Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общение как коммуникативная деятельность




Существование множества различных определений понятия «общение» прежде всего связано с различными подходами и взглядами на эту проблему. Мы будем использовать следующее определение.

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. В узком смысле слова общение - это взаимодействие людей, имеющих общие или взаимодополняющие интересы либо потребности.

В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного аффективно-оценочного (эмоционально-оценочного) характера, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Наиболее простая модель общения может быть представлена следующим образом: С1 ---------- С2. Заметим, что в качестве субъектов общения может выступать как индивидуум, так и группа.

Во множестве определений общения выделяют:

• общение как вид самостоятельной человеческой деятельности;

• общение как атрибут других видов человеческой деятельности;

• общение как взаимодействие субъектов.

В специальной социально-психологической литературе есть взгляд на общение как коммуникативную деятельность. Опираясь на концепцию А. Н. Леонтьева и его анализ общения как деятельности и обозначая его как «коммуникативную деятельность», рассмотрим ее основные структурные компоненты: предмет общения - это другой человек, партнер по общению как субъект; потребность в общении состоит в стремлении человека к по­знанию и оценке других людей, а через них и с их помощью - к самопозна­нию, к самооценке; коммуникативные мотивы - это то, ради чего предпри­нимается общение; действия общения - это единицы коммуникативной дея­тельности, целостный акт, адресованный другому человеку (две основные категории действий общения - инициативные и ответные); задачи общения - это та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения; средст­ва общения - это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения; продукт общения - образования материального и духовного ха­рактера, создающиеся в итоге общения.

Общение как деятельность представляет собой систему элемен­тарных актов. Каждый акт определяется:

а) субъектом - инициатором общения (субъект-инициатор);

б) субъектом, которому адресована инициатива (субъект-партнер);

в) нормами, по которым организуется общение;

г) целями, которые преследуют участники общения;

д) ситуацией, в которой совершается взаимодействие.

Структура акта общения. Каждый акт общения состоит из цепи вза­имосвязанных коммуникативных действий:

1.Вход субъекта общения в коммуникативную ситуацию.

2.Оценка субъектом общения характера коммуникативной ситуации (благоприятная, неблагоприятная и т.д.).

3.Ориентация в коммуникативной ситуации.

4.Выбор другого субъекта для возможного взаимодействия.

5.Постановка коммуникативной задачи исходя из особенностей си­туации общения.

6.Подход к субъекту взаимодействия.

7.Пристройка к субъекту-партнеру по взаимодействию.

8.Привлечение субъектом-инициатором внимания субъекта-партнера.

9.Оценка эмоционально-психологического состояния субъекта-партнера и выявление степени его готовности к вступлению во взаимодействие.

10.Настройка субъектом-инициатором на эмоционально-психоло­гическое состояние субъекта-партнера.

11.Выравнивание эмоционально-психологических состояний субъек­тов общения, формирование общего эмоционального фона.

12.Коммуникативное воздействие субъекта-инициатора общения на субъ­екта-партнера.

13.Оценка субъектом-инициатором реакции субъекта-партнера на воз­действие.

14.Стимулирование «ответного хода» субъекта-партнера.

15.«Ответный ход» субъекта-партнера по общению.

Из пятнадцати названных действий и организуется акт общения. Заме­тим, что для возникновения акта общения нужна инициатива. Субъект обще­ния, который берет эту инициативу на себя, назван нами «субъект-инициатор». А субъект, который эту инициативу принимает, определяется как субъект-партнер.

Содержание общения. Общение может иметь различное содержа­ние, которое выражается в следующем:

1. Передача от человека к человеку информации.

2. Восприятие партнерами по общению друг друга.

3. Взаимооценка партнерами по общению друг друга.

4. Взаимовлияние партнеров по общению друг на друга.

5. Взаимодействие партнеров друг с другом.

6. Управление групповой или массовой деятельностью и т. д.

Функции общения. Функции общения выделяются в соответствии с

содержанием общения.

Различают четыре основные функции общения:

1. Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.

2. Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей.

3.Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.

4. Трансляционная функция - функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т. д.

5. Экспрессивная - функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний;

6.Функция социального контроля — регламентация поведения и дея тельности.

7.Функция социализации - формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами и т. д. (oрганизация совместной деятельности, познание людьми друг друга, формирование и развитие межличностных отношений).

В психологии выделяют следующие виды общения:

1. «Контакт масок» - формальное общение, при котором отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника. Используются привычные маски вежливости, строгости, безразличия, участливости и т.д., т. е. набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть отношение к собеседнику. В некоторых ситуациях контакт масок необходим для того, чтобы не вступать в личный контакт.

2.Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание и средства общения социальными ролями партнеров по общению: врач и пациент, милиционер и нарушитель правил уличного движения, контролер и пассажиры автобуса и т.д.

3. Деловое общение, целью которого является организация и оптими­зация того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой, учебной и др. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но на первом плане стоят интересы дела, а не личность собеседника.

4. Светское общение определяется формальной вежливостью. Его осо­бенность состоит в том, что люди фактически не общаются, а как бы испол­няют ритуал, говоря то, что положено в определенных ситуациях.

5. Духовное межличностное общение, при котором раскрываются глу­бинные структуры личности. Духовное общение характеризуется полным взаимопониманием.

Цели общения:

• цель общения - вне самого взаимодействия субъектов;

• цель общения - в нем самом;

• цель общения - приобщение партнера к опыту и ценностям инициато­ра общения;

• цель общения - приобщение самого его (инициатора) к ценностям партнера;

• цель общения - удовлетворение потребностей партнеров по общению (в престиже, доминировании, аффилиации, в безопасности, в индивидуально­сти, в покровительстве, в познании, в красоте и др.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 5427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.