Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В военные и послевоенные 1940-е годы

Тема 14. Особенности государственного управления

Изменение государственного управления под влиянием начавшейся в 1939 г. Второй мировой войны. Вторая мировая война качественно изменила условия де­ятельности органов государственного управления Советского Союза. Реальная угроза быть втянутым в эту войну вынуди­ла изменить приоритеты, задачи, методы и структуру систе­мы управления по реализации внутренней и внешней политики. Внимание органов управления было переключено с за­дач социального преобразования и развития общества на воп­росы укрепления обороноспособности страны. Законом о все­общей воинской обязанности (1 сентября 1939 г.) закреплен кадровый принцип построения РККА. Расходы на ее содер­жание увеличены в 3,5 раза за три года. Численный состав армии вырос в 5 раз за 5 лет и составил свыше 5 млн. человек к 22 июня 1941 г.

В контексте разгоравшейся второй мировой войны милита­ризуется управление страной. Милитаризация становится состав­ной частью общего курса на укрепление государственности, обес­печение безусловной власти центра над периферией.

Ужесточены командно-административные методы государ­ственного управления, партийное руководство всеми его струк­турами сверху донизу. ВКП(б) берет на себя все больше админи­стративных и хозяйственных функций, превращается в монополь­ный субъект государственной власти и управления. Происходит деформирование ее идейной роли, обюрокрачивание.

Партийное руководство сливается с государственным управлением, форми­руется партийно-советское управление. На управленческие партий­ные и государственные кадры отрицательно действовали культ личности, репрессии.

После заключения 12 марта 1940 г. мирного договора с Фин­ляндией расширилась территория Карельской АССР, которая в марте 1940 г. была преобразована в Карело-Финскую ССР, суще­ствовавшую до 1956 г. Присоединение территорий Литвы, Лат­вии, Эстонии, Западной Белоруссии, Западной Украины, Бесса­рабии, Северной Буковины сопровождалось формированием но­вых органов государственного управления, реконструированием системы центральных органов власти. Парламенты преобразова­ны в верховные советы, кабинеты министров - в совнаркомы, вместо должностей президентов образованы коллективные пре­зидиумы верховных советов.

Хотя правоотношения в новых республиках ставились на основу советского законодательства, в их конституциях имелись отличия от Конституции СССР. В Прибалтике допускались мел­кие частные и промышленные торговые предприятия. В Молдав­ской ССР было разрешено существование частного сектора в виде единоличных крестьян, ремесленников, кустарей, мелких про­мышленных и торговых предприятий, что обусловило и особен­ности государственного управления.

Усиливалось общесоюзное централизованное начало во всей системе государственного управления. В связи с продолжавшим­ся разукрупнением и специализацией наркоматов приняты меры по улучшению руководства хозяйственными ведомствами. К ав­густу 1940 г. в правительстве СССР имелось 25 общесоюзных наркоматов и 16 союзно-республиканских. Для координации их деятельности при СНК СССР созданы шесть хозяйственных со­ветов: по металлургии и химии, по машиностроению, по оборон­ной промышленности, по топливу и электрохозяйству, по това­рам широкого потребления, по сельскому хозяйству и заготов­кам. Эти советы имели право давать обязательные распоряжения наркоматам соответствующего профиля и фактически руководи­ли ими. В состав каждого совета входили 3-5 человек во главе с заместителем Председателя Совнаркома.

Расширение бюрократического аппарата вызывало необходи­мость совершенствовать политический контроль над ним. Осу­ществляющий эту функцию Наркомат внутренних дел был ранее отягощен несвойственными ему функциями. НКВД в феврале 1941 г. разделен на два наркомата: Народный комиссариат внут­ренних дел и Народный комиссариат государственной безопасно­сти, который руководил в связи с обострением международной обстановки и внешней разведкой.

В целях установления строжайшего контроля над расходова­нием денежных средств, материальных ценностей и проверки исполнения постановлений правительства 6 сентября 1940 г. со­здан Наркомат госконтроля СССР. Ему переданы функции Ко­миссии советского контроля и Главного военного контроля, пре­доставлено право давать обязательные указания учреждениям и предприятиям, налагать дисциплинарные взыскания на их ру­ководителей за неисполнение решений правительства, произво­дить денежные начеты и привлекать к судебной ответственно­сти лиц, виновных в бесхозяйственности. Во всех наркоматах создавались контрольно-инспекторские группы. Положение оНаркомате госконтроля не предусматривало привлечения тру­дящихся к контрольной деятельности. Ее осуществляли профес­сиональные контролеры-ревизоры, четко обозначилась дальней­шая бюрократизация контрольных органов, всей системы соци­ального контроля.

Заботы государственного управления сосредоточивались на укреплении трудовой, производственной дисциплины. Президи­ум Верховного Совета СССР принял ряд указов по упорядочению работы наркоматов, всех государственных учреждений, промыш­ленных предприятий, усилению ответственности служащих, ра­бочих, руководителей учреждений и предприятий за качество работы, соблюдение дисциплины.

Изменено военное управление постоянно растущей и пере­страивающейся армией, созданы новые и реорганизованы преж­ние структуры, упорядочены их функции, укреплены единонача­лие и дисциплина в армии. Дисциплинарный устав 1940 г. вос­становил штрафные части. Извлекая уроки из Финской кампа­нии (30 ноября 1939 г.-12 марта 1940 г.), советское руковод­ство обратилось к опыту дореволюционной русской армии. Пре­зидиум Верховного Совета СССР Указом от 12 августа 1940 г. «Об укреплении единоначалия в Красной Армии и Военно-Мор­ском Флоте» отменил институт военных комиссаров. 7 мая 1940 г. было объявлено о восстановлении генеральских и адмиральских званий. За один месяц свыше тысячи военачальников стали гене­ралами и адмиралами. Несколько ослабла апологетика опыта гражданской войны, и на руководящие должности в Вооружен­ных Силах выдвинуто немало относительно молодых людей: на­чальник Генерального штаба РККА с августа 1940 г. по февраль 1941 г. генерал армии К.А. Мерецков (43 года), нарком Военно-Морского Флота Н.Г. Кузнецов (34 года), командующий Военно-Воздушными Силами генерал П.В. Рычагов (29 лет) и др. Сред­ний возраст командиров полков составил 29-33 года, команди­ров дивизий - 35-37 лет, командиров корпусов и командую­щих армиями - 40-43 года, что отразило курс на омоложение комсостава, выдвижение профессионально подготовленных военачальников и должно было как-то компенсировать ослабление Комсостава вследствие репрессий.

Перестроена организация высшего военного управления. В мае 1940 г. наркомом обороны СССР назначен 45-летний мар­шал С. К. Тимошенко. Разработаны мобилизационный план, об­щий и частные оперативные планы, Положение о полевом управ­лении войсками, улучшены штатное и табельное хозяйства, под­готовка среднего и младшего комсостава[189].

8 июле 1940 г. утвержден новый состав Главного военного совета под председательством С.К. Тимошенко. В январе 1941 г. начальником Генерального штаба, заместителем наркома оборо­ны назначен Г.К. Жуков, его заместителем - К.А. Мерецков. Утверждены командующие войсками военных округов, в том числе Западного ОБО - Д.Г. Павлов, Прибалтийского ОВО - Ф.И. Кузнецов, Ленинградского ВО - М.М. Попов, Одесско­го - М.Т. Черевиченко, Киевского ОВО - М.П. Кирпонос. Глав­ное управление ВВС РККА возглавил П.Ф. Жигарев.

9 апреля 1941 г. реорганизован созданный еще в 1937 г. Ко­митет Обороны, которому придан статус чрезвычайного органа управления с конкретно определенными функциями. Состав Ко­митета сокращен до 5 человек. В него вошли К.Е. Ворошилов (председатель), И.В. Сталин, А.А. Жданов (заместитель Предсе­дателя), С.К. Тимошенко, Н.Г. Кузнецов.

Усилилось внимание к проблемам организации Красной Ар­мии, оснащению укрепленных районов, развертыванию произ­водства вооружений. За два предвоенных года возросло в 7 раз число боевых самолетов, в 43 раза - танков, вступило в строй 312 боевых кораблей, в том числе 206 подводных лодок, сфор­мировано 125 новых стрелковых дивизий, началось формирова­ние 29 механизированных корпусов, 27 артполков, 10 противо­танковых бригад, 25 авиадивизий.

Наряду с частичной милитаризацией, дальнейшей централи­зацией сужена гласность, увеличена секретность всех звеньев управленческой системы. Эти и другие парадоксальные особен­ности отразили степень изменения государственного управления применительно к нарастающей опасности войны для СССР. Сде­лано немало, но далеко не все, что и определило как плюсы, так и минусы подготовки страны к участию в войне.

Феномен эффективности советского государственного управления в Великой Отечественной войне. Нападение фашистской Германии 22 июня 1941 г. на Союз Советских Социалистических Республик положило начало четы трагедии советского народа, жестокому, невиданному в истории тяжелому испытанию общественного строя, государственной власти и управления. Война изменила условия управления. Неизмеримо возросла ответственность всей его системы за судьбы многомиллионного советского народа, государства Правительство - высший распорядительный и исполнительны орган управления - призвало всех в первый же день войны сплотиться, организоваться во имя защиты Отечества и победы на фашизмом.

В директиве 29 июня 1941 г. о мобилизации всех сил и среде на разгром фашистских захватчиков правительством и ЦК ВКП(б) поставлена задача «быстро и решительно перестроить всю свою работу на военный лад».

Государство, его управление должны были сражаться, овла­деть, соответствующим арсеналом, сыграть роль воюющего субъекта, «управлять войной». Должны были перестроиться на основе программы, которая предусматривала превращение стра­ны в единый мобилизационный организм («Все для фронта, все для победы!»), ведение навязанной Гитлером войны, имевшей для СССР освободительный, отечественный характер. Програм­ма отличалась социальным оптимизмом («Наше дело правое. Враг будет разбит, победа будет за нами!») и предусматривала нара­щивание усилий по решению ближайших, промежуточных и ко­нечных задач.

Трудность заключалась в том, что до сих пор система го­сударственного управления была ориентирована согласно Кон­ституции СССР на мирный созидательный процесс и лишь в предвоенные годы частично трансформировалась применитель­но к условиям полыхавшей мировой войны. Теперь же при­шлось одновременно воевать и перестраиваться форсирован­но, на ходу, в военной обстановке, в условиях реально угро­жавшей армии, государству, общественному устройству ката­строфы.

Государственное управление приобрело такие специфичес­кие черты, как милитаризм, экстремальность, чрезвычайность, директивность и др. В зависимости от периодов Великой Отече­ственной войны менялись его основные задачи, направления, организационная структура, средства и формы функционирова­ния, которые были подчинены единой цели - разгромить фа­шизм, освободить страну от оккупантов-агрессоров, отстоять ее свободу и независимость, обеспечить ее послевоенную безопас­ность. Динамизм, адекватность государственного управления ме­нявшимся условиям, потребностям проявились в его конкрет­ности, четкости, оперативности, мобилизационной действенно­сти, что во многом стало возможно благодаря его советской природе.

Удалось преодолеть временную заминку в функционирова­нии различных уровней и звеньев управленческой системы, свя­занную с внезапностью, масштабностью фашистского нападения, стремительностью и широкой фронтальностью наступле­ния, с необходимостью необычной перестройки власти и управ­ления, всей жизни народа в тяжелых условиях начального периода войны.

Сказались и такие факторы, как перестановка кадров в госу­дарственных органах, общественных организациях в связи с мо­билизацией на фронт, обновление личного состава государствен­ного аппарата за счет выдвижения людей, не подлежавших при­зыву и мобилизации в армию, не имевших необходимого опыта руководящей и административной работы.

Учет уроков первой мировой войны, разгрома иностранной военной интервенции 1917-1920 гг., другого отечественного и мирового опыта позволил подчинить всю систему государствен­ного управления решению военных задач, обеспечению единства тыла и фронта. Милитаризация управления проявилась не толь­ко в задачах, предметах воздействия, но и функциях, организа­ции, методах деятельности.

В основу управления, внутренней политики в целом также положен принцип максимальной централизации политического, хозяйственного и военного руководства, что укрепило исполни­тельную вертикаль сверху донизу, придало директивность, опе­ративность, результативность ее функционированию. В рамках централизации усилено единство, своеобразное слияние совмест­ной работы государственных и партийных органов под руковод­ством последних. Монопольное положение в однопартийном го­сударственном управлении способствовало концентрации полно­мочий, персонализации партией, ее аппаратом и лидерами уп­равленческих функций.

Чрезвычайный характер придан всем звеньям управленчес­кой системы как по вертикали, так и по горизонтали. Чрезвы­чайность управления проявилась по двум направлениям: 1) ми­литаризированные, максимально централизованные конституци­онные органы действовали в чрезвычайных условиях, выполня­ли чрезвычайные функции, применяли чрезвычайные методы, добивались чрезвычайных результатов; 2) создана система чрез­вычайных, неконституционных, с особыми полномочиями органов, функционировавших на чрезвычайной, не предусмотреннойКонституцией СССР, нормативно-правовой основе. Во время Ве­ликой Отечественной войны чрезвычайные органы работали дей­ствительно весьма результативно.

Основными чрезвычайными органами являлись: Ставка Главного командования, замененная Ставкой Верховного коман­дования (СВК), затем — Ставкой Верховного Главнокомандова­ния (СВГК), Государственный Комитет Обороны (ГКО), облас­тные и городские комитеты обороны, Совет по эвакуации, Ко­митет по эвакуации продовольственных запасов, промышлен­ных товаров и предприятий промышленности, Управление по делам эвакуации при СНК СССР и местные республиканские, краевые, областные управления, эвакопункты на железных до­рогах, речных портах, Комитет по продовольственному и веще­вому снабжению Красной Армии, Комитет по разгрузке тран­зитных грузов, Транспортный комитет и др. Они создавались в связи с чрезвычайной необходимостью, действовали, видоиз­менялись в меру осознанной потребности, без какого-либо пред­варительного довоенного плана, но по итогам коллективного обсуждения тогда же разработанных проектов; оформлялись со­ответствующим законодательным порядком без изменения Кон­ституции СССР. Учреждались соответствующие должности, аппараты, вырабатывалась в творческих поисках технология чрез­вычайного управления.

Особые функции приданы были образованной 2 ноября 1942 г. Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и рас­следованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их пособников, деятельность которой высоко оценена Международ­ным военным трибуналом (г. Нюрнберг). Комиссии с аналогич­ными функциями были созданы в республиках, краях, областях, городах, подвергшихся оккупации.

Экстремальность первых недель войны обусловила новационный характер создания чрезвычайных органов. 23 июня 1941 г. об­разована Ставка Главного командования (СГК). Это первый внеконституционный чрезвычайный орган управления, созданный в военное время. Председателем назначен нарком обороны маршал С.К. Тимошенко[190]. Назначение его председателем соответствовало ком­петенции Ставки: в ее функции входило стратегическое руковод­ство Вооруженными Силами. При Ставке существовал институт по­стоянных советников из 13 человек.

Особенности состава и структуры Ставки породили ряд про­блем ее деятельности. Громоздкость (20 человек) не позволила Ставке ни разу собраться в полном составе, тем более что часть военачальников сразу отбыла на фронты. Требовалось привести состав и структуру Ставки в соответствие с реалиями властных отношений того времени.

10 июля 1941 г. СГК упразднена и создана Ставка Верховно­го командования под председательством И.В. Сталина, который 8 августа стал именоваться Верховным Главнокомандующим. К этому времени стал ясен беспрецедентный масштаб бедствия, обрушившегося на страну, и целесообразность концентрации вла­стных полномочий в руках ее фактического руководителя.

В военное время продолжала развиваться наметившаяся ра­нее тенденция наделять номинальные государственные структуры (в том числе вновь создаваемые) реальными властными пол­номочиями, которыми располагало руководство правящей партии. Еще 6 мая 1941 г. Секретарь ЦК ВКП(б) И.В. Сталин занял пост Председателя Совета Народных Комиссаров СССР, соединив тра­диционно разделенные партийную и государственную власть. 19 июля он был назначен и наркомом обороны.

Экстремальная обстановка диктовала необычные подходы к организации управления. Поиск спасительных действенных мер по избавлению страны от реально угрожавшей катастрофы при­вел к созданию 30 июня 1941 г. Государственного Комитета Обо­роны (ГКО) СССР.

Совместным Постановлением Президиума Верховного Сове­та и СНК СССР, ЦК ВКП(б) создан ГКО СССР, определены его государственный статус, характер, функции, состав. Особеннос­ти его в том, что он наделен неограниченными полномочиями, объединил государственные, партийные, общественные начала управления, стал чрезвычайным и авторитетным органом власти и управления, возглавил вертикали советского, партийного, все­го гражданского управления сражавшегося государства. Возгла­вил ГКО Председатель СНК СССР, Секретарь ЦК ВКП(б) И.В. Сталин, что означало высшую степень централизации уп­равления, сосредоточения, совмещения его различных форм в руках одного должностного лица. Члены ГКО представляли, высшее партийное и государственное руководство, составляли узкий состав ПБ ЦК ВКП(б)[191], которое рассматривало предвари­тельно, предлагало проекты решений по всем важнейшим вопро­сам государственной жизни, власти и управления. Образование ГКО придало фактически легитимность решениям Политбюро, куда входили приближенные к И.В. Сталину лица.

Члены ГКО в дополнение к своим прежним большим полномочиям получили неограниченные полномочия с целью повы­шения эффективности конкретных отраслей управления.

Совместное Постановление Президиума Верховного Совета и Совнаркома СССР, ЦК ВКП(б) обязало всех граждан, все госу­дарственные, военные, хозяйственные, партийные, профсоюзные, комсомольские органы беспрекословно выполнять решения и рас­поряжения ГКО СССР, которым придана сила законов военного времени.

Особенностью деятельности ГКО было и отсутствие собствен­ного разветвленного аппарата. Руководство осуществлялось че­рез аппарат органов государственного управления, партийных комитетов. В важнейших отраслях народного хозяйства действо­вал институт уполномоченных ГКО, которые сплошь и рядом являлись одновременно представителями ЦК ВКП(б), что обес­печивало им неограниченные права. Уполномоченные были так­же во всех союзных и автономных республиках.

На местах в наиболее стратегически важных регионах фор­мировались и действовали областные и городские комитеты обо­роны.

Эти местные чрезвычайные органы обеспечивали единство управления в условиях чрезвычайного положения, создавались решением ГКО, руководствовались его постановлениями, ре­шениями местных, партийных и советских органов, военных советов фронтов и армий. ГКО учредил такие органы почти в 60 городах Подмосковья, Центра, Поволжья, Северного Кавка­за и с 1942 г. в крупных городах Закавказья. Они объединяли гражданскую и военную власть в городах, которые находились в зоне боевых действий и вблизи линии фронта или входили в радиус действия вражеской авиации, а также там, где базирова­лись корабли военно-морского и торгового флота. В состав их входили первые должностные лица партийных, государствен­ных органов управления, военные комиссары, коменданты гар­низонов, начальники управлений НКВД. Они были тесно связа­ны с военным командованием, а их представители одновремен­но являлись членами соответствующих военных советов. Не имея своего штатного аппарата, как и ГКО в центре, городские коми­теты обороны опирались на местные партийные, советские, хо­зяйственные, общественные органы. При них существовал ин­ститут уполномоченных, создавались оперативные группы для срочного решения вопросов, широко привлекался общественный актив.

Были созданы и вспомогательные чрезвычайные органы. Совет по эвакуации в составе Н.М. Шверника, А.Н. Косыгина, М.Г. Первухина, А.И. Микояна, Л.М. Кагановича, М.З. Сабуро­ва, B.C. Абакумова действовал как орган при ГКО, имел в своем составе уполномоченных ГКО. Дополнительно в октябре 1941 г. образован Комитет по эвакуации продовольственных запасов, про­мышленных товаров и предприятий промышленности. В конце декабря 1941 г. вместо обоих названных органов создано Управ­ление по делам эвакуации при СНК СССР, соответствующие уп­равления в республиках, краях и областях, эвакопункты на же­лезных дорогах.

Подобными чрезвычайными органами стали также Коми­тет по продовольственному и вещевому снабжению Красной Армии, Комитет по разгрузке транзитных грузов, Транспорт­ный комитет. Последний образован при ГКО 14 февраля 1942 г. В его обязанности входили планирование и регулирование перевозок на всех видах транспорта, координация их работы, выра­ботка мероприятий по улучшению материальной базы. Об эф­фективности руководства транспортной системой свидетельство­вал начальник управления военных сообщений, а с декабря 1944 г. нарком путей сообщения И.В. Ковалев: в годы войны не было ни одного крушения поездов по вине железнодорожников и ни один воинский эшелон не был уничтожен вражеской авиа­цией в пути следования.

Своеобразными функциями обладало созданное 8 декабря 1942 г. при ГКО СССР оперативное бюро, которое контролиро­вало все наркоматы оборонного комплекса, составляло кварталь­ные и месячные планы производства, готовило для Председате­ля ГКО проекты соответствующих решений.

ГКО и другие органы высшего управления уделяли макси­мум внимания военно-организационной системе, изменяли во время войны структуру, состав военного руководства, восполня­ли убыль командного состава, помогали Ставке Верховного Глав­нокомандования, Генеральному штабу РККА, управлениям НКО, ВМФ, командованию стратегических направлений и фронтов. Налажено управление всеми структурами вооруженных сил, упо­рядочено командование фронтами, армиями, соединениями и оперативными объединениями в составе фронтов, корпусами, дивизиями, бригадами, полками и т.д.

С 15 июля 1941 г. по 9 октября 1942 г. во всех частях РККА и на кораблях ВМФ функционировал институт военных комисса­ров и политруки в ротах. В отличие от комиссаров периода инос­транной военной интервенции и гражданской войны военные ко­миссары 1941-1942 гг. не обладали правом контроля командно­го состава, но нередко многие из них вмешивались в действия военачальников, что подрывало единоначалие, создавало в воен­ном организме состояние двоевластия. В Указе Президиума Вер­ховного Совета СССР от 9 октября 1942 г. отмена института во­енных комиссаров мотивирована тем, что он выполнил возложенные на него задачи. Тогда же введен институт заместителей командиров по политической работе (замполитов), всю войну и после нее выполнявших при военачальниках функции идеологического и политического воспитания постоянно обновлявшегося личного состава.

В связи с ростом партизанского движения 30 мая 1942 г. при Ставке ВГК образован Центральный штаб партизанского движе­ния (ЦШПД). Его возглавил Первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии П.К. Пономаренко. ЦШПД координировал действия многочисленных партизанских отрядов между собой и с регуляр­ными армейскими частями, организовывал снабжение народных мстителей оружием, боеприпасами, средствами связи, обеспечи­вал медицинскую помощь, наладил взаимную информацию, про­вел в Москве совещания партизанских командиров, помог подго­товить и провести глубокие рейды партизанских соединений по тылам немецко-фашистской армии; и др. ЦШПД работал совмест­но с руководителями подпольных советских, партийных, комсо­мольских органов на временно оккупированной территории. Уп­равление массовым партизанским движением из единого центра оказалось особенно эффективным при освобождении советской территории в 1943-1944 гг.

Государственное управление военной сферой приобрело не только приоритетное значение, но и всеобъемлющий харак­тер, новые функции, осуществлялось на основе законов воен­ного времени, чрезвычайными методами, обеспечивало интен­сивное военное строительство, качественно новый уровень военно-организаторской работы, победное в конечном итоге, хотя и с отдельными ошибками и сбоями, выполнение Воору­женными Силами основных задач по защите страны и разгро­му врага.

Управление военной сферой составило единую систему с не менее важным государственным управлением тылом, кото­рым стала вся огромная страна с ее сложным народнохозяй­ственным, социально-политическим и духовно-культурным комплексом.

Парадоксально, но факт - государственное управление и в экстремальной военной обстановке строилось, функционировало на основе планового принципа, испытанного и освоенного в 20-30-е гг. Изменились методы планирования с учетом военных за­дач и условий, средства и организация мобилизации и использо­вания ресурсов, методика расчета показателей, сроков и др., что обусловило новое качество планового управления народнохозяй­ственными процессами.

Нападение фашистской Германии сорвало выполнение тре­тьего пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР (1938-1942 гг.), рассчитанного на мирное строительство. Гос­план СССР экстренно разработал военно-хозяйственный план на четвертый квартал 1941 г., который был утвержден высшими го­сударственными инстанциями.

Государственный народнохозяйственный план 1943 года отразил и определил новые аспекты управле­ния. Стратегическое наступление советских Вооруженных Сил после Сталинградской и Курско-Белгородской битв, начавшееся массированное изгнание немецко-фашистских захватчиков вы­явили перед органами управления новые функциональные зада­чи. Они приступили к плановой реализации программы восста­новления хозяйства, нормальных условий жизни в освобожден­ных районах, организовывали всестороннюю помощь материаль­ными, финансовыми ресурсами, продовольствием, кадрами спе­циалистов и другим советским людям, перенесшим ужасы вра­жеской оккупации, сохранившим веру в свою власть, армию, дож­давшимся освобождения.

С 1943 г. государственное управление стало функциониро­вать на основе не только текущих, но и перспективных планов.

Государственное управление, подчиненное законам военно­го времени, учитывало и послевоенную перспективу, что отра­зило веру советского народа и его управленческого корпуса в победу и свое будущее, которая сыграла роль фундаментально­го морально-патриотического фактора.

Эффективно проявила себя в годы Великой Отечественной воины наркоматская система - центральное звено государственного управления. Во-первых, усилена роль наркоматов в управлении сложными отраслевыми комплексами хозяйства. Во-вторых, уточнены функции и распределение объектов управле­ния, увеличено число наркоматов, управлявших работавшими на нужды войны отраслями. Для обеспечения Вооруженных Сил новейшими видами военной техники в сентябре 1941 г. создан Наркомат танковой промышленности, а в ноябре 1941 г. - Нар­комат минометного вооружения (на базе упраздненного Нар­комата общего машиностроения). В 1942 г. создан Комитет по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР, прово­дивший мобилизацию трудоспособного населения. При област­ных и краевых исполкомах созданы аналогичные бюро. Созда­ние этих органов окончательно оформило сложившуюся еще до войны систему централизованного обеспечения промышленности кадрами во главе с Главным управлением государ­ственными трудовыми резервами. В-третьих, по Закону «О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях во­енного времени» (1 июля 1941 г.) наркомы, директора пред­приятий, начальники строек получили очень широкие права в использовании материальных и денежных ресурсов, перерас­пределении капитальных вложений и др., что способствовало инициативному, оперативному решению возложенных на них задач, воплотило тенденцию децентрализации отдельных зве­ньев государственного управления.

Особенность управления военного периода заключалась и в том, что его рабочий аппарат вынужден был функциониро­вать в условиях эвакуации ряда властных структур. Из 41 од­ного наркомата и других органов центрального звена управле­ния в первые же месяцы войны покинули Москву 18, частич­но - 23, что обусловило кратковременную заминку в пере­стройке отдельных органов управления, частичное перерас­пределение их функций.

Изменились условия, задачи, масштабы работы правоохра­нительных органов. Обновлялся постоянно их состав, совершен­ствовались структура, методы, функции. 20 июля 1941 г. воссоз­дан единый Наркомат внутренних дел, куда влились органы го­сударственной безопасности и военной контрразведки. Руководство было сосредоточено в руках Л.П. Берии. Эта мощная струк­тура просуществовала до весны 1943 г., когда разведка и контр­разведка вновь выделились в самостоятельный Наркомат госбе­зопасности (нарком В.Н. Меркулов), а Главное управление воен­ной контрразведки (СМЕРШ) во главе с B.C. Абакумовым пере­шло в состав Наркомата обороны под личный контроль И.В. Ста­лина. Его деятельность была сосредоточена на выявлении и обез­вреживании вражеских агентов, их пособников в наступавшей ар­мии, прифронтовой зоне, на освобождаемой территории.

Изменена правовая основа функционирования карательных органов. Система органов военной юстиции перестроилась в на­чале войны в соответствии с июльским 1941 г. Указом Прези­диума Верховного Совета СССР «О военных трибуналах в мест­ностях, объявленных на военном положении, и в районах воен­ных действий». Образованы военные трибуналы - чрезвычай­ные органы и с чрезвычайными полномочиями - при армиях, корпусах, дивизиях, гарнизонах, а также при бригадах на же­лезных дорогах и в речных, морских бассейнах. Функциониро­вали они под управлением Наркомата юстиции СССР, под над­зором военной, военно-железнодорожной, военной воднотранспортной коллегий Верховного суда СССР и специальных про­куратур, которые поддерживали обвинение. К трем постоянным членам трибуналов добавлены в 1943 г. заседатели. Трибуналы рассматривали все наиболее опасные деяния, вплоть до спеку­ляции и хулиганства. Дела слушались в закрытом процессе, рассматривались в предельно короткие сроки, приговоры не подлежали кассационному обжалованию, исполнялись немед­ленно после вынесения. Исполнение смертных приговоров мог­ли приостановить командующие армиями и округами, военные советы. В местностях, объявленных на осадном положении, применялся без судебного разбирательства расстрел к «провока­торам, шпионам и прочим агентам врага». В этих местностях была преобразована в военные часть территориальных судов и прокуратур.

Централизованная система государственного управления, ее конституционные и чрезвычайные органы опирались на проф­союзные, комсомольские, кооперативные и другие обществен­ные организации.

Органы государственной власти и управления поддержали общественную инициативу славянского, еврейского, женского, молодежного антифашистских комитетов, которые наладили иукрепили связи с общественными кругами стран антигитлеров­ской коалиции.

Изменено отношение государственной власти и управления к Русской Православной Церкви (РПЦ) и другим религиям. Ин­тересы защиты Отечества продиктовали их сближение, приглу­шение идеологических разногласий, отказ от взаимных обвине­ний. Властные структуры закрыли антирелигиозные печатные издания, распустили «Союз воинствующих безбожников», вве­ли новые ордена, связанные с русской историей, в том числе ордена, наиболее чтимые церковью, - канонических святых Алек­сандра Невского и Дмитрия Донского. Восстановлено патриар­шество. От имени РПЦ митрополит Московский и Коломен­ский Сергий опубликовал 22 июня 1941 г. воззвание ко всем православным христианам России. Церковь благословила пра­вославных на защиту священных границ нашей Родины и под­черкнула, что Господь дарует нам победу. 26 июня 1941 г. воз­звание прочитано в московском кафедральном Богоявленском соборе на торжественном молебне о даровании победы русско­му воинству. Митрополит Сергий призвал всех на защиту род­ной земли, ее исторических святынь, независимости от чуже­земного порабощения и объявил позор всякому, кто останется равнодушным к ее призыву. Деятели РПЦ участвовали в работе чрезвычайных комиссий по расследованию фашистских преступ­лений. При СНК СССР был создан Совет по делам РПЦ. В фев­рале 1943 г. РПЦ передала 6 млн. рублей и большое количество золотых и серебряных вещей на строительство танковой колон­ны им. Дмитрия Донского, за что получила благодарственное признание Верховного Главнокомандующего. За несколько воен­ных и первых послевоенных лет церкви было возвращено более 1400 храмов, 85 монастырей, открыто по две духовные акаде­мии и семинарии. В 1945 г. действовало 22000 православных церквей. Аналогичное сближение наблюдалось и с исламским духовенством, что позволило нарушить планы немцев в Крымуи на Кавказе, сплотив верующих различных конфессий на за­щиту страны. Взаимодействие органов власти и духовенства про­явилось в перспективной тенденции развития активности веру­ющих в военные и послевоенные годы.

Особенностью государственного управления военного вре­мени являлось своеобразное сочетание двух противоположных тенденций: централизации и децентрализации. Последняя при­суща природе советского управления, обусловлена невозмож­ностью детального управления только через высшие органы и из единого союзного центра. Обстановка требовала усиления самостоятельности отраслевых и местных органов управления, расширения прав их организационных структур, должностных лиц. Расширены права и функции республиканского управления. Более того, Украина и Белоруссия, а затем и другие республики получили право непосредственного сношения с иностранными го­сударствами и заключения межправительственных соглашений. 1 февраля 1944 г. Верховный Совет СССР принял Закон «О пре­доставлении союзным республикам полномочий в области внеш­них сношений и о преобразовании в связи с этим Народного ко­миссариата иностранных дел в союзно-республиканский народ­ный комиссариат». В 1944 г. образованы наркоматы иностран­ных дел союзных республик. Украина и Белоруссия стали одни­ми из первоначальных членов ООН.

Тогда же, 1 февраля 1944 г., принят Закон «О создании вой­сковых формирований союзных республик и о преобразовании в связи с этим Народного комиссариата обороны из общесоюзного в союзно-республиканский народный комиссариат». Созданы рес­публиканские наркоматы обороны. В национальные воинские части призывались, как правило, люди, слабо владевшие рус­ским языком. Казахские, грузинские, армянские и другие диви­зии сражались и на территории РСФСР, УССР, БССР.

Эти и другие законы укрепили суверенность республикан­ского управления в рамках союзного, способствовали развитию самостоятельности республиканских органов в решении как мест­ных, так и общесоюзных проблем.

Государственное управление 1941-1945 гг., перестроенное адекватно условиям и задачам войны, действовало по-военному, функционировало в состоянии повышенной мобильности, опера­тивно, целенаправленно, решало вопросы быстро, сообразно не­прерывно менявшейся ситуации. Фашисты смогли лишь частич­но реализовать свою человекоубийственную программу, погуби­ли примерно 8 млн. военнослужащих и около 20 млн. мирных советских граждан, разрушили треть национального богатства СССР, обрекли советский народ на долговременные лишения,страдания. С нашествием фашизма связано переселение в вос­точные районы в августе 1941 г. 1 024 722 немцев Поволжья, с октября 1943 г. по июнь 1944 г. - 91 919 калмыков, 608 749 чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев, 228 390 крымских татар, болгар, армян, греков, 94 955 турок, курдов, хемшилов. Победа советского народа 1945 г. не была предопределена заранее и справедливо считается победой государственной влас­ти и управления, всех звеньев и должностных лиц этой системы.

Система государственного управления продемонстрировала свои преимущества в чрезвычайных условиях войны, стала од­ним из источников и механизмов победы, она опиралась на под­держку, патриотизм, самоотверженный энтузиазм советского народа, обеспечила в конечном итоге славную победу, несмотря на имевшие место просчеты, ошибки. В годы войны проявилось как никогда единство народа, его государственной власти и уп­равления.

Уроки исторического опыта не теряют своей актуальности, спо­собствуют осмыслению теории государственного управления, учат всестороннему учету всей совокупности объективных и субъектив­ных факторов, конкретно-исторической ситуации при обеспечении эффективности управления с наименьшими издержками, в инте­ресах всего народа.

Тенденции, роль и противоречия послевоенного государственного управления. Победный 1945 год открыл новую страницу истории государ­ственного управления, которому предстояло учесть качественноеизменение внешних, геополитических и внутренних условий, из­влечь уроки из опыта управления времен войны, закрепить и ис­пользовать итоги Победы, обеспечить безопасное послевоенное устройство мира, нормальные условия жизни людей, продолжить цивилизационное восхождение, прерванное, замедленное и ослаб­ленное самой разрушительной из войн, не решившей основных проблем постигшего цивилизацию кризиса. Война и Победа укре­пили осознание большинством народа, управленческой элитой адек­ватности советской системы государственного управления потреб­ностям цивилизации XX в., ибо оно позволило Советскому Союзу обрести статус ведущей; великой мировой державы, оказывавшей влияние на цивилизацию своим развитием по антикапиталисти­ческому пути.

Военное государственное управление было перестроено в мир­ное на основе послевоенной концепции, планово, постепенно, что проявилось в демилитаризации, децентрализации и частичной демократизации, упразднении чрезвычайных органов и методов неконституционного характера, восстановлении и развитии кон­ституционных принципов, извлечении уроков довоенного и во­енного опыта, творческого их применения, сохранения и усиле­ния роли ВКП(б) и в других содержательных направлениях этого процесса.

Демилитаризация управления началась в конце второй ми­ровой войны, отразив созидательный и мобильный характер со­ветской системы власти и управления, означала отказ от управ­ления по-военному, переориентировку целей, текущих задач, го­сударственных планов, бюджетов, функций органов управления на мирное строительство.

Государственное управление отказалось от военно-мобили­зационных принципов. Постепенно возобновился нормальный режим труда в учреждениях, во всем аппаратном механизме уп­равления, на предприятиях. В основу управления были положе­ны измененные Верховным Советом СССР государственные бюд­жеты на III—IV кварталы 1945 г. и на 1946 г., по которым сокращены ассигнования на военные нужды, увеличены расходы на развитие гражданских отраслей экономики. Демилитаризация уп­равления произведена планово, без суеты, в соответствии с но­вой концепцией послевоенного устройства общества.

Изменили профиль многие структуры центрального управ­ления. Наркомат минометного вооружения преобразован в Нар­комат машиностроения и приборостроения, Наркомат боеприпа­сов — в Наркомат сельскохозяйственного машиностроения, Нар­комат танковой промышленности — в Наркомат транспортного машиностроения; и т.д. Самое современное оборудование подве­домственных предприятий, воплотившее достижения военно-тех­нической науки и инженерные решения, было переключено на производство сложной гражданской техники для нужд народно­го хозяйства и населения.

По Закону о демобилизации от 23 июня 1945 г. более 8,5 млн. воинов были трудоустроены органами управления, обрели мир­ное гражданское состояние. Восстановлены организованный на­бор рабочих по договорам с колхозами и органы по вербовке ра­бочей силы. С февраля 1947 г. возобновлены договоры между администрацией хозяйственных органов и профсоюзами. Госу­дарственное управление СССР не допустило безработицы, кото­рая сохранилась и возросла после войны в странах другой обще­ственно-экономической системы.

Демилитаризованное государственное управление отказалось от законов, задач, методов военного времени, стало функциони­ровать на основе законов мирного времени в соответствии с при­сущей ему и определенной Конституцией СССР созидательной природой. Обновлен личный состав управленческого аппарата за счет квалифицированных специалистов, в том числе демобили­зованных из армии служащих.

Ликвидированы чрезвычайные органы управления: ГКО, СВГК и др. Сужены прерогативы многих органов. В экстремаль­ных ситуациях послевоенного времени имели иногда место ре­цидивы чрезвычайных методов в управлении. Отказ от чрезвы­чайщины не стал ее забвением в первые послевоенные годы.

Демобилизация проведена планово, постепенно в 1945—1948 гг. Возвратившиеся воины трудоустраивались в течение месяца. Тру­доустроены и амнистированные июльским законом 1945 г, в связи с победой над Германией. Отменено совмещение одним лицом высших государственных должностей, И.В. Сталин освобожден от постов Председателя ГКО, Верховного Главнокомандующего, наркома обороны и других, остался лишь Председателем СНК СССР.

Склонность к ней проявляли руководители, привыкшие коман­довать, управлять директивно. Искоренение элементов чрезвы­чайщины стало сложной проблемой управления во второй поло­вине 40-х гг.

Государственное управление перестраивалось в условиях всенародных конституционных выборов союзного (1946, 1950 гг.), республиканских верховных советов (1947, 1951 гг.), областных, краевых, окружных, городских, районных, посел­ковых, Сельских Советов депутатов трудящихся (1947—1948, 1952 гг.). В результате их была обновлена существенно вся си­стема органов законодательной представительной власти, не­значительно увеличен возрастной ценз депутатов, сокращен со­став президиумов союзного и республиканских верховных со­ветов, расширена их компетенция, упорядочена работа посто­янных комиссий местных Советов и законодательная база на основе принятых союзными республиками Положений о мест­ных Советах, их исполнительных органах. В феврале 1947 г. в обеих палатах высшего законодательного органа были созда­ны постоянно действующие комиссии законодательных пред­положений в целях упорядочения союзного законотворчества с учетом республиканских, местных интересов и особеннос­тей, разработки конституционных основ законодательства в раз­личных сферах управления, жизни общества. По проектам по­стоянных комиссий приняты законы о перестройке, совершен­ствовании управления промышленностью, сельским хозяй­ством, отраслями гуманитарной сферы и др.

В русле послевоенной децентрализации государственной вла­сти и управления перераспределялись полномочия союзных и республиканских органов, были расширены права республик, прерогативы их властных и управленческих структур, усилена ответственность за соответствие республиканских законов со­юзным, Конституции и их исполнение. Республиканские кон­ституции, законодательные акты унифицировались на союзно-правовой основе, в том числе и в нормировании распорядитель­ных и исполнительных функций органов управления.

Воссозданная и развитая система представительных органов обновила состав, изменила высшие союзные и республиканские органы управления. Советы народных комиссаров СССР и респуб­лик преобразованы по Закону от 15 марта 1946 г. в советы мини­стров, которые формировались, утверждались верховными сове­тами, отчитывались перед ними, подлежали их конституционному контролю. Эта реформа закрепила единство власти и управле­ния, конституционное верховенство представительных органов в лице Советов депутатов трудящихся. При такой формальной иерар­хии и вопреки ей был значительно усилен статус органов испол­нительной власти и управления, где все больше и полнее сосре­доточивались властные и управленческие функции. Значитель­но возросла роль Совета Министров СССР под председатель­ством И.В. Сталина и республиканских правительств, возглав­лявшихся высокопоставленными лицами из партийной элиты. Изменился статус президиумов союзного и республиканских советов министров, которые управляли повседневно, оператив­но подведомственными учреждениями и организациями.

Изменилась структура центрального управления. Сокращено выросшее за годы войны число комитетов, управлений, главков, советов при союзном и республиканских правительствах, испол­комах местных советов депутатов трудящихся.

Весной 1946 г. были преобразованы отраслевые органы цент­рального управления. Ключевым звеном этой системы стали ми­нистерства — штабы отраслей, возглавляемые членами правитель­ства. Они осуществляли исполнительные и распорядительные функции, управляли отдельными отраслями народного хозяйства и культуры.

Министерская система находилась в стадии становления, была динамичной, постоянно перестраивалась. Министерства дроби­лись, разукрупнялись в связи со специализацией отраслей народ­ного хозяйства и культуры или объединялись. В 1946 г. имелось 49 министерств СССР, в 1947 г. - 58, в 1948 г. - 59, в 1949 г. - 48, в 1950 г. - 51. Изменилось соотношение и количество об­щесоюзных и союзно-республиканских министерств. Количество первых колебалось по годам от 28 до 36, а вторых - от 19 до 23, что отразило тенденции централизации и децентрализации, по­иски оптимального варианта их взаимодействия. В республиках складывалась соответствующая им структура отраслевых мини­стерств и соответственно структура отделов областных, краевых исполкомов. Отделы исполкомов создавались в зависимости отструктуры хозяйства областей, краев, входили в ведомственную систему, возглавлявшуюся министерствами. Сохранен и усилен принцип подчинения наиболее важных предприятий непосред­ственно союзным министерствам.

Усилено административно-бюрократическое начало в работе органов управления, усложнена его структура, действовали па­рольные звенья в аппарате, что лишало его гибкости; стано­вились громоздкими штаты управленческого персонала.

Изменен статус и возросла роль плановых органов, их ответ­ственность за сроки и качество реализации государственных пла­нов.

Особыми функциями обладало ведомство государственного контроля, представленное наркоматом, преобразованным в мини­стерство, и вертикально построенной системой республиканских и других местных структур. Сильное, организованное бюрократи­чески ведомство (нарком - министр Л.3. Мехлис, 1940-1953 гг.) жестко контролировало исполнение решений правительства во всех отраслях управления и народного хозяйства, соблюдение финан­сово-бюджетной дисциплины, действовало независимо от других управленческих структур, выявляло недостатки, злоупотребления, привлекало виновных к судебной ответственности, «стало по сути главным фискальным учреждением в стране».

Существенно возросло значение прокуратуры, надзора за со­блюдением законности всеми органами управления.

Демократизирована судебная система, отменены военные три­буналы на транспорте, в 1948—1949 гг. впервые в истории Совет­ского государства население избрало народных судей, заседате­лей, что повысило роль судов в обеспечении законности органов государственного управления. Усилена дисциплинарная ответствен­ность судей, взыскания на которых стали налагаться дисципли­нарными коллегиями областных, краевых, республиканских су­дов. В центральных ведомствах, союзных министерствах в 1947 г. выбирались суды чести для борьбы с проступками, роняющими честь и достоинство советского работника, которые выносили по­рицания проштрафившимся сотрудникам.

Применялись различные меры материального стимулиро­вания управленцев, работников производства; поощрялись и организовывались массовые движения новаторов, в том числе и сферы управления, основанные на энтузиазме, трудовом геро­изме, но приоритетными оставались командно-административ­ные методы, которые временами ужесточались.

В послевоенную систему государственного управления вли­лись новые кадры обученных специалистов. В учебных заведени­ях, краткосрочных школах и на курсах прошли подготовку, пере­подготовку, повышение квалификации многие работники госу­дарственных, общественных, в том числе партийных, комсомоль­ских, профсоюзных и других органов, хотя острой оставалась проблема управленцев-профессионалов.

Пагубно сказались на кадрах бериевско-сталинские репрессии на рубеже 40-50-х гг., в ходе которых были расстреляны по сфаб­рикованным обвинениям сотни молодых ответственных работни­ков центральных и местных органов, выдвинувшихся на высокие государственные посты в военные и послевоенные годы, проявив­ших способности управлять смело, творчески, самостоятельно принимать оптимальные решения, предлагавших изменить систе­му и методы управления. Среди них заместитель Председателя Совмина, Председатель Госплана СССР, известный ученый-эко­номист и организатор Н.А. Вознесенский, Председатель Совмина РСФСР М.Н. Родионов, бывший председатель Ленинградского облсовета Н.В. Соловьев, председатель исполкома того же совета И.С. Харитонов, председатель Ленинградского горисполкома П.Г. Лазутин. Репрессиям подверглись многие работники совет­ских органов управления, тысячи граждан России, Грузии и др. Кровавый каток репрессий возродил в органах управления атмо­сферу подозрительности, доносительства, нездорового карьериз­ма, показной, общественной активности.

Максимально усилились партийное влияние, совмещение ру­ководства ВКП(б) и государственного управления. Партийные структуры присваивали властные и управленческие функции, под­чиняли себе все звенья разветвленной политической системы сверху донизу. Формировался режим диктата через всевластный бюрократический аппарат партии и Советов.

Государственное управление централизованно направлялось узкой группой «околосталинских» политбюровцев, действовавших бесконтрольно, ибо съезды партии не созывались с 1939 г. по 1952 г., состоялось всего два послевоенных пленума ЦК; в верхах отсутствовали демократия, выборность, партийные органи­зации, их комитеты жестко исполняли директивы сверху по иерар­хической вертикали, что ослабляло силу и авторитет правящей партии, способствовало утверждению авторитарно-бюрократической системы управления во главе с главным секретарем ЦК ВКП(б).

В условиях обострения международной напряженности, уси­ления личной власти И.В. Сталина сорвано принятие новых про­грамм ВКП(б) и Конституции СССР, в проектах которых содер­жались прогрессивные положения о развитии прав и свобод лич­ности, демократических начал в общественной жизни и управле­нии, децентрализации экономической жизни, разрешении мел­ких частных хозяйств крестьян и кустарей, основанных на лич­ном труде, и исключении эксплуатации наемного труда.

Усилен контроль со стороны партийных органов как в целом над промышленностью и сельским хозяйством, так и над отдель­ными отраслями экономики. Функции упраздненного отдела кад­ров секретариата ЦК партии переданы созданным отраслевым отделам кадров, которые формировали управленческий слой в промышленности, финансах, плановых органах, сельском хозяй­стве, транспорте и торговле. Мотивировалось это необходимос­тью рационального кадрового обеспечения каждой конкретной отрасли и вело к жесткому номенклатурному управлению отрас­лями под постоянным контролем партии.

Трудно налаживалось управление аграрным сектором стра­ны, военные разрушения и утраты которого в сочетании с засу­хой и голодом обусловили продовольственный и грозили всеоб­щим кризисом. В управлении применялись чрезвычайные меры и другие средства, характерные для авторитарно-бюрократичес­кой системы управления, которые считались целесообразными для обеспечения политической стабильности и форсированного восстановления земледелия и животноводства.

Созданная в сентябре 1946 г. Комиссия по делам колхозов во главе с наркомом земледелия А.А. Андреевым занималась воз­вращением в общественный массив колхозов земель, незаконно захваченных колхозниками, организациями, учреждениями для приусадебных и подсобных хозяйств. Государственные органы управления ужесточили контроль за соблюдением Устава сельскохозяйственной артели, соблюдением демократических основ управления колхозами, сохранностью колхозного имущества. С октября 1946 по 1953 г. при союзном правительстве действовал Совет по делам колхозов, имевший в республиках, краях и обла­стях своих контролеров от центра, независимых от местных вла­стей. Усилено влияние на колхозы государственных МТС на ос­нове учрежденного Советом Министров СССР 27 января 1948 г. типового договора МТС с колхозами. Государство изменяло кол­хозное право вплоть до утверждения примерных норм выработ­ки, единых расценок в трудоднях, регулирования землепользо­вания, землеустройства, финансирования, межколхозных произ­водственных связей. Государством же устанавливались деталь­ные планы развития колхозного, совхозного производства, при­менялись жесткие меры по выполнению сельскохозяйственных заготовок в соответствии с первой заповедью - в первую очередь государству, остаток себе. Действовала строгая система государ­ственных штрафов, большой натуроплаты за работы МТС, кон­фискации имущества колхозников за неуплату налогов (недоим­ки), бремя налогового, финансового пресса, подчинения личного общественному, выкачивания средств и сил из деревни.

Было углублено и расширено огосударствление колхозов. Усилилась мелочная опека со стороны государственных органов. Курировавший в руководстве страны сельское хозяйство Н.С. Хру­щев вынашивал грандиозные планы «агрогородов», перевода кре­стьянства на городские формы быта в порядке реализации идеи пролетарского единства всего населения.

Обобщающим итогом перестройки военного государственно­го управления в послевоенное время стали восстановление и раз­витие народного хозяйства, довоенного уровня численности на­селения (1953 г.), восполнение демографических военных потерь, решение крупных социально-экономических задач, увеличение численности рабочих, врачей, научных работников (и учрежде­ний), студентов в полтора раза, снижение вдвое детской смертности; оздоровление финансовой ситуации, снижение ежегодно с 1949 по 1952 г. розничных цен на продовольственные и про­мышленные товары первой необходимости, которые стали на 43% ниже уровня 1947 г. и стимулировали рост спроса и увеличение производства товаров. Выросли общественные фонды потребле­ния, особенно отчисления на социальное страхование, стипендии учащимся и студентам, пособия многодетным и одиноким мате­рям, вдовам погибших воинов и др. Государственное управле­ние оказалось способным к послевоенной перестройке.

 

Источники и литература.

 

1. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. Изд. 10-е. М., 1995.

2. История государства и права России. / Отв. ред. Ю.П. Титов. М., 1996.

3. Коржихина Т.П., Сенин А.С. История российской государственнос­ти. М., 1995.

4. Пихоя Р.Г. СССР: История власти. 1945-1991. М., 1998.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Нэповская перестройка чрезвычайного управления в условиях послевоенного кризиса | Власти и системы управления в советском обществе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.