КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общение как коммуникативная деятельность
Существование множества различных определений понятия «общение» прежде всего связано с различными подходами и взглядами на эту проблему. Мы будем использовать следующее определение. Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. В узком смысле слова общение - это взаимодействие людей, имеющих общие или взаимодополняющие интересы либо потребности. В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного аффективно-оценочного (эмоционально-оценочного) характера, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Наиболее простая модель общения может быть представлена следующим образом: С1 ---------- С2. Заметим, что в качестве субъектов общения может выступать как индивидуум, так и группа. Во множестве определений общения выделяют: • общение как вид самостоятельной человеческой деятельности; • общение как атрибут других видов человеческой деятельности; • общение как взаимодействие субъектов. В специальной социально-психологической литературе есть взгляд на общение как коммуникативную деятельность. Опираясь на концепцию А. Н. Леонтьева и его анализ общения как деятельности и обозначая его как «коммуникативную деятельность», рассмотрим ее основные структурные компоненты: предмет общения - это другой человек, партнер по общению как субъект; потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью - к самопознанию, к самооценке; коммуникативные мотивы - это то, ради чего предпринимается общение; действия общения - это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (две основные категории действий общения - инициативные и ответные); задачи общения - это та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения; средства общения - это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения; продукт общения - образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения. Общение как деятельность представляет собой систему элементарных актов. Каждый акт определяется: а) субъектом - инициатором общения (субъект-инициатор); б) субъектом, которому адресована инициатива (субъект-партнер); в) нормами, по которым организуется общение; г) целями, которые преследуют участники общения; д) ситуацией, в которой совершается взаимодействие. Структура акта общения. Каждый акт общения состоит из цепи взаимосвязанных коммуникативных действий: 1.Вход субъекта общения в коммуникативную ситуацию. 2.Оценка субъектом общения характера коммуникативной ситуации (благоприятная, неблагоприятная и т.д.). 3.Ориентация в коммуникативной ситуации. 4.Выбор другого субъекта для возможного взаимодействия. 5.Постановка коммуникативной задачи исходя из особенностей ситуации общения. 6.Подход к субъекту взаимодействия. 7.Пристройка к субъекту-партнеру по взаимодействию. 8.Привлечение субъектом-инициатором внимания субъекта-партнера. 9.Оценка эмоционально-психологического состояния субъекта-партнера и выявление степени его готовности к вступлению во взаимодействие. 10.Настройка субъектом-инициатором на эмоционально-психологическое состояние субъекта-партнера. 11.Выравнивание эмоционально-психологических состояний субъектов общения, формирование общего эмоционального фона. 12.Коммуникативное воздействие субъекта-инициатора общения на субъекта-партнера. 13.Оценка субъектом-инициатором реакции субъекта-партнера на воздействие. 14.Стимулирование «ответного хода» субъекта-партнера. 15.«Ответный ход» субъекта-партнера по общению. Из пятнадцати названных действий и организуется акт общения. Заметим, что для возникновения акта общения нужна инициатива. Субъект общения, который берет эту инициативу на себя, назван нами «субъект-инициатор». А субъект, который эту инициативу принимает, определяется как субъект-партнер. Содержание общения. Общение может иметь различное содержание, которое выражается в следующем: 1. Передача от человека к человеку информации. 2. Восприятие партнерами по общению друг друга. 3. Взаимооценка партнерами по общению друг друга. 4. Взаимовлияние партнеров по общению друг на друга. 5. Взаимодействие партнеров друг с другом. 6. Управление групповой или массовой деятельностью и т. д. Функции общения. Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения: 1. Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия. 2. Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей. 3.Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста. 4. Трансляционная функция - функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т. д. 5. Экспрессивная - функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний; 6.Функция социального контроля — регламентация поведения и дея тельности. 7.Функция социализации - формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами и т. д. (oрганизация совместной деятельности, познание людьми друг друга, формирование и развитие межличностных отношений). В психологии выделяют следующие виды общения: 1. «Контакт масок» - формальное общение, при котором отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника. Используются привычные маски вежливости, строгости, безразличия, участливости и т.д., т. е. набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть отношение к собеседнику. В некоторых ситуациях контакт масок необходим для того, чтобы не вступать в личный контакт. 2.Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание и средства общения социальными ролями партнеров по общению: врач и пациент, милиционер и нарушитель правил уличного движения, контролер и пассажиры автобуса и т.д. 3. Деловое общение, целью которого является организация и оптимизация того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой, учебной и др. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но на первом плане стоят интересы дела, а не личность собеседника. 4. Светское общение определяется формальной вежливостью. Его особенность состоит в том, что люди фактически не общаются, а как бы исполняют ритуал, говоря то, что положено в определенных ситуациях. 5. Духовное межличностное общение, при котором раскрываются глубинные структуры личности. Духовное общение характеризуется полным взаимопониманием. Цели общения: • цель общения - вне самого взаимодействия субъектов; • цель общения - в нем самом; • цель общения - приобщение партнера к опыту и ценностям инициатора общения; • цель общения - приобщение самого его (инициатора) к ценностям партнера; • цель общения - удовлетворение потребностей партнеров по общению (в престиже, доминировании, аффилиации, в безопасности, в индивидуальности, в покровительстве, в познании, в красоте и др.).
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 5427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |