КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формирование товарных запасов
Процесс реализации товаров и товароснабжения своих клиентов в соответствии с договорами требует постоянного наличия на предприятиях оптовой торговли товарных запасов. Формирование определенных размеров товарных запасов позволяет обеспечить устойчивый ассортимент, осуществлять определенную ценовую политику, обеспечивать постоянное расширение круга оптовых покупателей и немедленное исполнение заключенных с ними договоров. Все это в конечном счете способствует достижению целей, стоящих перед предприятием — стабилизации рыночной позиции, поддержанию конкурентоспособности, получению необходимой прибыли. В оптовой торговле создаются запасы текущего хранения, длительного хранения, в отдельных случаях целевого назначения. Основная часть запасов — это товары текущего хранения, необходимые для обеспечения регулярных продаж со складов. Размеры этих запасов зависят от размещения предприятий-поставщиков, развития транспортной сети, организации товародвижения, размещения розничной сети в регионе, состояния материально-технической базы оптовых предприятий и других факторов. Товарные запасы в оптовой торговле оцениваются следующими показателями: Величина товарных запасов на определенную дату в натуральном измерении (тонных, штуках, литрах и т. п.). Величина товарных запасов на определенную дату в денежном выражении. Эта информация имеется в Отчетах о движении товаров и тары по складу по группам и наименованиям товаров, в целом по складу и оптовой базе в учетных ценах — ценах приобретения товаров без налога на добавленную стоимость. В статистической отчетности, где отражаются продажа и запасы товаров по товарным группам, (форма П-1) оценка запасов дается в средних ценах реализации, действовавших в отчетном месяце. При анализе и планировании для обеспечения сопоставимости с объемами оборота используют показатели товарных запасов в средних ценах реализации. Размеры товарных запасов в днях на определенную дату. Расчет товарных запасов в днях на предприятиях оптовой торговли производится путем деления фактической суммы товарных запасов на определенную дату на плановый среднедневной объем продажи товаров со склада. Пример. На складе оптовой базы на 01.01. товарные запасы составили 40 000 тыс. руб. План оптового оборота на I квартал всего: 200 000 тыс. руб., в том числе оптовый складской 179 500 тыс. руб. Кроме того, мелкооптовая продажа товаров населению (оборот розничной торговли) — 500 тыс. руб. Продажа со склада по плану I квартала: 179 500 + 500 = 180 000 (тыс. руб.) Однодневная продажа со склада в I квартале: 180 000: 90 = 2000 (тыс. руб.) Товарные запасы в днях на 01.01.: 40 000: 2000 = 20 (дней) Управление товарными запасами в оптовой торговле — ложный комплекс мероприятий, в котором тесно переплетаются задачи производственного менеджмента и маркетинга с задачами финансового менеджмента. Это связано с тем, го товарные запасы — это, с одной стороны, элемент товарного предложения, часть товарного обеспечения оборот, с другой — часть оборотных средств предприятия в материальной форме (часть оборотных активов). Эффективное управление товарными запасами в оптовой торговле позволяет: ускорить оборачиваемость средств, вложенных в товары, сократить текущие затраты на формирование и хранение товарных запасов, высвободить из хозяйственного оборота часть финансовых средств и вложить их в другие активы. На предприятиях оптовой торговли разрабатывается политика управления товарными запасами, которая заключатся в оптимизации общего размера и структуры товарных запасов, минимизации затрат по их обслуживанию и обеспечению эффективного контроля за их движением. Этапы формирования товарных запасов в оптовом торговом предприятии: • определение задач формирования товарных запасов; • анализ размера, состава товарных запасов и оборачиваемости средств, вложенных в товарные запасы; • обоснование размеров товарных запасов по группам товаров в днях; • определение необходимой суммы товарных запасов по группам товаров и по оптовой базе в целом; • оценка эффективности плана товарных запасов; • построение системы контроля за состоянием товарных запасов. При формировании товарных запасов текущего хранения необходимо: обеспечить безусловное выполнение заключенных договоров и запланированного объема оборота; оптимизировать расходы по формированию и обслуживанию товарного запаса; увязать объемы товарных запасов с размерами складских помещений, емкостью хранилищ; увязать объемы запасов с суммой собственных оборотных средств, с возможностями использования заемных средств. Наиболее сложным процессом является обоснование размеров товарных запасов в днях по группам товаров. В оптовой торговле для обоснования размеров товарных запасов используют опытно-статистический метод, метод технико-экономических расчетов и экономико-математические методы. Опытно-статистический метод, так же как и в розничной торговле, предполагает использование материалов анализа товарных запасов и выявление факторов, которые могут существенно повлиять на их размеры в планируемом периоде. Метод технико-экономических расчетов построен на определении по каждой группе товаров (или каждому наименованию товара) размера запаса в днях (нормы товарного запаса) с использованием формулы Н = П /2 + С + В + Тп, (1) где Н — норма товарного запаса в днях; П/2 — запас текущего пополнения; С — страховой запас; В — время на приемку товара, складские операции; Тп — запасы товаров в пути (оплаченные). Запас текущего пополнения на предприятиях оптовой торговли определяется с учетом периодичности и комплектности поставок. Товары часто поступают от многих поставщиков, поэтому запас текущего пополнения рассчитывают по отдельным поставщикам, а затем с учетом удельного веса объемов поставок от каждого поставщика в общем объеме поступления определяют среднюю взвешенную величину запаса текущего пополнения. Страховой запас зависит от запаса текущего пополнения, и может определяться в процентах к его размеру с учетом данных анализа. Время на приемку, подготовку товаров к продаже устанавливают на основе анализа (обычно 1—2 дня). Запасы товаров в пути в зависимости от условий доставки планируют с размере 1—3 дней. В связи с тем, что метод технико-экономических расчетов является трудоемким, расчеты проводят не часто, установленные нормы товарных запасов используют в течение каких-либо параметров. Экономико-математические методы в оптовой торговле широко используются при обосновании запасов текущего пополнения — главной составной части норматива товарных запасов. Наибольшее распространение получила модель экономически обоснованного заказа или, так называемая, модель Уилсона. Она позволяет определить оптимальные размеры закупаемых партий и сроки поставок. Механизм этой модели основан на минимизации совокупных операционных затрат по закупке и хранению запасов товаров. Затраты подразделяются на две группы. затраты по размещению заказов (расходы на оформление заказа, транспортировку, приемку товаров); затраты на хранение единицы товара на складах. С одной стороны, оптовому предприятию выгодно завозить товары как можно более крупными партиями, так как чем больше размер партии, тем ниже совокупные затраты по размещению заказов. Сумма затрат по размещению заказа (И разм): Q Иразм = S х C1 (2)
где Q — объем реализации товара в плановом периоде (квартале); S — средний размер одной партии поставки; C1 — средняя стоимость размещения одного заказа. С другой стороны, высокий размер партии поставки товара вызывает рост затрат по хранению товаров на складах в связи с увеличением периода хранения. С учетом этой зависимости сумма затрат по хранению (Ихран) может быть определена: S Ихрая= 2 х С2, (3) где S — средний размер одной партии поставки; С2 — стоимость хранения единицы товара в планируемом периоде (квартале). Из приведенных положений можно сделать вывод: с ростом среднего размера одной партии поставки товаров снижаются затраты по размещению заказа и возрастают затраты по хранению. Модель Уилсона позволяет оптимизировать пропорции между двумя группами затрат, чтобы совокупная их сумма была минимальной. 2QC1 Sonт = √ C2, (4) где Soiit — оптимальный размер партии завоза товара.
2C1 (5) П = Т √ QC2 где П — оптимальный интервал между поставками (период завоза в днях); Т — количество дней в плановом периоде. Необходимый плановый размер товарных запасов в денежном выражении определяется на основе размеров товарных запасов в днях и плановых объемов продажи товаров со складов. В современных условиях большое значение имеет увязка размеров товарных запасов с суммой оборотных средств, которая может быть вложена в их формирование. На практике может возникнуть ситуация, когда собственных оборотных средств недостаточно и необходимо привлекать заемные средства для формирования необходимых размеров товарных запасов. Привлечение заемных средств имеет пределы. Высокая доля заемных средств снижает финансовую устойчивость предприятия. Кроме того, привлечение заемных средств дает положительный эффект, только если рентабельность оборотных активов в товарных запасах будет превышать размер процентов за кредит. Разработанный план товарных запасов должен быть оценен с позиции повышения эффективности использование оборотных средств. Для этого рекомендуется рассчитывать и сопоставлять с предплановым периодом показатели оборачиваемости средств, вложенных в товарные запасы и рентабельности (отношения прибыли от продажи товаров за период к средней за этот период сумме оборотных средств, вложенных в товарные запасы). Так же, как и в розничных торговых предприятиях, в предприятиях оптовой торговли большое значение имеет построение системы контроля за состоянием товарных запасов. (Основные системы контроля рассмотрены в п. 7.4.). Для поддержания запасов каждого наименования товаров в соответствии с запланированным размером разрабатывается комплекс мероприятий: • недопущение снижения товарных запасов ниже минимального размера, определяемого периодичностью завоза; • соблюдение сроков хранения товаров; • совершенствование организации и технологии товародвижения, складских операций; • своевременное и правильное пополнение запасов; • недопущение наличия сверхнормативных товарных запасов, принятие мер к их реализации.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 7247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |