КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 10. Кризис государственной власти и управления 1900-1917 годов
Изменения в государственном управлении в 1905-1906 гг. Государственная дума и самодержавие - два центра управления. Кризис государственной власти и начало конца дворянской управленческой элиты.
Изменения в государственном управлении в 1905-1906 гг. В высочайшем манифесте от 20 февраля 1906 г. «Об изменении учреждения Государственного совета и пересмотре учреждения Государственной думы» расширялись права законодательной деятельности названных государственных учреждений. Государственный совет, как и Государственная дума, наделялись уже не законовещательными, а законодательными полномочиями. Положения закона о том, что «законодательные предположения рассматриваются в Государственной думе и, по одобрении ею, поступают в Государственный совет», а также практика работы названных учреждений позволяют сделать вывод, что Государственный совет превратился во вторую палату российского парламента, Дума стала первой палатой парламента. Согласно Указу «О переустройстве учреждения Государственного совета» от 20 февраля 1906 г. были радикально изменены принципы формирования Госсовета. Ранее его члены назначались царем. По новому же закону преобразованный Госсовет состоял из двух категорий членов: назначаемых монархом и выборных. Названный указ содержит перечень пяти категорий выборных членов Госсовета: избираемые Синодом от православного духовенства (6 членов), избираемые от Академии наук и университетов (6 членов); выборные от промышленности и торговли (12 членов); выборные от каждого губернского земского собрания (по одному члену); выборные от дворянских обществ (18 членов). Был принят новый демократический избирательный Закон от 11 декабря 1905 г. «Об изменении Положения о выборах в Государственную думу». Он содержал нововведение: к существовавшим ранее трем избирательным куриям (земледельческой, городской и крестьянской) добавилась еще одна - рабочая курия. Закон, однако, закреплял неравные представительства от каждой из четырех курий. Предусматривались многостепенные выборы, причем для каждой курии устанавливалось разное количество ступеней: двухстепенные выборы для крупных землевладельцев и буржуа, четырехстепенные - для крестьян и трехстепенные - для рабочих. Крестьянству России, насчитывавшему 100 млн. человек, обеспечивалось значительное представительство в Государственной думе (45% мест). 23 апреля 1906 г. были опубликованы «Основные государственные законы Российской империи» в новой редакции. В них устанавливалось, что император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Думой. Прерогативами императора объявлялись: пересмотр основных законов, высшее государственное управление, руководство внешней политикой, верховное командование вооруженными силами; объявление войны и заключение мира, объявление местности на военном и исключительном положении, право чеканки монеты, увольнение и назначение министров, помилование осужденных и общая амнистия. По Основным законам от 23 апреля 1906 г. никакой выработанный правительством законопроект не мог стать законом без одобрения Думы и Государственного совета. Тем самым власть российского императора утратила неограниченный характер. Согласно ст. 112 Основных законов, Дума имела право возвращаться к обсуждению законопроекта даже в случае отклонения его царем. В гл. 8 новой редакции законов сформулированы принципы гражданской свободы: обязанности граждан (всеобщая воинская повинность - ст. 70 и всеобщая обязанность платить налоги); права подданных определены в соответствии со статьями Декларации прав (ст. 72-74 касаются гарантий, предоставленных человеку в случае ареста или судебного преследования; ст. 75 гарантирует неприкосновенность жилища; ст. 77 - неприкосновенность частной собственности; в ст. 76 признается право подданных не только самим выбирать свое место жительства в России, но и беспрепятственно ездить за границу; ст. 78-80 посвящены свободе слова и печати, праву организовывать собрания, создавать союзы и объединения; ст. 81 признает свободу вероисповедания). Утверждение этих принципов зависело от законов, регулирующих каждый отдельный случай из дарованных конституцией свобод, а также развития административной практики. Привести законодательство и административную практику в полное соответствие с конституционными принципами не удалось, хотя некоторые шаги в этом направлении все же были сделаны. Были приняты Указ «О печати» от 24 ноября 1905 г., Указ «О союзах и объединениях» и Указ «О собраниях» от 4 марта 1906 г. Окончательное урегулирование этих проблем оставалось за народным представительством, однако Дума так и не смогла провести изложенные в новых законодательных актах положения в жизнь. Согласно новым законам избирательное право в городах стало очень близким к всеобщему. Россия с 24 апреля 1906 г. стала дарованной Николаем II конституционной монархией. Основные государственные законы явились первой русской конституцией. Государственная дума и самодержавие - два центра управления. 27 апреля 1906 г. в России начала работать Государственная дума. Она была учреждена как законодательный орган, без ее одобрения нельзя было принять ни одного закона, вводить новые налоги, новые расходные статьи в государственном бюджете. В ведении Думы были и другие вопросы, требующие законодательного закрепления: государственная роспись доходов и расходов, отчеты государственного контроля по использованию государственной росписи; дела об отчуждении имущества; дела о постройке железных дорог государством; дела об учреждениях компаний на акциях и ряд других не менее важных дел. Дума имела право направлять правительству запросы и не раз объявляла ему недоверие. Организационное устройство Государственных дум всех четырех созывов определялось Законом «Учреждение Государственной думы», по которому устанавливался срок деятельности Думы (5 лет). Однако царь мог досрочно распустить ее специальным указом и назначить выборы и сроки созыва новой Думы. I Государственная дума действовала всего 72 дня - с 27 апреля по 8 июля 1906 г. Самой большой фракцией Думы была кадетская (179 из 478 депутатов). Черносотенцы и октябристы составляли меньшинство - 44 депутата (9%). Председателем Думы был избран С.А. Муромцев (профессор, бывший проректор Московского университета, член ЦК партии кадетов, юрист). Руководящие посты заняли видные деятели партии кадетов: П.Д.Долгоруков и Н.А.Гредескул (товарищи председателя), Д.И.Шаховский (секретарь Думы). I Государственная дума поставила вопрос об отчуждении помещичьих земель, превратилась в революционную трибуну и поэтому 9 июля была распущена. В знак протеста 230 членов Думы подписали Выборгское воззвание к населению, призывая к гражданскому неповиновению (отказу от уплаты налогов и от службы в армии). Это было первое в истории России обращение парламентариев к нации. 167 членов Думы предстали перед судом, который вынес приговор - тюремное заключение на 3 месяца. Было объявлено о созыве II Думы. II Государственная дума работала 103 дня - с 20 февраля по 2 июня 1907 г. Из 518 членов Думы фракцию правых составили лишь 54 члена. Кадеты потеряли почти половину мест (со 179 до 98). Численно возросли левые фракции: трудовики имели 104 места, социал-демократы 66. Кадеты благодаря поддержке автономистов (76 членов) и других партий сохранили руководство и во II Думе. Председателем ее был избран член ЦК партии кадетов Ф.А.Головин (он же председатель бюро земских и городских съездов, участник крупных железнодорожных концессий). Основным вопросом оставался аграрный. Каждая фракция предложила свой проект его решения. Кроме того, во II Думе рассматривались: продовольственный вопрос, роспись бюджета на 1907 г., набор новобранцев, отмена чрезвычайного указа о военно-полевых судах, реформа местного суда. П.А.Столыпин[160] резко осудил левые фракции Думы за «поддержку бомбометателей», революционного террора. Депутаты при этом указали на существующий государственный террор и потребовали отмены военно-полевых судов. Дума отказала в требовании П.А.Столыпина лишить неприкосновенности социал-демократическую фракцию как готовящую ниспровержение государственного строя. В ответ на это 3 июня 1907 г. был обнародованы Манифест и Указ о роспуске II Государственной думы и назначении выборов в III Думу. Одновременно был издан текст нового избирательного закона, утверждением которого фактически производился государственный переворот, так как по «Основным государственным законам» (ст. 86) он должен был рассматриваться Думой. Новый избирательный закон сводил избирательные права широких масс населения к минимуму. Почти на 33% возросло число выборщиков от помещиков, а от крестьян уменьшилось на 56%. Значительно сократилось представительство национальных окраин (Польши и Кавказа в 25 раз, Сибири в 1,5 раза); население Средней Азии вообще лишалось права выбирать депутатов в Государственную думу. Всероссийскую поддержку парламенту оказывали земские и городские съезды. Такая поддержка стала еще более эффективной с образованием в 1915 г. Всероссийского земского союза и Всероссийского городского союза и созданием их объединенного комитета Земгора под руководством Г.Е.Львова - будущего премьера Временного правительства. Поддержку Государственной думе оказывали самоуправления, военно-промышленные комитеты, различные творческие, научные, профессиональные, экономические и другие организации. Общее представление о масштабах таких организаций дают данные об их названиях, времени возникновения и численности: благотворительные общества (1905 г.) – 4500 членов; научные общества (1908 г.) - 300; торгово-промышленные общества (1913 г.) - 143; общества служащих частных предприятий (1914 г.) - свыше 150; фельдшерские общества - около 40; общества учителей (1914 г.) - свыше 100; сельскохозяйственные кооперативы (1908 г.) - 734; рабочие профсоюзы. Дума была популярна в офицерском корпусе, среди низших слоев населения. Таким образом, появление в России такого выборного центра власти и управления, как Государственная дума, которая действовала в условиях свободы союзов и объединений, печати, собраний, народная поддержка ее свидетельствовали о невозможности дальнейшего управления страной без представительных учреждений. То обстоятельство, что Государственная дума, органы самоуправления в России избирались, а самодержавная высшая власть назначалась царем, превращало Думу как представительное учреждение России в оппозиционный центр власти. Руководившие I Государственной думой кадеты в главном вопросе о власти выдвинули парламентское требование о создании нового правительства, ответственного перед Думой (а не перед императором). Партия П.Н.Милюкова добивалась создания чисто кадетского кабинета. Однако уступки не последовало. Тогда I Государственная дума выразила недоверие правительству и потребовала его отставки. В переговорах кадетов с императором 27 июня 1906 г. обсуждался вопрос о включении в правительство председателя Думы С.А.Муромцева (в качестве премьера) и лидера партии П.Н.Милюкова (в качестве министра внутренних или иностранных дел). Но председатель Думы С.А.Муромцев отказался от совместного с П.Н.Милюковым участия в кабинете: «Двум медведям в одной берлоге ужиться трудно». Кризис государственной власти и начало конца дворянской управленческой элиты. В 1915 г. царь стал главнокомандующим, уехал в Ставку и потерял управление страной.Для дискредитации Романовых левые и правые использовали Распутина.Расшатывали государственную власть прогрессивный блок в Государственной думе (лидер П.Н.Милюков), фракция трудовиков (лидер А.Ф.Керенский), социал-демократов меньшевиков (лидер Н.С.Чхеидзе), требовавшие замены существующего правительства правительством народного доверия.Назреванию кризиса самодержавной власти способствовала мировая война. В течение 1916 г. сменилось 5 министров внутренних дел, 4 министра сельского хозяйства, 3 военных министра, 43 высших представителя власти в губерниях. К 1917 г. было убито, искалечено и находилось в плену 6 млн. человек; началось дезертирство (в 1916 г. дезертировало 1,5 млн. человек). До 1 марта 1917 г. император не думал уступать революции, он согласился на отречение лишь в тот день, когда его покинули генералы. Начальник штаба Верховного главнокомандующего генерал Алексеев направил телеграмму председателю Государственной думы М.В.Родзянко с требованием отречения императора. Такое требование он направил и всем командующим фронтами и флотами. Все они поддержали отречение. Это дало повод монархистам называть генералов Алексеева, Рузского, Колчака и других предателями. 27 февраля 1917 г. на заседании Думы был создан Временный комитет Государственной думы «для восстановления порядка и для сношений с лицами и учреждениями». 27 февраля состоялись выборы в Петроградский совет, который вскоре объединился с Советом солдатских депутатов. Под давлением масс Советы действовали как революционная власть. 1 марта было образовано Временное правительство, которое должно было до созыва Учредительного собрания осуществлять исполнительно-распорядительные функции. Так как полномочия Временного правительства не были определены, оно фактически стало и законодательным органом страны. 2 марта 1917 г. Николай II подписал Манифест об отречении от престола. В Петрограде установилось двоевластие в лице Временного правительства, у которого вначале не было власти, и Совета рабочих и солдатских депутатов, обладавшего реальной властью, но не имевшего четкой программы действий.
Источники и литература.
1. Зырянов П.Н. Российская государственность в XIX - начале XX в. // Свободная мысль. 1993. № 8. 2. Зырянов П.Н. П. А. Столыпин // Вопросы истории. 1990. № 6. Кризис самодержавия. 1894-1917. Л., 1984. 3. Шелохаев В.В. Либеральная модель переустройства России. М., 1996.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |