Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 10. Кризис государственной власти и управления 1900-1917 годов

Изменения в государственном управлении в 1905-1906 гг. Государственная дума и самодержавие - два центра управления. Кризис государственной власти и начало конца дворянской управленческой элиты.

 

Изменения в государственном управлении в 1905-1906 гг. В высочайшем манифесте от 20 февраля 1906 г. «Об изменении учреждения Государственного совета и пересмотре учреждения Государственной думы» расширялись права законода­тельной деятельности названных государственных учреждений. Государственный совет, как и Государственная дума, наделялись уже не законовещательными, а законодательными полномочия­ми. Положения закона о том, что «законодательные предположе­ния рассматриваются в Государственной думе и, по одобрении ею, поступают в Государственный совет», а также практика рабо­ты названных учреждений позволяют сделать вывод, что Государ­ственный совет превратился во вторую палату российского пар­ламента, Дума стала первой палатой парламента.

Согласно Указу «О переустройстве учреждения Государствен­ного совета» от 20 февраля 1906 г. были радикально изменены принципы формирования Госсовета. Ранее его члены назнача­лись царем. По новому же закону преобразованный Госсовет состоял из двух категорий членов: назначаемых монархом и выборных. Названный указ содержит перечень пяти категорий выборных членов Госсовета: избираемые Синодом от православ­ного духовенства (6 членов), избираемые от Академии наук и университетов (6 членов); выборные от промышленности и тор­говли (12 членов); выборные от каждого губернского земского собрания (по одному члену); выборные от дворянских обществ (18 членов).

Был принят новый демократический избирательный Закон от 11 декабря 1905 г. «Об изменении Положения о выборах в Го­сударственную думу». Он содержал нововведение: к существо­вавшим ранее трем избирательным куриям (земледельческой, городской и крестьянской) добавилась еще одна - рабочая курия. Закон, однако, закреплял неравные представительства от каждой из четырех курий. Предусматривались многостепенные выборы, причем для каждой курии устанавливалось разное количество сту­пеней: двухстепенные выборы для крупных землевладельцев и буржуа, четырехстепенные - для крестьян и трехстепенные - для рабочих. Крестьянству России, насчитывавшему 100 млн. че­ловек, обеспечивалось значительное представительство в Госу­дарственной думе (45% мест).

23 апреля 1906 г. были опубликованы «Основные государствен­ные законы Российской империи» в новой редакции. В них уста­навливалось, что император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Думой. Прерогативами императора объявлялись: пересмотр основных законов, высшее государственное управление, руководство внешней политикой, вер­ховное командование вооруженными силами; объявление войны и заключение мира, объявление местности на военном и исключи­тельном положении, право чеканки монеты, увольнение и назначе­ние министров, помилование осужденных и общая амнистия.

По Основным законам от 23 апреля 1906 г. никакой вырабо­танный правительством законопроект не мог стать законом без одобрения Думы и Государственного совета. Тем самым власть российского императора утратила неограничен­ный характер. Согласно ст. 112 Основных законов, Дума имела право возвращаться к обсуждению законопроекта даже в случае отклонения его царем.

В гл. 8 новой редакции законов сформулированы принципы гражданской свободы: обязанности граждан (всеобщая воин­ская повинность - ст. 70 и всеобщая обязанность платить налоги); права подданных определены в соответствии со ста­тьями Декларации прав (ст. 72-74 касаются гарантий, пре­доставленных человеку в случае ареста или судебного пре­следования; ст. 75 гарантирует неприкосновенность жилища; ст. 77 - неприкосновенность частной собственности; в ст. 76 признается право подданных не только самим выбирать свое место жительства в России, но и беспрепятственно ездить за границу; ст. 78-80 посвящены свободе слова и печати, праву организовывать собрания, создавать союзы и объединения; ст. 81 признает свободу вероисповедания). Утверждение этих принципов зависело от законов, регули­рующих каждый отдельный случай из дарованных конституцией свобод, а также развития административной практики. Привести законодательство и административную практику в полное соот­ветствие с конституционными принципами не удалось, хотя не­которые шаги в этом направлении все же были сделаны. Были приняты Указ «О печати» от 24 ноября 1905 г., Указ «О союзах и объединениях» и Указ «О собраниях» от 4 марта 1906 г. Окончательное урегулирование этих проблем ос­тавалось за народным представительством, однако Дума так и не смогла провести изложенные в новых законодательных актах положения в жизнь.

Согласно новым законам избирательное право в городах ста­ло очень близким к всеобщему.

Россия с 24 апреля 1906 г. стала даро­ванной Николаем II конституционной монархией. Основные государственные законы яви­лись первой русской конституцией.

Государственная дума и самодержавие - два центра управления. 27 апреля 1906 г. в России начала работать Государственная дума. Она была учреждена как законодательный орган, без ее одобрения нельзя было принять ни одного закона, вводить но­вые налоги, новые расходные статьи в государственном бюдже­те. В ведении Думы были и другие вопросы, требующие законо­дательного закрепления: государственная роспись доходов и рас­ходов, отчеты государственного контроля по использованию государственной росписи; дела об отчуждении имущества; дела о постройке железных дорог государством; дела об учреждениях компаний на акциях и ряд других не менее важных дел. Дума имела право направлять правительству запросы и не раз объявля­ла ему недоверие.

Организационное устройство Государственных дум всех че­тырех созывов определялось Законом «Учреждение Государствен­ной думы», по которому устанавливался срок деятельности Думы (5 лет). Однако царь мог досрочно распустить ее специальным указом и назначить выборы и сроки созыва новой Думы.

I Государственная дума действовала всего 72 дня - с 27 ап­реля по 8 июля 1906 г. Самой большой фракцией Думы была кадетская (179 из 478 депутатов). Черносотенцы и октябристы составляли меньшинство - 44 депутата (9%). Председателем Думы был избран С.А. Муромцев (профессор, бывший проректор Московского университета, член ЦК партии кадетов, юрист). Руководящие посты заняли видные деятели партии кадетов: П.Д.Долгоруков и Н.А.Гредескул (товарищи председателя), Д.И.Шаховский (секретарь Думы). I Государственная дума поставила вопрос об отчужде­нии помещичьих земель, превратилась в революционную три­буну и поэтому 9 июля была распущена. В знак протеста 230 чле­нов Думы подписали Выборгское воззвание к населению, при­зывая к гражданскому неповиновению (отказу от уплаты нало­гов и от службы в армии). Это было первое в истории России обращение парламентариев к нации. 167 членов Думы предста­ли перед судом, который вынес приговор - тюремное заключе­ние на 3 месяца. Было объявлено о созыве II Думы.

II Государственная дума работала 103 дня - с 20 февраля по 2 июня 1907 г. Из 518 членов Думы фракцию правых соста­вили лишь 54 члена. Кадеты потеряли почти половину мест (со 179 до 98). Численно возросли левые фракции: трудовики име­ли 104 места, социал-демократы 66. Кадеты благодаря под­держке автономистов (76 членов) и других партий сохранили руководство и во II Думе. Председателем ее был избран член ЦК партии кадетов Ф.А.Головин (он же председатель бюро земских и городских съездов, участник крупных железнодорож­ных концессий).

Основным вопросом оставался аграрный. Каждая фракция предложила свой проект его решения. Кроме того, во II Думе рассматривались: продовольственный вопрос, роспись бюдже­та на 1907 г., набор но­вобранцев, отмена чрезвычайного указа о военно-полевых су­дах, реформа местного суда. П.А.Столыпин[160] резко осудил ле­вые фракции Думы за «поддержку бомбометателей», револю­ционного террора. Депутаты при этом указали на существующий го­сударственный террор и потребовали отмены военно-полевых судов. Дума отказала в требовании П.А.Столыпина лишить неприкосновенности социал-демократическую фрак­цию как готовящую ниспровержение государственного строя. В ответ на это 3 июня 1907 г. был обнародованы Манифест и Указ о роспуске II Государственной думы и назначении выбо­ров в III Думу. Одновременно был издан текст нового избирательного закона, утверждением которого фактически произ­водился государственный переворот, так как по «Основным го­сударственным законам» (ст. 86) он должен был рассматри­ваться Думой. Новый избирательный закон сводил избирательные права широких масс населения к минимуму. Почти на 33% возросло число выборщиков от помещиков, а от крестьян уменьшилось на 56%. Значительно сократилось представительство национальных окраин (Польши и Кавказа в 25 раз, Сибири в 1,5 раза); насе­ление Средней Азии вообще лишалось права выбирать депута­тов в Государственную думу.

Всероссийскую поддержку парламенту оказывали земские и городские съезды. Такая поддержка стала еще более эффективной с образованием в 1915 г. Всероссийского земского союза и Всероссийского город­ского союза и созданием их объединенного комитета Земгора под руководством Г.Е.Львова - будущего премьера Времен­ного правительства.

Поддержку Государственной думе оказывали самоуправле­ния, военно-промышленные комитеты, различные творческие, научные, профессиональные, экономические и другие органи­зации. Общее представление о масштабах таких организаций дают данные об их названиях, времени возникновения и чис­ленности: благотворительные общества (1905 г.) – 4500 членов; науч­ные общества (1908 г.) - 300; торгово-промышленные обще­ства (1913 г.) - 143; общества служащих частных предприятий (1914 г.) - свыше 150; фельдшерские общества - около 40; об­щества учителей (1914 г.) - свыше 100; сельскохозяйственные кооперативы (1908 г.) - 734; рабочие профсоюзы. Дума была популярна в офицерском корпусе, среди низших слоев населения.

Таким образом, появление в России такого выборного цент­ра власти и управления, как Государственная дума, которая дей­ствовала в условиях свободы союзов и объе­динений, печати, собраний, народная поддержка ее свидетель­ствовали о невозможности дальнейшего управления страной без представительных учреждений. То обстоятельство, что Государ­ственная дума, органы самоуправления в России избирались, а самодержавная высшая власть назначалась царем, превращало Думу как представительное учреждение России в оппозицион­ный центр власти.

Руководившие I Государствен­ной думой кадеты в главном вопросе о власти выдвинули парламентское требование о создании нового правительства, от­ветственного перед Думой (а не перед императором). Партия П.Н.Милюкова добивалась создания чисто кадетского кабинета. Одна­ко уступки не последовало. Тогда I Государственная дума выразила недоверие правитель­ству и потребовала его отставки. В переговорах кадетов с императором 27 июня 1906 г. обсуждался вопрос о включении в пра­вительство председателя Думы С.А.Муромцева (в качестве пре­мьера) и лидера партии П.Н.Милюкова (в качестве министра внутренних или иностранных дел). Но председатель Думы С.А.Муромцев отказался от совместного с П.Н.Милюко­вым участия в кабинете: «Двум медведям в одной берлоге ужить­ся трудно».

Кризис государственной власти и начало конца дворянской управленческой элиты. В 1915 г. царь стал главнокомандующим, уехал в Ставку и потерял управле­ние страной.Для дискредитации Романовых левые и правые использо­вали Распутина.Расшатывали государственную власть прогрессивный блок в Государствен­ной думе (лидер П.Н.Милюков), фракция трудовиков (лидер А.Ф.Керенский), социал-демократов меньшевиков (ли­дер Н.С.Чхеидзе), требовавшие замены существующего правительства правительством народного доверия.Назреванию кризиса самодержавной власти способствова­ла мировая война. В течение 1916 г. сменилось 5 министров внутренних дел, 4 министра сельского хозяйства, 3 военных министра, 43 высших представителя власти в гу­берниях. К 1917 г. было убито, искалечено и находилось в плену 6 млн. человек; началось дезертирство (в 1916 г. дезер­тировало 1,5 млн. человек). До 1 марта 1917 г. император не думал уступать революции, он согласился на отречение лишь в тот день, когда его покинули генералы. На­чальник штаба Верховного главнокомандующего генерал Алек­сеев направил телеграмму председателю Государственной думы М.В.Родзянко с требованием отречения императора. Такое требова­ние он направил и всем командующим фронтами и флотами. Все они поддержали отречение. Это дало повод монархистам называть генералов Алексеева, Рузского, Колчака и других предателями.

27 февраля 1917 г. на заседании Думы был создан Времен­ный комитет Государственной думы «для восстановления поряд­ка и для сношений с лицами и учреждениями». 27 февраля состоялись выборы в Петроградский совет, кото­рый вскоре объединился с Советом солдатских депутатов. Под давлением масс Советы действовали как революцион­ная власть. 1 марта было образовано Временное правительство, которое должно было до созыва Учредительного собрания осуществлять исполнительно-распорядительные функции. Так как полномочия Временного правительства не были определены, оно фактически стало и за­конодательным органом страны. 2 марта 1917 г. Николай II подписал Манифест об отречении от престола. В Петрограде установилось двоевлас­тие в лице Временного правительства, у которого вначале не было власти, и Совета рабочих и солдатских депутатов, обладавшего реальной властью, но не имевшего четкой программы действий.

 

Источники и литература.

 

1. Зырянов П.Н. Российская государственность в XIX - начале XX в. // Свободная мысль. 1993. № 8.

2. Зырянов П.Н. П. А. Столыпин // Вопросы истории. 1990. № 6. Кризис самодержавия. 1894-1917. Л., 1984.

3. Шелохаев В.В. Либеральная модель переустройства России. М., 1996.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 9. Государственное управление | Года: достижения и упущенные возможности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.