КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В условиях «просвещенного абсолютизма»
Тема 7. Государственное управление Предпосылки изменения государственного управления во 2-й пол. XVIII в. Реорганизация высшего и центрального управления. Губернская реформа. Становление городского государственного и общественного управления. Изменение сословного дворянского, церковного, крестьянского, казачьего управления. Павловская перестройка екатерининского управления.
Предпосылки изменения государственного управления во 2-й пол. XVIII в. Дворцовые перевороты 1725-1762 гг. и убийство в 1762 г. императора Петра III; в 1764 г. императора Ивана VI Антоновича, в 1801 г. императора Павла I. ослабили российскую государственность. Отрицательно сказались убийство в 1762 г. императора Петра III; в 1764 г. императора Ивана VI Антоновича, в 1801 г. императора Павла I. Кроме того, пять женщин, в том числе иностранки, были на троне в течение 70 лет XVIII в.: Марта Скавронская, «женщина из-под солдатской телеги», ставшая второй женой Петра I и императрицей; вдова курляндского герцога Анна Ивановна из Митавы; ее племянница Анна Леопольдовна, правительница при малолетнем сыне, императоре Иване VI Антоновиче; Елизавета Петровна и Екатерина II. Женщины на престоле монарха оказались в условиях, когда по существовавшему государственному статусу они могли занимать только придворные женские должности[106]. Реорганизация высшего и центрального управления. Екатерининские административные реформы коснулись всей системы государственного управления и исходили из следующих целей: а) возвысить дворянство, сделать управление достаточно сильным для реализации его интересов во внутренней и внешней политике, а также геополитических интересов империи;
в) уберечь институты российской государственности от влияния европейских революционных идей; г) усилить личную власть, полученную нелегитимно в результате убийства императора. Екатерина, совершившая переворот 28 июня 1762 г. с помощью дворянских гвардейцев, стремилась опираться в управлении государством на армию. Сразу же после переворота она подчинила себе через лично преданных командиров армейскую пехоту Петербургского и Выборгского гарнизонов и кавалерию. Щедро осыпала военных участников переворота наградами. В следующем году Екатерина II осуществила реорганизацию Сената. В манифесте от 15 декабря 1763 г. «Об учреждении в Сенате департаментов и разделении по оным дел» ему был придан статус высшего исполнительного органа управления и суда. Назначенный на должность генерал-прокурора честный и неподкупный князь А.А.Вяземский был ответственен лично перед императрицей, докладывал ей ежедневно о работе и решениях Сената, сосредоточил в своих руках дела юстиции, финансов, казначейства, контроля и надзора, принимал доклады наместников, подчинил себе губернских прокуроров. Функции Сената были разделены между шестью созданными в его составе департаментами во главе с обер-прокурорами. Первый законосовещательный департамент рассматривал внутренние политические дела. Второй апелляционный ведал судебными делами, третий - полицией, образованием, западными окраинами империи, четвертый - военными и морскими делами. Пятый и шестой находились в Москве[107]. Департаменты действовали самостоятельно в рамках расписанных дел, «все в равной силе и достоинстве», не имели никаких преимуществ один перед другим, принятые ими единогласно решения почитались «равно, как бы всем Сенатом» учиненные. При расхождении мнений дело рассматривалось в первом департаменте под председательством генерал-прокурора, при участии сенаторов от других департаментов. При наличии разных мнений и здесь дело выносилось на общее собрание сенаторов. Если «не все сенаторы на одном мнении утвердятся», генерал-прокурор докладывал все дело с разными сенаторскими и своим мнением императрице на рассмотрение.
Особую роль играла сенатская Тайная экспедиция (канцелярия), имевшая статус самостоятельного государственного учреждения. Ее функции в системе политического розыска определены лично Екатериной II, которая непосредственно опекала эту структуру Сената. Именно тогда широко применялась перлюстрация писем, поощрялось устное и письменное доносительство. Через Тайную канцелярию прошли все крупные политические процессы 70-90-х гг. Осенью 1774 г. присутствие экспедиции переведено в Москву. Укреплению императорской власти была подчинена деятельность учрежденного в 1768 г. в связи с начавшейся русско-турецкой войной Совета при Высочайшем Дворе «для соображения всех дел, относящихся к ведению войны». Совет состоял из вельмож-аристократов, руководителей центральных органов, ближайших сановников. После окончания войны в 1774 г. он собирался регулярно, став совещательным, консультативным и распорядительным органом при императрице. Совет при Высочайшем Дворе воплощал в государственные решения волю Екатерины II по вопросам военной, внешней и внутренней политики, реформам государственного управления. Павел I значительно сузил функции Совета, который просуществовал до 1801 г. Возросла в сфере управления роль новой Личной канцелярии, созданной в 1763 г. для отправления «Собственных Ее Императорского Величества дел». Статс-секретарь Г.Н.Теплов ведал личной перепиской Екатерины II, второй статс-секретарь И.П.Елагин принимал и оформлял челобитные на Высочайшее имя. Статс-секретарь с 1775 г. князь А. А. Безбородко сосредоточил в Канцелярии все государственные дела, восходившие на утверждение императрицы и требовавшие решения с ее личным участием. С 1783 г. он фактически руководил и внешней политикой, а в 1797 году стал канцлером Российской империи. Многие законы Екатерина II создавала по его рекомендациям. Через статс-секретарей, число которых росло, Екатерина вела основную часть дел по управлению государством. Эта структура выделилась из императорского кабинета, оформившись в собственную Ее Императорского Величества канцелярию, ставшую высшим органом государственного управления. Одновременно утратил функции государственного органа Кабинет императрицы, сохранивший лишь задачи умножения личного имущества Екатерины II, хранения личной коллекции произведений искусства в Эрмитаже.
Сложился статус и Главной дворцовой канцелярии, через которую осуществлялось управление дворцовыми крестьянами, землями, хозяйством, придворными штатами. Ей были подчинены придворная, гофинтендантская, конюшенная и другие подобные конторы. Линия Екатерины II на усиление местных губернских учреждений привела к упразднению большинства коллегий. Сохранились лишь три из них - Иностранных, Военных и Морских дел. Управление просвещением, таможенной политикой и другими конкретными сферами Екатерина поручала отдельным приближенным лицам. Губернская реформа. 21 апреля 1764 г. Указом «Наставление губернаторам» усовершенствован институт губернаторства, его государственный статус и функции. Указ был направлен на укрепление и усиление роли местного управления. Екатерина II исходила из того, что империя как «целое не может быть отнюдь совершенно, если части его в непорядке и неустройстве пребудут». Как и прежде, губернатор назначался монархом, но именовался теперь главнокомандующим, мог иметь статус не только гражданского, но и военного губернатора. Он имел в подчинении все воинские части и команды на территории губернии. Губернатор являлся представителем императорской особы, хозяином и опекуном вверенной ему губернии, исполнителем императорской воли и законов, обеспечивающим соблюдение и выполнение указов, изобличение с помощью губернского прокурора взяточников, казнокрадов как врагов отечества, попечительство о земледелии, как источнике богатств государства, о промыслах, торговле, сохранении безопасности верноподданных, руководство чиновниками провинциальных, уездных, воеводских и приписных канцелярий, объезд их раз в три года, составление отчетов, сбор податей. Губернатор получил огромную власть, ему были подчинены таможни, магистраты, полиция, «земские правительства», все учреждения и должностные лица в губернии.
7 ноября 1775 г. издан Указ «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи».Согласно новому административному устройству произошло разукрупнение и увеличение губерний с 23 до 51; были ликвидированы 66 провинций как ненужное промежуточное звено между губернией и уездом; многократно увеличено число уездов; введено 19 наместничеств из двух и более губерний каждое. Новое административно-территориальное деление призвано было повысить эффективность налоговой, полицейской, судебной политики, и основывалось на принципе статистического расчета: «Дабы губерния порядочно могла быть управляема, полагается в оной от трех сот до четырех сот тысяч душ. В уезде, или округе от двадцати до тридцати тысяч душ». Вместо прежней губернской канцелярии учреждалось губернское правление, присутствие которого состояло из государева правителя и двух советников. Губернские учреждения строились по функциональному признаку, выполняли определенные административные, финансовые, судебные и другие функции: палаты Домостроительных дел и управления Казенных доходов императорского величества, уголовных и гражданских судов[108]. В состав губернского правления входили: порутчик правителя (вице-губернатор), директор экономии или домоводства, губернский казначей, землемер, члены верхнего земского суда[109], прокурор, стряпчие казенных и уголовных дел, члены совестного суда. В каждой губернии учрежден своеобразный орган - приказ общественного призрения для управления народными школами, больницами, госпиталями, богадельнями, сиротскими, смирительными и работными домами[110]. Возглавлял его губернатор, в присутствие входили также по два выборных заседателя от верховного земского суда, губернского магистрата, верхней расправы. Широкими функциями, высоким статусом была наделена казенная палата, глава которой - вице-губернатор назначался Сенатом по поручению монарха. Главная задача ее - попечение об исправном поступлении доходов. Распоряжалась собранными казенными доходами Штатс-коллегия. Губернское правление, палаты являлись местной администрацией с назначенными чиновниками. Совестный суд[111], приказ Общественного призрения сочетали государственные и общественные начала, «заседатели» в них избирались сословиями, а председательствовало чиновное лицо. Получилось своеобразное совмещение централизации губернского управления сучастием в нем представителей местного дворянства. Статус и функции губернского правления были определены следующий образом: «губернское правление есть то место, которое управляет в силу законов именем императорского величества всею губерниею», обеспечивает исполнение законов, «взыскание чинит со всех непослушных, строптивых, ленивых и медлительных», прекращает противные законам непорядки, сохраняет и утверждает порядок, мир, тишину в городах, селах, деревнях, на дорогах губернии, заботится о работе учреждений полиции, благочиния и торговли. Повеления губернского правления были обязательны к исполнению уездными, нижними земскими судами, верхними и нижними расправами, губернскими и городовыми магистратами и ратушами. «Кто же губернским правлением недоволен, тот жалобу свою приносить имеет в Сенат». Уездную администрацию, подчиненную губернскому правлению, представлял нижний земский суд, ставший главным исполнительным органом, обладавший полнотой власти в уезде. Он обеспечивал соблюдение законов империи, исполнение распоряжений губернского правления, судебных решений, имел и другие функции по управлению уездом, в том числе обеспечивал организацию уплаты податей, исполнение натуральных повинностей, надзирал состояние дорог. Глава его, председатель земского суда в лице земского капитана-исправника, был наделен большими полномочиями, мог принимать любые меры для обеспечения законности, порядка. Он и два заседателя выбирались дворянами и только из местных дворян, утверждались центральной властью. В уездную администрацию входили также уездный казначей, присяжный землемер и др. Был учрежден уездный суд для дворян[112], при нем - дворянская опека под председательством уездного дворянского предводителя для заботы о дворянских вдовах, сиротах. Нижняя расправа ведала в уезде судебными делами государственных крестьян. Крепостные крестьяне оставались во власти их собственников. Связующим звеном высшего и местного управления стал введенный Екатериной II институт императорского наместничества в столичных губерниях, в крупных округах-регионах, охвативших по нескольку губерний. В наместничества Екатерина II назначила 19 генерал-губернаторов из числа наиболее доверенных аристократов, наделив чрезвычайными, неограниченными полномочиями и персональной ответственностью перед короной. Генерал-губернатор имел свое наместническое правление в качестве исполнительного органа, нескольких советников, проводил через губернаторов монаршие повеления, действовал как глава имперской администрации через губернский аппарат управления, суды, сословные органы, полицию, расположенные на территории наместничества войска, осуществлял общий надзор за чиновниками, мог оказывать давление на суд, останавливать исполнение судебных приговоров без вмешательства в судопроизводство. Становление городского государственного и общественного управления. До 1775 г. города, имея 4% населения империи, находились в составе уездов и управлялись уездными органами, которые в XVIII в. неоднократно реформировались, заменялись в первой четверти дистриктными земскими комиссариатами, комендантами, воеводствами, вводились должности исправников с административно-полицейскими функциями. В городах действовали магистраты и городничие. Были созданы благоприятные условия для предпринимательской деятельности[113]. По губернской реформе 1775 г. города получили статус самостоятельной административной единицы[114]. Управление городами осуществлял городничий, получивший высокий должностной статус градодержателя (градоначальника). Он назначался Сенатом из отставных офицеров-дворян, олицетворял со своей командой военнослужащих и канцелярией полноправную администрацию, осуществлял полицейские и другие функции. В столичных городах администрацию возглавили назначаемые властью полицмейстеры. Городовые магистраты и ратуши в посадах утратили административные функции и превратились в суды для торгово-промышленного населения, в ряде городов были сохранены коменданты, цеховые старосты. Купечество и мещанство выбирали двух бурмистров и четырех ратманов в магистрат, наделенный функциями суда. Возглавил его городской голова. Функционировали в городах совестный и сиротский суды. Через магистраты, совестные и сиротские суды, ратуши формировалось городское общественное управление, которое функционировало под постоянным контролем губернаторства, городничества, органов государственного управления. 21 апреля 1785 года была опубликована «Грамота на права и выгоды городам Российской империи», которая стала первым развернутым законом организации городского управления. Закон сохранил государственное городское управление, определил юридический статус городского населения, предусмотрел организацию ремесленного, цехового устройства, общественное городское управление, подчиненность его администрации. Закон подтвердил самостоятельный статус города как субъекта управления, статус и функции городского магистрата, посадской ратуши, бурмистров, ратманов, старост, судей совестных судов и заседателей, подчинявшихся губернатору и его правлению. В помощь администрации создавалось общественное управление, представленное: а) городским обществом, б) общей городской думой, в) шестигласной думой, г) городским головой. Высшим органом являлось городское общество, на собраниях которого право голоса имели горожане старше 25 лет, обладавшие недвижимым имуществом, богатым состоянием, капиталом, проценты с которого превышали 50 рублей. Имущественный ценз постоянно повышался, особенно в крупных городах. «Мещанин бескапитальный голоса не имеет», - таково было цензовое право общественного управления. Лишенными права голоса в городском собрании оказались жившие в городах люди наемного труда, не имевшие цензовых размеров недвижимого имущества и капитала. По имущественному состоянию и роду занятий «городовые обыватели» подразделялись на шесть сословных разрядов[115], регистрировались в специальных «обывательских книгах» избираемыми обществом старостами и депутатами по алфавиту.Градское общество имело: право юридического лица, собственность, служебные помещения, доходы с имущества, торгового оборота, специальные сборы на нужды общества, общественную казну, смету доходов и расходов, канцелярию, штат служащих, архив. Собрания общества проводились по каждому из шести разрядов «городских обывателей» с дозволения губернатора; по его приказанию раз в три года выбирали гласных в общую городскую думу по одному от разрядов каждой части, на которые делился город, а также городского голову, бурмистров и ратманов в магистрат, старост, судей совестных судов, заседателей.Общая городская дума избирала раз в три года по одному представителю от каждой из шести фракций гласных в шестигласную думу, при которой функционировали особые торговые депутации, штатные смотрители, инспекторы.Шестигласная дума работала под руководством городского головы на постоянной основе, заседала еженедельно и чаще, когда «нужда и польза городская потребует». Городской голова председательствовал в общей и шестигласной думах, а также в сиротском суде, городском депутатском собрании, которое состояло из депутатов от особых полицейских округов (частей) города, действовало постоянно, ведало «обывательскими книгами» и другими учетными делами. Кроме общегородских, функционировали разрядно-сословные органы управления. В крупных городах имелись особые купеческие общества, избиравшие свои исполнительные управы и старшин. Ремесленные цеховые сходы избирали в каждой городской части цеховые управы в составе старшины и двух его товарищей (заместителей) для решения таких узкоцеховых интересов, как учет мастеров, подмастерьев, учеников, забота о нуждах данного ремесла, разрешение споров, экзамены на мастеров и подмастерьев. Подмастерья были наделены правом объединяться по профессиям, избирать свои подмастерные управы с ограниченными функциями. Цеховые, подмастерные управы города выбирали на собрании ремесленного голову, который входил в шестигласную думу как гласный от цеховых. По функциям и предметам ведения городская дума являлась хозяйственно-административным дополнением каппарату администрации, полиции. «Грамота» предписывала администрации, городской думе, городовому магистрату помогать друг другу на пользу «службы императорскому величеству». Дума опекалась губернатором, который контролировал ее бюджет, доходы, расходы по отчетам шестигласной думы, представляемых обязательно и губернатору, и казенной палате. Думе разрешалось обращаться к губернатору «со своими общественными нуждами и пользами». Жалобами же на городскую думу занимался губернский магистрат. Бюджет думы строился в доходной части на основе купеческо-гильдейских сборов, обывательских взносов, мелких налогов, штрафов, процентных отчислений от казенной питейной продажи, различных специальных сборов с обывателей. «Уставом благочиния» от 8 апреля 1782 г. была установлена регламентация городской жизни, полиции дано право вмешиваться в общественную и частную жизнь горожан. Написанное Екатериной II «Зерцало управы благочиния» содержало нормы и для полиции, и для жителей городов. По-новому был устроен городской полицейский аппарат. Обер-полицмейстеры в столицах поставлены во главе управ благочиния, куда входили приставы и выборные от купечества ратманы.В губернских городах созданы управы благочиния во главе с полицмейстером (обер-комендантом). В уездных городах - управы в составе городничих, приставов, двух ратманов.Во всех городах учреждены полицейские округа - «части» по 200-700 дворов во главе с частным приставом, которые делились на «кварталы» по 50-100 дворов, где полицейский надзор осуществляли квартальный надзиратель и его помощник - квартальный порутчик. Управы благочиния и канцелярии частного пристава являлись городскими учреждениями, действовали отдельно от расположенных в городах уездных органов, обеспечивали порядок и безопасность в городах, надзирали за гостиницами, трактирами, ресторанами, другими общественными учреждениями, тушили пожары, исполняли судебные решения по мелким уголовным делам, гражданским тяжбам. Изменение сословного дворянского, церковного, крестьянского, казачьего управления. Каждому сословию власть определила конкретные обязанности, повинности, права, привилегии, место во власти и управлении. 1. Возникнув как служилое сословие, дворянство к серединеXVIII в. составляло 1% населения[116]. В 1762 г. дворянство было освобождено от обязательной гражданской службы и личных податей.В 1766 г. Екатерина II утвердила выборную должность уездного предводителя дворянства сроком на два года для руководства выборами депутатов в Уложенную комиссию и исполнения других высочайших требований.По губернской реформе 1775 г. были созданы дворянские собрания, как уездные, наделенные правом юридического лица, так и губернские с выборными предводителями уезда и губернии, которые заметно усилили дворянскую организацию и ее роль в губернском, уездном управлении. «Грамотой на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» от 21 апреля 1785 г., были подтверждены прежние и установлены новые его права и привилегии.Во-первых, интересы дворянства были отождествлены с государственными. Государство обрело статус дворянского, обеспечивая защиту чести, имущества, жизни дворянина, освобожденного от телесных наказаний; его монопольное право на землю, крепостных, на свой сословный суд; право распоряжаться имуществом, крепостными, заводить фабрики, заводы, торги, не платить податей, сохранять и передавать по наследству имущество, выезжать за границу.Во-вторых, дворянство объединялось в свои сословные общества, влияющие на устройство сословия, защиту и реализацию его интересов.В-третьих, кроме государственного управления создавалось параллельно ему особое дворянское общественное управление со своей системой органов с целью повышения роли дворянства в государственных делах. Губернское дворянское собрание получило тоже право юридического лица. Комплектованию служилого состава чиновников была подчинена деятельность дворянского депутатского собрания, предусмотренного той же жалованной грамотой. Состояло оно из губернского предводителя дворянства, председательствующего и в этом собрании, и по одному депутату от каждого уезда. Оно рассматривало предварительно вопросы, подлежавшие обсуждению на дворянских собраниях, вело учет личного состава, родословные книги под контролем департамента геральдии Сената, выдавало грамоты и свидетельства о внесении дворянских родов в губернскую родословную книгу, участвовало в наложении опеки на имения и в исключении отдельных лиц из местного дворянского собрания, общества[117]. 2. Екатерина II усилила государственное управление церковью, решительно подчиняя ее абсолютной монархии с учетом[118] перспективы ослабления и полного исчезновения духовенства как сословия. Финансируемое государством духовенство было переведено на штатные оклады, лишилось права владеть землей и крестьянами[119], количество монастырей было сокращено с 953 до 224. 3. Во второй половине XVIII в., во-первых, была введена новая система управления государственными крестьянами, насчитывавшими 5 млн. ревизских душ, которые проживали на землях Поволжья, Севера, Сибири. По закону 1797 г. они управлялись губернскими казенными палатами, их уездными структурами. Были организованы волостные и сельские учреждения, помогавшие административно-полицейским органам собирать налоги, комплектовать армию на основе рекрутчины. Избирались сельский старшина, его помощники - староста, сборщик податей, сотские и десятские. 6000 ревизских душ составляли государственную волость. Представители сельских сходов - от 1 до 20 дворов - проводили волостной сход, избирали волостное правление в составе волостного головы, двух заседателей по хозяйственным и полицейским делам. Во-вторых, было упорядочено управление удельными (царскими) крестьянами с целью извлечения средств на содержание императорской фамилии (семьи). Создано ведомство Департамента уделов во главе с министром. Образованы специальные структуры - экспедиции удела на местах, при казенных палатах в девяти губерниях, где были компактно сосредоточены принадлежавшие фамилии крестьяне и земли. Царские крестьяне организованы административно в удельные волости по 3000 ревизских душ в каждой, которыми управляли непосредственно сельские приказы. В эти сословные учреждения крестьянами под руководством чиновников избирались удельный голова - «первый начальник крестьян», приказной старшина по полицейским делам, казенный старшина по податям и повинностям, писарь. Сельский приказ являлся финансовым и полицейским органом, обеспечивая исполнение распоряжений Департамента уделов, других властных органов, распределяя подати и повинности, собирая налоги, рассматривая мелкие тяжбы и проступки крестьян. В отдельных деревнях удельной волости созывались сельские сходы для избрания старост и ведавших порядком сотских, десятских, являвшихся по сути нижними полицейскими должностными лицами В-третьих, помещики получили право ссылать крепостных крестьян в Сибирь, на каторгу. 4. Екатерина продолжила тенденцию ограничения казачьего самоуправления, начатого Петром I, который ликвидировал казачий круг, отменил выборность главного атамана, учредил вместо выборного должность назначаемого царем наказного атамана, переселил тысячу семей казаков с Дона на Астраханскую и Гребенскую линии, где большая часть казаков погибла, а оставшихся в живых перевели на Терек. В 60-е гг. увеличилось количество государственного чиновного люда в казачьем управлении. В 1764 г. ликвидированы на Левобережной Украине гетманство и полковое управление, создана Малороссийская коллегия, назначен генерал-губернатор Малой России. После пугачевской войны усилилось государственное регулирование жизни казаков. Земли Войска Донского, Азов, крепость св. Димитрия Ростовского и вся Азовская губерния оказались подчинены в 1775 г. наместнику Г.А.Потемкину. Ликвидирована казачья автономия. Учреждено гражданское войсковое правительство для управления всеми делами Войска Донского. Гражданское управление на Дону строилось на основе общероссийского законодательства и по типу губернской администрации[120]. Ликвидировано Запорожское казачье управление. Казацких старшин выслали или наделили землями и офицерскими чинами. Рядовые казаки образовали с разрешения Екатерины Черноморское казачье войско, подчиненное Таврическому губернатору. Значительная часть казаков переселилась в Восточное Приазовье между реками Ея и Кубань, часть ушла в Турцию и образовала за Дунаем Задунайскую сечь. Волжское казачье войско лишилось земли, вольностей, его подчинили Военной коллегии, частично переселили. На Яике была отменена выборность войсковых атаманов. В 1782 г. на территории бывшей гетманщины были образованы Киевское, Черниговское, Новгород-Северское наместничества, что привело к окончательной ликвидации автономии Малой России. Вместо казацких были сформированы гусарские полки, впоследствии замененные армейскими частями. Введено деление на губернии, уезды с соответствующим управлением. Рядовые казаки стали «войсковыми обывателями», а украинское шляхетство, старшины обрели все права и привилегии российского дворянства. Казачество продолжало нести воинскую государеву службу, было освобождено от подушной подати, рекрутской повинности[121]. Павловская перестройка екатерининского управления. Актом от 5 апреля 1797 г. «Учреждение об императорской фамилии» был установлен порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. Акт учреждал императорскую фамилию и право императора определять супружеские браки ее членов, что закрепило на российском престоле династическую линию потомков голштин-готторпских герцогов[122]. Павел I: - ослабил роль Сената, усилил надзор генерал-прокурора Сената за органами центрального управления и местных прокуроров за губернаторами, другими чиновниками; - учредил военные губернаторства в столице и Москве; упразднил ряд наместничеств, где генерал-губернаторы проявляли самостоятельность; - воссоздал Мануфактур, Камер, Берг и некоторые другие коллегии, поставил во главе их директоров, наделив их правом личного доклада царю и самостоятельностью действий от членов коллегий; - казначею А.И.Васильеву подчинил казначейские экспедиции Сената, выделенные из ведения генерал-прокурора; - в самостоятельные центральные учреждения выделил из Сената Почтовый департамент и Департамент водяных коммуникаций; для управления землями и крестьянами царской фамилии создал центральное ведомство во главе с департаментом уделов, который возглавил министр Уделов; составил записку «Об устройстве разных частейгосударственного управления», где содержался план учреждения министерств вместо коллегий; - приостановил действие многих статей жалованной грамоты дворянства, ограничил дворянские привилегии, права и льготы, обязал их вновь служить, восстановил для них телесные наказания, ввел сборы с дворян на содержание губернской администрации, упразднил губернские и ограничил уездные дворянские собрания, расширил сферу вмешательства губернатора в дворянские выборы, сократил впятеро количество дворян-избирателей; - в стремлении оградить Россию от влияния Французской революции ужесточил цензуру, запретил частные типографии, импорт французской литературы, поездки во Францию, употребление французского языка, слов «гражданин», «отечество», «общество»; - уменьшил число губерний и их учреждений, закрыл приказы общественного призрения; - в губернских городах упразднил думы, управы благочиния, учредил ратгаузы во главе с назначенными императором президентами, которые контролировались губернаторами и Сенатом, имели в своем составе чиновников, как назначаемых Сенатом, так и избираемых горожанами и утверждаемых императором, подчинил ратгаузам магистраты и ратуши; - в губернских и уездных городах создал ордонансгаузы во главе с полицмейстером, городничим или комендантом; - увеличил число чиновников в центральном и местном аппарате; - провел ряд мер по укреплению служебной дисциплины.
Источники и литература.
1. Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства от 21 апреля 1785 г. // Политическая история России: Хрестоматия. М., 1996. 2. Наказ императрицы Екатерины II, данный Комиссии о сочинении проекта нового уложения // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 1999. №3.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |