Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II.1.5. Политические воззрения Юрия Крижанича





Юрий Крижанич (1618—1683) родился в Хорватии. С 1640 г. Крижанич проживал в Риме, где закончил греческий коллегиум св. Афанасия. Его мечтой становится миссионерская деятельность в России в целях достижения содружества славянских народов под эгидой русского государства с единой униатской церковью. В 1659 г. он поступил на службу к русскому царю Алексею Михайловичу по При­казу Большого двора, а в 1661 г. был сослан на жительство в Тобольск и в Москву возвратился только в 1676 г. уже по распоряжению царя Федора Алексеевича. В 1678 г. навсегда оставил пределы русского государства. В Тобольске он написал "Беседы о политике", изве­стные в историографии как трактат "Политика". Знаком­ство с политическими порядками европейских стран по­зволило ему провести сравнительный анализ и предста­вить прогноз дальнейшего развития России с учетом уже накопленного другими народами опыта государственного и правового строительства.

В "Политике" много внимания уделяется исследова­нию вопросов о происхождении государства, его целях и задачах.

Божественная сущность верховной власти является неоспоримой, ибо "все законные короли поставлены не сами собой, а Богом". Крижанич отстаивает положение о божественности персоны носителя верховной власти. "Ко­роль подобен некоему Богу на земле...".

Цель государства Крижанич определяет как достиже­ние "общей пользы" для всех членов общества. "Долг коро­ля — обеспечить благочестие, справедливость, покой и изо­билие... веру, суд, мир и дешевизну. Эти четыре вещи каж­дый король должен обеспечить своему народу, и для этого Бог поставил его королем". Следуя Аристотелю, Крижа­нич делит все существующие формы правления на три правильные и три неправильные; последние — извращен­ные варианты от первых. Три правильные: совершенное самовладство (абсолютная монархия); боярское правление и общевладство или посадское правление (республики). Самовладству противостоит тирания; боярскому правлению — олигархия и общевладству — анархия.

Наилучшей формой из них является "совершенное самовладство", поскольку она наибольшим образом обеспечивает наличие справедливости, со­гласия в народе и сохранения покоя в стране. "Самовладство самое древнее на свете и самое крепкое правление". "Всякий истинный король является в своем королевстве вторым после Бога самовладцем и наместником". Таким представляется мыслителю правление царя Алексея Михайловича, которое "потому у безмерно уважаемо, удачливо и счастливо, что в нем имеется совершенное самовладство".



На троне Крижанич предпочитает видеть короля-философа. Он считает обязательным наличие у правителя знаний; хорошо также, когда знания есть и у всего народа, ибо "мудрость создана Богом недаром, а для того, что­бы быть полезной людям". Королям она особенно необхо­дима, так как они не имеют права учиться на собственных ошибках, которые чреваты последствиями не только для них самих, но и для всего народа, обычно расплачивающегося за их ошибки. Царя Алексея Михайловича мыслитель характеризует как мудрого и ученого человека и выражает надежду, что под "благородным правлением этого благочестивого царя и великого государя" Россия сможет отбросить "плесень древной дикости, научиться наукам, завести похвальные отношения и достичь счастливого со­стояния".

Термины "рабство" и холопство" он обычно употребляет синонимично. Подобно современным ему западноевропейским мыслителям, он различает два вида рабства: социальное (крепостничество) и политическое (подданство Крижанич осуждает крепостное право, доказывая, что истинная свобода может быть только в такой стране, где каждый человек пользуется своим трудом и распоряжается своим имуществом. Из всех видов неволи мыслитель

признавал только кабальное холопство, считая его добровольным выражением сознательной воли индивида. Политическое рабство (подданство) Крижанич рас­сматривает как форму беспрекословного повиновения верховной власти, отмечая, что быть рабом царя и народа дело славное и представляет собой один из видов свобо­ды, к тому же является долгом каждого гражданина и выражает честь, а не унижение.

Абсолютный монарх должен быть просвещенным пра­вителем, а не тираном. Тиранство Крижанич определяет как "людодерство". Тираническое правление опре­деляется как господство, при котором правитель не забо­тится о благе народа (государство не достигает цели), преследует личные интересы, нарушает "природные" за­коны. Но покарать такого правителя может все-таки толь­ко Бог, а не люди. Божественная сущность власти не позволяет народу "проклинать короля хотя бы и несправед­ливого, никто не может наказать помазанника либо поднять на него руку. Ибо король — помазанник и угодник Божий". Аргументацией отрицания права народа на восстание служит знаменитый библейский текст. "Не прикасайтесь к помазанникам моим"

Крижанич выдвигает сумму гарантий, с помощью которых возможно предотвратить превращение "совершенного самовладства" в тиранию. Прежде всего это наличие на троне монарха-философа, затем принятие и соблюдение хороших законов, соответствующих божественным "природным" (естественным) установлениям, ибо "благие, законы лучше всего противостоят жажде власти", и, нако­нец, нормативная регламентация всех сословий и чинов в государстве, согласно которой для каждого сословия будут определены обязанности в отношении ко всему обществу.

В обязанности просвещенного монарха вменяется забота о благополучии страны. Прежде всего, необходимо позаботиться о развитии промыслов и упорядочении торговли. Государству также следует планировать распределение ремесел по городам с учетом природных условий: близости леса, льна, шерсти, железа и всяких материалов Необходимо проявлять всемерную заботу об использовании природных богатств. В сельском хозяйстве "землю пользовать так, чтобы взять от нее плоды, какие она может только уродить".

Для обеспечения хозяйственного благополучия, торгово-промышленным сословиям следует предоставить умеренные "слободины", а для этого городам необходимо дать известную самостоятельность в управлении своими делами.

Русские законы Крижанич считает чрезвычайно жестокими "Из-за людодерских законов все европейские народы в один голос называют православное царство тиранским. И, кроме того, говорят, что тиранство здесь наибольшее. Поэтому он всячески намекает на необходимость смягчения санкций современного ему русского законодательства.

Идеи Крижанича несколько опередили эпоху. Как отмечал В. О. Ключевский, в его "проспект-проектах" уже "видны реформы Петра Великого".

В то же время неудивительна судьба, постигнувшая Крижанича в России. Он не только подверг критике существующую систему управления и российское законодательство, но и выступил как агент католического Рима против Православия. Таким образом, Крижанич замахнулся на самые устои российской государственной идеологии, противопоставив ей европеизированную, униатскую модель.


Лекция II.2. ПЕТРОВСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ: ЕЕ ИДЕОЛОГИ И ПРОТИВНИКИ.

 

II.2.1. Апологетика реформ

II.2.2. Русский консерватизм.

 

 

К концу XVII в. стало очевидным отставание России от передовых западноевропейских стран в области экономики, а также в военном деле, организации системы управления и т.д. Это

 

 

Реформы Петра Великого положили начало процессу модернизации Росси, и в то же время способствовали активной вестернизации нашей страны. Естественно, что петровские реформы нашли как своих сторонников, так и непримиримых противников.

 





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 654; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.