования[83] привели к установлению абсолютной монархии[84]. Ее опорой стали: I. Регулярная армия и флот. Созданы Петром I в начале XVIII в. и стали одними из сильнейших в Европе[85]. Армия комплектовалась на основе всеобщей воинской повинности, поголовной для дворян (офицерский корпус), рекрутская для прочих сословий[86]. Петровская военная реформа ознаменовалась широким распространением практики участия в государственном управлении профессиональных военных[87]. Для Петра было характерно отношение к государственному учреждению как к воинскому подразделению. И дело не в особой воинственности Петра, который из 36 лет царствования провоевал 28 лет. Петр был убежден, что армия - наиболее совершенная общественная структура. Военная дисциплина - тот рычаг, с помощью которого, можно воспитать в людях уважение к порядку, трудолюбие, сознательность, христианскую нравственность. Внедрение в гражданскую сферу военных принципов проявлялось в распространении на систему государственных учреждений военного законодательства. В 1716 г. основной военный закон - воинский устав - по указу Петра I был принят как основополагающий законодательный акт, обязательный в учреждениях всех уровней. Это вело к применению в отношении гражданских служащих тех же мер наказания, которым подлежали военные за преступления против присяги - ни до, ни после Петра в истории России не было издано такого большого количества указов, обещавших смертную казнь за преступления по должности. II. Бюрократический аппарат государственного управления с его регламентацией. Правовое положение людей, постоянно находящихся на государственной службе, было оформлено в петровской Табели о рангах. Этот законодательный акт определил порядок прохождения службы чиновниками. Он устанавливал 14 рангов (классных чинов). Каждый мог надеяться по мере способности и усердия занять высшую должность и перейти в высший ранг. При этом учитывались знатность и личные заслуги. Значительная часть классных чинов обладала статусом личного и потомственного дворянства. Вступающие на государственную должность принимали присягу - обязательство служить Отечеству верно, отстаивать государственные интересы, относиться к делу добросовестно. Наименования должностей и званий были, как правило, немецкого происхождения. Преимущественное право на государственную службу имели дворяне, но Табель о рангах давала возможность выходцам из других сословий поступать на военную или гражданскую службу и по мере продвижения получать дворянское звание, сначала личное, а затем потомственное. К административной элите того времени можно отнести первые («генеральские») четыре класса военных, придворных и чиновников. III. Церковь всегда была опорой легитимной власти, но до начала XVIII века существовала автономно от государства. Петр I объявил себя главой церкви и уничтожил ее автономию. После смерти Андриана (1690-1700 гг.) более 20 лет новый патриарх не избирался, исправление патриаршей должности Петр I временно поручил рязанскому митрополиту Стефану Яворскому. В 1721 г. последовала реформа церковного управления. Патриарший разряд был упразднен, а его функции переданы Монастырскому приказу во главе с боярином И.П.Мусиным-Пушкиным. Этому приказу были подчинены патриаршие Казенный и Дворцовый приказы. Доходы приказа использовались на государственные нужды. Псковский епископ Феофан по заданию и с помощью царя составил «Духовный регламент» и научный трактат «Правда воли монаршей», в которых дал теоретическое обоснование абсолютизму. 25 января 1721 г. Петр I утвердил «Духовный регламент», по которому учреждалась Духовная коллегия, преобразованная 14 февраля в Святейший Правительствующий Синод. В его ведении находились только церковные дела: истолкование церковных догм, распоряжения о молитвах, церковных службах, утверждение жития святых, мощей, чудотворных икон, цензура духовных книг, борьба с ересями и расколами, заведование учебными заведениями, назначение и смещение церковных должностных лиц. Синод имел также функции духовного суда, судил духовенство и мирян по некоторым категориям гражданских дел[88]. 11 мая 1722 г. для надзора за деятельностью Синода Петр I назначил обер-прокурора «из офицеров доброго человека, кто бы имел смелость и мог управление синодского дела знать». Ему подчинялись синодальная канцелярия и церковные фискалы. Первым обер-прокурором Синода был И.В.Болдин. Синод состоял из 12 членов, назначенных царем из представителей высшего духовенства (архиепископов, архимандритов, игуменов, протоиереев). При вступлении в должность члены Синода приносили присягу на верность императору. Церковь стала одним из звеньев государственного аппарата. IV. Элементами механизма абсолютной монархии стали высшие органы государственной власти, которые были радикально реформированы. Для финансового контроля Петр I создал Ближнюю канцелярию, которая стала местом заседания членов Боярской думы, начальников приказов (1704 г.). Такие заседания называли Консилией министров. Последняя прекратила свое существование с созданием Сената в 1711 году. Усиление власти Петра выразилось в создании Кабинета с личной военно-походной канцелярией (1704-1727 гг.), через него он поддерживал связь с Сенатом, Синодом, коллегиями и губернаторами, вел переписку по горным, мануфактурным делам, с заграницей. Сюда же поступали челобитные, жалобы, доносы. В 1711 году было создано постоянно действующее высшее правительственное учреждение - Правительствующий Сенат[89]. Сенат состоял из 9 человек и являлся коллегиальным органом. Три его князя были выходцами из старинной титулованной знати. Остальные - из малознатных родов. Три сенатора в прошлом были членами Боярской думы (Мусин-Пушкин, Стрешнев, Племянников). О компетенции Сената можно судить по двум Указам Петра, принятым 2 марта 1711 года: «О полномочиях Правительствующего Сената», где царь угрожал ослушникам смертной казнью, призывая подчиняться указам Сената «как нам самому, под жестоким наказанием или и смертию, по вине смотря», а также Указ «О функциях Правительствующего Сената». Из документа видно, что Сенат был наделен широкими полномочиями: заботиться о соблюдении правосудия, государственных доходах и расходах, о явке на службу, о развитии торговли и т.д. Однако царь не делился с ним своей верховной властью. Сенат выполнял функции упраздненного Разрядного приказа. Доносы рассматривались ежемесячно по докладу Расправной палаты[90], которая состояла из четырех судей и двух сенаторов. Через Фискальный стол канцелярии Сената обер-фискал руководил фискалами, которые награждались половиной судебного штрафа с уличенного должностного лица. Связь с губерниями осуществлялась через специальных губернских комиссаров (по два от губернии). Во главе Сената Петр I поставил генерал-прокурора П.И.Ягужинского, наделив его широкими полномочиями. Генерал-прокурор осуществлял надзор за работой Сената, председательствовал на его заседаниях и даже имел право законодательной инициативы. Ему подчинялись генерал-фискал и канцелярия Сената. В отсутствие царя он должен был быть «царевым оком». 22 октября 1721 г. в годовщину освобождения Москвы в 1612 г., а также в связи с победоносным исходом Северной войны Петр I принял титул императора всероссийского и превратил прежние «великие государства Российского царствия» во «Всероссийскую империю». Независимо от императорского титула Сенат наименовал Петра «великим» и «отцом отечества». В 1722 г. был издан указ о престолонаследии, согласно которому монарх по своему усмотрению назначал себе преемника. Преобразование центральных органов государственного управления. Реформа центральных органов власти была проведена постепенно, в два этапа: I. В начале XVIII века ряд приказов был объединен под руководством одного лица с сохранением аппарата каждого приказа (44 приказа объединены в 25 самостоятельных учреждений). В связи с потребностями Северной войны возникло несколько новых приказов (Артиллерии, Провиантский, Адмиралтейский, Рукопашных дел, Преображенский и др.). II. Реформа 1718-1720 гг. упразднила большинство приказов и ввела 12 коллегий. Коллегии были созданы по образцу тех, которые существовали в Германии, Дании, Франции, Швеции. Структура коллегии: присутствие, президент[91], вице-президент, 4-5 советников, 4 асессора. Имелась канцелярия коллегии, в которую входили секретарь, нотариус, регистратор, архивариус, переводчик, писцы. Коллегия подчинялась лишь царю и Сенату, а ей - местный аппарат. С 1720 г. для коллегий был введен единый «Генеральный регламент» (156 глав). В ряде коллегий сложилась система отраслевых местных органов управления. Аппаратом местных органов располагали Берг-коллегия и Мануфактур-коллегия (имевшие комиссариатства); Юстиц-коллегия (надворные суды); Камер-коллегия (камер- и земские комиссары); Военная коллегия (губернаторы); штатс-контора (рентмейстеры). В отличие от приказов коллегии (за редким исключением) строились по функциональному принципу и наделялись компетенцией в соответствии с возложенными на них функциями. Каждая коллегия имела свой круг ведомств. Другим коллегиям запрещалось вмешиваться в дела, не подлежащие их ведению. Коллегиям подчинялись губернаторы, вице-губернаторы, воеводы, канцелярии. Нижестоящим учреждениям коллегии посылали указы, а в Сенат входили «доношениями». Коллегиям предоставлялось право доносить царю о том, в чем они «усматривали государственную пользу». При коллегии состоял фискал, а позже прокурор, контролирующий их деятельность. Количество коллегий не было постоянным. В 1722 г., например, была ликвидирована Ревизион-коллегия, но позже восстановлена. Для управления Украиной в 1722 г. была создана Малороссийская коллегия, несколько позже - Коллегия экономии (1726 г.), Юстиц-коллегия, Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел (ок. 1725 г.). Руководили коллегиями[92] наиболее близкие сподвижники Петра I: А.Д.Меншиков, Г.И.Головкин, Ф.М.Апраксин, П.П.Шафиров, Я.В.Брюс, А.А.Матвеев, П.А.Толстой, Д.М.Голицын. Коллегии просуществовали до 1802 г. и были упразднены в связи с дальнейшей централизацией государственного управления и введением министерств. Реформа местного управления и самоуправления. Крупнейшей административной реформой местного управления было создание губерний. Эта реформа совершенно изменила систему управления на местах. Ей был посвящен Указ «Об учреждении губерний и о росписи к ним городов» от 18 декабря 1708 г. Согласно этому указу вся территория России была разделена на 8 губерний (во главе с губернаторами). В 1714 г. губерний стало 11. Это была первая административная реформа Петра. А.А.Кизеветтер: «Каждая часть (регулярной армии) содержалась на сборы с населения соответствующей губернии, в пределах которой расквартировывалась. Собрать с губернии положенные по табели сборы и своевременно доставить их в соответствующие полки - в этом заключалась главная сущность административных задач, возложенных на губернатора». К функциям губернатора присоединялись и другие обязанности - организация и деятельность суда и полиции. Петр сделал попытку ввести в строй губернского управления коллегиальное и избирательное начала. При губернаторах были образованы советы «ландратов» (8-12 советников), но они не просуществовали и пяти лет. С 1719 г. Петр приступил ко второй административной реформе, т.к. первая, проводившаяся с 1708 г., в основном была завершена. В соответствии со второй реформой местного управления 11 губерний делились на 45 провинций, во главе которых были поставлены воеводы. Провинции делились на округа - дистрикты, куда камер-коллегия назначала земских комиссаров. С 1724 г. с населения начинается взимание нового налога - подушной подати. Для сбора подушного налога учреждается институт выборных на 1 год местным дворянским обществом новых земских комиссаров. Это была вторая после ландратов попытка петровского законодательства повысить в местном управлении самодеятельность дворянства. Однако и институт выборных комиссаров просуществовал недолго, многие съезды не могли состояться из-за неявки дворян. Земский комиссар, передававший подушный сбор полковнику, попадал в полную зависимость от последнего. Господство в губернии гражданской бюрократии[93] осложнилось присутствием военного полкового начальства. Под двойным давлением того и другого быстро замирали зародыши самоуправления. Петровские реформы коснулись также и устройства управления торгово-промышленным населением городов. В фискальных интересах и в целях предоставления больших прав купечеству в 1699 г. была проведена городская реформа. Городское население было изъято из подчинения воеводам и передано в ведение избираемых посадскими людьми бурмистров. Местные бурмистры подчинялись в Москве Бурмистерской палате, переименованной в Ратушу, которой был поручен также сбор всех косвенных (таможенных, питейных и др.) налогов с городского населения. Бурмистерская палата (с ноября 1699 года Ратуша), в которой заседали бурмистры из крупного московского купечества, выходила с докладом прямо к царю, минуя приказы, и была чем-то вроде Министерства городов и городских сборов. Она ведала всем посадским (торгово-промышленным) населением в судебных и торговых делах. В других городах учреждались земские избы с выборными бурмистрами. Они подчинялись Ратуше (Бурмистерской палате), а не воеводе и собирали и поставляли в Москву все государственные налоги, сборы и пошлины. Такова первая городская реформа Петра. В 1720 г. была проведена вторая городская реформа - магистратская. 13 февраля 1720 г. в Петербурге на правах коллегии (министерства) был учрежден Главный магистрат. Он возглавил органы самоуправления всей страны. В Москве и других городах России учреждались магистраты по образцу Рижского и Ревельского парламентов. Вице-президентом Главного магистрата был назначен богатый купец И.Исаев. Магистраты, состоявшие из избираемых бурмистров и ратманов, ведали сбором налогов и судом над горожанами, должны были «содержать в своем смотрении полицию», что подразумевало тогда не только обеспечение безопасности города, но и пожарное дело, санитарию, открытие госпиталей, школ, богаделен и многое другое. Магистраты были призваны заложить основы самоуправления, но это оказалось им не под силу. Слабость магистратов объяснялась почти полным отсутствием собственных средств. При Петре I города не имели источников дохода, так как сборы с лавок, пристаней, бань, харчевен и прочих оброчных статей поступали не в городскую кассу, а в государственную казну. Магистраты являлись соединительным звеном между администрацией и сходом жителей посада. Они оказались долговечными и были упразднены лишь в 1864 году. По второй городской реформе население городов было разделено на «нерегулярных» и «регулярных» граждан. К «нерегулярным» относились лица, не владевшие собственностью. «Регулярные» делились на две гильдии: в первую входили дворяне, купцы и промышленники, во вторую - мелкие торговцы и ремесленники. Правом избирать в местные магистраты пользовались только «регулярные» граждане.
Источники и литература.
1. Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России. М., 1994. 2. Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. М., 1985. 3. Шенкман Г. Великий Петр. М., 1999.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 936; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |